Современные информационные технологии в БЖД

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:42, реферат

Описание работы

Цель реферата – применение новых информационных технологий для решения задач по обеспечению производственной безопасности и охране труда.
Задачи реферата – информационные процессы в безопасности жизнедеятельности, управление безопасностью жизнедеятельности, использование информационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Роль информатизации в развитии общества 5
1.2 Информационные системы 7
1.3 Информационные технологии 8
2 УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
2.1 Характеристика процесса управления безопасностью 10
2.2 Методика постановки управленческих задач 14
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ТЕХНОСФЕРЕ 17
3.1 Общий подход к использованию информационных технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности 17
3.2 Мониторинг объектов техносферы и окружающей среды 18
3.3 Формирование концептуального подхода безопасности
жизнедеятельности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22

Работа содержит 1 файл

Реферат по ИТ.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

    Основные классификационные признаки информационных систем представлены на рисунке 1. 

   Рисунок 1 – Основные классификационные признаки информационных систем

   Классификация информационных систем зависит от видов  использования их в автоматизированных системах, сферах деятельности, разновидностей процессов управления, степени автоматизации управления и ряда других особенностей.

   Составляющими информационных систем являются аппаратные средства, программное обеспечение (функции  и инструменты), математическое обеспечение, внутримашинное обеспечение, исходные данные и др. Операции, осуществляемые с использованием информационных систем: ввод и редактирование данных, управление данными, запрос и анализ данных, визуализация данных. Удобное представление данных непосредственно влияет на качество и скорость их анализа. Пространственные данные в информационных системах могут быть представлены в виде интерактивных карт. Отчеты о состоянии объектов могут быть построены в виде графиков, диаграмм, трехмерных изображений.

    1. Информационные  технологии

   Информационные  технологии в управлении безопасностью  жизнедеятельности так же, как  и любые другие технологии, ориентированы  на решение определенного круга  научных и производственных задач. Они используются для управления безопасностью деятельности коллективов, структур и объектов. Необходимость получения информации и информационных услуг в сфере управления безопасностью жизнедеятельности обеспечивает развитие, распространение и все более эффективное использование ИТ. Создание современных технологий невозможно без использования разнообразных технических средств и, в первую очередь, компьютеров. Информационная технология  – это системно-организованная последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием современных средств и методов автоматизации. Классификация информационных технологий, связанных с процессом управления, представлена на рисунке 2.

   Основные  цели информационных технологий  –  обеспечение управления безопасностью  в  различных видах человеческой деятельности, развитие безопасных и качественных условий труда в техносфере, его управляемость и эффективность, конкурентоспособность и рентабельность.

   Операциями  в информационных технологиях являются элементарные действия над  информацией, которые можно рассматривать как базовые и различающиеся в конкретных реализациях только деталями или отдельными процессами, например, программным сервисом сканирования и постсканерной обработкой, возможностями преобразования исходной информации, качеством материала и т. д.

   Технологии  различаются составом и последовательностью  операций, степенью их автоматизации (долей  машинного и ручного труда), надежностью  их выполнения. Надежность реализуется  качеством выполнения основных операций и наличием их разнообразного контроля. Кроме того, организация информационных технологий определяется рядом факторов и критериев. Главные из них: объемы информации, срочность и точность ее обработки, структурные и предметные особенности объекта, управления, соответствие временным регламентам взаимодействия производственных процессов и их элементов.

   Рисунок 2 – Классификация информационных технологий управления 

   Средства  и методы автоматизации процесса управления включают технику, программы, способы и подходы в организации  информации, информационных систем и технологий, в обслуживании пользователей.

   Для удобства проектирования, создания и  использования технологические  операции объединяют в процедуры  или этапы обработки или преобразования, т. е. в более укрупненные элементы технологического процесса.

  1. УПРАВЛЕНИЕ  БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    1. Характеристика  процесса управления безопасностью

   Управление  –  целенаправленный процесс деятельности органов управления безопасностью  всех уровней по заблаговременной подготовке, поддержанию в постоянной готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств, персонала, населения, объектов экономики и руководству ими при угрозе возникновения и ликвидации ЧС.

   Процесс управления  –  совокупность последовательных действий для достижения цели или результата управления системой безопасности жизнедеятельности.

   Существуют  две стороны управленческой деятельности: содержательная (процесс управления) и  материальная  (система управления). Основными характеристиками процесса управления являются: этап, фаза,  а также  задача, функции, цикл управления.

   Этап  –  промежуток времени  (часть  процесса управления), завершающийся  достижением промежуточной цели в заданный интервал времени.

   Фаза  – состояние процесса управления в определенный момент времени.

   Задача управления – желаемый результат управленческой деятельности за данный интервал времени.

   Функция управления  –  совокупность управленческих действий, обеспечивающих достижение поставленной цели.

   Цикл  управления – совокупность этапов для достижения конкретной цели управления в реальных условиях обстановки.

    В общем виде процесс управления безопасностью в чрезвычайных ситуациях (как наиболее экстремального вида воздействия опасности) на основе использования  информационных технологий можно представить  в виде структурно-логической схемы на рисунке 3. 

   Рисунок 3 – Структурно-логическая схема процесса управления безопасностью жизнедеятельности:

   Ц – целевой этап – уяснение поставленной задачи (цели); И – информационный этап – сбор информации, оценка обстановки; Р – решающий этап – принятие решения; П – планирующий этап – планирование действий; Д – доводящий этап – доведение решения; Н – непосредственное управление; К – контролирующий этап – контроль выполнения. 

   Следует рассмотреть каждый из этапов представленной структурно-логической схемы как процесс управления безопасностью жизнедеятельности.

  1. Уяснение поставленной задачи  –  начальный этап процесса управления.
  2. В ходе этого этапа лицо, принимающее решение (ЛПР) уясняет цель управления, которую формирует старший начальник или которая определяется режимом функционирования органа управления (например, в МЧС: режим повседневной деятельности, повышенной готовности, режим ЧС). При этом лицо, принимающее решение, обязано выполнять следующие функции:
  • изучение полученного приказа (распоряжения);
  • уяснение замысла старшего начальника;
  • оценка возможностей своих сил и средств;
  • определение  порядка  обеспечения предстоящих действий и взаимодействия с силами ликвидации последствий ЧС;
  • предварительный вывод, содержащий информацию  о своевременном выполнении задачи (или планового мероприятия) с требуемым качеством.

   Сбор  информации и оценка обстановки.  При этом осуществляется сбор и оценка следующих данных:

  • характеристик возможной или сложившейся ЧС;
  • данных о силах и средствах ликвидации ЧС и сил взаимодействия;   состояния техники, приборов оборудования и наличие резервов;
  • характеристик климатических и географических условий в районе возникновения ЧС;
  • экологических последствий в зоне ЧС.

   При решении задач данного этапа  руководитель привлекает оперативные и рабочие группы соответствующих оперативных управлений.  Затем ЛПР обобщает полученные данные, формирует замысел предстоящих действий, определяет вероятные альтернативные варианты способов достижения заданной цели.

  1. Принятие решения  является наиболее сложным и ответственным этапом процесса управления и основывается на предварительной обработке полученных данных об обстановке,  о  предложениях, поступающих от подчиненных руководителей служб и формирований. Практика выработки решений базируется на применении методов выработки решений, средств вычислительной техники, на опыте и интуиции руководителя. В общем случае решение может включать:
  • замысел руководителя по предстоящим действиям;
  • задачи подчиненным;
  • организацию  взаимодействия, всестороннего обеспечения, непосредственного управления и связи.

   Решение должно согласовываться и утверждаться старшим руководителем или начальником. На каждом уровне иерархии управления оно должно рассматриваться как предложение,  применяемое на более высоком уровне структуры системы управления. В общем виде решение состоит из информационных, оперативных и организационных составляющих.

   Контроль  для обнаружения и разрешения возникающих проблем необходим  раньше, чем они станут необратимыми. Контроль  –  одна из функций системы управления, процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей, процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке.

   Выделяют  следующие виды контроля, осуществляемые для функционирования системы управления безопасностью жизнедеятельности:

  • предварительный – осуществляется до фактического начала работ;
  • текущий  (или  направляющий)  –  осуществляется непосредственного в ходе работы;
  • фильтрующий (или промежуточный) – в период текущего контроля;
  • заключительный – работа уже выполнена или истекло отведенное для исполнения время.
  1. Планирование действий – процесс реализации планирующего этапа, на котором выполняются следующие мероприятия:
  • уточняются задачи подчиненных сил и средств;
  • производится расчет времени для решения данных задач и очередность их выполнения;
  • определяются необходимые ресурсы;
  • устанавливается порядок взаимодействия сил в группировке проведения всех видов обеспечения предстоящих действий.

   В зависимости от режима деятельности системы управления планирование может  быть долговременным и кратковременным.

   Долговременное  планирование формирует процесс  управления объектом в течение длительного  времени без существенного изменения  воздействия внешний среды.

   Краткосрочное планирование  (иногда его называют оперативным) осуществляется при формировании управления в течение относительно небольшого времени, необходимого для  ликвидации ЧС.

  1. Доведение принятого решения до подчиненных.

   Производится  в виде распоряжений (приказов, директив, команд), которые оформляются, как правило, письменно и доводятся непосредственно или средствами связи.  При получении соответствующего распоряжения

   подчиненный исполнитель подтверждает факт его  получения, уясняет смысл и содержание, докладывает о результатах исполнения данного распоряжения.

  1. Непосредственное управление выполнением принятого решения.

   Управление  на этом этапе состоит в одноразовой, многоразовой или непрерывной выдаче управляющих воздействий. Этот этап носит ситуационный и автономный характер.  Ситуационный характер состоит в том, что при ликвидации ЧС обстановка может резко меняться, поэтому необходима корректировка плана действий частных и немедленных решений. Автономность непосредственного этапа управления определяется тем, что в условиях крупномасштабных ЧС может иметь место значительное удаление и отсутствие связи подразделений и формирований от вышестоящего органа управления. Непосредственное управление состоит:

  • в принятии частных решений;
  • в постановке конкретных задач исполнителям;
  • в личном руководстве проведением работ;
  • в личном примере.

   7.  Контроль результатов выполнения  принятого решения. Этот этап  управления производится на основании  докладов подчиненных о промежуточных  и конечных результатах выполнения  полученных распоряжений. Задачами контроля являются:

Информация о работе Современные информационные технологии в БЖД