Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:01, доклад
Тема реферата – «Защита информации в муниципальных информационных системах».
Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации является одной из ключевых составляющих развития информационного общества.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, наряду с другими ведомствами осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики по данному направлению.
Основными причинами являются:
1. на муниципальном уровне нет необходимой и достаточной координации деятельности направленной на формирование и реализацию единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности;
2. недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;
3. неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;
4. недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности на муниципальном уровне;
5. недостаточная экономическая мощь муниципалитета;
6. снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;
7. недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;
8. отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, кредитно - финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.7
Проблема информационной безопасности также рассматривается в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 17 ноября 2007 г. N 781 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ИХ ОБРАБОТКЕ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ».
На уровне муниципального образования очень важно обеспечивать защиту персональных данных. Безопасность персональных данных достигается путем исключения несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных, а также иных несанкционированных действий.
Безопасность персональных данных при их обработке в муниципальных информационных системах обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, включающей организационные меры и средства защиты информации (в том числе шифровальные (криптографические) средства, средства предотвращения несанкционированного доступа, утечки информации по техническим каналам, программно-технических воздействий на технические средства обработки персональных данных), а также используемые в муниципальной информационной системе информационные технологии. Технические и программные средства должны удовлетворять устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям, обеспечивающим защиту информации.8
Для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в муниципальных информационных системах осуществляется защита речевой информации и информации, обрабатываемой техническими средствами, а также информации, представленной в виде информативных электрических сигналов, физических полей, носителей на бумажной, магнитной, магнитно-оптической и иной основе.
При защите персональных данных в муниципальной информационной системе должно быть обеспечено:
1. проведение мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к персональным данным и (или) передачи их лицам, не имеющим права доступа к такой информации;
2. своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным;
3. недопущение воздействия на технические средства автоматизированной обработки персональных данных, в результате которого может быть нарушено их функционирование;
4. возможность незамедлительного восстановления персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
5. постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности персональных данных.
Средства защиты информации,
предназначенные для
Уже не раз было сказано о том, что для обеспечения информационной безопасности необходимо формирование единой государственной политики в области использования информационных технологий, как на государственном, так и на муниципальном уровнях. Эта политика должна включать единые положения, к которым можно отнести:
Также можно предложить такой вариант защиты информации, как категорирование.
Присвоение категорий безопасности информации и информационным системам производится на основе оценки ущерба, который может быть нанесен нарушениями безопасности. Подобные инциденты могут помешать организации в выполнении возложенной на нее миссии, скомпрометировать активы, поставить компанию в положение нарушителя действующего законодательства, создать угрозу повседневной деятельности, подвергнуть опасности персонал. Категории безопасности используются совместно с данными об уязвимостях и угрозах в процессе анализа рисков, которым подвержена организация.
При категорировании информационной системы принимаются во внимание категории хранимой, обрабатываемой и передаваемой средствами ИС информации, а также ценность активов самой информационной системы, т.е. берется максимум категорий по всем видам информации и активов.10
Также используют протоколирование и аудит:
Необходимо создавать, защищать и поддерживать регистрационные журналы, позволяющие отслеживать, анализировать, расследовать и готовить отчеты о незаконной, несанкционированной или ненадлежащей активности; обеспечить прослеживаемость действий в информационной системе с точностью до пользователя (подотчетность пользователей).
В задачи протоколирования и аудита также входит защита носителей:
Необходимо:
С целью защиты систем и коммуникаций:
Для обеспечения целостности систем и данных:
Также необходимо сформировать политику информационной безопасности муниципальной информационной системы, в которую нужно включить:
1. определение и разработка руководящих документов и стандартов в области информационной безопасности:
2. сформировать: принципы администрирования системы информационной безопасности и управление доступом к вычислительным и телекоммуникационным средствам, программам и информационным ресурсам, а также доступом в помещения, где они располагаются; принципы контроля состояния систем защиты информации, способы информирования об инцидентах в области информационной безопасности и выработку корректирующих мер, направленных на устранение угроз; принципы использования информационных ресурсов персоналом компании и внешними пользователями; организацию антивирусной защиты и защиты против несанкционированного доступа и действий хакеров;
3. уточнить вопросы резервного копирования данных и информации;
4. разработать порядок проведения профилактических, ремонтных и восстановительных работ;
5. предусмотреть программу обучения и повышения квалификации персонала.
6. разработать методологию выявления и оценки угроз и рисков их осуществления, определение подходов к управлению рисками: является ли достаточным базовый уровень защищенности или требуется проводить полный вариант анализа рисков.
7. определить порядок сертификации на соответствие стандартам в области информационной безопасности. Должна быть определена периодичность проведения совещаний по тематике информационной безопсности на уровне муниципалитета, включая периодический пересмотр положений политики информационной безопасности, а также порядок обучения всех категорий пользователей муниципальной информационной системы по вопросам информационной безопасности.
Следующим этапом построения
комплексной системы
Для правильного и эффективного применения установленных средств защиты необходим квалифицированный персонал.
Стандартный набор
средств комплексной защиты информации
в составе современной
Стоит отметить также основные положения государственной политики в области защиты информации. Эти положения должны соблюдаться и на уровне муниципального образования.
Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Это предполагает:
Информация о работе Защита информации в муниципальных информационных системах