Сообщения и информация. Виды сообщений и способы их восприятия человеком

Автор: Полина Буркова, 11 Октября 2010 в 17:14, реферат

Описание работы

Понятие информации является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для информатики. Информацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем. Однако, если задаться целью формально определить понятие «информация», то сделать это будет чрезвычайно сложно.
В простейшем бытовом понимании с термином «информация» обычно ассоциируются некоторые сведения, данные, знания и т.п. Информация передается в виде сообщений, определяющих форму и представление передаваемой информации. Примерами сообщений являются музыкальное произведение; телепередача; команды регулировщика на перекрестке; текст, распечатанный на принтере; данные, полученные в результате работы составленной вами программы и т.д. При этом предполагается, что имеются «источник информации» и «получатель информации».

Содержание

Введение
1. Информация: понятия, свойства
1.1 Понятие информации
1.2 Свойства информации
2. Информация в других областях наук
2.1 Биологическая целесообразность
2.2 Асимметричность информации
3. Каналы передачи информации
4. Виды сообщений
5. Восприятие информации
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Информация и сообщения.docx

— 42.66 Кб (Скачать)

     Регуляция потока сенсорной информации абсолютно  необходима для нормального функционирования мозга. Без неё нервная система  не смогла бы генерировать адекватные реакции на внешние раздражители, фильтровать и распределять сенсорную  информацию при управлении движениями, концентрировать внимание на важных предметах и действиях и игнорировать маловажные раздражители, обеспечивать нормальный сон. 
 
 
 

        2.2 Асимметричность информации 

     В экономике асимметричная информация имеет место, когда одна сторона сделки обладает большей информацией, чем другая. (Английский термин asymmetric(al) information, в русской литературе также называется несовершенная информация, неполная информация). Обычно продавец знает больше о продукте, чем покупатель, однако возможно и обратное, когда покупатель знает больше, чем продавец.

     Примеров, когда продавец обладает большей  информацией, чем покупатель, множество, это и продавцы подержанных машин, агенты недвижимости, биржевые брокеры, страховые агенты, разработчики компьютерного  программного обеспечения и игр.

     В качестве примера ситуации, когда  покупатель знает больше, чем продавец, можно привести сделку продажи недвижимости в соответствии с завещанием умершего.

     Впервые это свойство было отмечено Кеннетом Эрроу в статье 1963 года, озаглавленной  «Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении» в журнале Американское Экономическое Обозрение.

     Джордж  Акерлов в работе «Рынок лимонов» в 1970 построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на таком рынке средняя цена товара имеет тенденцию снижаться, даже для товаров с идеальным качеством.

     Из-за несовершенства информации нечестные  продавцы могут предложить менее  качественный (более дешёвый в  изготовлении) товар, обманывая покупателя. В результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут  избегать покупок или соглашаться  покупать только за меньшую цену. Производители  качественных товаров, в ответ, чтобы  отделиться в глазах потребителя  от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут  заводить торговые марки, сертификацию товаров. Важная роль торговых марок в развитой рыночной экономике — служить признаком стабильного качества.

     Потребители, оценивая качество продуктов, составляют репутацию рынков и продавцов. Появление  интернета существенно облегчило  процесс обмена информацией среди  потребителей. Позволяя узнать непосредственно  характеристики товара либо его репутацию, интернет снижает асимметричность  информации.

     Майкл Спенс предложил теорию сигнализирования. В ситуации асимметричности информации люди обозначают, к какому типу они принадлежат, тем самым уменьшая степень асимметричности. Изначально в качестве модели выбрана ситуация поиска работы. Наниматель заинтересован в наборе обученного/обучаемого персонала. Все соискатели, естественно, заявляют, что они отлично способны учиться. Но только сами соискатели обладают информацией о действительном положении вещей. Это и есть ситуация информационной асимметрии.

     Майкл Спенс предположил, что окончание, к примеру, института, служит надёжным опознавательным сигналом - данная персона способна к обучению. Ведь окончить институт проще для того, кто способен учиться и, следовательно, подходит данному нанимателю. И наоборот, если человек не смог окончить институт, его способности к обучению весьма сомнительны. 
 
 
 
 
 
 
 

                

        3.Каналы передачи информации

     Обмен информацией производится по каналам  передачи информации. Каналы передачи информации могут использовать различные  физические принципы. Так, при непосредственном общении людей информация передается с помощью звуковых волн, а при  разговоре по телефону – с помощью  электрических сигналов, которые  распространяются по линиям связи. Компьютеры могут обмениваться информацией  с использованием каналов связи  различной физической природы: кабельных, оптоволоконных, радиоканалов и др.

     Общая схема передачи информации включает в себя отправителя информации, канал  передачи информации и получателя информации. Если производится двусторонний обмен  информацией, то отправитель и получатель информации могут меняться ролями. 

     
  Отправитель информации
     
Получатель  информации

                  

      Канал передачи информации      

                

      

     Основной  характеристикой каналов передачи информации является их пропускная способность (скорость передачи информации). Пропускная способность канала равна количеству информации, которое может передаваться по нему в единицу времени.

     Обычно  пропускная способность измеряется в битах в секунду (бит/с) и кратных  единицах Кбит/с и Мбит/с.

     Но  бит — слишком мелкая единица  измерения. На практике чаще применяется  более крупная единица —  байт,  равная  восьми битам. Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28).

     Широко  используются также ещё более крупные производные единицы информации:

     1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,

     1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,

     1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.

     В последнее время в связи с  увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие  производные единицы, как:

     1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт,

     1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.

     За  единицу информации можно было бы выбрать количество информации, необходимое  для различения, например, десяти равновероятных сообщений. Это будет не двоичная (бит), а десятичная (дит) единица информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             4.Виды сообщений 

           Дискретное сообщение является конечной последовательностью отдельных символов. Для преобразования дискретного сообщения в сигнал необходимо выполнить операцию кодирования сообщения, при котором повышается скорость и помехоустойчивость передачи информации.

          Непрерывное сообщение определяется непрерывной функцией времени. Непрерывные сообщения можно передавать дискретными методами. Для этого непрерывный сигнал (сообщение) подвергают дискретизации во времени и квантованию по уровню. На приёмной стороне выполняется восстановление непрерывной функции по дискретным отсчётам.

           При математическом описании сообщений формирование дискретных сообщений рассматривают как последовательный случайный выбор того или иного символа из алфавита источника сообщений, т.е. как формирование дискретной случайной последовательности.

          Формирование непрерывных сообщений представляет собой выбор реализаций (случайных функций) непрерывного случайного процесса.

          Основными информационными характеристиками являются количество информации в сообщениях, избыточность сообщений, энтропия, производительность источника сообщений, скорость передачи информации.

          Указанные характеристики рассмотрим для случая дискретных сообщений.

          Пусть объем алфавита A составляет m дискретных сообщений. Каждое сообщение включает n символов. В принятых обозначениях общее количество дискретных символов составляет  . Покажем, как определяется количество информации в сообщениях такого источника.

         При определении количества информации должны быть выполнены следующие условия:

  • сообщения большей протяжённости содержат, как правило, большее количество информации;
  • если алфавит имеет больший объём, то каждое отдельное сообщение содержит больше информации;
  • информация, полученная в нескольких сообщениях, должна удовлетворять условию аддитивности.

          Удобной характеристикой сообщений является логарифмическая мера количества информации I, удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, а именно

.

Эта формула  предложена Р.Хартли в 1928 г. как мера количества информации. Формула Хартли не отражает случайного характера формирования сообщений. Чтобы устранить этот недостаток, необходимо связать количество информации в сообщениях с вероятностью появления символов. Эта задача была решена К. Шенноном в 1948 г.

           Следует упомянуть работы академика В. А. Котельникова о пропускной способности эфира и проволоки в электросвязи (1937 г.) и оптимальному приёму сигналов на фоне помех (1946 г.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              

                 5.Восприятие информации

          Существует распределение людей на группы по ведущему источнику получения информации.

          Аудиалы – люди, которые лучше воспринимают информацию через орган слуха. Они хорошо понимают  устные вопросы и им проще ответить устно. Хорошо поддерживают беседу.

           Визуалы- ведущий анализатор для получения информации – зрительный. Для наилучшего восприятия материала и последующего его воспроизведения им нужны зрительные образы.

          Кинестетики – для этих людей важен чувствительный опыт. Они хорошо запоминают запахи, для них важен тактильный контакт. Больше чем для других важен чувствительный опыт, эмоциональное подкрепление.

          Редко когда можно встретить чистого визуала, аудиала или кинестетика, чаще всего у людей наблюдаются смешенные виды получения информации. Точнее один их них у них ведущий, но путем развития и обучения другие тоже развиваются.

          Работа аудиалами, визуалами, кинестетиками ведется по разному, но для развития всех способностей в обучении используются все элементы. 

          Дигитал(дискрет) - это человек работающий, как логическая система. В какой-то момент жизни происходит отделение от ощущений и остается только логика.

           Общаясь дигиталы стараются поближе расположиться к собеседнику и при этом нежелательны касания, так как их это отвлекает от обработки поступающей информации. В разговоре всё логично и нет терминов, описывающих мир. При этом употребляют слова типа "логично", "следовательно".

          Проверить к какому типу ты принадлежишь просто. Обратите внимание как вы говорите когда общаетесь в бытовой обстановке с друзьями и родственниками: «Слушай, я вчера…», «Смотри, я вчера…». В зависимости от того какой глагол у вас преобладает в неконкретном общении (не конкретизируя «посмотри направо или налево», «послушай меня внимательно»), тот и является более важным для Вас.

          С кинестетиками все немного сложнее, но только в том плане, что словами там не обходится. Кинестетики должны ощущать,

поэтому для  них часто важен тактильный контакт. Они много жестикулируют, прикасаются  к Вам, стараются все ощупать  и пережить в разных видах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Н.Угринович Информатика и информационные технологии, Москва, 2003.
  2. С.Симонович, Г.Евсеев Занимательный компьютер, Москва, 2002.
  3. Леонтьев В.П., Новейшая энциклопедия персонального компьютера, Москва, 2003.
  4. Фигурнов В.А., ПК для начинающих, Москва, 1995.
  5. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1995.
  6. Симонович С.В. Информатика для юристов и экономистов, Питер, 2003.

Информация о работе Сообщения и информация. Виды сообщений и способы их восприятия человеком