Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:42, реферат
Цель реферата – применение новых информационных технологий для решения задач по обеспечению производственной безопасности и охране труда.
Задачи реферата – информационные процессы в безопасности жизнедеятельности, управление безопасностью жизнедеятельности, использование информационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Роль информатизации в развитии общества 5
1.2 Информационные системы 7
1.3 Информационные технологии 8
2 УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
2.1 Характеристика процесса управления безопасностью 10
2.2 Методика постановки управленческих задач 14
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ТЕХНОСФЕРЕ 17
3.1 Общий подход к использованию информационных технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности 17
3.2 Мониторинг объектов техносферы и окружающей среды 18
3.3 Формирование концептуального подхода безопасности
жизнедеятельности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22
Основные классификационные
Рисунок 1 – Основные классификационные признаки информационных систем
Классификация информационных систем зависит от видов использования их в автоматизированных системах, сферах деятельности, разновидностей процессов управления, степени автоматизации управления и ряда других особенностей.
Составляющими информационных систем являются аппаратные средства, программное обеспечение (функции и инструменты), математическое обеспечение, внутримашинное обеспечение, исходные данные и др. Операции, осуществляемые с использованием информационных систем: ввод и редактирование данных, управление данными, запрос и анализ данных, визуализация данных. Удобное представление данных непосредственно влияет на качество и скорость их анализа. Пространственные данные в информационных системах могут быть представлены в виде интерактивных карт. Отчеты о состоянии объектов могут быть построены в виде графиков, диаграмм, трехмерных изображений.
Информационные технологии в управлении безопасностью жизнедеятельности так же, как и любые другие технологии, ориентированы на решение определенного круга научных и производственных задач. Они используются для управления безопасностью деятельности коллективов, структур и объектов. Необходимость получения информации и информационных услуг в сфере управления безопасностью жизнедеятельности обеспечивает развитие, распространение и все более эффективное использование ИТ. Создание современных технологий невозможно без использования разнообразных технических средств и, в первую очередь, компьютеров. Информационная технология – это системно-организованная последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием современных средств и методов автоматизации. Классификация информационных технологий, связанных с процессом управления, представлена на рисунке 2.
Основные цели информационных технологий – обеспечение управления безопасностью в различных видах человеческой деятельности, развитие безопасных и качественных условий труда в техносфере, его управляемость и эффективность, конкурентоспособность и рентабельность.
Операциями в информационных технологиях являются элементарные действия над информацией, которые можно рассматривать как базовые и различающиеся в конкретных реализациях только деталями или отдельными процессами, например, программным сервисом сканирования и постсканерной обработкой, возможностями преобразования исходной информации, качеством материала и т. д.
Технологии различаются составом и последовательностью операций, степенью их автоматизации (долей машинного и ручного труда), надежностью их выполнения. Надежность реализуется качеством выполнения основных операций и наличием их разнообразного контроля. Кроме того, организация информационных технологий определяется рядом факторов и критериев. Главные из них: объемы информации, срочность и точность ее обработки, структурные и предметные особенности объекта, управления, соответствие временным регламентам взаимодействия производственных процессов и их элементов.
Рисунок
2 – Классификация информационных технологий
управления
Средства
и методы автоматизации процесса
управления включают технику, программы,
способы и подходы в
Для
удобства проектирования, создания и
использования технологические
операции объединяют в процедуры
или этапы обработки или
Управление – целенаправленный процесс деятельности органов управления безопасностью всех уровней по заблаговременной подготовке, поддержанию в постоянной готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств, персонала, населения, объектов экономики и руководству ими при угрозе возникновения и ликвидации ЧС.
Процесс управления – совокупность последовательных действий для достижения цели или результата управления системой безопасности жизнедеятельности.
Существуют две стороны управленческой деятельности: содержательная (процесс управления) и материальная (система управления). Основными характеристиками процесса управления являются: этап, фаза, а также задача, функции, цикл управления.
Этап – промежуток времени (часть процесса управления), завершающийся достижением промежуточной цели в заданный интервал времени.
Фаза – состояние процесса управления в определенный момент времени.
Задача управления – желаемый результат управленческой деятельности за данный интервал времени.
Функция управления – совокупность управленческих действий, обеспечивающих достижение поставленной цели.
Цикл управления – совокупность этапов для достижения конкретной цели управления в реальных условиях обстановки.
В общем виде процесс управления
безопасностью в чрезвычайных ситуациях
(как наиболее экстремального вида
воздействия опасности) на основе использования
информационных технологий можно представить
в виде структурно-логической схемы
на рисунке 3.
Рисунок 3 – Структурно-логическая схема процесса управления безопасностью жизнедеятельности:
Ц
– целевой этап – уяснение поставленной
задачи (цели); И – информационный этап
– сбор информации, оценка обстановки;
Р – решающий этап – принятие решения;
П – планирующий этап – планирование
действий; Д – доводящий этап – доведение
решения; Н – непосредственное управление;
К – контролирующий этап – контроль выполнения.
Следует рассмотреть каждый из этапов представленной структурно-логической схемы как процесс управления безопасностью жизнедеятельности.
Сбор информации и оценка обстановки. При этом осуществляется сбор и оценка следующих данных:
При решении задач данного этапа руководитель привлекает оперативные и рабочие группы соответствующих оперативных управлений. Затем ЛПР обобщает полученные данные, формирует замысел предстоящих действий, определяет вероятные альтернативные варианты способов достижения заданной цели.
Решение
должно согласовываться и утверждаться
старшим руководителем или
Контроль для обнаружения и разрешения возникающих проблем необходим раньше, чем они станут необратимыми. Контроль – одна из функций системы управления, процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей, процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке.
Выделяют следующие виды контроля, осуществляемые для функционирования системы управления безопасностью жизнедеятельности:
В зависимости от режима деятельности системы управления планирование может быть долговременным и кратковременным.
Долговременное
планирование формирует процесс
управления объектом в течение длительного
времени без существенного
Краткосрочное планирование (иногда его называют оперативным) осуществляется при формировании управления в течение относительно небольшого времени, необходимого для ликвидации ЧС.
Производится в виде распоряжений (приказов, директив, команд), которые оформляются, как правило, письменно и доводятся непосредственно или средствами связи. При получении соответствующего распоряжения
подчиненный исполнитель подтверждает факт его получения, уясняет смысл и содержание, докладывает о результатах исполнения данного распоряжения.
Управление на этом этапе состоит в одноразовой, многоразовой или непрерывной выдаче управляющих воздействий. Этот этап носит ситуационный и автономный характер. Ситуационный характер состоит в том, что при ликвидации ЧС обстановка может резко меняться, поэтому необходима корректировка плана действий частных и немедленных решений. Автономность непосредственного этапа управления определяется тем, что в условиях крупномасштабных ЧС может иметь место значительное удаление и отсутствие связи подразделений и формирований от вышестоящего органа управления. Непосредственное управление состоит:
7.
Контроль результатов
Информация о работе Современные информационные технологии в БЖД