Ситуационные центры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:15, реферат

Описание работы

Ситуационный центр — это помещение (зал, комната, кабинет), оснащённое средствами коммуникаций (видеоконференцсвязь, конференц-связь и другими средствами интерактивного представления информации), предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций.

Работа содержит 1 файл

готовый реферат..docx

— 53.85 Кб (Скачать)

Введение.

Современная общественно-политическая и социально-экономическая жизнь, которая отличается высокой динамичностью  протекающих процессов, большим  объемом данных, необходимых для  анализа, увеличивают вероятность  необоснованности решений органов  государственной власти во всех сферах управления из-за того, интеллектуальные способности человека могут войти  в противоречие со сложностью переработки  значительных объемов информации и  стремлением избежать ошибок при  принятии ответственных управленческих решений. Преодолевается данное противоречие расширением коллектива лиц, участвующих  в процессе выработки и принятия решений, и использование современных  информационно-аналитических технологий поддержки их деятельности на основе методических, программно-инструментальных и технических средств. Эффективной  формой информационно-аналитических  систем, объединяющих эти средства, являются ситуационные центры, которые  находят все более широкое  применение как инструмент поддержки  управленческой деятельности.

Ситуационный центр — это помещение (зал, комната, кабинет), оснащённое средствами коммуникаций (видеоконференцсвязь, конференц-связь и другими средствами интерактивного представления информации), предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций.

НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА

Можно выделить ряд признаков "ситуационности" проблемы, указывающих на целесообразность их решения с помощью информационно-аналитических  технологий, поддерживаемых ситуационными  центрами:

  • концептуальность описания проблемы;
  • неформализуемость, неопределенность;
  • взаимовлияние множества факторов;
  • большие объемы неявной информации;
  • хаотичность изменения ситуации.

Ситуационный  центр создается для руководителей  компаний, министерств, ведомств, муниципальных, региональных, федеральных органов  государственной власти. Конечной целью  создания СЦ является повышение эффективности и качества управленческих решений, предотвращение и устранение кризисных и чрезвычайных ситуаций. На его основе может быть обеспечена информационно-аналитическая поддержка процедур и процессов, позволяющих оперативно анализировать, моделировать, прогнозировать сценарии развития ситуации и динамично вырабатывать эффективные решения.

Ситуационные  центры сегодня используются:

  • федеральными органами государственной власти (президент, правительство, федеральные министерства, агентства и др.);
  • региональными органами субъектов РФ и местного самоуправления (краевые и областные администрации, мэрии и др.);
  • крупными промышленными предприятиями в отраслях энергетики, нефтегазовой и др;
  • образовательными учебными учреждениями и др.

Основными элементами технического оснащения ситуационного/диспетчерского центра является:

Экран коллективного  пользования — это система  мультиэкранного отображения данных различного вида (видеоизображения, электронные  карты, графики и диаграммы, текстовая  документация в электронном виде). Благодаря модульной конструкции  система может конфигурироваться  индивидуально под конкретные помещения  и задачи. Ключевым свойством экрана коллективного пользования является разрешение и, соответственно, информационная емкость, позволяющая представлять на одном экранном поле множество  «окон», содержащих полноценные изображения  от множества источников.

Средства видеоконференцсвязи  играют одну из ключевых ролей в  ситуационном центре, обеспечивая проведение коллективных совещаний между удаленными участниками обсуждения.

Система звукооснащения обычно включает конференцсистему, предназначенную  для проведения групповых обсуждений. При этом каждое рабочее место  участника совещаний в ситуационном/диспетчерском  центре оснащается отдельным микрофоном (микрофонным пультом) для выступлений. Система звукооснащения также включает системы усиления (микширования) звука  и акустические системы.

Вспомогательным оборудованием являются электронные  средства ввода и отображения  графических данных, такие как  документ-камеры, интерактивные доски  и др.

интегрированная система управления

Система управления ситуационного/диспетчерского центра обеспечивает взаимодействие всех элементов  технического оснащения. В силу высокой  сложности система управления обычно требует постоянного присутствия  обслуживающего персонала.

Важнейшей технологической  основой эффективного управления сегодня  является Ситуационный центр. СЦ может  быть представлен как организационно-технический  комплекс, основу которого составляют информационное и программное обеспечение  поддержки управленческих решений  на основе комплексного мониторинга  факторов влияния на развитие происходящих процессов.

ИНФОРМАЦИОННОЕ  И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программно-аппаратный комплекс должен обеспечивать функционирование СЦ в следующих основных режимах:

  • Стратегическое управление;
  • Моделирование и прогнозирование;
  • Оперативное управление;
  • Кризисное управление.

Информационный  фонд СЦ (базы и банки данных, хранилище  данных) должен содержать полный набор  данных по объектам управления, систему  классификации и кодирования  информации. Необходимый доступ может  реализовываться в режимах онлайн или оффлайн с учетом соблюдения информационной безопасности.

 Для управления  выводом информации и обеспечения  поддержки проведения совещаний,  коллегий, конференций, рабочих встреч  в центрах управления, ситуационных  центрах, конференц-залах, залах  коллегий и военных советов,  ЗАО «Полимедиа» разработало  программное обеспечение «ВИРД» ( Визуализация Информации на  Распределнных Дисплеях).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СЦ - сложнейший технический комплекс, который может  включать множест-во подсистем. Например:

  • Подсистема сбора информации (компьютеры, сервера, базы данных);

 •    Подсистема передачи информации (локальная и глобальная сеть, каналы связи);

 •    Подсистема анализа и структурирования  информации (информацион-ные системы,  специализированный софт, модели, OLAP);

 •    Подсистема визуализации информации (специализированный софт для  визуализации, дисплейные системы,  управление выводом информации, озвучивание, интерактивные средства);

 •    Подсистема хранения информации (сервера, специализированное обо-рудование  для записи и хранения);

 •    Подсистема обеспечения безопасности  информации.

К числу основных подсистем СЦ, влияющих на оперативность  и качество принимаемых решений, могут быть отнесены системы визуализации информации и технологии коллективной работы с ней.

 Современные  системы визуализации позволяют  представлять большие объемы  информации, приходящей из различных  источников в виде многооконного интерфейса, что позволяет полномасштабно, оперативно и объективно оценить сложившуюся обстановку.

ПЛАНИРОВАНИЕ  ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ  СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ

Помещения СЦ традиционно  разделяются на несколько основных зон: зал в котором проходят совещания  лиц, принимающих решения и приглашенных экспертов; аналитические центры, расположенные рядом или удаленные от ситуационных комнат ; операторские комнаты. Центры мониторинга и управления, кризисные центры и диспетчерские имеют в своем составе зал для работы дежурной смены, проводящей постоянный мониторинг объектов. 

 

 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ

 Сопряжение  программно-технических средств  СЦ с внешними системами обуславливает  жесткие требования к комплексу  средств защиты информации

 Используемые  технические и программные средства должны быть сертифицированы. Комплекс средств защиты должен содержать организационно-режимные меры, определяемые существующими нормативными документами.

КАДРОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ И  СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

 Для создания  и внедрения систем поддержки  управленческих решений, на основе  интеллектуальных информационных  технологий, программно-технической  и коммуникационной среды визуализации, требуется соответствующий уровень  знаний разработчиков и пользователей

В состав персонала  Ситуационного центра должны входить:

  • руководитель подразделения, координатор работы СЦ;
  • эксперты и аналитики;
  • режиссеры, визуализаторы и сценаристы проведения заседаний.
  • технические специалисты.

Ситуационный  центр - это самая современная  форма реализации системы поддержки  принятия решений, основанная на технологиях  моделирования и анализа ситуаций, предельно концентрированном представлении  информации и обеспечивающая интегральное управление.  

Решаемые  задачи:

Ситуационный  центр обеспечивает решение следующих  задач:

  • комплексное информирование пользователей о текущем состоянии объектов управления, актуальных и потенциальных проблемных ситуациях;
  • электронный обмен данными с удаленными объектами управления;
  • голосовую связь с удаленными объектами управления;
  • видеосвязь с удаленными объектами управления;
  • непосредственный доступ пользователей к территориально удаленным информационным ресурсам объектов управления;
  • доступ к информационным ресурсам организаций, взаимодействующих при принятии управленческих решений;
  • визуализация информации;
  • аналитическая обработка информации, включая прогнозирование развития ситуаций и моделирование последствий принимаемых решений.

Примеры известных российских ситуационных/диспетчерских  центров:

ситуационный  центр МЧС России - Центр используется для сбора и анализа всех поступающих данных (разрушения, погибшие и т. п.), координации проведения спасательных операций, контактов со СМИ и т. п.

ситуационный  центр Российской академии государственной службы при Президенте РФ

Центр предназначен для поддержки ресурсами и  средствами разнообразных активных форм проведения занятий со слушателями  всех видов и форм обучения; поддержки  ресурсами и средствами научно-исследовательских  и информационно-аналитических работ, проводимых в академии, обучения персонала  ситуационных центров использованию  современных информационных, аналитических  и технологических средств; проведения деловых игр по заявкам органов  государственной власти и местного самоуправления; стендовой отработки  интеллектуальных информационных технологий и создание прототипов рабочих технологий федеральных органов власти.

диспетчерский центр ГИБДД г. Москвы 

Центр используется для сбора информации о дорожной ситуации. Позволяет контролировать информацию с сотен камер видеонаблюдения, установленных на дорогах города, отображать текущую дорожную обстановку (аварии, пробки и др.) на интерактивной  карте, оперативно управлять дорожной ситуацией (координировать действие патрулей ГИБДД, менять режимы работы светофоров, режимы проезда на улицах) и многое другое.

ситуационный  центр Московского метрополитена

Ситуационный  центр предназначен для обработки  в режиме реального времени всех сигналов о чрезвычайных ситуациях, происходящих на территории метрополитена. Операторы центра принимают вызовы, поступающие с колонн экстренного  вызова, установленных на большинстве  станций, а также просматривают  сигналы с камер видеонаблюдения.

Вывод.

Создание ситуационных центров (СЦ) является сегодня одной  из актуальнейших задач повышения  эффективности управленческой деятельности. Важнейшей технологической основой эффективного управления сегодня является Ситуационный центр. СЦ может быть представлен как организационно-технический комплекс, основу которого составляют информационное и программное обеспечение поддержки управленческих решений на основе комплексного мониторинга факторов влияния на развитие происходящих процессов. Создание ситуационного центра – интересный, сложный и трудоемкий процесс, требующий тесного сотрудничества с нашими заказчиками. Разработка и создание ситуационных центров является прямым следствием их высокой востребованности в современном обществе. Подобные технические средства позволяют отображать необходимую информацию, подвергать ее анализу, моделировать определенные ситуации и прогнозировать их перспективное развитие, избегая ошибок в процессе принятия управленческих решений высокой важности. Широкое распространение, которое получили ситуационные центры в наше время, затрагивает большинство сфер современного общества. Данные комплексы успешно используются в промышленной отрасли, военных и силовых структурах, а также в органах власти на различных уровнях. Достаточно перспективным видится повсеместное внедрение ситуационных центров и в образовательную систему. 

Информация о работе Ситуационные центры