Жизненный цикл ИС и его структура

Автор: Дарья Толовикова, 31 Августа 2010 в 15:32, реферат

Описание работы

Жизненный цикл информационной системы — период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации

Работа содержит 1 файл

реферат по ис в эк-ке жц информац систем.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

3. Процессы жизненного цикла ИС

     Процесс определяется как совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих входные данные в выходные. Описание каждого процесса включает в себя перечень решаемых задач, исходных данных и результатов.

     В соответствии с базовым международным  стандартом ISO/IEC 12207 все процессы ЖЦ ПО делятся на три группы:

3.1. Основные процессы жизненного цикла

  • Приобретение (действия и задачи заказчика, приобретающего ИС)
  • Поставка (действия и задачи поставщика, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой)
  • Разработка (действия и задачи, выполняемые разработчиком: создание ПО, оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовка тестовых и учебных материалов и т. д.)
  • Эксплуатация (действия и задачи оператора — организации, эксплуатирующей систему)
  • Сопровождение (действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией, то есть службой сопровождения). Сопровождение — внесений изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.

            Среди основных процессов жизненного цикла наибольшую важность имеют три: разработка, эксплуатация и сопровождение. Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами.

Разработка

            Разработка информационной системы включает в себя все работы по созданию информационного программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными требованиями. Разработка информационного программного обеспечения также включает: 

  • оформление проектной и эксплуатационной документации;  
  • подготовку материалов, необходимых для тестирования разработанных программных продуктов;
  • разработку материалов, необходимых для обучения персонала.

           Разработка является одним из важнейших процессов жизненного цикла информационной системы и, как правило, включает в себя стратегическое планирование, анализ, проектирование и реализацию (программирование).

Эксплуатация

           Эксплуатационные работы можно подразделить на подготовительные и основные. К подготовительным относятся:

  • конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей;
  • обеспечение пользователей эксплуатационной документацией;
  • обучение персонала.

Основные эксплуатационные работы включают:

  • непосредственно эксплуатацию;
  • локализацию проблем и устранение причин их возникновения;
  • модификацию программного обеспечения;
  • подготовку предложений по совершенствованию системы;
  • развитие и модернизацию системы.
Сопровождение

     Службы  технической поддержки играют весьма заметную роль в жизни любой корпоративной  информационной системы. Наличие квалифицированного технического обслуживания на этапе эксплуатации информационной системы является необходимым условием решения поставленных перед ней задач, причем ошибки обслуживающего персонала могут приводить к явным или скрытым финансовым потерям, сопоставимым со стоимостью самой информационной системы.

     Основными предварительными действиями при подготовке к организации технического обслуживания информационной системы являются:

  • выделение наиболее ответственных узлов системы и определение для них критичности простоя (это позволит выделить наиболее критичные составляющие информационной системы и оптимизировать распределение ресурсов для технического обслуживания);
  • определение задач технического обслуживания и их разделение на внутренние, решаемые силами обслуживающего подразделения, и внешние, решаемые специализированными сервисными организациями (таким образом производится четкое определение круга исполняемых функций и разделение ответственности);
  • проведение анализа имеющихся внутренних и внешних ресурсов, необходимых для организации технического обслуживания в рамках описанных задач и разделения компетенции (основные критерии для анализа: наличие гарантии на оборудование, состояние ремонтного фонда, квалификация персонала);
  • подготовка плана организации технического обслуживания, в котором необходимо определить этапы исполняемых действий, сроки их исполнения, затраты на этапах, ответственность исполнителей.

3.2. Вспомогательные процессы жизненного цикла

  • Документирование (формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ИС)
  • Управление конфигурацией (применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ИС для определения состояния компонентов ИС, управления ее модификациями).
  • Обеспечение качества (обеспечение гарантий того, что ИС и процессы ее ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам)
  • Верификация (определение того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями)
  • Аттестация (определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению)
  • Совместная оценка (оценка состояния работ по проекту: контроль планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой, инструментальными средствами)
  • Аудит (определение соответствия требованиям, планам и условиям договора)
  • Разрешение проблем (анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов)

3.3. Организационные процессы

  • Управление (действия и задачи, которые могут  выполняться любой стороной, управляющей  своими процессами)
  • Создание инфраструктуры (выбор и сопровождение технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установка аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО)
  • Усовершенствование (оценка, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ)
  • Обучение (первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала)

Управление проектом связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов  разработчиков и контроля за сроками  и качеством выполняемых работ. Техническое и организационное обеспечение проекта включает:

  • выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта;
  • определение методов описания промежуточных состояний разработки;
  • разработку методов и средств испытаний созданного программного обеспечения;
  • обучение персонала.

Список  использованной литературы:

  1. Избачков С.Ю., Петров В.Н. Информационные системы–СПб.: Питер, 2008. – 655 с
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://www.intuit.ru
  4. http://www.emanual.ru

Информация о работе Жизненный цикл ИС и его структура