Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:35, реферат
Сертификация – это деятельность определённого органа (организации), независимого от изготовителя, продавца и потребителя продукции, по подтверждению её соответствия установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификация ИС предполагает удостоверение достигнутого качества и надёжность функционирования ИС.
Сертификация – это деятельность определённого органа (организации), независимого от изготовителя, продавца и потребителя продукции, по подтверждению её соответствия установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификация ИС предполагает удостоверение достигнутого качества и надёжность функционирования ИС.
С технической точки зрения, качество – это совокупность свойств
продукции, обуславливающих её способность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. Одним из важнейших компонентов ИС, определяющих ее качество, является программная продукция. Весь объём признаков и характеристик программной продукции, относящийся к её способности удовлетворять потребностям пользователей ИС, определяет качество программного обеспечения (ПО) ИС.
Такие признаки и характеристики определяют свойства ПО, по
которым его качество описывается и оценивается. К ним относятся:
функциональные возможности, надёжность, практичность, эффективность,
сопровождаемость, мобильность. Каждая из этих характеристик может быть уточнена на множестве уровней комплексных показателей
(подхарактеристик), определяемых с учётом разрабатываемых для этих целей метрик качества. Метрика качества – это количественный масштаб (мера) и метод, которые могут быть использованы для определения значений признаков или характеристик конкретного ПО и последующей оценки уровня качества ИС.
Уровень качества – это относительная характеристика, основанная на сравнении совокупности характеристик качества продукции с соответствующей совокупностью базовых характеристик, принимаемых за
исходные (эталонные). Для осуществления такого сравнения используют
ранжирование (действие по отнесению измеренного значения характеристики к соответствующему уровню ранжирования).
Уровень ранжирования – это диапазон значений характеристики в
масштабе, позволяющем классифицировать (ранжировать) ПО в соответствии с потребностями пользователей и принятыми критериями оценки качества ПО.
Критерии оценки качества ПО – это набор определённых и задокументированных правил и условий, которые используются для решения о приемлемости общего качества конкретного ПО, принимаемого в результате сертификации. При таком положительном решении выдаётся сертификат соответствия установленным требованиям.
Кроме
этого сертифицированная
Орган,
возглавляющий систему
Взаимоотношения
между участниками –
2. Основные положения закона “О техническом регулировании”
Закон состоит из 9 глав, которые включают в себя 48 статей:
1. Общие положения.
2.Технические регламенты.
3. Стандартизация.
4. Подтверждение соответствия.
5. Аккредитация органов по аккредитации.
6. Государственный контроль над соблюдением требований технических регламентов.
7. Информация
о нарушениях требований
8. Информация о технических регламентах и документах по стандартизации.
9. Финансирование
в области технического
ГЛАВА 1
Статья 1. Сфера применения.
Пункт 1. Закон регулирует отношения, возникающие при разработке,
принятии, применении и исполнении:
а) обязательных требований к продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
б) требований на добровольной основе к продукции, процессам и
другим объектам ТР, а также при оценке соответствия.
Пункт 3. Действие закона не распространяется на государственные
общеобразовательные стандарты, положения о бухучёте и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг
и проспектов их
эмиссии.
Статья 2. Основные понятия.
Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие продукции требованиям технического регламента. Технический регламент – документ, принятый международным ратифицированным договором РФ или указом президента РФ (постановлением правительства РФ) и устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Статья 3. Принципы технического регулирования:
применение единых правил установления требований к объектам ТР;
соответствие ТР уровню национальной экономики и научно-
технического развития; независимость органов по аккредитации и сертификации от субъектов – изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; недопустимость совмещения полномочий органа госконтроля (надзора) и органа сертификации, а также полномочий на сертификацию и аккредитацию.
Статья 4. Законодательство РФ о техническом регулировании.
Федеральные органы исполнительной власти вправе создавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, определённых в статье 5.
Статья 5. Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну. В отношении такой продукции вышеуказанные акты могут носить
обязательный характер.
ГЛАВА 2
Статья 6. Цели принятия технического регулирования:
защита жизни или здоровья граждан; охрана окружающей среды, жизни животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Статья 7. Содержание и применение технических регламентов
Они должны содержать требования к характеристикам объектов ТР,
но не должны содержать требования к конструкции и исполнению, если их
отсутствие не противоречит целям принятия регламентов, изложенным в
статье 6. Регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни и здоровью граждан при длительном её использовании, а может только содержать требования к информированию
приобретателя о вреде и факторах, от которых вред зависит.
Статья 8. Виды технический регламентов.
В РФ действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Требования общих регламентов обязательны для применения ко
всем объектам технического регулирования, а требованиями специальных регламентов учитываются технологические и иные особенности отдельных объектов технического регулирования.
Статья 9. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов.
Регламент принимается федеральным законом в установленном порядке с обязательной публикацией уведомления о разработке его проекта. Разработчик должен дорабатывать проект регламентов с учётом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводить публичное обсуждение проекта и сохранять замечания до дня вступления в силу регламентов.
Статья 10. Особый порядок разработки и принятия технического регулирования.
В исключительных
случаях, приводящих к непосредственной
угрозе жизни, здоровью и т.п., президент
РФ вправе издать регламент без его публичного
обсуждения.
ГЛАВА 3
Статья 11. Цели стандартизации:
повышение уровня безопасности жизни или здоровья; повышение уровня безопасности объектов; обеспечение научно-технического прогресса;
повышение конкурентоспособности продукции; рациональное использование ресурсов; техническая и информационная совместимость; сопоставимость результатов испытаний и статистических данных; взаимозаменяемость продукции.
Статья 12. Принципы стандартизации:
добровольное применение стандартов; максимальный учёт законных интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов; применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов; недопустимость таких стандартов, которые противоречат техническому регламенту; обеспечение условий для единообразного применения стандартов.
Статья 13. Документы в области стандартизации:
национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации;
классификации,
общероссийские классификаторы социальной
и технико-экономической информации; стандарты
организаций.
ГЛАВА 4
Статья 18. Цели подтверждения соответствия:
удостоверение соответствия продукции техническому регламенту, стандартам и условиям договоров; содействие приобретателям в выборе продукции и других объектов технического регулирования; повышение конкурентоспособности на международном и российском рынках; создание условий для свободного перемещения товаров по РФ, а также для международного сотрудничества и торговли.
Статья 19. Принципы подтверждения соответствия:
доступность для заинтересованных лиц информации о порядке подтверждения соответствия; недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, для которых не установлены требования технического регламента; установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия определённых видов продукции технического регламента; недопустимость принуждения к добровольному подтверждению соответствия, в том числе в системе добровольной сертификации; недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Статья 20. Формы подтверждения соответствия:
подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер; добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации; обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.
Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия:
может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации и условиям договоров; объектами добровольного подтверждения соответствия являются объекты технического регулирования, для которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются соответствующие требования. Орган по сертификации подтверждает соответствие объектов технического регулирования; выдаёт сертификат соответствия; приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
Статья 22. Знаки соответствия.
Маркировка осуществляется знаком соответствия системы добровольной сертификации в соответствии с порядком применения знака, установленным правилами системы добровольной сертификации.