Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:07, реферат
Рассмотрев результаты анализа формирования и особенностей развития информационного законодательства как определяющего компонента правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере и сфере обеспечения их информационной безопасности. Обоснована актуальность развития информационного законодательства и определены основные направления его развития.
В рамках рассмотрения концепции развития правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере было определено, что для их эффективного регулирования, а также обеспечения информационной безопасности личности необходим качественно новый подход. Для этого автор предложил определить концепцию развития правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере через формирование и развитие теоретических основ информационного права (ТОИП)[1]. Основными направлениями их развития и является рассмотрение информационного права как отрасли и законодательства. Остановимся на одном из направлений, а именно, на развитии информационного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ
Рассмотрев результаты анализа формирования и особенностей развития информационного законодательства как определяющего компонента правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере и сфере обеспечения их информационной безопасности. Обоснована актуальность развития информационного законодательства и определены основные направления его развития.
В
рамках рассмотрения концепции развития
правового регулирования конституционных
прав и свобод человека и гражданина в
информационной сфере было определено,
что для их эффективного регулирования,
а также обеспечения информационной безопасности
личности необходим качественно новый
подход. Для этого автор предложил определить
концепцию развития правового регулирования
конституционных прав и свобод человека
и гражданина в информационной сфере через
формирование и развитие теоретических
основ информационного права (ТОИП)[1].
Основными направлениями их развития
и является рассмотрение информационного
права как отрасли и законодательства.
Остановимся на одном из направлений,
а именно, на развитии информационного
законодательства.
Стратегические направления развития информационного законодательства.
Анализ нормативных правовых актов, исследований ученных в информационной сфере, позволяет говорить о важности и актуальности развития информационного права как законодательства. Данный вывод подтверждается следующими посылками[2]:
Кроме того, развитие государства характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных путей движения страны в направлении высокоразвитого правового, демократического, информационного общества, что невозможно без создания и развития качественной правовой базы в информационной сфере.
Частным подтверждением данного вывода является анализ положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09 сентября 2000 г.. В ней определено, что задачи совершенствования нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности РФ (как составной части правовой базы в информационной сфере), включая механизм реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, относятся к числу основных задач по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации. Правовая основа развития единого информационного пространства России, как определено в Доктрине, должна способствовать гармоничному развитию информационных ресурсов, информационных услуг и средств информационного производства в стране.
Таким образом, в процессе анализа состояния и направлений развития законодательства в информационной сфере необходимо, прежде всего, учитывать следующие факторы:
Фундаментом
законодательства в рассматриваемой
сфере является Конституция Российской
Федерации, принятая всенародным голосованием
в декабре 1993 г. Конституция определила
основные права и обязанности
субъектов в сфере
Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах, который был принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения 16.12.66 г. (вступил в силу только в 1976 г.) на международном уровне закрепили рассматриваемые конституционные нормы. В этом промежутке времени была принята Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая вступила в силу в сентябре 1953 г. В этих актах проблема права на информацию находилась в системе других прав человека.
Дальнейшее развитие направлений, связанных с информационным законодательством, связано с осознанием значения средств массовой информации и реализацией права на информацию. В 1970 г. была принята Европейская Декларация о средствах массовой информации и правах человека, принятая Консультативной Ассамблеей Совета Европы. В 1967 г. на Стокгольмской конференции принята Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая вступила в силу в 1979 г.
Наряду с развитием законодательства о средствах массовой информации, о применении законодательства по авторскому и патентному праву к таким объектам творчества, как программы для ЭВМ, базы данных, микросхемы, используемые в процессе информатизации, совершенствуется национальное нормотворчество о механизмах предоставления информации гражданам по каналам библиотек и архивов. Речь преимущественно идет об информации, отнесенной к общественно-значимой, официальной информации. Параллельно с этим развивается и совершенствуется нормотворчество по линии защиты разных категорий информации: персональных данных, государственных секретов, других видов конфиденциальной информации.
Анализ взглядов и направлений известных ученых на проблему информационного законодательства не дает однозначного ответа на предмет его понимания, содержания, особенностей структурирования.
Так,
А.Б. Агапов определяет содержание информационного
права как совокупность норм, само
содержание юридических норм не определено.
Кроме этого, как отмечает ученый,
совокупность таких юридических
норм представляет "слабо выраженный
систематизированный порядок" и
охватывает различные общественные
отношения и отрасли
Что
касается определения самой
М.М.
Рассолов предлагает объединить компьютерное
и информационное право в одно
целое и сформировать единые основы
информационного права как
Далее, анализируя основные положения концепции М.М. Рассолова, можно сделать вывод о неточном определении самих категорий информационного права как отрасли права, науки и законодательства[4].
Наиболее полно понятие "информационное законодательство" исследовал Копылов В.А. Он подчеркнул, что его нормативной базой является информационное законодательство как совокупность нормативных правовых актов и отдельных норм права, направленных на регулирование общественных отношений в информационной сфере. Основные понятия ученый определяет следующим образом. Информацию рассматривает в рамках окружающей действительности, информационную сферу определяет через предметные отрасли[5]. Остается неясным, чем является информация – объектом или предметом правоотношений.
Что
касается определения информационного
законодательства, то под ним понимается
комплексная отрасль
Ю.А.
Нисневич, рассматривая основные проблемы
законодательной деятельности –
преодоление коллизии между естественным
и позитивным правом и учет в позитивном
праве естественных прав и интересов
отдельной личности, отмечает, что
в основе информационного
На основании указанных признаков российское информационное законодательство формируется в соответствии со ст. 71-73 Конституции РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и делится на федеральное и региональное. Его формирование, по мнению ученого, развивается по двум основным направлениям: формирование специальных норм в информационной сфере и внедрение отдельных информационных норм в другие отрасли законодательства.
О.А.
Городов под информационным законодательством
понимает совокупность законов, иных нормативных
правовых актов, с помощью и посредством
которых государство изменяет или
прекращает действия соответствующих
информационно-правовых норм. Систему
информационного
Информация о работе Стратегические направления развития информационного законодательства