Социальная информатика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:28, реферат

Описание работы

Человечество стремительно вступает в информационную эпоху. Вес информационного сектора экономики, предметом труда в котором является информация, стремительно возрастает в мире - доля ее производства переработки в суммарном рабочем времени для экономически развитых стран мира на рубеже XXI века составила 50-75%.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........3
Критерии вступления общества в постиндустриальный информационный периоды своего развития…………………………4
Технический критерий информатизации общества………………………………..5
Астрономический критерий информатизации общества …………..........................5
Закон экспоненциального роста объема знаний…………………………………....6
Постиндустриальное и информационное общество……………………………….7
Понятие «информатизация общества»……………………………………………..8
Понятие «социальная информатизация»…………………………………………...9
Законодательная база российской информатизации……………………………...11
Социальная информатика: определение, предметное поле исследования, методологическая роль………………….12
Задачи учебного курса «Социальная информатика»……………………………...14
Заключение…………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………....16

Работа содержит 1 файл

спи рефера 2.docx

— 35.01 Кб (Скачать)

Важнейшая же цель социальной информатизации обеспечить широкий доступ граждан к накопленным  в обществе знаниям, снять организационные, технологические, излишние идеологические и другие ограничения в циркулировании информации в общественном организме. В существенных аспектах информатизация общества должна смыкаться с прогрессом его духовной культуры, развитием социального интеллекта. Поэтому, социальную информатизацию следует трактовать как процесс качественной «социализации» массовой информации, вовлечения в ее орбиту широких слоев и групп населения. В этих целях необходимо качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация, таким образом, должна быть «слита» с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал, как личности, так и общества в целом, тесно связана с уровнем развития когнитивных структур общества.

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества: 
• технократический, при котором информационные технологии считаются средством повышения производительности труда, и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления; 
• гуманитарный, при котором информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.

Гуманитарный  подход подчеркивает первоочередную значимость информатизации для интеллектуального, культурно-духовного и социального  развития отдельной личности и общества в целом.

 Основу  современной и будущей информационной  экономики составляют накопленные  знания или интеллектуально-информационный ресурс.Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами, жестко подчиненными законам сохранения. Если в индустриальную эпоху люди берут ресурсы у природы - неизбежно обостряются экологические проблемы до уровня глобальных, если же пытаются взять эти материальные ресурсы у других государств - возникают конфликты и войны. Общество, которое базируется на информационной экономике, уже может по сути своей избегать большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале экспоненциально развиваться по основным его параметрам – знаниям.  
Переход на модель устойчивого развития невозможен без ускоренной и широкомасштабной информатизации общества и его сферы взаимодействия с природой. Глобальная информационная система позволит решить важнейшую задачу формирования на ее основе интегрального (коллективного) интеллекта цивилизации, способного реализовать модель устойчивого развития и одновременно информационное общество.

Законодательная база российской информатизации.

 Основой Законодательной базы российской информатизации является Федеральный Закон об информации, информатизации и защите информации. Закон состоит из 5 глав и 25 статей. В статье 2 определяются основные понятия, связанные с информатизацией общества такие, как информация, информатизация, документ, информационные ресурсы, персональные данные, конфиденциальная информация. (потребитель) информации и ряд других. Особого внимания и плане отражения социальных аспектов информатизации заслуживает глава 2 - "Информационные ресурсы", в частности статья 11 - Информация о гражданах (персональные данные), а также глава 3 - "Пользование информационными ресурсами". Дополнительный импульс политика российской информатизации в целом, а также в области информационной безопасности, в частности, получила после появления Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Концепции национальной безопасности РФ, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, а также Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене", который ввел ряд новых определений, например, таких, как «массовая информация», «информационные продукты», «информационные услуги». 
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, основные положения которой входят в Концепцию национальной безопасности РФ. является системой взглядов на информационную безопасность, методы и средства защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Государственная политика в области информатизации России включает следующие основные направления:

• создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с  обеспечением их совместимости и  взаимодействия в едином информационном пространстве России;

• формирование и защиту информационных ресурсов государства  как национального достояния;

• обеспечение  интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд  других направлений.

Социальная  информатика: определение, предметное поле исследования, методологическая роль.

Под информатикой в наиболее общей постановке понимается система знаний, относящихся к  производству, переработке, хранению (память) и распространению всех видов  информации в обществе, природе и технических устройствах, то есть в единстве и взаимодействии естественных и искусственных систем.

Таким образом, проблематика информатизации общества входит в общее 
понятие «информатика». Однако, в общественном мнении, и не только в России постепенно утвердилось представление, согласно которому понятие «информатика» связывалось исключительно с последней средой – технической.Возникла потребность «защитить» специальными названиями предметные поля исследований специалистов, занимающихся проблематикой информатизации общества, так возник термин «социальная информатика»; а также изучающих информационные процессы в живых организмах и природе - возникли термины «биомедицинская информатика», «эниология», «экоинформатика». 
Термин «информатика» используется в настоящее время, как правило, в контексте с технической средой.

Предметом изучения социальной информатики являются социальные предпосылки, условия и  последствия информатизации общества, в том числе: развитие личности, изменение социальных структур общества в контексте информатизации. 
Социальная информатика может быть также определена как научное направление, изучающее комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме.

Это новое  междисциплинарное направление  возникло на стыке таких наук как  информатика, философия, социология, психология. Впервые термин «социальная информатика» был введен А.В. Соколовым и группой авторов в 1974 году, тем самым провозглашалась принципиальная необходимость «разворота» информатики на социальную сферу, ибо до этого информатика связывалась практически исключительно с научно-технической информацией. 
В дальнейшем значительный вклад в развитие понятия «социальная информатика» был сделан академиком А.Д. Урсулом, считающим социальную информатику научной базой формирования информационного общества. В настоящее время плодотворно развивает свои фундаментальные исследования различных аспектов информатизации общества академик РАЕН К.К. Колин.

Социальная  информатика как любое научное  знание имеет многоуровневую структуру: 
1 уровень - теоретико-методологический (основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе); 
2 уровень - средний (понятия экономических, правовых, психологических, социологических, экологических и других аспектов информатизации общества). В социологии информатизации предметом исследований выступают социологические проблемы информатизации общества. В дальнейшем должны стать научными направлениями - под предложенными или иными вариантами названий - также и специальные теории других предметных областей - экономика информатизации, психология информатизации, экология информатизации и т.д.

3 уровень  - эмпирический (понятия, связанные  с общими проблемами методики  исследований процессов информатизации, а также социальными аспектами  разработки и внедрения современных  информационных технологий в  экономике, праве, психологии, социологии, в сфере политического управления, в образовании, социальной работе и других областях). 
Социальная информатика должна играть методологическую роль для так называемых прикладных (специальных, отраслевых) информатик. 
Предметным полем этих прикладных направлений является изучение проблем сбора, восприятия, регистрации, хранения, обработки и использования соответствующих различным общественным сферам видов социальной информации.

Задачи  учебного курса «Социальная информатика».

• создание основы умения правильно ориентироваться  в новой информационной реальности как в мире в целом, так и  в России; 
• формирование представления о насущной необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию; 
• методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области: социологии, психологии, экономике, социальной работе, социальном туризме, журналистике, политологии, правовой сфере. 
 
 

Заключение

Знание  теоретико-методологических подходов к социальной информатизации, понимания  требования необходимости формированию на фоне информатизации устойчивого, эколого-безопасного  развития общества, осознание ее цели и смысла позволяет глубоко понимать реальный ход информатизации, способствовать ограничению технократического  варианта развития информатизации, что  особо необходимо для России, ибо  сохранение культурно-духовной сферы  в контексте новой информационной эпохи по сути является условием сохранения национального менталитета, российской цивилизации и, в значительной степени, всего мирового сообщества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
1. Соколова И.В. Социальная информатика:  Учебник. – М.: Перспектива, 2007. 
2. Соколова И.В. Социальная информатика. Учебное пособие.– М.: Изд-во МГСУ, 2002. 
3.Хорошилов А.В., Селетков С.И. Управление информационными ресурсами: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. 
4. Афанасьев В.Г. Социальная информация. - М.: Наука, 1994.1. Васильев  
5. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М.: Изд-во Едиториал УРСС, 2005. 
6.Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика. – Екатеринбург, 2000. 
7. Могилев А.В., Листрова Л.В. Информация и информационные процессы. Социальная информатика. - СПБ.: BHV-Санкт-Петербург, 2006. 
8. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. -: Academia,1999. 
9. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. 
10. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. 
11. Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. – СПб, 2001.


Информация о работе Социальная информатика как наука