Решение задач с использованием возможностей MS Excel

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

1. Постановка задачи
Протабулировать (вычислить) заданную функцию на указанном диапазоне [1;2] с шагом h=0,1. Построить график функции.
2. Постановка задачи
Найти сумму числового ряда и сравнить ее с точным решением, вычислив погрешности.
3. Постановка задачи
Найти корни уравнения , используя команду «Подбор параметра».

Содержание

1. Задание 1……………………………………………………………..3
2. Задание 2……………………………………………………………..5
3. Задание 3……………………………………………………………..6
Литература

Работа содержит 1 файл

поясн.записка.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Уфимский государственный  авиационный технический университет»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ СТЕРЛИТАМАКЕ

 

КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к расчетно-графической  работе

по дисциплине «Информатика»

 

 

«Решение задач  с использованием возможностей MS Excel»

 

 

 

 

 

 

 

2403.402109.000ПЗ

(обозначение документа)

 

 

 

 

Группа ЭЭС-108сф

Фамилия И.О.

Подпись

Дата

Оценка

Студент

Минигареев Р.Р.

     

Проверил

Карасева Л.М.

     

 

 

 

 

 

 

 

Стерлитамак 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

  1. Задание 1……………………………………………………………..3
  2. Задание 2……………………………………………………………..5
  3. Задание 3……………………………………………………………..6

Литература

…………………………………………………………….8 
Задание 1

    1. Постановка задачи

Протабулировать (вычислить) заданную функцию на указанном диапазоне [1;2] с шагом h=0,1. Построить график функции.

    1. Решение

Рассмотрим процедуру  построения графика функции               при xÎ [1,2].

Для построения графика  функции необходимо сначала построить  таблицу ее значений при различных  значениях аргумента, причем аргумент изменяется с фиксированным шагом. Будем считать, что шаг h = 0,1.

Необходимо создать  первый столбец х:1;,1,1;1,2;   1,3 … 2 и второй столбец y=f(x): y(1); y(1,1);…,y(2). В создании столбцов Вам поможет приведенная ниже таблица.

 

Ячейка

Величина

Значение или формула

F2

h-шаг

0,1

А2

Нижняя граница диапазона x

1

А3

Следующее значение по  x 

1,1

А2:А12

Значения переменной x на заданном диапазоне

Копируем ячейку А2:А3 на диапазон А2:А12

В2

Значение функции y в точке х=1

(используйте Мастер  функций)

=COS(2/A3)-2*SIN(1/A3)+1/A3

 В2:В12

Значения функции у  на заданном диапазоне

Копируем ячейку В2 на диапазон В3:В12


 

С помощью Мастера  диаграмм построить диаграмму типа точечная «график» (исходные данные – диапазон В2:В12), указав при этом, что метками оси Х являются значения первого столбца (А2:А12). Результат показан на рисунке 1.

 

 

 

 

Рисунок 1 – Решение задания 1

 

 

Задание 2

    1. Постановка задачи

Найти сумму числового ряда и сравнить ее с точным решением, вычислив погрешности.

 

    1. Решение

Аналогично задаче 1 получаем первый столбец значений К, где М=8, и столбец f(K), вычисляемый по формуле: =1/(СТЕПЕНЬ(2;A2)*СТЕПЕНЬ(A2;2)) Значение суммы можно получить в ячейке В:11 по формуле: = СУММ(В2:В9), где В2:В9- диапазон ячеек столбца f(K).

Погрешности вычисляются по формулам: =|S-T| и . Здесь - абсолютная погрешность, S- сумма ряда, T - точное значение суммы, - относительная погрешность.

Абсолютное значение в ячейке В14 по формуле: =ABS(B11-B12), относительная погрешность в В13 по формуле: =B14/B12

Пример решения задачи 2 показан на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 – Решение задания 2

 

Задание 3

3.1. Постановка  задачи

Найти корни уравнения  , используя команду «Подбор параметра».

Для нахождения корней их нужно предварительно локализовать. С этой целью необходимо построить  график функции или ее протабулировать. Протабулируем функцию на отрезке [-1,0] с шагом 0,1. Результат приведен на рисунке 3, где в ячейку В2 введена формула   =EXP(A2)+КОРЕНЬ(1+EXP(2*A2))-2

 

Из рисунка 3 видно, что функция меняет знак на интервале: [-0,2,-0,3]. Найдем корень уравнения методом последовательных приближений с помощью команды Сервис меню Подбор параметра. Относительная погрешность вычислений и предельное число итераций задаются на вкладке Вычисления диалогового окна Параметры, открываемого командой Сервис, Параметры.

В качестве начального приближения можно взять любую точку из отрезка локализации корня. Возьмем, например, среднюю точку: -0,25 и введем ее в ячейку F3. В ячейку G2 скопируем ячейку В2.Таким образом, в ячейке вычисляется значение функции при значении аргумента, введенного в ячейку F3.

Теперь выберем команду Сервис, Подбор параметра и заполним диалоговое окно Подбор параметра:

Установить в ячейке:  $G$3

Значение     0

Изменяя значение ячейки  $F$3

Вводить ссылки на ячейки надо не с клавиатуры, а  указателем мыши.

После нажатия кнопки OK средство подбора параметров находит приближенное значение корня, которое помещает в ячейку F3. В данном случае оно равно –0,28746.

 

 

 

Рисунок 3 – Окно исходной информации для решения задачи 3

 

 

Литература

 

1.     Павлыш В.Н., Анохина И.Ю., Кононенко И.Н., Зензеров В.И. Начальный курс информатики для пользователей персональных компьютеров / Уч.-метод. пособие. – Донецк: ДонНТУ, 2006. – 235 с.

2.     Гарнаев А. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах. – Санкт-Петербург, BHV, 1999. – 336 с.

3.     Персон Р. Microsoft Excel 97 в подлиннике. Т. I. – Санкт-Петербург, BHV, 1997. – 1272 с.

4.     Лавренов С.М. Excel. Сборник примеров и задач. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 336 с.: ил.

5.     Дубина А., Орлова С., Шубина И., Хромов А. Excel для экономистов и менеджеров. Экономические расчёты и оптимизационное моделирование в среде Excel. – СПб.: Питер, 2004. – 295 с.: ил.

6.     Конрад Карлберг. Бизнес-анализ с помощью Excel 2000.: Учеб. пособие/ Пер. с англ. – М.: Издат. дом “Вильямс”, 2000. – 480 с.: ил.

7.    Афоничкин А.И. и др. Разработка бизнес-приложений в экономике на базе MS EXCEL / Под общ. ред. к.т.н. А.И. Афоничкина. – М.: ДИАЛОГ–МИФИ, 2003. – 416 с.

 

 

 

 




Информация о работе Решение задач с использованием возможностей MS Excel