Справочные информационные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:37, реферат

Описание работы

Целью исследования является характеристика справочных информационных систем, существующих в РФ.
Объект исследования: Информационная система.
Предмет исследования: Анализ современных справочно-информационных систем России.
Задачи исследования:
-дать общую характеристику современных юридических информационных систем;
-сделать обзор существующих информационных систем.
-охарактеризовать экспертные системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика юридических информационных систем…………….4
2 Справочные правовые системы России……………………………………….6
3 Экспертные системы…………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

реферат справочные информационные системы.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

     Официальная рассылка - основной источник информации для систем «КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс». Следует заметить, что  государственные органы выступают  не только в качестве источников информации, но и сами являются пользователями систем, т.е. прямо заинтересованы в оперативном и достоверном пополнении информационного банка (в том числе собственной информацией). Поэтому, как правило, документы передаются из органов государственной власти сразу же после их подписания. В результате имеют место случаи, когда документ появляется в СПС еще до официальной публикации.

     Публикации  в печатных изданиях. Выделяют три  группы источников документов. К первой относятся все издания, в которых  публикация нормативных актов считается  официальной: «Бюллетень международных договоров», «Вестник ЦБ РФ», «Российская газета», «Российские вести», и пр. Вторую группу составляют издания, не признанные официальными, но в состав учредителей которых входят российские министерства и ведомства: «Бюллетень Верховного суда РФ», «Финансовая газета» и т.д. Наконец, в третью группу входят издания, публикация документов в которых считается достоверной. Такие издания или имеют достаточно большой тираж, или пользуются авторитетом в среде специалистов: "Закон", "Хозяйство и право", "Экономика и жизнь" и др.

     Основными параметрами, позволяющими определить качество содержания информационной базы, являются:

     -полнота информации;

     -достоверность информации;

     -оперативность обновления информации.

     -Параметры, характеризующие качество программной оболочки:

     -поисковые возможности системы;

     -средства актуализации информации;

     -дополнительные сервисные функции7.

     Оценка  полноты, достоверности и оперативности  обновления информации основывается на количественных показателях. Оценка же качества юридической обработки поступающих в информационный банк документов достаточно субъективна.

     Без юридической обработки юридическая  ИС является всего лишь электронным  аналогом бумажных изданий. Ее цель - систематизация документов для повышения эффективности их дальнейшего использования.

     Юридическая обработка обычно состоит из следующих  основных этапов:

     -классификации документов;

     -выявления взаимосвязей между различными документами;

     -составления примечаний к документу.

     Доступ  пользователя к информации, хранящейся в АИСЗ, может осуществляться двумя способами, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки:

     -работа с удаленной базой;

     -работа с локальной базой.

     При работе с удаленной базой пользователю нет необходимости хранить на своем компьютере данные системы, они хранятся на сервере разработчика и доступны через сеть. Большинство юридических ИС имеют версии, доступные через глобальную сеть Интернет. Основное преимущество работы с такими версиями заключается в том, что пользователь всегда имеет доступ к самым последним данным. Также при таком подходе упрощается процесс предоставления пользователю бесплатной демонстрационной версии системы, которая имеет ограниченный набор функций и документов, но может дать представление о системе. 

     3 Экспертные системы 

     Автоматизация задач управления требовала нетривиальных  подходов к их решению.

     Это объясняется рядом факторов:

    1. для принятия решений требуются не просто данные, но их новый вид - знания;
    2. для получения знаний требовались алгоритмы переработки больших объемов информации, выявления скрытых знаний и преобразования их в явные;
    3. решение необходимо принимать, учитывая противоречивые требования;
    4. необходимо учитывать быстро меняющуюся обстановку;
    5. требовались алгоритмы решения плохо формализуемых задач;
    6. требовались новые методы управления8.

     Решение подобных задач связано с созданием  интеллектуальных технологий. К числу  первых систем, применяемым в управлении, стали экспертные системы.

     Экспертные  системы помогают принимать решения  в ситуациях, когда алгоритм принятия решения не известен и формулируется одновременно с формированием базы знаний.

     По  способу формирования решений экспертные системы разделяются на аналитические  и синтетические.

     Аналитические системы предполагают выбор решений  из множества известных альтернатив.

     Синтетические - предполагают генерацию решений  для выбора.

     В экспертной системе используется база знаний, в которой представляются знания о конкретной предметной области.

     База  знаний - это совокупность моделей, правил и факторов (данных), порождающих анализ и выводы для нахождения решений сложных задач в некоторой предметной области.

     Выделенные  и организованные в виде отдельных, целостных структур информационного  обеспечения знания о предметной области становятся явными и отделяются от других типов знаний, например общих знаний. Базы знаний позволяют выполнять рассуждения не только и не столько на основе формальной (математической) логики, но и на основе опыта, фактов, эвристик, т.е. они приближены к человеческой логике.

     Разработки  в области искусственного интеллекта имеют целью использование больших объемов высококачественных специальных знаний о некоторой узкой предметной области для решения сложных, неординарных задач.

     База  знаний является основой экспертной системы, она накапливается в  процессе ее построения. Знания выражаются в явном виде, позволяющем сделать явным способ мышления и решения задач, и организованы так, чтобы упростить принятие решений.

     База  знаний, обусловливающая компетентность экспертной системы, воплощает в  себе знания специалистов учреждения, отдела, опыт группы специалистов и представляет собой институциональные знания (свод квалифицированных, обновляющихся стратегий, методов, решений).

     Знания  и правила работы можно рассматривать  в различных аспектах:

    1. глубинные и поверхностные;
    2. качественные и количественные;
    3. приближенные (неопределенные) и точные (определенные);
    4. конкретные и общие;
    5. описательные и предписывающие9.

     Содержание  базы знаний может быть применено  пользователем для получения  эффективных управленческих решений.

     На  рис.1 показана структура базы знаний и ее функционирование.

     

     Рис.1. Технология использования БЗ 

     Эксперт - это специалист, умеющий находить эффективные решения в конкретной предметной области.

     Блок  приобретения знаний отражает накопление базы знаний, этап модификаций знаний и данных. База знаний отражает возможность использования высококачественного опыта на уровне мышления квалифицированных специалистов, что делает экспертную систему рентабельной в соответствии с нуждами бизнеса и заказчика.

     Блок  логических выводов, осуществляя сопоставление правил с фактами, порождает цепочки выводов. При работе с ненадежными данными формируются нечеткая логика, слабые коэффициенты уверенности, низкая степень меры доверия и т.д.

     Блок  объяснений отражает в технологии использования базы знаний пользователем последовательность шагов, которые привели к тому или иному выводу с возможностью ответа на вопрос «почему».

     К настоящему времени распространение  баз знаний в значительной степени  определяется темпом накопления профессиональных знаний.

     Та  область профессиональной человеческой деятельности, которая пока поддается  формализации, а значит, и автоматизации  на базе ЭВМ, - это небольшая часть  накопленных человеком знаний.

     В составе накопленных знаний огромный слой составляют индивидуально накапливаемые неотчуждаемые знания. Меньший объем составляют знания, которые доступны для традиционной передачи. И, наконец, едва различимые в общем объеме всех остальных знаний - это формализованные знания.

     Структуризация  или формализация знаний основана на различных способах представления знаний. В современных системах самый популярный способ использует факты и правила. Они обеспечивают естественный способ описания процессов в некоторой предметной области.

     Правила обеспечивают формальный способ представления рекомендаций, указаний, стратегий. Они подходят в тех случаях, когда предметные знания возникают из опытных (эмпирических) ассоциаций, накопленных за годы работы по решению задач в данной области. Правила чаще всего выражаются в виде утверждений типа: Если... то... .

     Описание  предметной области в базе знаний предполагает разработку способов представления  и организации знаний, методов  формулирования, переформирования и  решения задач. Понятия (объекты) предметной области представляются с помощью  символов. Например, для банковской системы это могут быть: клиент, фондовый инструмент, операция, задача и т.д. Между символьными понятиями определяются отношения, применяются различные стратегии (логические или полученные в результате опыта) для манипулирования понятиями. Представление знаний, их структуризация предполагает выбор понятий, сложных, неординарных задач. Поэтому и правила в базе знаний бывают либо сложными, либо множественными и объемными.

     Развитие  концепции баз знаний связано  с исследованиями и достижениями в области систем искусственного интеллекта. Области применения баз знаний и систем на их основе расширяются.

     Создается целый спектр баз знаний - от небольших  по объему для портативных систем до мощных, предназначенных для профессионалов, эксплуатирующих сложные и дорогие  АРМ. Очень большие базы знаний хранятся в централизованных хранилищах, доступ к которым осуществляется через сети пользователями различных систем, уровней, масштабов и т.д. Успехи в разработке баз знаний сделают их доступными для массового пользователя, что будет способствовать их появлению как актуального коммерческого продукта.

     Экспертная  система «ДЕЛЬТА»:

     Компания "Референт" создает экспертные и консалтинговые информационные системы. Программные продукты компании обеспечивают поддержку принятия решений менеджерами, бухгалтерами, экономистами, маркетологами, юристами. Технологии основаны на последних достижениях математики, лингвистики и эпистемологии.

     Распространение и обслуживание продуктов компании на всей территории России осуществляют региональные партнеры.

     «ДЕЛЬТА»  является экспертной системой, ориентированной  на бухгалтеров, на юристов и на руководителей предприятий, а также на других специалистов, работа которых связана с принятием решений и проверкой их соответствия действующим правовым нормам.

     Основное  отличие экспертной системы «ДЕЛЬТА» от обычных правовых систем состоит  в следующем:

     -база знаний системы, формируемая авторитетными экспертами, ориентирована на поиск знаний для принятия решений, а не просто на поиск правовых документов;

     -оригинальный механизм поиска позволяет пользователю формировать новые знания по изучаемому вопросу на основе постоянно актуализируемых экспертами знаний о предметной области, содержащихся в системе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Автоматизация информационных процессов непосредственно  связана с внедрением компьютерной техники и созданием автоматизированных систем сбора, хранения, обработки и выдачи информации на ее основе. При этом необходимо учитывать то важнейшее обстоятельство, что компьютер из мощного вычислительного средства превратился в устройство для обработки и хранения любых видов информации, что позволяет применять его для моделирования и принятия управленческих решений, в системах автоматизированного проектирования, а также как средство связи в сложных системах коммуникации.

Информация о работе Справочные информационные системы