Состояние и перспективы развития информационных технологий в юриспруденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Без применения информационных технологий в настоящее время немыслима практически любая деятельность человека, связанная с использованием информации.
Умение обращаться с компьютером в настоящее время рассматривается как один из элементарных навыков, которым должен обладать каждый человек, а персональный компьютер - как важнейшее техническое средство информатизации производственной деятельности.
Существует не всегда правильное представление о возможностях персональной ЭВМ, как о средстве уже кем-то приготовленном для конкретного пользователя. Вместе с тем информационное обеспечение и интеллектуальное наполнение - необходимые, наиболее ответственные этапы в его подготовке дли эффективной эксплуатации, без которых персональная ЭВМ - не более чем игрушка.
Цель курсовой работы можно определить как изучение тенденций развития информационных технологий в юриспруденции.

Содержание

Введение
Глава 1. Тенденции развития информационных технологий
§1. Информационные технологии
§2. Разработка стратегии развития информационных технологий
§3. Информационные технологии в управлении
§4. Информационный продукт и тенденции развития информационных технологий
Глава 2. Развитие информационных технологий в юриспруденции
§1. Правовая информация, ее классификация
§2. Основные направления информатизации правотворческой деятельности
§3. Проблема информатизации в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА. Информационные технологии в юриспруденции.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     Необходимо  отметить, что единый процесс систематизации законодательства можно условно  разбить на два плана - внешний  и внутренний.

     С одной стороны, систематизация законодательства - это внешнее объединение нормативных актов в единую, согласованную систему, которая облегчает поиск и ознакомление с необходимыми юридическими нормами. С другой стороны, систематизация служит целям научного исследования правовых норм, помогает обнаружить и устранить несогласованность между ними, пробелы правового регулирования определенных общественных отношений, серьезно способствует верному толкованию и применению права, а тем самым укреплению законности. Таким образом, систематизация законодательства представляет собой одно из средств совершенствования правового регулирования.

     Научно  обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей  затратой сил выявить несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению.

     Создание  эффективного инструмента учета  и поиска правовых актов очень  важно с точки зрения создания условий для широкого распространения  правовой информации в стране.

     До  недавнего времени процесс учета  и поиска правовой информации проводился в основном вручную. Для учитываемых  нормативных актов определялся  список тематических вопросов, по которым  должен осуществляться поиск необходимой  информации. По тематикам строился специальный рубрикатор (тематический классификатор), в соответствии с которым анализировались все учитываемые нормативные акты. Для каждого нормативного акта составлялась специальная карточка, в которой фиксировались реквизиты акта, а иногда и текст акта. Заполненные карточки размещались по рубрикам принятого рубрикатора, что в дальнейшем позволяло осуществлять тематический поиск.

     В настоящее время с развитием  высокопроизводительной вычислительной техники и созданием автоматизированных информационно-поисковых систем идет активный процесс усовершенствования поиска правовой информации.

     Автоматизированные  информационно-поисковые системы  позволяют хранить и обрабатывать огромные информационные фонды, состоящие  из десятков тысяч нормативных актов. Высокая производительность современной техники позволяет свести поиск необходимой правовой информации к нескольким минутам.

     Создание  автоматизированных информационно-поисковых  систем по законодательству имеет ряд  несомненных преимуществ по сравнению  с традиционными видами учета нормативных актов:

     а) учитывая, что в них закладывается  практически неограниченный объем  нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты  законов, решения судебных органов  и т.п.), при обращении к ним  можно получить любую справку;

     б) оперативность получения требуемой  информации и т.д.8

§3. Проблема информатизации в России

     В качестве социально значимых индикаторов, позволяющих оценить состояние  этой проблемы могут служить три  факта.

     Первый  из них связан с количеством организационных структур в системе федеральной власти, которые непосредственно занимаются проблемой информации и информатизации. До последнего времени в структуре аппаратов Президента и Правительства Российской Федерации насчитывалось свыше 20 специализированных структур этого профиля. Кроме таких крупных структур, как Комитет РФ по информатизации, в настоящее время преобразованный в Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Государственная техническая комиссия при Президенте, Государственно-правовое управление и ряд других информационно-аналитических центров в аппарате Президента. При Правительстве также действует несколько структур информационного назначения. Это органы статистики, стандартизации, метрологии и сертификации; по патентам и торговым знакам. Государственная архивная служба: Росинформресурс, ориентированный на научно-техническую информацию. Центр информационных и социальных технологий. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве, Федеральный информационный центр России и т.д. Следует иметь в виду, что при каждом министерстве и ведомстве действуют специализированные информационные службы. Универсальные функции в сфере информации выполняют и такие органы, как Совет безопасности и Министерство связи9.

     О повышении внимания к этой проблеме можно судить и по масштабам нормотворчества  в области правового регулирования  проблем информации и информатизации. Если за 1992 г. было принято примерно 60 актов Верховного Совета Российской Федерации, Президента и Правительства, то в 1993 г. их выпущено более 100. Причем в их составе число законов занимает весьма скромное место. Строго по вопросам информатизации их лишь несколько. Это законы, касающиеся охраны программ для ЭВМ и микросхем, Закон о государственной тайне. Другие законы касаются данной проблемы косвенно или фрагментарно. Из их числа наиболее значителен Закон об авторском праве и смежных правах. Растет число указов Президента и распоряжений Правительства. В 1992 г. было издано примерно 20 указов и распоряжений Президента, а в 1993 - более 30; число актов Правительства возросло с 23 до 52. Наиболее емким является пакет актов Президента по упорядочению правовой информации в рамках России и правил ее обращения в отношениях со странами СНГ. Позитивное значение имеют акты, направленные на упорядочение правовой, архивной, статистической, метрологической, учетной документированной информации.

     Заметным  шагом усиления внимания к информации о гражданах можно считать  решение Правительства о формировании целевой федеральной программы создания общегосударственной автоматизированной системы учета населения и официальных документов, удостоверяющих личность.

     Третий  факт, который можно использовать в качестве индикатора состояния  проблемы, связан с качеством использования информационных ресурсов и дисциплиной в этой области. Это разговор особый. Но здесь заметим, что случаи самоосвобождения от ответственности крупных государственных чиновников и политических деятелей по формуле "не знал" достаточно ясно говорят о состоянии информационных систем и об отношении должностных лиц и органов к информационному ресурсу. Это свидетельствует и о том, что нет правового механизма ответственности за правонарушения в формировании, содержании и использовании информации в системе государственной власти, в экономике страны, в производстве. Нет недостатка в публикациях, которые подтверждают фактически отсутствие информации бюджетной, налоговой, любой учетно-аналитической, необходимой для управления; о правах граждан и порядке их реализации, нет упорядоченной системы информации об экстремальных ситуациях.

     Уровень информатизации, определяемый по удельному  весу распределения средств связи  и обработки информации на 100 или 1000 человек населения, пока не внушает  оптимизма. Масштабы физического пространства России, запущенность проблемы, состояние производства в целом и в области компьютеризации, телефонизации страны, в частности в условиях сохраняющейся неопределенности происходящих экономических реформ и кризиса, только наращивают сложность решения одной из важнейших задач современного общества и подтверждают, что промедление недопустимо10. 
 
 

 

       Заключение

     В жестких условиях рыночной конкуренции  для крупного предприятия особое значение приобретает оптимизация  управленческой и производственной деятельности.

     Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.  
Информационная технология включает в себя "козырные карты" современного информационного бизнеса: компьютеры, терминалы, компьютерное оборудование, оптическую аппаратуру, микрофильмы, лазерные диски, печатное оборудование и ксерокопирование. Цель любой информационной технологии - получить нужную информацию требуемого качества на заданном носителе. Сегодня на российском рынке программное обеспечение и услуги по комплексной автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятий предлагают и западные и отечественные фирмы. В развитии своих программных приложений российские разработчики все активнее используют передовые западные технологии разработки программного обеспечения, добиваясь при этом высоких показателей качества и надежности своих решений.

     Информационные  процессы, применяемые при разработке управленческого решения в автоматизированных системах организационного управления, реализуются с помощью ЭВМ  и других технических средств.

     Централизованная  обработка информации наряду с рядом  положительных сторон имела ряд отрицательных черт, порожденных прежде всего отрывом конечного пользователя  от технологического процесса обработки информации. Децентрализованные формы использования вычислительных ресурсов начали формироваться со второй половины 80-х годов, когда сфера экономики получила возможность перейти к массовому использованию персональных ЭВМ.

     Инфopмaциoнный пpoдyкт  выcтyпaeт в видe пpoгpaммныx cpeдcтв, бaз дaнныx и cлyжб экcпepтнoгo oбecпeчeния, ИП в фopмe paзличнoгo poдa инфopмaции являeтcя иcтoчникoм чeлoвeчecкиx знaний. Дeятeльнocть интeллeктyaльныx paбoтникoв в бoльшeй cтeпeни зaвиcит oт coдepжaния, тoчнocти и cвoeвpeмeннocти пoлyчaeмoй инфopмaции.

     Нoвыe тexнoлoгии являютcя глaвнoй движyщeй cилoй в дoпoлнeниe к cyщecтвyющим cилaм  миpoвoгo pынкa. в нacтoящee вpeмя тexнoлoгия являетcя  cдepживaющим фaктopoм: oтcyтcтвиe cпocoбнocти к взaимoдeйcтвию cpeдcтв aвтoмaтизaции дeлaeт нepaциoнaльнoй ee peaлизaцию.

     Ещe oднa cлoжнocть тeкyщeгo мoмeнтa cocтoит в тoм, чтo paзвитиe ИТ в знaчитeльнoй cтeпeни oпpeдeляeт пpoцeccы интeгpaции cиcтeм и coздaния cтaндapтoв.

     Ещe oднoй тeндeнциeй paзвития инфopмaциoнныx тexнoлoгий являeтcя глoбaлизaция инфopмaциoннoгo бизнeca.

     Не  смотря на то,  что информационные технологии развиваются достаточно давно, на территории Российской Федерации юридически они были закреплены только в 1991 г. постановлением Верховного Совета СССР № 2195-1 «О видах деятельности, которыми предприятия вправе заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий)». Этим документом был утвержден перечень отдельных видов деятельности, которыми предприятия на территории страны вправе заниматься только при наличии у них специального разрешения (лицензии). В частности, к таким видам деятельности данное постановление относит и производство, ремонт, реализацию и эксплуатацию шифровальной техники.  В дальнейшем был разработан ряд нормативных актов, регулирующих информатизацию  в Российской Федерации.

     Если  проводить параллель с США, то сравнение будет не в пользу РФ. Еще в 60-е гг. 20 в. в США появились законы, регулирующие отношения,  связанные с передачей информации.

     Но  в настоящее время в России недостаточно урегулирован процесс  информатизации, вспомним всем известное  «пиратство». Хотя и проводятся акции  по борьбе с ним, все же этого явно не достаточно. Это не трудно проверить, зайдя практически в любой магазин, торгующий программным обеспечением и прочими сопутствующими товарами. Контроль отчасти ведется в крупных магазинах, а небольших – можно купить за «копейки» практически любой диск,  с любой информацией.

     Делая выводы из всего вышесказанного, можно  добавить, что законодательная база в Российской Федерации еще не достаточно развита и отдельные  нормативные акты не связаны между  собой,  не отлажена система контроля за некачественной продукцией.  Кроме того, на ситуацию влияет правовая неграмотность населения. Что способствует большому числу нарушений в области информации и информатизации.

     В качестве социально значимых индикаторов, позволяющих оценить состояние  этой проблемы могут служить три факта. Первый из них связан с количеством организационных структур в системе федеральной власти, которые непосредственно занимаются проблемой информации и информатизации.

     Заметным  шагом усиления внимания к информации о гражданах можно считать  решение Правительства о формировании целевой федеральной программы создания общегосударственной автоматизированной системы учета населения и официальных документов, удостоверяющих личность.

     Третий  факт, который можно использовать в качестве индикатора состояния  проблемы, связан с качеством использования информационных ресурсов и дисциплиной в этой области.

     Кроме того,  в  качестве одной  из  главных  правовых  проблем информатизации -  это  отсутствие должного правового  регулирования происходящих информационных  процессов.   

 

       Список использованной литературы:

  1. Акопов Г.Л., Гуде С.В., Шевчук П.С., Арбузов П.В., Фатхи Д.В. Правовая информатика: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2006.
  2. Биллинг В.А., Дехтярь М.И. VBA и Office 97. Офисное программирование.  - М.: Издательский отдел Русская Редакция, 2001.
  3. Герасименко В.А. Защита информации в автоматизированных системах обработки данных. - М.: Энергоатом-издат, 2001.
  4. Информатика: данные, технология, маркетинг / Под ред.  А.Н. Романова. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  5. Рыжков В.И.  Информационные технологии. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2004.
  6. Успенский И. Интернет  маркетинг / http:// onby.ru/iuspenskiymarketing/19/
  7. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  8. Халин Е.В. Информационные  технологии  обеспечения  безопасности производства. -  М., 2002.
  9. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.
  10. Чубукова С.Г. Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики). Учебное пособие (под ред. доктора юридич. наук, проф. М.М. Рассолова, кандидата технич. наук, проф. В.Д. Элькина). – М.: Контракт, 2004.

Информация о работе Состояние и перспективы развития информационных технологий в юриспруденции