Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа
Протокол IP стал всемирным стандартом передачи данных, и является общей платформой для передачи голосовой, видео и прочей информации. Крупнейшие телекоммуникационные компании мира инвестируют в развитие собственных IP-сетей и в миграцию существующих голосовых сетей на IP.
Обычные телефонные звонки требуют разветвлённой сети связи телефонных станций, связанных закреплёнными телефонными линиями. Высокие затраты телефонных компаний приводят к дорогим междугородним разговорам.
ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………....3
1 IP-телефония..…………………………………………………………………..4
1.1 Основные понятия IP-телефонии и типы архитектур сетей IP телефонии……………………..…………………………………………………...4
1.2 Архитектура сети IP-телефонии....…...………………………………….10
1.3 VoIP-шлюз..……...……………………………………………..…...……..11
1.4 Уровни архитектуры IP-телефонии……………………………………...14
1.5 Стандарт мультимедийных приложений H.323………………………...17
1.6 Виды соединений при использовании IP-телефонии….……………….19
2 Типы угроз в IP-телефонии...……………………......………………….........23
3 Способы и средства защиты информации в VoIP.....…...………………......26
3.1 Защита от прослушивания………………………………………..............27
3.2 Защищенность сети доступа……………………………………..……….28
3.3 Технологии аутентификации……………………………………...……...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК СОКРАЩЁННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ……………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Самарский Государственный Университет»
Механико-математический
факультет
Кафедра безопасности информационных систем
Специальность «Организация и
технология защиты информации»
Защита информации в IP-телефонии
Курсовая
работа
Выполнил студент
курса 3 группы 20301.10
Любичев Андрей Максимович
___________
Научный руководитель
доцент Моисеев А.И.
___________
Нормоконтроль пройден
«__»_________2011г.
Работа защищена
«__»_________2011г.
оценка___________
зав. кафедрой к.ф.-м.н.
доцент Осипов М.Н.
_____________
Самара 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………
1 IP-телефония..…………………………………………
1.1 Основные понятия IP-телефонии и
типы архитектур сетей IP телефонии……………………..……………………………
1.2 Архитектура сети IP-телефонии....…...…………………………
1.3 VoIP-шлюз..……...……………………………………
1.4 Уровни
архитектуры IP-телефонии……………………………………...
1.5 Стандарт мультимедийных приложений H.323………………………...17
1.6 Виды соединений при использовании IP-телефонии….……………….19
2 Типы
угроз в IP-телефонии...……………………......…
3 Способы и средства защиты информации в VoIP.....…...………………......26
3.1 Защита от прослушивания………………………………………..
3.2 Защищенность сети доступа……………………………………..……….28
3.3 Технологии аутентификации……………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
СОКРАЩЁННЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….....42
ВВЕДЕНИЕ
Протокол IP стал всемирным стандартом передачи данных, и является общей платформой для передачи голосовой, видео и прочей информации. Крупнейшие телекоммуникационные компании мира инвестируют в развитие собственных IP-сетей и в миграцию существующих голосовых сетей на IP.
Обычные
телефонные звонки требуют разветвлённой
сети связи телефонных станций, связанных
закреплёнными телефонными
В связи с повышением абонентской платы за использование телефонной сети, IP-телефония становится более актуальным и выгодным вариантом передачи голоса и факсимильных данных.
VoIP — система связи, обеспечивающая передачу речевого сигнала по сети Интернет или по любым другим IP-сетям. Сигнал по каналу связи передаётся в цифровом виде и, как правило, перед передачей преобразовывается (сжимается) с тем, чтобы удалить избыточность.
Осталось в прошлом то время, когда операторы с опасением относились к использованию IP-телефонии, считая уровень защищенности таких сетей низким. Сегодня уже можно говорить о том, что IP-телефония стала неким стандартом в телефонных коммуникациях. Это объясняется удобством, относительной надежностью и относительно невысокой стоимостью IP-телефонии по сравнению с аналоговой связью. Можно утверждать, что IP-телефония повышает эффективность ведения бизнеса и позволяет осуществлять такие ранее недоступные операции, как интеграция с различными бизнес-приложениями.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать основные угрозы, которым подвергается IP-телефонная сеть, а также дать рекомендации по решению возникающих проблем.
1 IP-телефония
1.1 Основные понятия IP-телефонии и типы архитектур сетей IP телефонии
IP-телефония – это технология, позволяющая использовать Интернет или любую другую IP-сеть для ведения международных, междугородных или других телефонных разговоров и передачи факсов в режиме реального времени. Для организации телефонной связи по IP-сетям используется специальное оборудование – шлюзы IP-телефонии. Каждый шлюз должен быть соединен с телефонным аппаратом или абонентской линией АТС, пользователи которых будут являться абонентами IP-шлюза.
Два абонента разных IP-шлюзов, разделенные расстоянием в тысячи километров, могут общаться в режиме реального времени, оплачивая только время подключения к IP-сети. С равным успехом IP-шлюз может использоваться и в локальной IP-сети. Общий принцип действия телефонных шлюзов IP-телефонии таков: с одной стороны шлюз подключается к аналоговым телефонным линиям – и может соединиться с любым телефоном мира. С другой стороны шлюз подключен к IP-сети – и может связаться с любым компьютером в мире. Шлюз принимает телефонный сигнал, оцифровывает его (если он исходно не цифровой), значительно сжимает, разбивает на пакеты и отправляет через IP-сеть по назначению с использованием протокола IP. Для пакетов, приходящих из IP-сети на шлюз и направляемых в телефонную линию, операция происходит в обратном порядке. Обе составляющие процесса связи (вход сигнала в телефонную сеть и его выход из телефонной сети) происходят практически одновременно, что позволяет обеспечить полнодуплексный разговор.
На
основе этих базовых операций можно
построить много различных
В традиционных телефонных линиях между абонентами во время разговора создается канал, чем обеспечивается фиксированная пропускная способность для передачи сигнала. В то время как IP-сеть представляет собой систему, реализующую принцип коммутации и маршрутизации пакетов. IP-сеть не предоставляет гарантированного пути между точками связи, вся передаваемая информация (голос, текст, изображения, и т.п.) разделяется на пакеты данных, имеющие в своем составе адреса точек назначения (приема и передачи) и порядковый номер. Узлы IP-сети направляют эти пакеты по сети до окончания маршрута доставки. После прибытия пакетов к точке назначения, для восстановления исходного объема упорядоченных данных используются порядковые номера пакетов. Для приложений, где не важен порядок и интервал прихода пакетов, таких как e-mail, время задержек между отдельными пакетами не имеет решающего значения.
IP-телефония является одной из областей передачи данных, где важна динамика передачи сигнала, которая обеспечивается современными методами кодирования и передачи информации. Для обеспечения стабильной телефонной связи по IP-сетям введены специальные протоколы передачи данных, например, RTP. При передаче в режиме реального времени до 30% пакетов могут быть утеряны или получены с опозданием (что в режиме реального времени одно и то же). Хорошее приложение IP-телефонии должно возместить нехватку пакетов, восстановив потерянные данные. Сам алгоритм кодирования речи также оказывает влияние на восстановление данных. Для кодирования звуковой информации обычно используются следующие кодеки: G.711, G.722, G.723, G.723.1, G.726, G.728, и G.729 [1].
Сеть
IP-телефонии представляет собой совокупность
оконечного оборудования, каналов связи
и узлов коммутации. Сети IP-телефонии
строятся по тому же принципу, что и сети
Интернет. Однако в отличие от сетей Интернет,
к сетям IP-телефонии предъявляются
особые требования по обеспечению качества
передачи речи. Одним из способов уменьшения
времени задержки речевых пакетов в узлах
коммутации является сокращение количества
узлов коммутации, участвующих в соединении.
Поэтому при построении крупных транспортных
сетей в первую очередь организуется магистраль,
которая обеспечивает транзит трафика
между отдельными участками сети, а оконечное
оборудование (шлюзы) включается в ближайший
узел коммутации (в соответствии с рис.
1). Оптимизация маршрута позволяет улучшить
качество предоставляемых услуг.
Рис.
1 – Пример построения сети IP-телефонии
с использованием магистрали
Для связи между устройствами внутри сети и с устройствами других сетей IP-телефонии используются выделенные каналы или сеть Интернет. По способу связи оконечных устройств между собой сети IP-телефонии можно разделить на выделенные, интегрированные и смешанные.
В выделенных сетях (в соответствии с рис. 2) связь между оконечными устройствами осуществляется по выделенным каналам, и пропускная способность этих каналов используются только для передачи речевых пакетов.
Главное
преимущество выделенной сети - это
высокое качество передачи речи, так
как такие сети предназначены
только для передачи речевого трафика.
Кроме того, для обеспечения гарантированного
качество предоставляемых услуг в этих
сетях, кроме протокола IP, применяются
и другие транспортные протоколы: ATM
и Frame Relay.
Рис.
2 – Пример построения выделенной сети
IP-телефонии
В
интегрированных сетях IP-телефонии
для связи между устройствами используется
глобальная сеть Интернет (в соответствии
с рис. 3). Это может быть уже существующая
собственная сеть или доступ к сети Интернет
через провайдеров. Если оператор имеет
собственную сеть Интернет, то для предоставления
услуг IP-телефонии он лишь устанавливает
дополнительное оборудование, которое
обеспечивает преобразование речи в данные
и наоборот, и модернизирует уже имеющееся
оборудование, чтобы обеспечить качество
предоставляемых услуг. Если оператор
IP-телефонии пользуется услугами провайдеров
Интернет, то качество услуг такой сети
может быть низким, так как обычные сети
Интернет не рассчитаны на передачу информации
в реальном масштабе времени.
Рис.
3 – Пример построения интегрированной
сети IP-телефонии
По
разным причинам операторы сетей
IP-телефонии для объединения своих устройств
в сети могут использовать выделенные
каналы и сеть Интернет. Такие сети называются
сетями смешанного типа (в соответствии
с рис. 4). Вопрос о том, какие каналы использовать
для связи устройств между собой, решается
оператором индивидуально в зависимости
от возможностей [2].
Рис.
4 – Пример построения смешанной сети
IP-телефонии
По своему масштабу все сети IP-телефонии можно разделить на международные, региональные и местные.
Международная сеть IP-телефонии имеет точки своего присутствия в нескольких странах и обеспечивает терминацию трафика практически в любую точку мира при минимальном использовании телефонной сети общего пользования. Чаще всего, международные сети не работают с конечными пользователями, а предоставляют свою пропускную способность другим сетям. Главной задачей международных сетей является транзит трафика между сетями различного уровня. При построении международной сети в первую очередь строится мощная магистраль, имеющая большую пропускную способность. Международные сети строятся с использованием выделенных каналов и на базе уже существующих сетей Интернет.
В отличие от международной сети национальная сеть имеет точки своего присутствия в одной или, в крайнем случае, в нескольких близлежащих странах и обслуживает абонентов и местных операторов только этого региона. С помощью заключения договоренности с международными сетями национальная сеть предоставляет своим абонентам и другим местным сетям возможность терминации вызовов в любую точку мира.