Сравнительная характеристика законодательных актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Сравнительная характеристика законодательных актов:

а) Закон РФ «Об информации информатизации и защиты информации».

б) Закон РФ «Об информации информатизации информационных технологий в защите информации информационной безопасности».

Содержание

- Цели защиты информации.

1. Предпосылки формирования того или иного закона. Обосновать.

2. Структура законодательного акта. (положение, статьи) специфика действия того или иного законодательного акта.

3. Достоинство и недостатки законодательного акта

4. Сравнить один с другим законом

5. Цели защиты информации отраженные в законе об информации информационных технологий и защиты информации

6. Цели защиты информации, сформированные в законе об информации в защите (как работает сегодня) информации.

Работа содержит 1 файл

контрольная Сравнительная характеристика законодательных актов.docx

— 33.04 Кб (Скачать)

Сравнительная характеристика законодательных  актов:

    а) Закон РФ «Об информации информатизации и защиты информации».

    б) Закон РФ «Об информации информатизации информационных технологий в защите информации информационной безопасности». 

    П Л А Н:

- Цели защиты информации.

1. Предпосылки формирования того или иного закона.    Обосновать.

 2. Структура законодательного акта. (положение, статьи) специфика действия того или иного законодательного акта.

3.  Достоинство и недостатки законодательного акта

4. Сравнить один с другим законом

5. Цели защиты информации отраженные в законе об информации информационных технологий и защиты информации

6.  Цели защиты информации, сформированные в законе об информации в защите (как работает сегодня) информации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Впервые обсуждение стратегии и роли государства в информатизации общества в нашей стране проводилось по решению руководства СССР в 1989 - 1990 гг. С участием государственных структур (ГКВТИ СССР) и общественности была разработана концепция информатизации общества, затем одобренная соответствующим комитетом Верховного Совета СССР. На ее основе были подготовлены проекты общесоюзной программы информатизации и республиканской программы "Информатизация России" (1990-1991 гг.). Однако в силу ряда причин (ограниченность финансовых ресурсов, несогласованность позиций министерств и ведомств) проект программы не был принят правительством.

 В течение 1992-1996 гг. в стране активно  проводилась работа по формированию государственной политики информатизации, созданию законодательных основ развития информационных отношений. Были приняты федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.) и "Об участии в международном информационном обмене" (1996 г.). Было также выпущено большое количество указов

      Информационное общество как конструктивная идея для реализации широкого комплекса  цивилизационных преобразований начала активно использоваться для инициирования государственных программ начиная с 1993-1994 гг. Пути реализации потенциала информационного общества видятся государственными структурами каждой из стран по-разному. Этому есть свои причины. Любое суверенное государство самостоятельно определяет стратегию своего развития в целом и политику развития отдельных сфер деятельности. При этом оно исходит прежде всего из необходимости реализации национальных интересов и целей.

 Процесс формирования информационного  общества в России в условиях становления новой российской государственности, реформирования экономики, перехода от информационной закрытости к презумпции открытости информации сам по себе достаточно сложен. Очевидно, что Россия находится только в начале пути в информационное общество и отстает от промышленно развитых стран мира (так, если количество компьютеров на 100 жителей в США и странах Западной Европы составляет 30 и более, то в России этот показатель составляет около 6).

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (с изменениями от 10 января 2003 г.). Принят Государственной Думой 25 января 1995 года

     Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

 
 

     В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

     информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

     информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

     документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

     информационные  процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

     информационная  система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

     информационные  ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

     конфиденциальная  информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     средства  обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;

     владелец  информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;

     пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

     Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации.

     Основными направлениями государственной  политики в сфере информатизации являются: 

     - обеспечение условий для развития  и защиты всех форм собственности  на информационные ресурсы;

     - формирование и защита государственных  информационных ресурсов; создание  и развитие федеральных и региональных  информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;

     - создание условий для качественного  и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

     - обеспечение национальной безопасности  в сфере информатизации, а также  обеспечение реализации прав  граждан, организаций в условиях  информатизации;

     - содействие формированию рынка  информационных ресурсов, услуг,  информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

     - формирование и осуществление  единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

     - поддержка проектов и программ  информатизации;

     - создание и совершенствование  системы привлечения инвестиций  и механизма стимулирования разработки  и реализации проектов информатизации;

     - развитие законодательства в  сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

 
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" Федеральный закон от 27 июля 2006 г.         № 149-Ф «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
2 Структура:

Федеральный закон  «Об информации, информатизации и защите информации»  включал в себя 25 статей, разбитых на 5 глав:

1. Общие положения;

2. Информационные ресурсы;

3. Пользование информационными ресурсами;

4. Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения;

5. Защита информации и прав субъектов   в области  информационных  процессов и информатизации

Структура:

не разбит на главы, содержит 18 статей.

3. Достоинства: законодательное закрепление основных принципов, правовых форм и методов информационного обеспечения;

      определение обязанностей государства и иных публично-правых образований в сфере информационного обеспечения (ст. 3);

      легальное определение таких понятий, как "информация", "информационные ресурсы", "информационная система", "персональные данные", т.е. информация о гражданах; и др. (ст. 2, 11 и др.);

      законодательное определение понятия материальной формы информации - документа, который может выступать объектом права собственности (ст. 5);

      установление  правового режима информационных ресурсов, их классификация по категориям доступа и определение их роли в процессе информационного обеспечения (ст. 6, 7, 9, 10 и др.);

      установление  правового режима информационных систем, технологий и средств их обеспечения; определение порядка их сертификации и пользования ими в качестве объектов права собственности (ст. 16-18);

      установление  требований к условиям сбора, обработки  и хранения персональных данных, которые отнесены к категории конфиденциальной информации (ст. 3, 11);

      установление  гарантий реализации права на доступ к информации из информационных ресурсов, гарантий предоставления информации (ст. 12, 13); и др.

      
Достоинства: Новый Закон разрешил целый ряд актуальных проблем в сфере использования и защиты информации, устранил многие пробелы и противоречия действующего российского законодательства в соответствии с международной практикой регулирования информационных отношений.

      Он  урегулировал целый комплекс отношений, возникающих в процессе осуществления права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применения информационных технологий; обеспечения защиты информации (п. 1 ст. 1). Закон закрепил существование информации как самостоятельного объекта правовых отношений (ст. 5) и установил, что его положения не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (п. 2 ст. 1). Закон определяет правовой статус различных категорий информации, закрепляя право каждого беспрепятственно получать, распространять и использовать общедоступную информацию и обязанность соблюдения конфиденциальности в отношении информации, доступ к которой ограничен. Предусмотрена возможность передачи информации как объекта гражданских прав другому лицу по договору или на ином законном основании (подп. 3 п. 3 ст. 6).

      В числе достоинств данного Закона следует указать весьма корректные формулировки многих понятий, терминов и определений, связанных с информационными отношениями (ст. 2, 5, 6, 7, 16); закрепление принципов правового и регулирования этих отношений (ст. 3), принципов государственного регулирования в сфере применения информационных технологий (ст. 12), а также принципов создания и эксплуатации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе при международном информационном обмене (ст. 13-15); установление основных прав и обязанностей обладателя информации (п. 3 ст. 6); определение границ права на доступ к информации (ст. 7), пределов распространения или предоставления информации (ст. 10), порядка ее документирования (ст. 11), средств и способов защиты информации и ответственности за правонарушения в информационной сфере (ст. 16, 17).

      Таким образом, Закон об информации знаменует собой более высокую ступень развития информационного законодательства по сравнению с ранними нормативными актами.

      Правовые  нормы, устанавливающие информационные права и обязанности для субъектов коммерческой деятельности, содержатся во многих нормативных правовых актах, причем не только регулирующих отношения в сфере предпринимательства, но и устанавливающих общие правила в отношении всех субъектов гражданского права.

  Недостатки:

Нечеткое определение  предмета правового регулирования. В этом акте законодатель пытался  одновременно разрешить две разноплановые задачи: установить правовой режим информации и урегулировать процессы информационного обеспечения. Закон также содержал ряд декларативных положений, неточные формулировки, определяющие его центральные понятия (ст. 2).

Для Закона 1995 г. информация как объект права не имела самостоятельного значения: обязательным условием введения информации в гражданский оборот являлось ее документирование (п. 1 ст. 5 Закона 1995 г.). Если документ был создан в электронном виде (получен "из автоматизированной информационной системы"), то он приобретал юридическую силу только после его выполнения в бумажной форме и подписания должностным лицом (п. 2 ст. 5 Закона 1995 г.). Иными словами, полноценными объектами гражданских прав считались именно документы (более широко - информационные ресурсы), а не заключенная в них информация*

 
4.   введен термин: информационные технологии; обладатель информации; оператор информационной системы.

исключены термины: информационные ресурсы; информатизация

  отсутствует классификация  информации по различным признакам введена  классификация  информации в зависимости от порядка  ее предоставления (часть 3 статьи 5):
  • информация, свободно распространяемая;
  • информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  • информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
  • информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается
  • .
 

     В целом,  разработка и принятие нового федерального закона было направлено на устранение излишней технологичности прежнего закона; в ФЗ № 149  устанавливается правовой режим информации как объекта гражданских прав,  раскрыто содержание прав обладателя информации,  более четко регламентирован оборот информации как объекта гражданских прав, введена классификация информации по различным основаниям.

     Кроме этого введены такие понятия  как «обладатель информации», «оператор  информационной системы», определен  их правовой статус.

     Принятие  ФЗ № 149 было в большей части ориентировано  на  гармонизацию норм внутреннего  законодательства с международным законодательством.

Обеспечение информационной безопасности и защиты информации.

Первоочередными задачами данного  направления являются: развитие нормативного регулирования в области защиты данных в телекоммуникационных сетях, улучшение и распространение процедур надежной идентификации и аутентификации, стимулирование использования надежных систем криптографии операторами сетей, особенно на рисковых участках (спутниковая или мобильная связь), использование стандартов безопасности для ключевых государственных или общественных функций, в том числе введение (там, где это необходимо), обязательных методов контроля качества информационных процессов, разработка превентивных технических мер для обеспечения надежных телекоммуникаций, разработка минимальных стандартов безопасности для операторов и поставщиков телекоммуникационных услуг.

     Кроме того, нужно стимулировать информированность  населения по проблемам информационной безопасности, поддерживать усилия международных организаций в области обеспечения информационной безопасности (общие критерии, стандарты ИСО, рекомендации ОЭСР) и проекты КЕС, направленные на создание условий для распространения общедоступных услуг. Особого внимания требует охрана национальных информационных ресурсов, имеющих важное культурное, историческое, научное значение. Необходимо принять решения о статусе этих ресурсов, обеспечить правовые условиях их использования. Развитие сектора поставки информации в сеть и ее содержательное наполнение напрямую связано с уровнем охраны интеллектуальной собственности в стране, и прежде всего с охраной авторских и смежных прав, с защитой инвестиций в базы данных. Крайне важно разработать и реализовать на государственном уровне программу охраны интеллектуальной и имущественной собственности на информационные ресурсы и базы данных, на программные средства для ЭВМ, используемые в глобальных информационных сетях, чтобы снизить уровень пиратства в области информационных продуктов и услуг.

Информация о работе Сравнительная характеристика законодательных актов