Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:37, реферат
Целью исследования является характеристика справочных информационных систем, существующих в РФ.
Объект исследования: Информационная система.
Предмет исследования: Анализ современных справочно-информационных систем России.
Задачи исследования:
-дать общую характеристику современных юридических информационных систем;
-сделать обзор существующих информационных систем.
-охарактеризовать экспертные системы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика юридических информационных систем…………….4
2 Справочные правовые системы России……………………………………….6
3 Экспертные системы…………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
Официальная рассылка - основной источник информации для систем «КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс». Следует заметить, что государственные органы выступают не только в качестве источников информации, но и сами являются пользователями систем, т.е. прямо заинтересованы в оперативном и достоверном пополнении информационного банка (в том числе собственной информацией). Поэтому, как правило, документы передаются из органов государственной власти сразу же после их подписания. В результате имеют место случаи, когда документ появляется в СПС еще до официальной публикации.
Публикации в печатных изданиях. Выделяют три группы источников документов. К первой относятся все издания, в которых публикация нормативных актов считается официальной: «Бюллетень международных договоров», «Вестник ЦБ РФ», «Российская газета», «Российские вести», и пр. Вторую группу составляют издания, не признанные официальными, но в состав учредителей которых входят российские министерства и ведомства: «Бюллетень Верховного суда РФ», «Финансовая газета» и т.д. Наконец, в третью группу входят издания, публикация документов в которых считается достоверной. Такие издания или имеют достаточно большой тираж, или пользуются авторитетом в среде специалистов: "Закон", "Хозяйство и право", "Экономика и жизнь" и др.
Основными параметрами, позволяющими определить качество содержания информационной базы, являются:
-полнота информации;
-достоверность информации;
-оперативность обновления информации.
-Параметры, характеризующие качество программной оболочки:
-поисковые возможности системы;
-средства актуализации информации;
-дополнительные сервисные функции7.
Оценка полноты, достоверности и оперативности обновления информации основывается на количественных показателях. Оценка же качества юридической обработки поступающих в информационный банк документов достаточно субъективна.
Без
юридической обработки
Юридическая обработка обычно состоит из следующих основных этапов:
-классификации документов;
-выявления взаимосвязей между различными документами;
-составления примечаний к документу.
Доступ пользователя к информации, хранящейся в АИСЗ, может осуществляться двумя способами, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки:
-работа с удаленной базой;
-работа с локальной базой.
При
работе с удаленной базой пользователю
нет необходимости хранить на
своем компьютере данные системы, они
хранятся на сервере разработчика и доступны
через сеть. Большинство юридических ИС
имеют версии, доступные через глобальную
сеть Интернет. Основное преимущество
работы с такими версиями заключается
в том, что пользователь всегда имеет доступ
к самым последним данным. Также при таком
подходе упрощается процесс предоставления
пользователю бесплатной демонстрационной
версии системы, которая имеет ограниченный
набор функций и документов, но может дать
представление о системе.
3 Экспертные системы
Автоматизация задач управления требовала нетривиальных подходов к их решению.
Это объясняется рядом факторов:
Решение подобных задач связано с созданием интеллектуальных технологий. К числу первых систем, применяемым в управлении, стали экспертные системы.
Экспертные системы помогают принимать решения в ситуациях, когда алгоритм принятия решения не известен и формулируется одновременно с формированием базы знаний.
По способу формирования решений экспертные системы разделяются на аналитические и синтетические.
Аналитические
системы предполагают выбор решений
из множества известных
Синтетические - предполагают генерацию решений для выбора.
В экспертной системе используется база знаний, в которой представляются знания о конкретной предметной области.
База знаний - это совокупность моделей, правил и факторов (данных), порождающих анализ и выводы для нахождения решений сложных задач в некоторой предметной области.
Выделенные и организованные в виде отдельных, целостных структур информационного обеспечения знания о предметной области становятся явными и отделяются от других типов знаний, например общих знаний. Базы знаний позволяют выполнять рассуждения не только и не столько на основе формальной (математической) логики, но и на основе опыта, фактов, эвристик, т.е. они приближены к человеческой логике.
Разработки в области искусственного интеллекта имеют целью использование больших объемов высококачественных специальных знаний о некоторой узкой предметной области для решения сложных, неординарных задач.
База знаний является основой экспертной системы, она накапливается в процессе ее построения. Знания выражаются в явном виде, позволяющем сделать явным способ мышления и решения задач, и организованы так, чтобы упростить принятие решений.
База знаний, обусловливающая компетентность экспертной системы, воплощает в себе знания специалистов учреждения, отдела, опыт группы специалистов и представляет собой институциональные знания (свод квалифицированных, обновляющихся стратегий, методов, решений).
Знания и правила работы можно рассматривать в различных аспектах:
Содержание базы знаний может быть применено пользователем для получения эффективных управленческих решений.
На рис.1 показана структура базы знаний и ее функционирование.
Рис.1.
Технология использования БЗ
Эксперт
- это специалист, умеющий находить
эффективные решения в
Блок приобретения знаний отражает накопление базы знаний, этап модификаций знаний и данных. База знаний отражает возможность использования высококачественного опыта на уровне мышления квалифицированных специалистов, что делает экспертную систему рентабельной в соответствии с нуждами бизнеса и заказчика.
Блок логических выводов, осуществляя сопоставление правил с фактами, порождает цепочки выводов. При работе с ненадежными данными формируются нечеткая логика, слабые коэффициенты уверенности, низкая степень меры доверия и т.д.
Блок объяснений отражает в технологии использования базы знаний пользователем последовательность шагов, которые привели к тому или иному выводу с возможностью ответа на вопрос «почему».
К настоящему времени распространение баз знаний в значительной степени определяется темпом накопления профессиональных знаний.
Та область профессиональной человеческой деятельности, которая пока поддается формализации, а значит, и автоматизации на базе ЭВМ, - это небольшая часть накопленных человеком знаний.
В составе накопленных знаний огромный слой составляют индивидуально накапливаемые неотчуждаемые знания. Меньший объем составляют знания, которые доступны для традиционной передачи. И, наконец, едва различимые в общем объеме всех остальных знаний - это формализованные знания.
Структуризация или формализация знаний основана на различных способах представления знаний. В современных системах самый популярный способ использует факты и правила. Они обеспечивают естественный способ описания процессов в некоторой предметной области.
Правила обеспечивают формальный способ представления рекомендаций, указаний, стратегий. Они подходят в тех случаях, когда предметные знания возникают из опытных (эмпирических) ассоциаций, накопленных за годы работы по решению задач в данной области. Правила чаще всего выражаются в виде утверждений типа: Если... то... .
Описание предметной области в базе знаний предполагает разработку способов представления и организации знаний, методов формулирования, переформирования и решения задач. Понятия (объекты) предметной области представляются с помощью символов. Например, для банковской системы это могут быть: клиент, фондовый инструмент, операция, задача и т.д. Между символьными понятиями определяются отношения, применяются различные стратегии (логические или полученные в результате опыта) для манипулирования понятиями. Представление знаний, их структуризация предполагает выбор понятий, сложных, неординарных задач. Поэтому и правила в базе знаний бывают либо сложными, либо множественными и объемными.
Развитие концепции баз знаний связано с исследованиями и достижениями в области систем искусственного интеллекта. Области применения баз знаний и систем на их основе расширяются.
Создается
целый спектр баз знаний - от небольших
по объему для портативных систем
до мощных, предназначенных для
Экспертная система «ДЕЛЬТА»:
Компания "Референт" создает экспертные и консалтинговые информационные системы. Программные продукты компании обеспечивают поддержку принятия решений менеджерами, бухгалтерами, экономистами, маркетологами, юристами. Технологии основаны на последних достижениях математики, лингвистики и эпистемологии.
Распространение и обслуживание продуктов компании на всей территории России осуществляют региональные партнеры.
«ДЕЛЬТА» является экспертной системой, ориентированной на бухгалтеров, на юристов и на руководителей предприятий, а также на других специалистов, работа которых связана с принятием решений и проверкой их соответствия действующим правовым нормам.
Основное отличие экспертной системы «ДЕЛЬТА» от обычных правовых систем состоит в следующем:
-база знаний системы, формируемая авторитетными экспертами, ориентирована на поиск знаний для принятия решений, а не просто на поиск правовых документов;
-оригинальный
механизм поиска позволяет пользователю
формировать новые знания по изучаемому
вопросу на основе постоянно актуализируемых
экспертами знаний о предметной области,
содержащихся в системе.
Заключение
Автоматизация
информационных процессов непосредственно
связана с внедрением компьютерной
техники и созданием