Сертификация информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Сертификация – это деятельность определённого органа (организации), независимого от изготовителя, продавца и потребителя продукции, по подтверждению её соответствия установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификация ИС предполагает удостоверение достигнутого качества и надёжность функционирования ИС.

Работа содержит 1 файл

Сертификация ПС.docx

— 41.50 Кб (Скачать)
    1. Основные  понятия и определения.
 

     Сертификация  – это деятельность определённого  органа (организации), независимого от изготовителя, продавца и потребителя продукции, по подтверждению её соответствия установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификация ИС предполагает удостоверение достигнутого качества и надёжность функционирования ИС.

     С технической точки зрения, качество – это совокупность свойств

продукции, обуславливающих  её способность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. Одним из важнейших компонентов ИС, определяющих ее качество, является программная продукция. Весь объём признаков и характеристик программной продукции, относящийся к её способности удовлетворять потребностям пользователей ИС, определяет качество программного обеспечения (ПО) ИС.

     Такие признаки и характеристики определяют свойства ПО, по

которым его качество описывается и оценивается. К ним относятся:

функциональные возможности, надёжность, практичность, эффективность,

сопровождаемость, мобильность. Каждая из этих характеристик может быть уточнена на множестве уровней комплексных показателей

(подхарактеристик), определяемых с учётом разрабатываемых для этих целей метрик качества. Метрика качества – это количественный масштаб (мера) и метод, которые могут быть использованы для определения значений признаков или характеристик конкретного ПО и последующей оценки уровня качества ИС.

     Уровень качества – это относительная  характеристика, основанная на сравнении совокупности характеристик качества продукции с соответствующей совокупностью базовых характеристик, принимаемых за

исходные (эталонные). Для осуществления такого сравнения используют

ранжирование (действие по отнесению измеренного значения характеристики к соответствующему уровню ранжирования).

     Уровень ранжирования – это диапазон значений характеристики в

масштабе, позволяющем классифицировать (ранжировать) ПО в соответствии с потребностями пользователей и принятыми критериями оценки качества ПО.

     Критерии  оценки качества ПО – это набор  определённых и задокументированных правил и условий, которые используются для решения о приемлемости общего качества конкретного ПО, принимаемого в результате сертификации. При таком положительном решении выдаётся сертификат соответствия установленным требованиям.

     Кроме этого сертифицированная продукция  маркируется знаком соответствия, зарегистрированным в установленном порядке по правилам соответствующей системы сертификации, относящейся к данной группе продукции.

     Орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции, называется центральным органом системы сертификации или центром по сертификации. В его подчинении находятся органы, проводящие сертификацию соответствия, и испытательные лаборатории, проводящие испытания определённой продукции. При объединении этих функций в одном юридическом лице используется термин «сертификационный центр». Эти органы подвергаются периодически аккредитации – процедуре официального признания (соответствующим уполномоченным органом) компетентности и возможности выполнения конкретных работ в заданной области.

     Взаимоотношения между участниками – разработчиками (продавцами), пользователями (покупателями) и органами сертификации и аккредитации, а также их права и обязанности регулируются Законом № 184-ФЗ от 27.12.02 «О техническом регулировании».  
 

2. Основные положения  закона “О техническом  регулировании”

Закон состоит  из 9 глав, которые включают в себя 48 статей:

1. Общие положения.

2.Технические  регламенты.

3. Стандартизация.

4. Подтверждение  соответствия.

5. Аккредитация  органов по аккредитации.

6. Государственный  контроль над соблюдением требований технических регламентов.

7. Информация  о нарушениях требований технических  регламентов и отзыв продукции.

8. Информация  о технических регламентах и  документах по стандартизации.

9. Финансирование  в области технического регулирования. 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 

Статья 1. Сфера применения.

Пункт 1. Закон регулирует отношения, возникающие при разработке,

принятии, применении и исполнении:

     а) обязательных требований к продукции, процессам производства,

эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

     б) требований на добровольной основе к продукции, процессам и

другим объектам ТР, а также при оценке соответствия.

Пункт 3. Действие закона не распространяется на государственные

общеобразовательные стандарты, положения о бухучёте и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг

и проспектов их эмиссии. 

Статья 2. Основные понятия.

Декларация о  соответствии – документ, удостоверяющий соответствие продукции требованиям технического регламента. Технический регламент – документ, принятый международным ратифицированным договором РФ или указом президента РФ (постановлением правительства РФ) и устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Статья 3. Принципы технического регулирования:

применение единых правил установления требований к объектам ТР;

соответствие ТР уровню национальной экономики и научно-

технического  развития; независимость органов по аккредитации и сертификации от субъектов – изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; недопустимость совмещения полномочий органа госконтроля (надзора) и органа сертификации, а также полномочий на сертификацию и аккредитацию.

Статья 4. Законодательство РФ о техническом регулировании.

Федеральные органы исполнительной власти вправе создавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, определённых в статье 5.

Статья 5. Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну. В отношении такой продукции вышеуказанные акты могут носить

обязательный характер. 

ГЛАВА 2

Статья 6. Цели принятия технического регулирования:

защита жизни или здоровья граждан; охрана окружающей среды, жизни животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Статья 7. Содержание и применение технических регламентов

Они должны содержать требования к характеристикам объектов ТР,

но не должны содержать требования к конструкции и исполнению, если их

отсутствие не противоречит целям принятия регламентов, изложенным в

статье 6. Регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни и здоровью граждан при длительном её использовании, а может только содержать требования к информированию

приобретателя о вреде и факторах, от которых вред зависит.

Статья 8. Виды технический регламентов.

В РФ действуют  общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Требования общих регламентов обязательны для применения ко

всем объектам технического регулирования, а требованиями специальных регламентов учитываются технологические и иные особенности отдельных объектов технического регулирования.

Статья 9. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов.

Регламент принимается федеральным законом в установленном порядке с обязательной публикацией уведомления о разработке его проекта. Разработчик должен дорабатывать проект регламентов с учётом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводить публичное обсуждение проекта и сохранять замечания до дня вступления в силу регламентов.

Статья 10. Особый порядок разработки и принятия технического регулирования.

В исключительных случаях, приводящих к непосредственной угрозе жизни, здоровью и т.п., президент РФ вправе издать регламент без его публичного обсуждения. 

ГЛАВА 3

Статья 11. Цели стандартизации:

повышение уровня безопасности жизни или здоровья; повышение уровня безопасности объектов; обеспечение научно-технического прогресса;

повышение конкурентоспособности  продукции; рациональное использование ресурсов; техническая и информационная совместимость; сопоставимость результатов испытаний и статистических данных; взаимозаменяемость продукции.

Статья 12. Принципы стандартизации:

добровольное  применение стандартов; максимальный учёт законных интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов; применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов; недопустимость таких стандартов, которые противоречат техническому регламенту; обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Статья 13. Документы в области стандартизации:

национальные  стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации;

классификации, общероссийские классификаторы социальной и технико-экономической информации; стандарты организаций. 

ГЛАВА  4

Статья 18. Цели подтверждения соответствия:

удостоверение соответствия продукции техническому регламенту, стандартам и условиям договоров; содействие приобретателям в выборе продукции и других объектов технического регулирования; повышение конкурентоспособности на международном и российском рынках; создание условий для свободного перемещения товаров по РФ, а также для международного сотрудничества и торговли.

Статья 19. Принципы подтверждения соответствия:

доступность для заинтересованных лиц информации о порядке подтверждения соответствия; недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, для которых не установлены требования технического регламента; установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия определённых видов продукции технического регламента; недопустимость принуждения к добровольному подтверждению соответствия, в том числе в системе добровольной сертификации; недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Статья 20. Формы подтверждения соответствия:

подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер; добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации; обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия:

может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации и условиям договоров; объектами добровольного подтверждения соответствия являются объекты технического регулирования, для которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются соответствующие требования. Орган по сертификации подтверждает соответствие объектов технического регулирования; выдаёт сертификат соответствия; приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Статья 22. Знаки соответствия.

Маркировка осуществляется знаком соответствия системы добровольной сертификации в соответствии с порядком применения знака, установленным правилами системы добровольной сертификации.

Информация о работе Сертификация информационных систем