Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:33, лекция
Стандарт – подразумевают документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации выполнения работ или оказания услуг.
Важное замечание: стандарты являются одним из основных механизмов обеспечения совместимости продуктов и систем, это их основное предназначение (решение вопросов стандартизации).
06.09.11 (лекция)
Тема 1. Общие сведения о стандартах в области ИБ.
Основные
определения и понятия
Понятие стандарта в области ИБ
Обоснование необходимости использования ИБ, их классификация
Национальная безопасность
Информационная безопасность Пожарная безопасность
Экологическая
безопасность
Военная
безопасность
Стандарт – подразумевают документ,
в котором в целях добровольного многократного
использования устанавливаются характеристики
продукции, правила осуществления и характеристики
процессов производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации
выполнения работ или оказания услуг.
Важное
замечание: стандарты являются одним
из основных механизмов обеспечения
совместимости продуктов и
Стандарты
ИБ, главная задача: создание основ
взаимодействия между производителями,
потребителями и экспертами по квалификации
продуктов информационных технологий.
Стандарты
являются одним из основных механизмов
обеспечения совместимости
Главная задача стандартов ИБ заключается в создании основ взаимодействия между производителями, потребителями и экспертами по квалификации продуктов информационных технологий.
Требования
по безопасности должны быть предельно
краткими и конкретными.
Общая классификация.
Общепринятая классификация стандартов в области ИБ:
Оценочные стандарты:
Оранжевая книга (русское название – критерии оценки доверенных компьютерных систем);
Общие критерии (ГОСТ ИСО/МЭК 15408-2002);
РД ФСТЭК России.
Спецификации:
Инфраструктура открытых ключей X.509;
Симметричный криптографический алгоритм ГОСТ 28147-89;
Управленческий стандарт ISO 17799;
Управленческий стандарт ISO 27001;
ГОСТ 3410-2001;
ГОСТ 4311-94.
Предназначены
для оценки и классификации
В оранжевой книге определены 4 уровня безопасности:
D – минимальная защита:
Класс D – минимальная защита, сюда относятся все ситемы подвергнутые оценке но не отвечающие ни одному из вышеперечисленных классов;
C – индивидуальная защита:
Класс С1 – (средства контроля и управления доступом) защита основанная на индивидуальных мерах, сюда относятся системы обеспечивающие разделение пользователей и данных;
С2 – (управление доступом) защита основанная на управляемом доступе, сюда относятся системы не только разделяющие пользователей и данные, но и разделение по действиям;
B – мандатная защита:
B1 – (защита с применением меток безопасности) защита основанная на присвоении имен отдельным средствам безопасности, все системы которые удовлетворяют классам C, но они также должны быть проименованы;
B2 – структурированная защита, сюда относятся системы построенные на основе определенных моделей и формально задокументированные, с мандатным управлением доступом ко всем субъектам и объектам, располагают усиленными средствами тестирования и защиты и средствами управления со стороны администрации;
B3 – домены безопасности, системы в которых существует монитор контролирующий все запросы, предусматривает средства сигнализации о всех попытках НСД;
A – верифицированная защита:
A1 (верифицированная защита) – верификационный проект, сюда относятся все системы функционально эквивалентные требованиям класса B3, но верификация которых осуществляется по специальным процедурам, обязательно наличие администратора безопасности.
По мере
перехода от уровня к уровня ужесточаются
требования к безопасности. Разделение
на классы сделано, чтобы система при сертификации
могла быть отнесена к определенному классу.
Тема 2. Международные стандарты информационной безопасности.
Международные стандарты:
Обеспечение
ИБ в любой организации
Наиболее
распространенными
BS 7799-1 – имеет международный статус;
BS 7799-2 – имеет международный статус;
BS 7799-3.
Последние версии этих стандартов имеют другое обозначение ISO/IEС 17799-2005, ISO/IEС 27001-2005.
Данные
документы представляют собой набор
практических рекомендаций по формирования
и поддержанию системы управления информационной
безопасностью (СУИБ). Носят неформальный
характер.
ISO/IEС 17799-2005 «Информационные технологии. Методы обеспечения безопасности. Практические руководства по управлению ИИБ»
Представляет собой набор практических рекомендаций по построению комплексной корпоративной системы управления ИБ.
Представляет собой: процесс защиты активов организации от различных видов угроз, который достигается путем реализации определенных механизмов контроля.
Требования к системе безопасности определяются: по результатам предварительно проведенного анализа рисков. Механизмы контроля выбирают так, чтобы минимизировать информационные риски.
Основное содержание стандарта: каталог рекомендуемых механизмов контроля безопасности.
Механизмы безопасности сгруппированы по тематическим разделам:
Для каждого
механизма в стандарте
06.09.11 (практика)
Стандарт ISO/IEC 27001-2005. «Информационные технологии. Методы обеспечения безопасности системы управления ИБ. Требования»
Устанавливает
требования по созданию, внедрению, эксплуатации,
мониторингу, анализу, поддержке и
совершенствованию
Реализация осуществляется путем внедрения четырехфазной модели:
В качестве исходных данных выступают требования по ИБ и ожидания заинтересованных сторон.
Путем применения
специальных мер и механизмов
реализуют требуемый уровень
безопасности.
Британский стандарт BS 7799-3 от 2006. «Системы управления ИБ. Часть третья: руководство по управлению рисками в информационной безопасности.»
Набор руководств и рекомендаций, направленных на удовлетворение требований стандарта ISO/IEC 27001-2005 в части управления рисками.
Данный стандарт не содержит определенной методики, здесь предъявляются лишь требования к методике:
Возможность определения критериев для принятия риска;
Возможность идентификации приемлемых уровней риска;
Возможность проведения идентификации и оценки рисков;
Покрытие всех недостающих аспектов в СУИБ.
Процесс оценки рисков в общем случае включает в себя анализ и вычисление этих рисков. По результатам анализа рисков выбирается одна из 4 возможных стратегий управления рисками:
Уменьшение риска;
Осознанное и обоснованное принятие риска;
Передача риска;
Избежание риска.
Деятельность связанная с реализацией результатов управления рисками должна сопровождаться разработкой плана управления рисками. Непрерывный процесс управления рисками должен контролироваться специалистами в организации.
Результаты
первоначальной оценки рисков должны
накапливаться в базе знаний.
Германский стандарт BSI. «Руководство по защите ИТ для базового уровня защищенности.»
Посвящен детальному рассмотрению частных вопросов управления ИБ компании.
В стандарте представлены:
Вопросы защиты приведенных информационных активов компании рассматриваются по определенному сценарию:
Осуществляется общее описание информационного актива компании;
Представляются возможные и уязвимости безопасности;
Представляются
возможные меры и средства контроля защиты.
Стандарт ISO/IEC 15408-1999. «Общие критерии»