Стратегические направления развития информационного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:07, реферат

Описание работы

Рассмотрев результаты анализа формирования и особенностей развития информационного законодательства как определяющего компонента правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере и сфере обеспечения их информационной безопасности. Обоснована актуальность развития информационного законодательства и определены основные направления его развития.
В рамках рассмотрения концепции развития правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере было определено, что для их эффективного регулирования, а также обеспечения информационной безопасности личности необходим качественно новый подход. Для этого автор предложил определить концепцию развития правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере через формирование и развитие теоретических основ информационного права (ТОИП)[1]. Основными направлениями их развития и является рассмотрение информационного права как отрасли и законодательства. Остановимся на одном из направлений, а именно, на развитии информационного законодательства.

Работа содержит 1 файл

ПИ.docx

— 24.33 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Рассмотрев  результаты анализа формирования и особенностей развития информационного законодательства как определяющего компонента правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере и сфере обеспечения их информационной безопасности. Обоснована актуальность развития информационного законодательства и определены основные направления его развития.

     В рамках рассмотрения концепции развития правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере было определено, что для их эффективного регулирования, а также обеспечения информационной безопасности личности необходим качественно новый подход. Для этого автор предложил определить концепцию развития правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере через формирование и развитие теоретических основ информационного права (ТОИП)[1]. Основными направлениями их развития и является рассмотрение информационного права как отрасли и законодательства. Остановимся на одном из направлений, а именно, на развитии информационного законодательства.  
 
 
 
 

    Стратегические  направления развития информационного  законодательства.

     Анализ  нормативных правовых актов, исследований ученных в информационной сфере, позволяет говорить о важности и  актуальности развития информационного  права как законодательства. Данный вывод подтверждается следующими посылками[2]:

  • информация вне какого-либо материального выражения недоступна для законодательного регулирования отношений субъектов в процессах ее создания, распространения, поиска и использования. Устанавливая нормы, касающиеся информации, законодатели всегда имеют в виду вполне определенные формы ее представления, затрагивая тем самым сферу информатизации;
  • активное развитие глобальных информационно-телекоммуникационных сетей подтверждает необходимость комплексного рассмотрения правовой базы, которая призвана регулировать правоотношения в информационной сфере;
  • процесс информатизации, как процесс развития информационного производства общества, невозможно регулировать без ориентации на целевое назначение информации, которая участвует в процессе информационного производства, является его продуктом и подлежит правовому регулированию;
  • развитие информационного законодательства является одним из основных условий развития правового государства и определяется также тем обстоятельством, что положения законов существенно влияют на качество регулирования правоотношений субъектов во всех сферах;
  • любой вид отношений субъектов предваряется и сопровождается информационным обеспечением и часто заканчивается созданием нового информационного продукта, требующего особого правового регулирования;
  • любой законодательный акт, регулирующий правоотношения обязательно затрагивает информационные связи субъектов этих отношений. Это обстоятельство существенно расширяет сферу информационного законодательства.

     Кроме того, развитие государства характеризуется  интенсивным поиском наиболее эффективных  путей движения страны в направлении  высокоразвитого правового, демократического, информационного общества, что невозможно без создания и развития качественной правовой базы в информационной сфере.

     Частным подтверждением данного вывода является анализ положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09 сентября 2000 г.. В ней определено, что задачи совершенствования нормативной  правовой базы обеспечения информационной безопасности РФ (как составной части  правовой базы в информационной сфере), включая механизм реализации прав граждан  на получение информации и доступ к ней, относятся к числу основных задач по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации. Правовая основа развития единого информационного пространства России, как определено в Доктрине, должна способствовать гармоничному развитию информационных ресурсов, информационных услуг и средств информационного производства в стране.

     Таким образом, в процессе анализа состояния  и направлений развития законодательства в информационной сфере необходимо, прежде всего, учитывать следующие  факторы:

  • специфику процессов информатизации в Российской Федерации на этапе формирования основ информационного общества;
  • достаточную слабость научно-технической и производственной базы развития средств и систем информатизации, новых информационных технологий;
  • необходимость укрепления международного сотрудничества на пути Российской Федерации к информационному обществу при обеспечении информационной безопасности страны с учетом внутренних и внешних угроз.

     Фундаментом законодательства в рассматриваемой  сфере является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в декабре 1993 г. Конституция определила основные права и обязанности  субъектов в сфере информационных отношений, базирующиеся на свободе  личности и презумпции открытости информации. Конституционную основу правового  регулирования информационных отношений  составляют нормы, содержащиеся в статьях 23, 24, 29 и 44 Конституции Российской Федерации. Поэтому все нормативные правовые документы в этой сфере, как правило, должны соответствовать Основному  закону государства и обеспечивать правовую поддержку реализации конституционных  прав личности в информационной сфере.

     Всеобщая  Декларация прав человека 1948 г. и Международный  пакт о гражданских и политических правах, который был принят и открыт для подписания, ратификации и  присоединения 16.12.66 г. (вступил в  силу только в 1976 г.) на международном  уровне закрепили рассматриваемые  конституционные нормы. В этом промежутке времени была принята Европейская  Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая  вступила в силу в сентябре 1953 г. В этих актах проблема права на информацию находилась в системе  других прав человека.

     Дальнейшее  развитие направлений, связанных с  информационным законодательством, связано  с осознанием значения средств массовой информации и реализацией права  на информацию. В 1970 г. была принята  Европейская Декларация о средствах массовой информации и правах человека, принятая Консультативной Ассамблеей Совета Европы. В 1967 г. на Стокгольмской конференции принята Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая вступила в силу в 1979 г.

     Наряду  с развитием законодательства о  средствах массовой информации, о  применении законодательства по авторскому и патентному праву к таким  объектам творчества, как программы  для ЭВМ, базы данных, микросхемы, используемые в процессе информатизации, совершенствуется национальное нормотворчество о  механизмах предоставления информации гражданам по каналам библиотек  и архивов. Речь преимущественно  идет об информации, отнесенной к общественно-значимой, официальной информации. Параллельно  с этим развивается и совершенствуется нормотворчество по линии защиты разных категорий информации: персональных данных, государственных секретов, других видов конфиденциальной информации.

     Анализ  взглядов и направлений известных  ученых на проблему информационного  законодательства не дает однозначного ответа на предмет его понимания, содержания, особенностей структурирования.

     Так, А.Б. Агапов определяет содержание информационного  права как совокупность норм, само содержание юридических норм не определено. Кроме этого, как отмечает ученый, совокупность таких юридических  норм представляет "слабо выраженный систематизированный порядок" и  охватывает различные общественные отношения и отрасли законодательства. Таким образом, можно предположить, что информационное законодательство представляет собой комплексную  отрасль законодательства. Тем не менее, остается неясным вопрос о  понятии "различные общественные отношения и отрасль законодательства".

     Что касается определения самой информационной сферы, то оно также нуждается  в разъяснении. А.Б. Агапов определяет ее как "сферу правового регулирования – совокупность субъектов права, осуществляющих на основе законодательства деятельность, которая позволяет решать конкретные информационные задачи в правовой системе общества, включая сам механизм правового регулирования этой сферы". Из приведенного определения не уточнена сама специфика рассматриваемой сферы. Как нам представляется, информационная сфера должна определяться через основы теоретического и методологического аппарата. Что касается основ теоретического аппарата (о нем уже шла речь), прежде всего, необходимо определить те понятия, признаки, с помощью которых строится информационная сфера. К сожалению, ученый не дает исчерпывающих понятий, которые и будут в итоге определять сущность информационного законодательства. Более того, он отождествляет понятие "информационное законодательство" с законодательством в сфере информатики. Базовым называет Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (Закон отменен принятым Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Но базой текущего законодательства является Конституция РФ, поэтому целесообразно вначале рассматривать ее положения. Кроме этого, А.Б. Агапов подчеркивает, что в конституционном закреплении нуждаются только права физических и юридических лиц на доступ к информации. Все иные отношения должны регулироваться специальным законодательством. Возникает вопрос, каким?

     М.М. Рассолов предлагает объединить компьютерное и информационное право в одно целое и сформировать единые основы информационного права как новой  отрасли законодательства[3]. Не совсем ясно, что следует понимать под "едиными основами информационного права" и "новой отраслью законодательства". В рамках предмета информационного права он выделяет два класса задач, одной из которых является анализ конкретных актов информационного законодательства и практики его применения.

     Далее, анализируя основные положения концепции  М.М. Рассолова, можно сделать вывод о неточном определении самих категорий информационного права как отрасли права, науки и законодательства[4].

     Наиболее  полно понятие "информационное законодательство" исследовал Копылов В.А. Он подчеркнул, что его нормативной базой является информационное законодательство как совокупность нормативных правовых актов и отдельных норм права, направленных на регулирование общественных отношений в информационной сфере. Основные понятия ученый определяет следующим образом. Информацию рассматривает в рамках окружающей действительности, информационную сферу определяет через предметные отрасли[5]. Остается неясным, чем является информация – объектом или предметом правоотношений.

     Что касается определения информационного  законодательства, то под ним понимается комплексная отрасль законодательства, определяемая совокупностью норм права, регулирующих общественные отношения  в информационной сфере[6]. Далее он отмечает, что информация, проникая во все сферы государства, пронизывает все законодательство РФ. Представленные структуры информационного законодательства, которые будут рассматриваться в следующем параграфе, носят общий характер. Открытым остается вопрос об их соотношении и основаниях структуризации.

     Ю.А. Нисневич, рассматривая основные проблемы законодательной деятельности –  преодоление коллизии между естественным и позитивным правом и учет в позитивном праве естественных прав и интересов  отдельной личности, отмечает, что  в основе информационного законодательства должно находиться право на информацию[7]. Далее, ссылаясь на работы Ю.М. Батурина, который одним из первых ввел и определил понятие "информационное компьютерное право"[8], он выделяет признаки информационного законодательства:

  • уровень законодательства;
  • методы нормативного регулирования отношений;
  • степень охвата предмета регулирования;

     На  основании указанных признаков  российское информационное законодательство формируется в соответствии со ст. 71-73 Конституции РФ о разграничении  предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и делится на федеральное и региональное. Его формирование, по мнению ученого, развивается по двум основным направлениям: формирование специальных норм в информационной сфере и внедрение отдельных информационных норм в другие отрасли законодательства.

     О.А. Городов под информационным законодательством  понимает совокупность законов, иных нормативных  правовых актов, с помощью и посредством  которых государство изменяет или  прекращает действия соответствующих  информационно-правовых норм. Систему  информационного законодательства, по мнению ученого, составляют нормативно-правовые акты, которые регулируют отношения, объектом которых выступает информация, ее производные продукты и сама деятельность, связанная с ними. Сама же структура  информационного законодательства складывается из правовых актов федерального уровня и актов субъектов Федерации[9]. Помимо этого, ученый выделяет в структуре информационного законодательства ряд базовых законов: "Об информации, информатизации и защите информации" (Закон отменен принятым Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), "Об обязательном экземпляре документов", "О средствах массовой информации", "О государственной тайне", "О связи".

Информация о работе Стратегические направления развития информационного законодательства