Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 19:42, реферат
Программа АРИЗ представляет собой последовательность операций по выявлению и разрешению противоречий (см. основную линию решения задач по АРИЗ), анализу исходной ситуации и выбору задачи для решения, синтезу решения, анализу полученных решений и выбору наилучшего из них, развитию полученных решений, накоплению наилучших решений и обобщению этих материалов для улучшения способа решения других задач.
1 Введение
2 Основные понятия и определения АРИЗ
2.1 Понятие о противоречиях
2.1.1 Поверхностное противоречие
2.1.2 Углубленное противоречие
2.1.3 Обостренное противореиче
2.1.4 Цепочка противоречий
2.2 Идеальный конечный результат
2.2.1 Идеальная техническая система
2.2.2 Идеальное вещество
2.2.3 Идеальная форма
2.2.4 Идеальный процесс
2.3 Основная линия решения задач по АРИЗ
2.4 Логика АРИЗ
2.5 Вспомогательные понятия АРИЗ
2.6 Практика по формулированию противоречий
2.6.1 Условия задач
2.6.2 Разбор задач по основной линии АРИЗ
3 Структура АРИЗ
3.1 Общие сведения
3.2 Первая часть
3.3 Вторая часть
3.4 Третья часть
3.5 Четвертая часть
3.6 Пятая часть
3.7 Шестая часть
3.8 Седьмая часть
3.9 Восьмая часть
3.10 Девятая часть
4 Анализ задачи
4.1 Основные понятия и структура первой части АРИЗ
4.2 Формулировка мини-задачи
4.3 Формулировка конфликтующей пары
4.4 Формулировка углубленного противоречия
4.5 Выбор конфликтующей пары
4.6 Усиление конфликта
4.7 Формулировка модели задачи
4.8 Представление вепольной модели задачи
5 Анализ модели задачи
5.1 Основные понятия и структура второй части АРИЗ
5.2 Определение оперативной зоны
5.3 Определение оперативного времени
5.4 Определение вещественно-полевых ресурсов
6 Определение ИКР и ОП
6.1 Основные понятия и структура третьей части АРИЗ
6.2 Формулировка идеального конечного результата - ИКР
6.3 Усиленная формулировка ИКР
6.4 Формулировка обостренного противоречия
6.5 Формулировка ИКР-2
6.6 Применение системы стандартов
7 Мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов
7.1 Основные понятия и структура четвертой части АРИЗ
7.2 Применение метода ММЧ
7.3 Шаг назад от ИКР
7.4 Применение преобразованных ВПР
8 Применение информационного фонда
8.1 Основные понятия и структура пятой части АРИЗ
8.2 Использование системы стандартов
8.3 Использование задач-аналогов
8.4 Использование типовых преобразований
8.5 Применение технологических эффектов
9 Изменение и / или замена задачи
10 Анализ способа устранения ОП
10.1 Основные понятия и структура седьмой части АРИЗ
10.2 Контроль решения
10.3 Оценка решения
10.4 Определение новизны и подзадач
11 Развитие полученной идеи
11.1 Основные понятия и структура восьмой части АРИЗ
11.2 Согласование полученного решения
11.3 Использование полученной системы по новому назначению
12 Литература
13 Ссылки
14 Авторство
15 См. также
16 Ссылки
В связи с
тем, что такое противоречие, как
правило, формулируется руководством
(администрацией) оно у Г. Альтшуллера
и называется административным противоречием
(АП).
Таким образом,
поверхностное противоречие (ПП) выражается
или в виде нежелательного эффекта (НЭ)
- что-то плохо, или в виде необходимо создать
что-то новое, но неизвестно каким образом.
Покажем, как
формулируется поверхностное
Задача 1.1. Авиадвигатели
Перед конструкторским
бюро А.Н.Туполева была поставлена задача
создания к концу 50-х годов нового пассажирского
самолета на 170 мест с большой дальностью
полета. Для этого потребовалось авиадвигатели
на суммарную мощность 50 тыс. л.с. У самого
мощного из имеющихся в СССР двигателей
ТВ-2 было всего 6 тыс. л.с. (Техника и Наука,
№ 9, 1982, с.24-27). Как быть?
Это типичное ПП
в виде нежелательного эффекта.
Задача 1.2. Скорость
судна
Необходимо увеличить
скорость судна, а как - неизвестно.
ПП в виде
создание нового.
Задача 1.3. Мощный
двигатель
Хочется, чтобы
автомобиль имел более мощный двигатель.
ПП в виде
создание нового.
Задача 1.4. Кастрюля
Можно обжечься,
когда берешь горячую кастрюлю с
плиты. Как устранить этот недостаток?
ПП в виде нежелательного эффекта.
[править]
Углубленное противоречие
УГЛУБЛЕННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
(УП) - это противоречие между определенными
частями, качествами или параметрами
системы.
УП возникает
при улучшении одних частей (качеств
или параметров) системы за счет
недопустимого ухудшения
УП можно рассматривать
и как введение или усиление полезного
действия, либо устранение или ослабление
вредного действия вызывает ухудшение
(в частности, недопустимое усложнение)
одной из частей системы или всей системы
в целом.
УП представляет
собой причину возникновения
поверхностного противоречия, углубляя
его. В глубине одного ПП, чаще всего,
лежит несколько УП.
Как правило, улучшая
одни характеристики объекта, мы резко
ухудшаем другие. Обычно приходится искать
компромисс, то есть чем-то жертвовать.
При решении
технических задач, изменяют технические
характеристики объекта, поэтому Г.
Альтшуллер углубленное противоречие
назвал техническим противоречием
(ТП).
Техническое (углубленное)
противоречие возникает в результате
диспропорции развития различных частей
(параметров) системы. При значительных
количественных изменениях одной из частей
(параметров) системы и резком "отставании"
другой (других) ее частей возникает ситуации,
когда количественные изменения одной
из сторон системы вступают в противоречие
с другими. Разрешение такого противоречия
часто требует качественного изменения
этой технической системы. В этом и проявляется
закон перехода количественных изменений
в качественные [5][6].
Продолжим рассмотрение задач, формулируя углубленное (техническое) противоречие.
Рис. 2. Сдвоенный двигатель самолета
Рис. 3. Самолет
ТУ 114
Задача 1.1. Авиадвигатели
(продолжение).
Чтобы получить
требуемую суммарную мощность нужно
использовать 8 двигателей. При этом самые
крайние двигатели располагаются на расстоянии
25 м от фюзеляжа, что недопустимо удлиняет
крылья. Возникает углубленное противоречие
между МОЩНОСТЬЮ самолета и недопустимым
увеличением ДЛИНЫ крыла.
Сформулируем
другое углубленное противоречие. Если
перейти к спаренным двигателям на общую
мощность 12 тыс. л.с., то нужно использовать
воздушный винт диаметром 9 м, что приводит
к необходимости поднять самолет над землей
на 5 м. Углубленное противоречие в этом
случае между МОЩНОСТЬЮ двигателей и большой
ВЫСОТОЙ самолета.
Такие виды УП могут
быть, в частности, устранены использованием
приема 17 "Переход в другое измерение"
[7].
А.Н.Туполев разрешил
описанное противоречие следующим
образом.
Он предложил
спарить двигатели в единый блок,
а на одном валу блока расположить сразу
два четырехлопастных воздушных винта,
которые вращаются в разные стороны (рис.
2). Потребовалось всего 4 блока (по два
на крыло), диаметр винта составил 5,2 м.
Самолет не нужно поднимать на большую
высоту. В результате был создан самолет
ТУ-114 (рис. 3) с достаточно высокой скоростью
полета до 870 км/час.
Задача 1.2. Скорость
судна (продолжение).
Увеличение грузоподъемности
судна связано с уменьшением
скорости хода. В свою очередь, увеличение
скорости хода судна приводит к росту
мощности двигателей, увеличению энергозатрат,
что требует увеличения веса и габаритов
силовой установки и запасов топлива.
Чрезмерное их увеличение может привести
к тому, что негде будет размещать полезный
груз. В данном примере выявлены технические
(углубленные) противоречия: ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ
- СКОРОСТЬ, СКОРОСТЬ - МОЩНОСТЬ, МОЩНОСТЬ
- ЭНЕРГОЗАТРАТЫ, ЭНЕРГОЗАТРАТЫ - ВЕС и
т.д.
Задача 1.3. Мощный
двигатель (продолжение).
Увеличение мощности
автомобиля приводит к повышенному
расходу бензина.
Т.е. УП – увеличение
мощности – расход вещества.
Задача 1.4. Кастрюля
(продолжение).
Необходимость
нагрева кастрюли при приготовлении
пищи вступает в противоречие с процедурой
снятия кастрюли голыми руками?
Т.е. УП – температура
(приготовление пиши) – вредные факторы,
генерируемые самим объектом (безопасность).
Рассмотрим еще
задачи.
Задача 1.5. Микросхема
Обычно проводники
в интегральных микросхемах (ИМС) делают
из золота, имеющего самое малое
удельное сопротивление току, но недопустимо
плохую адгезию с материалом подложки.
Как быть?
Возникает углубленное
противоречие (УП) между ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬЮ
и АДГЕЗИЕЙ.
Задача 1.6. Корпус яхты
"В конце
концов, конструкторы пришли к
выводу, что при проектировании
корпуса яхты необходимо
минимального сопротивления формы корпуса;
максимальной остойчивости;
минимального сопротивления трения.
Эти требования
взаимопротиворечивы. Узкая длинная
яхта имеет малое сопротивление
формы, однако, как мало остойчивая, не
может нести достаточно большой парусности.
Повышение остойчивости путем увеличения
веса балласта сопровождается одновременным
увеличением осадки и, следовательно,
увеличивает сопротивление трения. Увеличение
остойчивости путем увеличения ширины
корпуса вызывает увеличение сопротивления
формы корпуса. Задача конструктора состоит
в отыскании "золотой середины", в
применении трех противоречивых условий
конструирования". (Михай Чеслав. Теория
плавания под парусами. - Л.: Судостроение,
1963, с. 43).
Прежде чем решать эти задачи рассмотрим еще один вид противоречий, рассматривающийся в АРИЗ.
[править]
Обостренное противореиче
ОБОСТРЕННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
(ОП) - предъявление диаметрально противоположных
свойств (например, физических) к определенной
части технической системы.
Оно необходимо
для определения причин, породивших
углубленное противоречие, т.е. является
дальнейшим его углублением. Уточнение
(углубление) противоречий может продолжаться
и дальше для выявления первопричины.
Для человека, незнакомого
с АРИЗ, формулировка ОП звучит непривычно
и даже дико - некоторая часть ТС должна
находится сразу в двух взаимоисключающих
(взаимопротивоположных) состояниях: быть
холодной и горячей, подвижной и неподвижной,
длинной и короткой, гибкой и жесткой,
электропроводной и неэлектропроводной
и т.д.
Изучение причин, породивших углубленное (техническое) противоречие, в технических системах, как правило, приводит к необходимости выявления противоречивых физических свойств системы, поэтому Г.Альтшуллер назвал это физическим противоречием.
Рис. 4. Судно на подводных крыльях
Рис. 5. Судно на воздушной подушке
Рис. 6. Полупогруженное судно
Рис. 7. Экраноплан
Продолжим разбор
приведенных ранее задач и
сформулируем для них обостренные
противоречия (ОП).
Задача 1.2. Скорость
судна (продолжение).
Уменьшить энергозатраты
можно, ликвидировав подводную часть
корпуса корабля. Но чтобы судно
держалось на плаву, подводная часть
корпуса необходима.
Итак, обостренное
противоречие: подводная часть корпуса
должна быть для обеспечения плавучести
и не должна быть, чтобы не увеличивать
энергозатраты при увеличении скорости.
Были придуманы
суда на подводных крыльях (рис.4), суда
на воздушной подушке (рис.5), полупогруженные
суда (рис.6) и экранопланы (рис.7).
Задача 1.3. Мощный
двигатель (продолжение).
Бензина должно
тратиться много, чтобы двигатель
имел возможность работать на полную
мощность, и бензина должно тратиться
мало, чтобы не создавать лишние
расходы. Таким образом, ОП – расход
бензина должен быть большой и маленький.
Придуманы эжекторные
двигатели.
Задача 1.4. Кастрюля
(продолжение).
Кастрюля должна
быть горячей, чтобы осуществлялся
процесс варки, и должна быть холодной,
чтобы ее было безопасно брать.
Горячим должна
быть внутренняя поверхность кастрюли.
Холодной должны быть ручки, внешняя поверхность
кастрюли и крышки.
Частичные решения:
ручки выполняются из теплоизоляционного
материала или ручку
Немного лучшее
решение, если дно кастрюли делать теплопроводным
(металлическим), а стенки кастрюли делать
теплоизоляционными, например, пластмассовыми
или керамическими. Полное решение – внешний
слой кастрюли и крышки покрывать теплоизоляционным
слоем. Тогда в кастрюле будет дольше сохраняться
тепло. Это же решение может быть применено
и к чайнику (решение предложил Владимир
Петров).
Задача 1.5. Микросхема
(продолжение).
Сформулируем
обостренное противоречие (ОП).
Чтобы проводник
в интегральной микросхеме (ИМС) имел
маленькое сопротивление, он должен быть
выполнен из золота, а чтобы проводник
имел хорошую адгезию с подложкой, должен
быть из другого материала.
Более короткое
и обостренное ОП можно сформулировать:
материал проводника должен быть из ЗОЛОТА
и НЕ ИЗ ЗОЛОТА.
Типичное разрешение
такого обостренного противоречия - использование
ПОСРЕДНИКА (прием 24 "Принцип посредника")[8].
Правило использования
посредника подробно рассматриваться
при изучении веполного анализа[9].
Видимо, Вы уже догадались о решении. Сначала наносят подслой, имеющий хорошую адгезию с подложкой и с золотом, а затем на него напыляют золото. В качестве подслоя берут никель или титан (Степаненко И.П. Основы микроэлектроники. Учебное пособие. - М.: Сов. радио, 1980.-424 с.).
Рис. 8. Катамаран
Задача 1.6. Корпус яхты (продолжение). В задаче с проектированием корпуса яхты обостренных противоречий несколько:
Для того чтобы
яхта двигалась с большей скоростью
(имело малое сопротивление