Таблично-автоматизированная форма учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:43, доклад

Описание работы

В последнее время все большую распространенность получает автоматизированная форма бухгалтерского учета. Такой форме свойственна последовательность обработки информации: машинный носитель информации – ЭВМ.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.02 Кб (Скачать)
Таблично-автоматизированная форма учета
 
 
В последнее  время все большую распространенность получает автоматизированная форма  бухгалтерского учета. Такой форме  свойственна последовательность обработки  информации: машинный носитель информации – ЭВМ.

Организации активно  оснащаются многофункциональными проблемно-ориентированными мини-ЭВМ – компьютерами, которые  позволяют накапливать данные непосредственно  в традиционных учетных регистрах (карточках, листах и др.) и на машинных носителях информации (диске, дискете, барабане, перфоленте, магнитной ленте  и др.).

Компьютеры просты и удобны в эксплуатации, что позволяет  снабдить ими рабочие места бухгалтеров  и на их основе создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера.

Использование машинно-ориентированных форм учета  обеспечивает:

1) высокую точность учетных данных; оперативность данных учета;

2) механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса;

3) увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и те же носители информации;

4) повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности.

Элементы компьютерной системы

В неавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных о хозяйственных  операциях легко прослеживается и обычно сопровождается документами  на бумажном носителе информации.

Современное предприятие  – большое и сложное образование, у которого много разных «органов»  и частей. Организм этот может только нарождаться, появляться на свет или  находиться в отроческом периоде, быть в «расцвете сил», наконец, уже  дряхлеть, «отживать свой век» (но при  этом, кстати, так и не успев набраться  мудрости).

В построении современного предприятия можно выделить два  взаимосвязанных процесса: формирование производственно-организационной структуры (определяющей, как будет вестись  бизнес) и структуры, управляющей  информационными потоками, порожденными деятельностью предприятия.

Непременными  элементами структуры, управляющей  информационными потоками, являются инструментарий в виде современной  системы автоматизации (КИС) и управленческие кадры менеджмент), которые могут  эффективно ее использовать.

Для большинства  российских предприятий сегодняшняя  ситуация требует активных действий, преобразований, движения – иначе не выжить.

Главное – определить и сформулировать цели преобразований, правильно выбрать направление  и понять, какими средствами готово пожертвовать предприятие для их достижения.

Целью, например, может быть повышение эффективности  бизнеса, улучшение деятельности всего  предприятия или его некоторых  направлений.

Необходимо оценить, что дает в данном случае внедрение  и использование ИС. При этом ее полезность может необязательно  измеряться в денежном эквиваленте. Все зависит от поставленных целей.

В настоящее  время руководителю российского  предприятия приходится выносить решения  в условиях неопределенности и риска, а это вынуждает его постоянно  держать под контролем различные  аспекты финансово-хозяйственной  деятельности, которая отражена в  огромном количестве документов, содержащих разнородную информацию. Грамотно и  хорошо обработанная и систематизированная  информация в определенной степени  является гарантией эффективного управления производством.

Если исключить  умышленные противоправные действия, то все ошибки бухгалтерского учета  осуществляются либо по небрежности, либо из-за незнания особенностей ведения  бухгалтерского учета в России. Ошибки практически неизбежны при ручном учете или при использовании  нелегальных или устаревших или  версий программных комплексов.

Переход от изучения единичных факторов к общим выводам  называется индукцией.

Любая бухгалтерская  программа не заменяет бухгалтера, а только помогает выполнять некоторые  утомительные действия. Даже самая  качественная программа не поможет, если ею будет пользоваться неквалифицированный  бухгалтер. А человек, несведущий в  бухгалтерском учете, просто не сможет работать с бухгалтерской программой.

Современные программы  не предполагают полную автоматизацию  бухгалтерской деятельности, ограничиваясь  учетом и хранением первичных  документов и выполнением простых  расчетов, а так же построением  различных отчетов. Ни одна из программ не предлагает бухгалтеру законченные  алгоритмы поведения в любой  ситуации. Программа не подсказывает нужные действия, бухгалтер самостоятельно должен выбрать, что он должен сделать  в той или иной ситуации. В идеале любая задача, встающая перед бухгалтером, передавалась бы программе, которая  автоматически выстраивала бы необходимую  последовательность действий, самостоятельно предлагая бухгалтеру ввести нужную информацию.

При работе с  существующими программами бухгалтер  должен самостоятельно определить последовательность действий, после чего программа поможет  выполнить их.

Так как весь бухгалтерский и налоговый учет ведется на основании первичных  документов, первая задача любой программы  – автоматизировать ввод, создание, хранение и учет таких документов. При этом некоторые документы  создаются непосредственно в  программе, которая должна максимально  упростить эту процедуру. Автоматическая нумерация документов и подстановка  нужных дат, выбор значений из справочника  вместо ввода информации с помощью  клавиатуры существенно ускоряет и  упрощает создание документов. Если в  документах есть расчетная часть, например, следует отдельно выделить НДС, то программа автоматически выполнит нужные расчеты. Естественно, программа самостоятельно выведет нужную сумму прописью.

Остальные документы  попадают в бухгалтерию из других подразделений или из сторонних  организаций. В этом случае нужно  ввести документ в компьютер, не меняя  при этом никакой информации. Конечно, в идеальном случае следовало  бы воспользоваться сканером, чтобы  ввести оригинальный документ в компьютер, а затем автоматически преобразовать  его в вид, удобный для хранения.

Однако современные  бухгалтерские программы неспособны на это, и бухгалтеру приходится вручную  вводить нужную информацию. Для облегчения ввода во многих программах используются различные справочники, которые  существенно помогают при вводе  множества однотипных документов.

Введенные и  созданные документы хранятся в  программе, чтобы в любой момент их можно было просмотреть и при  необходимости откорректировать. Удобные  средства поиска нужного документа  и продуманная структура хранения документов существенно облегчат работу бухгалтера.

Следует отметить, что не всегда в бухгалтерию документы  попадают в установленный срок и  в нужном виде. Иногда приходится вводить  информацию не из документа, а по устному  изложению, а соответствующий документ появляется значительно позже. Хотя эта практика противоречит правилам бухгалтерского учета, в действительности она встречается достаточно часто.

Именно поэтому  важно, чтобы программа позволяла  изменять документы задним числом, а также изменения не нарушали все дальнейшие операции, выполненные  после введения документа.

На основе первичных  документов создается журнал хозяйственных  операций. При отсутствии компьютера эта утомительная работа выполняется  бухгалтером вручную. Любая бухгалтерская  программа автоматически создает  журнал операций на основе введенных  документов.

Однако некоторые  операции все же приходится вносить  вручную. Чем совершеннее бухгалтерская  программа и чем лучше она  настроена на особенности учета  на конкретном предприятии, тем меньше операций вводится вручную. В идеале весь журнал хозяйственных операций должен создаваться автоматически.

Каждая хозяйственная  операция порождает одну или несколько  проводок, которые помещаются в журнал проводок. Эта операция легко делается автоматически, так что вручную  вводить проводки в журнал приходится достаточно редко. Конечно, ввод вручную  операции и состоит в описании связанных с ней проводок, так  что фактически бухгалтеру все же приходится иногда описывать нужные проводки, но это делается через  журнал операций, а не напрямую в  журнал проводок.

В некоторых  программах отдельный журнал проводок отсутствует и вся работа ведется с журналом хозяйственных операций.

Требование ведения  налогового учета наряду с бухгалтерским существенно увеличило нагрузку на бухгалтеров, однако использование компьютера помогает избежать двойного учета. Для ведения большинства налоговых регистров достаточно информации, получаемой из первичных документов, используемых в бухгалтерском учете, добавив несколько документов, можно автоматически построить любой налоговый регистр.

Главное, чтобы  фирмы, производящие бухгалтерские  программы, своевременно добавили ведение  налогового учета в свои продукты.

Кроме первичных  документов, журнала хозяйственных  операций и проводок, любая бухгалтерская  программа обязательно поддерживает ведение многочисленных справочников. Выше отмечалось, что справочники  нужны для быстрого ввода документов. Кроме того, справочники необходимы при автоматических расчетах. Ставки налогов, штатный состав предприятия, планы счетов, курсы валют и  другая информация храниться в программе  для ее правильного функционирования.

Нужно иметь  обязательно возможность редактирования справочника, добавления и удаления из него информации. Так как справочной информации может быть очень много, в программе должны быть предусмотрены  способы структурирования и поиска, облегчающие работу со справочником.

Конечная цель работы любой бухгалтерии – составление  отчетов по результатам хозяйственной  деятельности предприятия. Важно иметь  возможность оперативно получать такие  отчеты, как оборотную ведомость, шахматку, Главную книгу, журнал-ордер и некоторые другие.

Данные отчеты программами строятся автоматически  на основе информации из журнала проводок. Можно сказать, что главная причина  в использовании бухгалтерских  программ – автоматизация построения этих отчетов. При ручном расчете  неизбежны ошибки, а компьютер  построит отчет абсолютно безошибочно, конечно, если информация в журнале  проводок верна.

В бухгалтерском  учете имеется ряд периодических  действий, которые следует регулярно  выполнять: начислять и выплачивать  заработную плату, рассчитывать амортизационные  отчисления и переоценивать валюту. Эти операции в большинстве бухгалтерских  программ выполняются автоматически, при этом генерируются все необходимые  проводки.

Для бухгалтерии  крупных предприятий чрезвычайно  важно, чтобы бухгалтерская программа  позволяла работать одновременно нескольким бухгалтерам с одной информационной базой. Также иногда возникает необходимость  консолидации учета.

Большинство бухгалтерских  программ реализуют эти требования, однако необходимо применять более  дорогую версию программы. Работа с  большими объемами информации требует  чрезвычайно приемлемой скорости обработки. Чтобы несколько бухгалтеров  могли работать с одной информационной базой большого размера и скорость работы при этом не снижалась, программа должна быть оптимизирована для такой работы. К сожалению, при работе с некоторыми программами задержки значительно возрастают при увеличении числа пользователей и количества первичных документов и проводок.

Бухгалтеры в  своей работе часто используют калькулятор  и календарь. Многие программы включают их поддержку, но часто обычный настольный калькулятор или настенный календарь  оказывается значительно удобнее, чем встроенные в программу. Также  некоторые программы позволяют  создавать текстовые документы, но для этих целей значительно  удобнее использовать текстовый  редактор Word. Если же программа позволяет создавать электронные таблицы, то они оказываются менее удобными, чем электронные таблицы Excel. Многие дополнительные возможности, встроенные в бухгалтерские программы, на практике используются достаточно редко.

Следует отметить одну особенность бухгалтерского учета  у нас в стране. Правила учета  постоянно меняются, все время  выходят новые законы, приказы, постановления  и инструкции. Бухгалтерская программа  должна отслеживать все изменения, поэтому ее приходится постоянно  модифицировать. Если программа не обновляется достаточно продолжительное  время, многие автоматически выполняемые  действия окажутся ошибочными и значительно  больше операций придется выполнять  вручную.

Кроме того, для  успешной работы программы ее следует  адаптировать под особенности деятельности конкретного предприятия. Часто  затраты на приобретение программы  оказываются значительно меньше, чем затраты на ее адаптацию и  обновление.

Большинство современных  программ имеют мощные средства настройки  на особенности учета в конкретной организации. Часто программа поддерживает встроенный язык программирования, на котором можно описывать практически  любую операцию. Однако для реализации сложных задач требуется специалист высокой квалификации, знающий не только особенности программирования на встроенном языке, но и все тонкости бухгалтерского учета. Неквалифицированный  специалист может допустить ошибку, которая в результате приведет к  значительным материальным потерям  из-за неверного бухгалтерского учета. Создание сложных программ на встроенном языке программирования может потребовать  значительного времени, так что  часто проще вручную выполнять  некоторые операции, не адаптируя  программу под свои нужды.

Современные бухгалтерские  программы вышли за рамки автоматизации  бухгалтерской деятельности. Часто  фирмы, производящие бухгалтерские  программы, предлагают дополнительное программирование по автоматизации  учета кадров, складского учета, торговой деятельности и т. п. При этом все программы тесно связаны и позволяют работать в едином информационном пространстве различным подразделениям предприятия. Отдельные бухгалтерские программы могут напрямую работать с определенным автоматизированным торговым и складским оборудованием.

Таким образом, информация с контрольно-кассовых машин, со сканеров штрих-кодов и другого оборудования автоматически попадает в информационную базу программы.

Практически все  бухгалтерские программы позволяют  вести не только синтетический, но и  аналитический учет. Различные отчеты, формируемые на основе данных по объектам аналитического учета, позволяют облегчить  ведение складского учета и учет взаимоотношений с контрагентами.

Хотелось бы отметить некоторые недостатки, присущие всем современным бухгалтерским  программам. Они сильно уступают современным  универсальным программам в продуманности  пользовательского интерфейса, т. е. в принципах организации общения человека с компьютером. Ведущие фирмы, производящие универсальные программы, такие как Microsoft, Corel, Lotus, Adobe, Symantec, до мелочей продумывают интерфейс своих программ, постепенно вырабатываются единые приемы работы с программами. Пользователям проще освоить новую программу, если в ней использованы общепринятые правила общения.

Кроме не слишком  качественного интерфейса, подавляющее  большинство программ предлагает сложные процедуры настройки и обновления. В большинстве случаев для обслуживания этих программ потребуется привлекать специалистов. В то время как большинство универсальных программ становится все дружелюбнее и проще в освоении, бухгалтерские программы становятся все сложнее и запутаннее.

Таким образом, несмотря на все недостатки, другого  выхода, кроме использования программ, автоматизирующих бухгалтерский учет, не существует. Вручную вести учет в современной бухгалтерии если и возможно, то уж точно нерационально. Главное, выбрать наиболее подходящую программу и постараться лучше  ее освоить.

Характеристика  автоматизированных систем

Идеал для системы  бухгалтерского и управленческого  учета с точки зрения руководителя компании и собственника – это  получение всей необходимой информации по всему предприятию на любой  момент времени, а не за прошлый месяц. Только в таком случае можно управлять  эффективно.

Когда система  работает эффективно, это означает, что эффективно работает каждое ее звено, подразделение. Определен круг задач, отлажены документооборот и обмен информацией. Создание современной автоматизированной системы влечет за собой необходимость переоснащения технической базы и совершенствования организации обмена данными.

Комплексный подход к внедрению (настройка программного обеспечения с одновременной  технической разработкой и поддержкой проекта) позволяет руководству  компании получить на выходе систему  управления предприятием как единым комплексом, с отдельными офисами, являющимися  только звеньями цепи и частью целого. А это, в свою очередь, дает возможность  оперативно и эффективно управлять  объединенным ресурсом компании –  товарооборотом, складам, денежным средствам  и дебиторской задолженностью.

Правильный выбор  программного продукта – один из определенных моментов автоматизации бухгалтерского учета. Выбор программного обеспечения  осуществляется на стадии организации  и проектирования автоматизированных информационных систем (АИС) на основании  данных обследования информационной системы  объекта. На рынке компьютерных программ в России представлен широкий спектр вариантов бухгалтерских программ от самых простейших, способных выполнить минимальный набор операций, необходимый для мелких фирм, до очень разветвленных, осуществляющих расширенный комплекс операций с глубокой аналитикой. При выборе программного обеспечения для предприятия возможны различные варианты:

1) приобретение у фирмы-производителя готового типового программного продукта, полностью отвечающего потребностям этого предприятия. Такие типовые программные продукты успешно реализуют бухгалтерский учет на предприятиях однородной деятельности с общей спецификой учета и находят широкое применение на малых предприятиях.

2) составление индивидуального проекта, если невозможно подобрать типовую программу для предприятия. Индивидуальное проектирование выполняется как силами программистов предприятия, так и с привлечением специалистов со стороны. Стоимость проектных работ при этом значительно увеличивается по сравнению с приобретением типового проекта. Индивидуальное проектирование рекомендуется проводить на предприятиях со своей спецификой учета, в основном на крупных и средних предприятиях;

3) доработка и установка типового проекта «под ключ» осуществляется фирмами, занимающимися консалтингом в области информационных технологий, а также франчайзинговой сетью, обеспечивающими настройку системы на решение любых отраслевых и специализированных задач, адаптацию к специфике учета на конкретном предприятии. Первый и третий варианты выбора программного продукта фактически ставят пользователя в зависимость от производителя. Очень трудно вести речь об универсальности бухгалтерских автоматизированных систем. Специфика ведения бухгалтерского учета на разных предприятиях, постоянно меняющегося налогового законодательства, изменение форм отчетности определяет необходимость адаптации практически любой системы.

Характерной чертой отечественных программ для бухгалтерского учета стало расширение их традиционного  состава за счет таких дополнительных модулей, как финансовый анализ, учет инвестиций, производство, складской  учет и др.

Разработка программ ведется различными отечественными фирмами. Многие из них накопили достаточный  опыт и постоянно совершенствуют программы, выпуская новые версии. Фирмы  составляют программные продукты в  локальном и сетевом варианте. Реализация сетевых программ предусматривает  организацию многоуровневой вычислительной сети в бухгалтерии и сетевой  обмен информацией между уровнями. Сетевая версия включает в себя расширенный  состав программ, цель которых –  автоматизация задач финансово-хозяйственной  деятельности, объединение решения  бухгалтерских задач с коммерческими  и техническими службами, производством, различными отделами управления.

Итак, выбор программ для реализации поставленных целей  – довольно трудоемкий процесс, который  объясняется сложной организационной  структурой предприятия, большим количеством  сотрудников, сложным документооборотом.

Классификация бухгалтерских автоматизированных систем Существующие прикладные системы  бухгалтерского учета очень разнообразны и неоднородны, поэтому сложно классифицировать современное программное обеспечение, но чаще всего специалисты выделяют следующие классы программ:

1) ориентация на размер предприятия;

2) локальные и сетевые версии;

3) ориентация на бухгалтерский учет в различных сферах деятельности, а также ориентация на бюджетный учет;

4) отечественные и зарубежные программы.

Классификационным признаком бухгалтерских программ является их ориентация на размер предприятия  и состав выполняемых ими функций. Опыт составления и применения программ компьютеризации бухгалтерского учета  позволяет выделить и их группы.

Рассмотрим краткую  характеристику пакетов этих групп.

Пакеты «Мини-бухгалтерия». К этой группе относятся программы  бухгалтерского учета и подготовки отчетных документов, предназначенные  для предприятий малого бизнеса, с бухгалтерией малой численности, без ярко выраженной специализации  сотрудников по конкретным участкам учета, ведущим относительно несложный  учет. Сюда относится большое количество популярных программ, достаточно универсальных  и логически законченных, под  общим названием «Проводка> Главная  книга> Баланс», выполняющих в основном функции синтетического и несложного аналитического учета. К типовым  программным продуктам этого  класса, имеющим наибольшую популярность и распространение, можно отнести  следующие базовые варианты пакетов: «1С: Бухгалтерия», «Турбо-бухгалтер», «Инфо-бухгалтер», «Финансы без проблем», «Интегратор-Соло», «Инфин».

Программы «Мини-бухгалтерия» пользуются наибольшим спросом на современном  рынке бухгалтерских программ, удовлетворяют  потребности большинства коммерческих фирм; они сравнительно недорогие  и легко адаптируются к условиям пользователя. Пакеты этого класса ориентированы на пользователя-непрофессионала  и легко осваиваются бухгалтером. Основой всех пакетов является правильное отражение финансово-хозяйственной  операции в виде бухгалтерских проводок в едином журнале хозяйственного учета без выделения отдельных  участков учета. Бухгалтер освобождается  от ручной работы по ведению учетных  регистров, журналов-ордеров, ведомостей затрат по статьям калькуляции, составлению  отчетности. На основании проводок, занесенных в единый журнал хозяйственных  операций, обеспечивается получение  оборотно-сальдовой ведомости, шахматной ведомости, Главной книги, баланса, карточек синтетического счета, отчетных форм. Все выходные формы могут выводиться на экран, жесткий диск, дискету и печать. Несмотря на большое разнообразие программ для малого бизнеса, можно выделить их некоторые общие черты. Так, программы в основном предназначены для ведения синтетического учета, но в них предусматриваются и возможности выполнения несложного аналитического учета при небольшом объеме информации. В программах предлагаются различные подходы к организации аналитического учета. Наибольшее распространение получило кодирование субсчетов и счетов аналитического учета.

Можно также  отметить такие общие характеристики программ, как похожее построение меню, оперирование одними и теми же клавишами, наличие плана счетов, типовых проводок, помощи в виде подсказок, календаря, калькулятора; использование  типовых форм бухгалтерской документации, возможности работы с различной  валютой, формирование в машине справочников, создание архивной копии, возможность  получения расчетов за любой период, настройка машины на заданный период и др. Пакеты могут обеспечивать печать некоторых форм первичного учета: платежных поручений, накладных, приходных  и расходных кассовых ордеров. Бухгалтер  может самостоятельно корректировать и настраивать план счетов; изменять, исключать и вводить новые  типовые операции, создавать новые  схемы корреспонденции счетов. Приведенные  характеристики в полной мере относятся  буквально ко всем бухгалтерским  программам, независимо от их ориентации на малые, средние или крупные  предприятия.

Пакет «Мини-бухгалтерия» предусматривает ведение бухгалтерского учета на одном ПК путем организации  локального автоматизированного рабочего места бухгалтера. Не исключена возможность  организации на малом предприятии  и небольшой локальной вычислительной сети, состоящей из 3–4 персональных компьютеров, установленных у руководителя, менеджера и бухгалтера. Не исключена  возможность организации на малом  предприятии и небольшой локальной вычислительной сети, состоящей из 3–4 персональных компьютеров, установленных у руководителя, менеджера и бухгалтера.

Пакеты «Мини-бухгалтерия» успешно применяются на малых  предприятиях с небольшой численностью сотрудников и небольшим объемом  информации. Но по российскому законодательству малыми в разных ситуациях могут  считаться предприятия с различными характеристиками, в том числе  и с численностью работников. Для  промышленности, строительства и  транспорта численность установлена  до 100 человек, сельского хозяйства  и научно-технической сферы –  до 60 человек, в оптовой торговле – до 50 человек, а в розничной  торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек. В соответствии с Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета  на малых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйственных операций, учет может осуществляться по упрощенной форме учета, что вполне обеспечивается пакетом «Мини-бухгалтерия». Малое  предприятие само выбирает форму  бухгалтерского учета исходя из своих  потребностей, приспосабливает учетные  регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов  ведения учета, составляет рабочий  план счетов. При упрощенной форме  учета в качестве регистра синтетического учета используется книга учета  хозяйственных операций, а в качестве регистров аналитического учета  применяются различные ведомости: учета основных средств, учета производственных запасов и товаров, учета затрат на производство, учета денежных средств  и фондов и др.

Обработка бухгалтерского учета на малых предприятиях с  большой численностью работающих, со значительным объемом хозяйственных  операций и при необходимости  составления многих регистров аналитического учета затрудняется использованием пакета «Мини-бухгалтерия». Это и  вызвало появление пакетов более  высокого уровня – интегрированных  систем.

Пакеты «Интегрированная бухгалтерская система» (ИБС). Большинство  разработок этого класса «выросло»  из предыдущего. Сегодня группа ИБС  является одной из наиболее распространенных. Как правило, система работает локально на одном компьютере или в сетевом варианте на нескольких ПК. Система рассчитана на ведение малого и среднего бизнеса и предназначена для бухгалтерий численностью 2–5 человек. При локальном использовании системы на компьютере находится целиком вся система, в сетевом варианте – на нескольких АРМ по участкам учета. Сетевые версии интегрированных бухгалтерских систем могут быть рассчитаны на интеграцию с различными функциями управления. Например, программа «1С: Предприятие (версии 7.5, 7.7)», кроме бухгалтерского учета, предназначена для производственного учета, выполнения операций по сбыту и снабжению, финансовому планированию и анализу, а также автоматизации документооборота.

Интегрированные бухгалтерские системы относятся  к программам, объединяющим и поддерживающим ведение всех основных учетных функций  и разделов. Реализуются обычно в  рамках одной программы, состоящей  из отдельных модулей. Каждый модуль предназначен для обработки отдельных  участков учета, где ведется аналитический  учет. Основой пакета, как и в  «Мини-бухгалтерии», является Головной модуль «Проводка – Главная книга  – Баланс», а также модули для  выполнения отдельных участков учета. Состав модулей, обеспечивающих автоматизированную обработку бухгалтерских задач, неодинаков в разных программах. В  основном это модули, осуществляющие ведение аналитического учета по финансово-расчетным операциям, учету  материалов, учету основных средств  и учету товаров. Для учета  заработной платы создается, как  правило, самостоятельная программа, но этот модуль может находиться и в общей программе.

Последовательность  обработки учетных задач в  интегрированных системах заключается  в следующем. Сначала обрабатываются отдельные бухгалтерские задачи по участкам учета, в результате чего происходит составление аналитических  сводок.

После окончания  обработки участка учета (или  в ходе обработки) бухгалтерские  проводки поступают в головной модуль и записываются в единый журнал хозяйственных  операций, на базе которого получаются оборотно-сальдовые ведомости, Главная книга, карточки счета, баланс, отчетные формы. Таким образом осуществляется интеграция обработки всех бухгалтерских задач. Лучшими пакетами этого класса на выставках и конкурсах признаны программы корпорации «Парус», фирмы «1С» («1С: Предприятие версии 7.5, 7.7»), «Инфин», «Суперменеджер», «Инфо-бух-алтер», сетевая программа «Интегратор» фирмы «Инфософт», «Турбо-бухгалтер» (4, 5, 6), «БЭСТ-3» «Интеллект-Сервис».

Пакеты «Комплексная система бухгалтерского учета». Бухгалтерский  комплекс программ впервые был разработан в 1950-х гг. для осуществления комплексной  механизации бухгалтерского учета  на счетно-перфорационных машинах. В 1970-х  гг. обработка комплексов бухгалтерских  задач была переведена на универсальные  ЭВМ, где использовались «типовые проектные  решения по бухгалтерскому учету» по каждому участку учета.

При возникновении  персональных компьютеров тенденция  создания отдельных программ под  каждый участок учета с возможностью последующей их интеграции сохранилась.

Бухгалтерский комплекс рассчитан на средние и  крупные предприятия, где организация  бухгалтерского учета осуществляется комплексом взаимосвязанных рабочих  мест. Характерными чертами пакетов  являются: наличие комплекса локальных, но взаимосвязанных пакетов по отдельным  участкам бухгалтерского учета интерфейс-обмена информацией между АРМ сводного учета (АРМ главного бухгалтера) и АРМ отдельных участков учета для получения баланса и отчетности, развернутый аналитический учет по всем участкам учета, расширенный состав традиционного комплекса бухгалтерских задач.

Состав пакетов-комплексов может быть следующим. АРМ главного бухгалтера (АРМ сводного учета), учет труда и заработной платы, учет материальных запасов, учет основных средств и  НМА, учет затрат на производство, учет финансово-расчетных операций, учет готовой продукции.

Состав пакетов  может быть расширен за счет модулей, обеспечивающих учет финансовых результатов, учет капитальных вложений, финансовый анализ и др.

Состав пакетов  может иметь отличие в комплексах, разработанных разными фирмами. Его содержание может пополняться  за счет включения дополнительных модулей. Применение комплексов позволяет создать  на средних и крупных предприятиях интегрированную бухгалтерию, где  осуществляется комплексная автоматизация  бухгалтерского учета. При этом необходимо соблюдать главный принцип: пакеты должны быть информационно взаимосвязаны, что возможно только при приобретении всего комплекса программ у одной  фирмы-изготовителя, хорошо зарекомендовавшей  себя на рынке программных продуктов. К ним относятся пакеты фирм: «Интеллект-Сервис» (программа «БЭСТ-4»), «Микро-Плюс» («Лука»), «Пролог», «Омега» («Бухкомплекс»), фирма «ЭЙС» («Гепард»), «Звезда», «Инфин» («Бухгалтерия-супер»), «Турбо-бухгалтер». Корпоративные системы предназначены для автоматизации функций управления предприятием. Иногда такие системы называют «Корпоративными системами управления финансами и бизнесом». Система состоит из сложных компонентов, включающих в себя функционально полную подсистему бухгалтерского учета, а также подсистемы управления, планирования, элементы анализа и принятия решений, делопроизводства и т. д. Бухгалтерская составляющая в этих системах не является главенствующей, так как подобные системы в основном ориентированы на процесс управления. В такой системе большое значение имеет информационная взаимосвязь всех составных подсистем. Этот новый класс систем только зарождается в России. Многие зарубежные программные продукты относятся к этому классу. По прогнозам, в ближайшее время такие системы получат в России большое распространение и спрос на них будет опережать предложение.

Корпоративные системы ориентированы прежде всего на управленцев-менеджеров и предусматривают организацию сложной многоуровневой локальной вычислительной сети предприятия и установку автоматизированных рабочих мест в различных подразделениях со сложным сетевым обменом информации. Системы отличаются большой сложностью, высокой стоимостью и требуют индивидуальной настройки под каждого клиента. Реализация корпоративных систем осуществляется, как правило, консалтинговыми организациями, выполняющими работу «под ключ».

Системы индивидуально  дорабатываются и внедряются на базе типового ядра для каждого заказчика. Сложность построения корпоративных  систем заключается в наличии  различных модулей программ. Типичным примером может служить корпоративная  система «Галактика», где выделены функциональные контуры административного  управления, оперативного управления, управления производством и бухгалтерский  учет, для автоматизированной обработки  которых предусматривается около 40 программных модулей (АРМ). Систему  можно комплектовать из различных  модулей. Корпоративные системы  предназначены для использования  на крупных предприятиях, в торговых центрах и универмагах, но могут  в усеченном составе модулей  применяться и на средних предприятиях. В качестве примера можно привести некоторые отечественные организации, разрабатывающие корпоративные  системы для крупных предприятий: корпорация «Галактика», фирмы «Инфософт», «Никос-софт», «Омега», «Цефей», «Звезда». Переходят на составление корпоративных систем для средних предприятий и корпорация «Парус», фирма «1С» и др. Несомненным достоинством этих организаций является комплексный подход к созданию АИС на предприятии. Они обеспечивают обследование информационной системы, выбор и поставку технических средств, установку программы «под ключ», сопровождение системы, обучение персонала. Можно утверждать, что будущее за такими организациями.

Составление бухгалтерской  отчетности с использованием автоматизированной системы

Бухгалтерская отчетность составляется и формируется  с применением ПК ABACUS Professional в разделе «Отчеты». Раздел предназначен для настройки порядка расчета и составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности, а также любых бухгалтерских отчетов, налоговых деклараций и отчетов произвольного вида.

Программа содержит отчеты, входящие в состав годовой  бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский  баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Для расчета  отчетных документов в подразделе «Список  показателей» заводится перечень показателей. Перечень групп показателей организуется в виде древовидного справочника, структура  которого может быть определена самостоятельно. Для группы заводятся номер, полное и краткое наименование. Показатели можно заводить в любую группу вне зависимости от вложенности, кроме корневой группы.

Показателю определяется номер внутри группы, полное и краткое  наименование, а также шифр. Шифр у каждого показателя должен быть уникальным. Для каждого показателя определяется порядок расчета, действующий  начиная с заданной даты. Порядок  расчета можно задать с помощью  так называемой «Кнопочной настройки», либо с помощью алгоритма ABACUS Designer (SBW).

Для формирования отчета необходимо указать период, за который будут рассчитываться данные по показателям. Периоды расчета  хранятся. Можно выполнить предварительный  расчет показателей в подразделе «Результаты расчета» данного раздела. Для этого показатель или группа показателей помечается и выполняется  операция расчета. Расчет может производиться  в рублевом или в валютном режимах. В валютном режиме расчет может производиться только по проводкам, сформированным в конкретной валюте, либо в пересчете под заявленную валюту.

Для заданных параметров расчета показателя (сальдо на начало, сальдо на конец, оборот дебетовый, оборот кредитовый, раздельное сальдо начальное и конечное (дебетовое и кредитовое)), одновременно определяются данные в рублях, в количестве и в валюте.

Расчет и печать отчетного документа производится по данным, сформированным за выбранный  диапазон времени. В случае если предварительный  расчет показателей отчета не производился, он осуществляется в момент формирования документа. При повторной печати сохраненные данные просто заносятся  в отчет. Можно задать режим обязательного  пересчета показателей в момент формирования отчетной формы.

Система ABACUS Professional не позволяет вести бухгалтерский учет в полной мере, как требует предприятие.

Учет капитальных  вложений ведется по договорам, контрагентам, статьям затрат.

По основным средствам: дата начала и окончания  действия системных характеристик  недоступны для корректировки, т. е. дата начала действия характеристики начинается с даты приобретения, а не со следующего месяца; не предусмотрена настроечная таблица корреспонденций, счет учета амортизации соответствующих каждому субсчету учета первоначальной стоимости, с затратными счетами; предусмотрено внутреннее перемещение инвентарного объекта от одного МОЛ другому, передачи в другое подразделение, перемещение с субсчета на субсчет, тогда как внутреннее перемещение это передача ИО от одного МОЛ другому, так как перемещение между субсчетами не является внутренним перемещением; не предусмотрена связь инвентарного объекта с процедурой списания НДС.

По складскому учету необходимо в структуру  справочной информации добавить справочник складов предприятия, приход и расход материальных ценностей привязывается  не только к счету и субсчету на счетах с аналитическим признаком  «Складской учет», но и к коду склада, кроме того, необходима привязка материальных ценностей к подразделению и  к частному лицу (МОЛ);

Раздел должен содержать справочник складов со следующими реквизитами: код склада, наименование склада, код подразделения, которому принадлежит склад.

По капитальному строительству: необходимо производить  ввод справочной и оперативной информации об объектах капитального строительства; на основании справочной и оперативной  информации формировать записи в  истории проводок по выполненному объему строительно-монтажных работ (СМР), материалам, расходуемым на строительство  объекта, в качестве ХО или ХПО  используя объект капитального строительства; производить расчет налога на добавленную  стоимость в зависимости от способа  строительства (подрядный или собственными силами); производить расчет сумм возмещения НДС при вводе объекта; формировать  отчеты по незавершенному строительству  на основании справочной и оперативной  информации.

Недостаточно  продумана контрольная функция  системы, т. е. если случайно или умышленно будет удалена операция или проводка, то это никак не отражается в программе – нельзя проследить, как это произошло и кто это сделал.

Системе ABACUS Professional недостаточно быстродействия, так как несколько операций, формирование документов, отчетов может занимать достаточно продолжительное время, а при большом количестве работников бухгалтерии это достаточно большой минус системе.

Информация о работе Таблично-автоматизированная форма учета