Стандарты пользовательского интерфейса ИТ, критерии оценки ИТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 20:15, реферат

Описание работы

Компьютеры и информационные системы становятся все более дружественными и понятными даже для человека, не являющегося специалистом в области информатики и вычислительной техники. Это стало возможным прежде всего потому, что пользователи и их программы взаимодействуют с вычислительной техникой посредством специального (системного) программного обеспечения - через операционную систему. Операционная система предоставляет интерфейсы и для выполняющихся приложений, и для пользователей.

Содержание

Введение
1. Понятие интерфейса пользователя
2. Виды интерфейсов
2.1 Командный интерфейс
2.2 Графический интерфейс
2.2.1 Простой графический интерфейс
2.2.2 WIMP - интерфейс
2.3 Речевая технология
2.4 Биометрическая технология
2.5 Семантический (общественный) интерфейс
2.6 Типы интерфейсов
3. Методы и средства разработки пользовательского интерфейса
4. Стандартизация пользовательского интерфейса
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Буду диктовать.docx

— 76.83 Кб (Скачать)

    Специализированные  средства для разработки интерфейса позволяют упростить разработку пользовательского интерфейса, предлагая  разработчику специфицировать компоненты пользовательского интерфейса с  использованием языков спецификаций. Можно выделить несколько основных способов спецификации интерфейса:

    1. Языковой, когда  применяются специальные языки  для задания синтаксиса интерфейса (декларативные, объектно-ориентированные,  языки событий и др.).

    2. Графическая  спецификация связана с определением  интерфейса, как правило, средствами  визуального программирования, программированием  демонстраций и по примерам. Подобный способ поддерживает ограниченный класс интерфейсов.

    3. Спецификация  интерфейса, основанная на объектно-ориентированном  подходе, связана с принципом,  называемым непосредственное манипулирование. Основное его свойство - взаимодействие пользователя с индивидуальными объектами, а не со всей системой как единым целым. Типичными компонентами, используемыми для манипуляций с объектами и управляющими функциями, являются обработчики, меню, зоны диалога, кнопки различного вида.

    4. Спецификация  интерфейса по спецификации прикладной  задачи. Здесь интерфейс создается автоматически по спецификации семантики прикладной задачи. Однако сложность описания интерфейса затрудняет возможности скорого появления систем, реализующих данный подход.

    Основной концепцией СУПИ является отделение разработки пользовательского интерфейса от остального приложения. В настоящее время идея раздельного проектирования интерфейса и приложения либо закреплена в определении СУПИ либо является основным его свойством.

    В состав СУПИ определен как набор инструментов этапа разработки и периода исполнения. Инструменты этапа разработки оперируют с моделями интерфейса для построения их проектов. Они могут разделяться на две группы: интерактивные инструменты, например редакторы моделей, и автоматические инструменты, например генератор форм. Инструменты периода исполнения используют модель интерфейса для поддержки деятельности пользователя, например, для сбора и анализа используемых данных.

    Функциями СУПИ является содействие и облегчение разработки и сопровождения пользовательского  интерфейса, а также управление взаимодействием  между пользователем и прикладной программой.

    Таким образом, в настоящее время существует большое количество инструментальных средств для разработки интерфейса, поддерживающих различные методы его  реализации.

 

    4. Стандартизация пользовательского  интерфейса

    В первом подходе  оценку производит конечный пользователь (или тестер), суммируя результаты работы с программой в рамках следующих  показателей ISO 9241-10-98 Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs). P.11. Guidance on usability specification and measures:

  • эффективности (effectiveness) - влияния интерфейса на полноту и точность достижения пользователем целевых результатов;
  • продуктивности (efficiency) или влияния интерфейса на производительность пользователя;
  • степени (субъективной) удовлетворенности (satisfaction) конечного пользователя этим интерфейсом.

    Эффективность является критерием функциональности интерфейса, а степень удовлетворенности  и, косвенно, продуктивность - критерием  эргономичности. Вводимые здесь меры соответствуют общей прагматической концепции оценки качества по соотношению "цели / затраты".

    Во втором подходе пытаются установить, каким (руководящим эргономическим) принципам  должен удовлетворять пользовательский интерфейс с точки зрения оптимальности  человеко-машинного взаимодействия. Развитие этого аналитического подхода было вызвано потребностями проектирования и разработки ПО, поскольку позволяет сформулировать руководящие указания по организации и характеристикам оптимального пользовательского интерфейса. Этот подход может быть использован и при оценке качества разработанного пользовательского интерфейса. В этом случае показатель качества оценивается экспертом по степени реализации руководящих принципов или вытекающих из них более конкретных графических и операционных особенностей оптимального "человеко-ориентированного" пользовательского интерфейса.

    Стандартизация  и проектирование. При проектировании пользовательского интерфейса исходным решением является выбор базовых стандартов типов управляющих средств интерфейса, который должен учитывать специфику соответствующей предметной области. Конкретизация стиля пользовательского интерфейса осуществляется в нормативных документах отраслевого и фирменного уровня. Возможна дальнейшая детализация дизайна интерфейса для определенной группы программных продуктов фирмы-разработчика. При разработке пользовательского интерфейса необходим учет характеристик предполагаемых конечных пользователей разрабатываемого программного средства. Спецификация типа пользовательского интерфейса определяет только его синтактику. Второе направление стандартизации в области проектирования - формирование конкретной системы руководящих эргономических принципов. Решение об их выборе должно вырабатываться совместно всеми членами команды по проектированию [9]. Эта система должна быть согласована с соответствующим базовым стандартом (или группой стандартов). Для того чтобы стать эффективным инструментом проектирования система руководящих принципов должна быть доведена до уровня конкретных инструкций для программистов. При разработке инструкций учитываются нормативные документы по типу (стилю) интерфейса, а нормативные документы по проектированию пользовательского интерфейса должны войти в профиль стандартов [13] программного проекта и в техническое задание.

    Стандарты и  качество. Формально стандартизированность пользовательского интерфейса уместно связать с другими инфраструктурными субхарактеристиками качества программного продукта, такими, как соответствие (conformance) (в том числе и соответствие стандартам) и взаимозаменяемость (replaceability) (ГОСТ Р ИСО МЭК 9126-93). Выбор конкретного средства проектирования (языки быстрой разработки приложений, CASE-средства, конструкторы графических интерфейсов) может привести разработчика к необходимости придерживаться стандарта интерфейса, положенного в его основу.

    С другой стороны, выбор разработчиком стандарта  типа (стиля) пользовательского интерфейса, адекватного предметной области  и используемой ОС, потенциально должен обеспечить, хотя бы отчасти, выполнение таких принципов качества пользовательского  интерфейса, как естественность и  согласованность в пределах рабочей  среды [13]. Явный учет синтактики интерфейса облегчает создание однородного по стилю и предсказуемого для пользователя интерфейса. Кроме того, нужно учесть, что при разработке самого стандарта уже учитывались базовые принципы проектирования пользовательского интерфейса.

    Вводимые в ISO 9241-11 меры практичности организация-заказчик может использовать до разработки заказной системы в качестве общих рамок  для определения требований по практичности, которым должна соответствовать  будущая система и по которым  будут проводиться приемочные испытания. Таким образом, создается основа для обеспечения полноты, измеримости и сопоставимости этих требований, что может косвенно оказывать позитивное влияние на качество проектируемого программного изделия.

    Означает ли, что неукоснительное следование стандартам может обеспечить необходимое  качество пользовательского интерфейса? Для простых и рутинных приложений - следование стандарту гарантирует только минимальный уровень качества. Для сложных и пионерских приложений требование обеспечения функциональной полноты может вступить в противоречие с ограниченными возможностями, предоставляемыми стандартом управляющих средств пользовательского интерфейса.

 

    Список  литературы

    1. Т.Б. Большаков, Д.В. Иртегов. Оперционные системы. Материалы сайта http: // www. citforum. ru / operating_systems / ois / introd. shtml.

    2. Методы и  средства разработки пользовательского  интерфейса: современное состояние,  Клещев А.С. , Грибова В.В. , 2001. Материалы сайта http: // www. swsys. ru / index. php? page=article&id=765.

    3. Дейтел Г.  Введение в операционные системы. В двух томах / Пер, с англ. Л.А. Теп-лицкого, А.Б. Ходулева, В.С. Штаркмана под ред.В.С. Штаркмана. - М.: Мир, 1987.

    4. Программная  инженерия. Стандартизация пользовательского интерфейса. Евгений Волченков. М, 2002. Материалы сайта http: // tizer. adv. vz. ru.

Информация о работе Стандарты пользовательского интерфейса ИТ, критерии оценки ИТ