Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:01, курсовая работа
Цель курсовой работы является изучение указателя и динамической памяти в Турбо Паскаль.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятия указателей и динамической памяти.
- рассмотреть процедуры и функции с использованием указателей.
- рассмотреть применение указателей и работы с динамической памятью.
- привести пример программы, использующей динамическую память.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ УКАЗАТЕЛЕЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ. 5
1.1 ПОНЯТИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ. 5
1.2 АДРЕСА И УКАЗАТЕЛИ. 6
1.3 ОБЪЯВЛЕНИЕ УКАЗАТЕЛЕЙ. 7
2. ВЫДЕЛЕНИЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ. 9
2.1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УКАЗАТЕЛЕЙ. 13
2.2. ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАМЯТЬЮ. 16
2.3 АДМИНИСТРАТОР КУЧИ. 19
3. КОНТРОЛЬ ЗА ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАМЯТЬЮ. 21
4. ПРИМЕР ПРОГРАММЫ С УКАЗАТЕЛЕМ И ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАМЯТЬЮ. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
var
i, j : Integer;
r : Real;
begin
New(i) ;
.......
end.
После выполнения этого фрагмента указатель / приобретет значение, которое перед этим имел указатель кучи HEAPPTR, а сам HEAPPTR увеличит свое значение на 2, так как длина внутреннего представления типа INTEGER, с которым связан указатель I, составляет 2 байта (на самом деле это не совсем так: память под любую переменную выделяется порциями, кратными 8 байтам. Оператор
new(r);
вызовет
еще раз смещение указателя HEAPPTR,
но теперь уже на 6 байт, потому что
такова длина внутреннего
Рисунок 3 Расположение кучи в памяти ПК
После того как указатель приобрел некоторое значение, т.е. стал указывать на конкретный физический байт памяти, по этому адресу можно разместить любое значение соответствующего типа. Для этого сразу за указателем без каких-либо пробелов ставится значок ^, например:
i := 2; {B область памяти i помещено значение 2}
r := 2*pi; {В область памяти r помещено значение 6.28}
Таким образом, значение, на которое указывает указатель, т.е. собственно данные, размещенные в куче, обозначаются значком ^, который ставится сразу за указателем. Если за указателем нет значка ^, то имеется в виду адрес, по которому размещены данные.
Динамически размещенные данные можно использовать в любом месте программы, где это допустимо для констант и переменных соответствующего типа, например:
r := sqr(r) + i - 17;
Разумеется, совершенно недопустим оператор
r := sqr(r) + i - 17;
так как указателю R нельзя присвоить значение вещественного выражения. Точно так же недопустим оператор
r := sqr(r) ;
поскольку значением указателя R является адрес, и его (в отличие от того значения, которое размещено по этому адресу) нельзя возводить в квадрат. Ошибочным будет и такое присваивание:
r :=i;
так как вещественным данным, на которые указывает R, нельзя присвоить значение указателя (адрес).
Динамическую память можно не только забирать из кучи, но и возвращать обратно. Для этого используется процедура DISPOSE. Например, операторы
dispose (r) ;
dispose (i) ;
вернут в кучу 8 байт, которые ранее были выделены указателям I и R.
Процедура DISPOSE(PTR) не изменяет значения указателя PTR, а лишь возвращает в кучу память, ранее связанную с этим указателем. Однако повторное применение процедуры к свободному указателю приведет к возникновению ошибки периода исполнения. Освободившийся указатель программист может пометить зарезервированным словом NIL. Помечен ли какой-либо указатель или нет, можно проверить следующим образом:
const
p: Real = NIL;
begin
.......
if p = NIL then
new(p);
.......
dispose(p);
p := NIL;
.......
end.
Никакие другие операции сравнения над указателями не разрешены.
Приведенный выше фрагмент иллюстрирует предпочтительный способ объявления указателя в виде типизированной константы с одновременным присвоением ему значения NIL. Следует учесть, что начальное значение указателя (при его объявлении в разделе переменных) может быть произвольным. Использование указателей, которым не присвоено значение процедурой NEW или другим способом, не контролируется системой и может привести к непредсказуемым результатам.
Чередование
обращений к процедурам NEW и DISPOSE
обычно приводит к «ячеистой» структуре
памяти. Дело в том, что все операции
с кучей выполняются под
Другая
возможность состоит в
var
p,p1,p2,
рЗ,р4,р5 : Integer;
begin
new(p1);
new(p2) ;
mark(p); .
new(p3);
new(p4);
new(p5)
......
release(p);
end.
В этом примере процедурой MARK(P) в указатель Р было помещено текущее значение HEAPPTR, однако память под переменную не резервировалась. Обращение RELEASE(P) освободило динамическую память от помеченного места до конца кучи. Рисунок 4 иллюстрирует механизм работы процедур NEW-DISPOSE и NEW-MARK-RELEASE для рассмотренного примера и для случая, когда вместо оператора RELEASE(P) используется, например, DISPOSE(P3).
Следует учесть, что вызов RELEASE уничтожает список свободных фрагментов в куче, созданных до этого процедурой DISPOSE, поэтому совместное использование обоих механизмов освобождения памяти в рамках одной программы не рекомендуется.
Как уже отмечалось, параметром процедуры NEW может быть только типизированный указатель. Для работы с нетипизированными указателями используются процедуры:
GETMEM (P, SIZE) - резервирование памяти;
FREEMEM(P, SIZE) - освобождение памяти.
Здесь Р - нетипизированный указатель;
SIZE - размер в байтах требуемой или освобождаемой части кучи.
Рисунок
4 Состояние динамической памяти: а) перед
освобождением; б) после Dispose(p3); в) после
Release(p)
За одно обращение к куче процедурой GETMEM можно зарезервировать до 65521 байта динамической памяти.
Использование процедур GETMEM-FREEMEM, как и вообще вся работа с динамической памятью, требует особой осторожности и тщательного соблюдения простого правила: освобождать нужно ровно столько памяти, сколько ее было зарезервировано, и именно с того адреса, с которого она была зарезервирована.
Нетрудно обнаружить, что наличие нетипизированных указателей в Турбо Паскале их нет открывает широкие возможности неявного преобразования типов. К сожалению, трудно обнаруживаемые ошибки в программе, связанные с некорректно используемыми обращениями к процедурам NEW и DISPOSE, также могут привести к нежелательному преобразованию типов. В самом деле, пусть имеется программа:
var
i,j : Integer;
r : Real;
begin
new(i); {i := HeapOrg; HeapPtr:= HeapOrg + 2}
j := i; {j := HeapOrg}
j := 2;
dispose(i); {HeapPtr := HeapOrg}
new(r); {r := HeapOrg; HeapPtr:= HeapOrg + 6}
r := pi;
WriteLn(j)
end.
Перед исполнением программы этот указатель имел значение адреса начала кучи HEAPORG, которое и было передано указателю I, а затем и J. После выполнения DISPOSE(I) указатель кучи вновь приобрел значение HEAPORG, этот адрес передан указателю R в процедуре NEW(R). После того как по адресу R разместилось вещественное число pi=3.14159, первые 2 байта кучи оказались заняты под часть внутреннего представления этого числа. В то же время J все еще сохраняет адрес HEAPORG, поэтому оператор WRITELN(J^) будет рассматривать 2 байта числа pi как внутреннее представление целого числа (ведь J - это указатель на тип INTEGER) и выведет 8578.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что динамическая память составляет 200...300 Кбайт или больше, ее начало хранится в переменной HEAPORG, а конец соответствует адресу переменной HEAPEND. Текущий адрес свободного участка динамической памяти хранится в указателе HEAPPTR.
Можно посмотреть, как можно использовать динамическую память для размещения крупных массивов данных. Пусть, например, требуется обеспечить доступ к элементам прямоугольной матрицы 100x200 типа EXTENDED. Для размещения такого массива требуется память 200000 байт (100*200*10).
Казалось бы, эту проблему можно решить следующим образом:
var
i,j : Integer;
PtrArr : array [1..100, 1...200] of Real;
begin
for i := 1 to 100 do
for j := 1 to 200 do
new(PtrArr[i,j]);
.......
end.
Теперь к любому элементу вновь созданного динамического массива можно обратиться по адресу, например:
PtrArr[1,1] := 0;
if PtrArr[i,j*2] > 1 then ......
Однако, что длина внутреннего представления указателя составляет 4 байта, поэтому для размещения массива PTRARR потребуется 100*200*4 = 80000 байт, что превышает размер сегмента данных (65536 байт), доступный, как уже отмечалось, программе для статического размещения данных.
Выходом из положения могла бы послужить адресная арифметика, т.е. арифметика над указателями, потому что в этом случае можно было бы отказаться от создания массива указателей PTRARR. и вычислять адрес любого элемента прямоугольной матрицы непосредственно перед обращением к нему. Однако в Турбо Паскале над указателями не определены никакие операции, кроме операций присвоения и отношения.
Тем не менее, решить указанную задачу все-таки можно. Как уже известно, любой указатель состоит из двух слов типа WORD, в которых хранятся сегмент и смещение. В Турбо Паскале определены две встроенные функции типа WORD, позволяющие получить содержимое этих слов:
SEG(X) - возвращает сегментную часть адреса;
OFS(X) - возвращает смещение.
Аргументом
X при обращении к этим функциям
может служить любая
var
р : Real;
begin
......
new(p);
р := 3.14;
.......
end.
то функция SEG(P) вернет сегментную часть адреса, по которому располагается 4-байтный указатель Р, в то время как SEG(P^) - сегмент 6-байтного участка кучи, в котором хранится число 3.14 .
С другой стороны, с помощью встроенной функции
PTR(SEG,OFS: WORD): POINTER
можно создать значение указателя, совместимое с указателями любого типа. Таким образом возможна такая последовательность действий. Вначале процедурой GETMEM из кучи забираются несколько фрагментов подходящей длины. Для рассматриваемого примера удобно резервировать фрагменты такой длины, чтобы в них могли, например, разместиться строки прямоугольной матрицы, т.е. 100 * 10 = 2000 байт. Начало каждого фрагмента, т.е. фактически начало размещения в памяти каждой строки, запоминается в массиве PTRSTR, состоящем из 100 указателей, теперь для доступа к любому элементу строки нужно вычислить смещение этого элемента от начала строки и сформировать соответствующий указатель:
Информация о работе Указатель и динамическая память в Турбо Паскаль