Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:40, реферат
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу.
1.Роль информатизации в развитии общества.
1.1.Что такое процесс информатизации общества.
2.Применение средств информатизации в системе образования.
План:
1.Роль
информатизации в развитии
1.1.Что такое процесс информатизации общества.
2.Применение
средств информатизации в
1.РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
1.1.Что такое процесс информатизации общества.
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается: чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ; постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности; появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.
Как результат — наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления: появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже каждые 5 лет, с 1990 г. — ежегодно; существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации; возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.
Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию — в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.
Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Рассмотрим этот процесс более подробно. История развития информатизации началась в США с 60-х гг., затем с 70-х гг. — в Японии и с конца 70-х — в Западной Европе.
Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества". При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие. При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
Таким образом, "информатизация общества"
является более широким понятием, чем
"компьютеризация общества", и направлена
на скорейшее овладение информацией для
удовлетворения своих потребностей. В
понятии "информатизация общества"
акцент надо делать не столько на технических
средствах, сколько на сущности и цели
социально-технического прогресса. Компьютеры
являются базовой технической составляющей
процесса информатизации общества. Информатизация
на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных
технологий является реакцией общества
на потребность в существенном увеличении
производительности труда в информационном
секторе общественного производства,
где сосредоточено более половины трудоспособного
населения.
2. Применение средств информатизации в системе образования.
Информатизация общества, как ведущая тенденция социально-экономического прогресса развитых стран, является объективным процессом во всех сферах человеческой деятельности. Она представляет собой организованный, социально-экономический и научно-технический прогресс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования (ИО) - это комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий, направленных на обеспечение оперативного сбора, обработки, систематизации, накопления, хранения, передачи информации и оперативного обмена ею участниками системы образования с помощью современных информационных технологий и телекоммуникационных средств в целях повышения эффективности управления ею. ИО является необходимым условием и важнейшим этапом информатизации России в целом. Кроме того, она позволит: решать проблемы качественного изменения информационной среды системы образования; оптимально его стандартизировать; сделать процесс обучения максимально индивидуальным и дифференцированным; предоставлять новые образовательные возможности для ускоренного интеллектуального развития личности (системное мышление, развитое воображение и интуиция, чувство нового, коммуникативную компетентность и др.).
Цель информатизации системы образования состоит в: интенсификации эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников педагогического процесса за счет целенаправленного применения средств информатизации; создании благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной, справочной и научной информации.
Инструментом информатизации образования являются средства информатизации. Они включают в себя: информационные технологии, коммуникационные средства, техническое, программное, психологическое и педагогически полезное (целесообразность и эффективность) методико-дидактическое обеспечение. С расширением технических и педагогических возможностей средств информатизации разрабатывались научные подходы их применения в системе образования. Проведенный анализ литературных источников показал, что средства информатизации используются: в управлении образовательным учреждением, при проведении научно-исследовательской работы в образовательном учреждении, как средства развития участников образовательного процесса.
Основные направления информатизации образования связаны между собой не только единым объектом и общей целью. Они во многом дополняют друг друга. При этом каждое из них имеет собственные задачи, критерии и условия, определяющие эффективность их применения.
Необходимость применения средств информатизации в системе образовании диктуется следующими обстоятельствами: фундаментальные цивилизованные изменения, происшедшими в конце ХХ века, поставившие на повестку дня вопрос о переходе к новой стратегии развития общества на основе знаний и перспективных высокоэффективных технологий; приоритетное развитие призваны получить средства информатизации, играющие роль катализатора как научно-технического, так и социально-экономического развития общества.
В настоящее время в системе образования широко используются следующие средства информатизации: мультимедиа технология, электронная почта, Web-серверы сети Интернет, видеоконференция, гипертекстовая технология, телеконференция. С помощью этих средств создается информационно-образовательное пространство. Оно представляет собой специфическое информационно-образовательное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений) и обеспечивает различные потребности работников образования.
Активное и целенаправленное применение средств информатизации в образовании позволяет не только по-новому взглянуть на педагогический процесс, но и дает необходимый научно-методологический аппарат для их анализа и обновления. Кроме того, ИО вносит изменения не только в способы распространения знаний, но и в сами знания и поэтому оказывает существенное влияние на содержание образования и управление педагогическим процессом.). Использование современных средств информатизации знаменует собой смену парадигмальной рациональности в образовании на деятельностную или мыследеятельностную.
По мнению ученых, средства информатизации позволят эффективно использовать следующие их важнейшие преимущества: возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную образовательную траекторию самообразования; коренное изменение организации процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления; выработку нестандартных педагогических практик, как в конкретных учебных дисциплинах, так и в межпредметном пространстве образовательного процесса, включающего научно-исследовательскую работу студентов; создание эффективной системы управления информационно-методическим и дидактическим обеспечением системы непрерывного профессионального образования; осуществление эффективного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся в процессе обучения; использование специфических свойств компьютера. К ним относятся: организация процесса познания, базирующегося на системно-деятельностном подходе к педагогическому процессу; его индивидуализация; применение и организация принципиально новых познавательных средств; построение, развитие и совершенствование системы дистанционного обучения различного уровня.
Многолетние наблюдения показывают, что наибольший эффект использования средств информатизации в педагогическом процессе достигается при тесном взаимодействии всех компонентов в системе образования.
Средства информатизации по своим дидактическим свойствам активно воздействуют на все компоненты системы обучении (цели, содержание образования, организационные формы и др.) и позволяют ставить и решать более сложные и актуальные задачи дидактики. Кроме того, средства информатизации целесообразно использовать на лекциях, семинарах, установочных занятиях, зачетах, экзаменах, консультациях, лабораторных работах, дистанционном обучении и др.
При проведении информатизации образования необходимо выполнение нормативно-правовых, финансово-материальных, программно-технических, организационно-педагогических, психологических, маркетинговых, эргономических, кадровых и региональных условий.
Исследования показали, что реализация
возможностей (технических и педагогических)
средств информатизации в системе
образования требует переосмысления
накопленного опыта их применения
и построения теоретико-методологических
основ, отвечающих современным требованиям
их использования в процессе подготовки
специалистов, и особенно для расширения
возможностей предоставления потребителям
образовательных услуг.
Список литературы:
1.Шолохович
В.Ф. Информационные
2.