Финансово-кредитный механизм регулирования инновационной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 01:19, реферат

Описание работы

Современная экономика может быть с полным основанием названа «инновационной экономикой». Разработка и внедрение новых видов продуктов, технологий и услуг становится ключевым фактором конкурентоспособности государств, регионов и отдельных предприятий. Можно говорить об особом, инновационном типе развития мировой экономики. Этот тип основан на постоянном поиске новых идей, осуществлении инноваций во всех областях общественной жизни, межфирменной научно-технологической кооперации, трансформации внутрифирменных организационных структур в сторону большей гибкости.

Содержание

Введение 3
Инновационная сфера 3
Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ 5
Источники и формы финансирования инноваций 9
Инновационная деятельность как объект инвестирования. 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа содержит 1 файл

реферат пэпу.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО  «Волгоградский государственный университет»

Факультет управления и региональной экономики

Кафедра экономики предприятия и инновационной  деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Финансово-кредитный  механизм регулирования  инновационной сферы 
 
 
 
 
 

                                                       Выполнил:

                                                       Студентка гр. МТю-091

                                                       Олейникова Елизавета 

                                                       Владимировна

                                                       Проверил:

                                                       Ассистент Шевченко Е.С. 
 
 
 
 

Волгоград, 2010 

Содержание

 

Введение

Современная экономика может быть с полным основанием названа

«инновационной  экономикой».  Разработка и внедрение новых видов продуктов,  технологий и услуг становится ключевым фактором конкурентоспособности государств, регионов и отдельных предприятий. Можно говорить об особом,  инновационном типе развития мировой экономики.  Этот тип основан на постоянном поиске новых идей, осуществлении инноваций во всех областях общественной жизни,  межфирменной научно-

технологической кооперации,  трансформации внутрифирменных  организационных структур в сторону  большей гибкости. 

Несмотря  на то,  что с переходом России к рыночным отношениям

резко сократилось государственное финансирование научных исследований,  в нашей стране накоплен значительный научно-технологический потенциал, позволяющий осуществить переход на инновационный тип развития.

Задача  перехода к инновационному развитию предполагает принципиальное изменение методов и схем управления предприятием. Очевидно, что решение данной задачи потребует подготовки нового типа менеджеров, настроенных на изменения, постоянное обучение и использование полученных знаний.

Хотя  в настоящее время инновационная деятельность в промышленности недостаточно регламентирована действующими нормативными актами,  бурно развивающаяся практика обусловливает растущий интерес ее

участников  к управлению инновационными процессами. Востребованность

специалистов  в области инновационного менеджмента будет возрастать в

процессе  перехода страны к инновационной экономике.

Инновационная сфера

 

    Основой научно-технического прогресса являются изобретения  и открытия. Когда появившиеся  изобретения находят свое практическое применение в какой-либо области человеческой деятельности, они ведут к созданию нового продукта или новой технологии (т. е. процесса производства продукта). Это означает, что идея, положенная в основу изобретения, превратилась в нововведение.    

Нововведение  всегда стимулирует появление новых идей, так как развивает любопытство человека: "А что будет, если…?"

Самый яркий пример. Кто из горожан Петербурга, разъезжая по городу в 1920-х гг., мог  предполагать, что через какие-то 80 лет в 2000 г. их дети и внуки уже не увидят в городе ни одной лошади. Сегодня городские дети видят лошадей только в кино.

Таким образом, нововведение и связанная  с ним инновация представляют собой объективный закон развития человеческого общества.

Так что  же на самом деле обозначает инновация, а также инновационная сфера? Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию».    

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат есть новация.

Инновация представляет собой материализованный  результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п.

Инновацию можно назвать также инновационным  продуктом.

С понятием «инновации» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные  человеком.

В современной  экономике роль инноваций значительно  возросла. Это вызвано тем, что  в рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, к снижению цен, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе внешних.    

Российскими официальными терминами по инновации  являются термины, используемые в Концепции  инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 24.07.98 № 832. Такими терминами являются:

 «Инновация (нововведение)» - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

 «Инновационная сфера» - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ

Государственное регулирование экономики и инновационных  процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий  перевода функционирования экономики  на рыночные отношения. На этапе переходной экономики роль государства как основного участника и партнера по бизнесу в развитии инновационного сектора является стратегической.

В настоящее  время государство в нашей  стране ответственно в основном только за блок фундаментальных исследований, что может привести к наращиванию научного потенциала, который будет использоваться в странах с высокой ценой на интеллектуальные ресурсы. В результате очень скоро Россия может превратиться в поставщика «интеллектуального сырья» в экономически развитые страны.

Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики сегодня является повышение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг. И в этом первоочередную роль играет активизация инновационной деятельности. В этих условиях государство должно принять меры, направленное на существенное оживление инновационной деятельности.

К основным функциям государственного регулирования  инновационной сферы являются:

  • аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
  • координация инновационной деятельности;
  • стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
  • создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
  • кадровое обеспечение инновационной деятельности;
  • формирование научно-инновационной инфраструктуры;
  • институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
  • обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
  • повышение общественного статуса инновационной деятельности;
  • региональное регулирование инновационных процессов;
  • регулирование международных аспектов инновационных процессов.

К формам государственной поддержки научной  и инновационной деятельности Б.А. Райзберг относит следующие:

      • прямое финансирование;
      • предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
      • снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
      • отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
      • реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;
      • создание сети технополисов, технопарков и т.д.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурентоспособности в распределении бюджетных средств.

Основной  правовой формой государственного регулирования  инновационной деятельности являются правовые акты. К сожалению, инновационная деятельность в России еще не имеет должного правового регулирования. Единого законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности пока нет.

Как известно, инновационная деятельность включает два этапа: создание инноваций и освоение их производством. Более или менее благополучна ситуация с правовым регулированием первого этапа инновационной деятельности. Правовой базой инновационного процесса является законодательство в области охраны интеллектуальной собственности.

Что касается второго этапа инновационной  деятельности, то ее правовое регулирование  осуществляется посредством институтов гражданского законодательства. Отношения, возникающие в связи с использованием нововведений в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами (лицензионный, уступки исключительного права (патента), доверительного управления, подряда на выполнение проектных и изысканных работ, на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ и др.), регламентируемыми Гражданским кодексом РФ .

Рассматривая  государственное регулирование  инновационной деятельности в России на региональном уровне, можно выделить следующие особенности:

  • выявлено 16 субъектов РФ, формирующих в той или иной степени законодательство в инновационной сфере и соответственно органы государственного управления инновационной деятельностью на территории;
  • основная цель управления в большинстве случаев формулируется как коммерциализация научных знаний и результатов научных исследований;
  • основной механизм управления и стимулирования - это государственный заказ на инновационную продукцию, финансирование из бюджета инновационных проектов, развитие инфраструктуры инновационной деятельности, предоставление налоговых льгот и иных способов непрямого субсидирования.

Организационный механизм государственного регулирования  инновационной деятельности обеспечивает учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создает условия для  согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Информация о работе Финансово-кредитный механизм регулирования инновационной сферы