Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:56, дипломная работа
Для современных условий характерно применение на предприятиях, в учреждениях и организациях высокоэффективной информационной системы, основанной на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации на базе компьютеров, объединенных в единую локальную вычислительную сеть.
Особое значение имеет развитие автоматизированных систем разного уровня. Одним из глобальных вопросов в автоматизации является связка между собой звеньев автоматизированной системы учреждения и дальнейшая интеграция различных автоматизированных систем в единый комплекс.
1 Описание предметной области
2 Постановка задачи
3 Обзор возможных средств решения поставленной задачи
3.1 Концепция баз данных
3.2 Архитектура субд
3.3 Инфологическая модель данных "сущность-связь"
3.4 Построение инфологической модели предметной области методом ER–диаграммы
3.5 Описание диаграммы «сущность-связь»
3.6 Реляционная структура данных
4 Разработка схемы базы данных и ее нормализация
4.1 О нормализации, функциональных и многозначных зависимостях
4.2 Потенциальные ключи
4.3 Ссылочная целостность
4.4 Первичные и внешние ключи
4.5 Потенциальные ключи и null – значения
4.6 Ограничение целостности
4.7 Описание логической схемы базы данных
5 Инструментальные средства и алгоритм реализации ИС
5.1 Обоснование выбора средств реализации
5.2 Разработка интерфейса пользователя
5.3 Описание данных БД «тестер»
5.4 Заполнение базы данных
5.5 Назначение ис «тестер»
5.6 Руководство пользователя для работы с программой «Тестер»
5.6.1 Создание тестовых заданий
5.6.2 Поиск и редактирование данных.
5.6.3 Процесс тестирования.
5.7 Описание характеристик программного продукта
Выводы
Интерфейс пользователя был разработан с помощью среды визуальной разработки Borland Builder 6.
В С++ Builder 6 есть возможность работы с базами данных посредством разработанной в Microsoft технологии ActiveX Data Objects (ADO). ADO – это пользовательский интерфейс к любым типам данных, включая реляционные и не реляционные базы данных, электронную почту, системные, текстовые и графические файлы [6].
Для работы с ADO в Builder 6 предусмотрены компоненты, расположенные на основной странице библиотеки – ADO. Это обеспечивается компонентами ADOConection и ADODataSet. Связь с базой данных в технологии ADO осуществляется обычной цепочкой: набор данных => источник данных (DBGrid, или DBEdit).
ADOConection – используется для связи с набором данных ADO. Может работать с несколькими компонентами набора данных как диспетчер выполнения их команд.
ADODataSet – универсальный компонент связи с набором данных, который может работать в различных режимах. Может связываться с одной или множеством таблиц. Связь осуществляется непосредственно или через ADOConection.
ADOTable – используется для работы с одной таблицей. Может связываться с ней непосредственно или через ADOConection.
Таблица 5.1– Описание данных базы данных «Тестер»
Элемент данных | Описание | Объект | Тип данных | Условие на значение |
FIO_stud | ФИО студента | STUD | Текстовый 50 | Ключевое поле |
Gruppa | Группа | STUD | Текстовый 10 | Обязательное |
Parol | Пароль | STUD | Текстовый 20 | обязательное |
Gruppa | группа | GRUPPA | Текстовый 10 | Ключевле поле |
Kurator | куратор | GRUPPA | Текстовый 50 | обязательное |
FIO_Prep | ФИО преподавателя | PREPOD | Текстовый 50 | Ключевое поле |
Dostup | Доступ | PREPOD | Текстовый 20 | Обязательное |
Dolgnost | Должность | PREPOD | Текстовый 20 | Не обязательное |
Parol | пароль | PREPOD | Текстовый 20 | Обязательное |
Dolgnost | Должность | DOLGNOST | Текстовый 20 | Ключевое поле |
Dostup | Доступ | DOSTUP | Текстовый 20 | Ключевое поле |
Продолжение таблици 5.1 | ||||
Opisanie | описание | DOSTUP | Текстовый 50 | Не обязательное |
FIO_stud | ФИО студента | RESULT | Текстовый 50 | Ключевое поле |
Test | Название теста | RESULT | Текстовый 50 | Ключевое поле |
Gruppa | группа | RESULT | Текстовый 10 | обязательное |
Totall_Ball | оценка | RESULT | Числовой | обязательное |
Таблицы БД являются физическими объектами. Для операции с данными, содержащимися в таблице, используются наборы данных. В терминах системы SQL набор данных представляет собой совокупность записей, взятых из одной или нескольких таблиц. Набор данных является логической таблицей, с которой можно работать при выполнении приложений. Взаимодействие таблицы и набора данных напоминает взаимодействие физического файла и файловой переменной.
Таблицы заполняются соответственно их полям и ограничениям, которые мы установили. Если мы установили маску ввода, то наши данные будут вводиться соответственно с этой маской, а если мы установили, что повторяющихся записей не должно быть, то при их наличии будет выдаваться ошибка. Таблицы данной БД были заполнены соответствующим образом, с учетом всех ограничений.
На рисунке 5.1 приведена схема данных базы данных «Тестер»
Рисунок 5.1 – Схема данных базы данных «Тестер»
После определения структуры таблицы можно приступать ко второму этапу создания таблицы – вводу в неё данных. Непосредственно ввод данных осуществляется в режиме таблицы. Переход в этот режим осуществляется из окна базы данных щелчком на кнопке Открыть при выделенном имени таблицы или двойным щелчком непосредственно на значке таблицы.
Новая таблица не имеет записей, а содержит только наименования столбцов (полей). Для заполнения таблицы данными курсор устанавливается в требуемую ячейку указателем мыши. После заполнения последней ячейки и нажатия клавиши [Tab] курсор переместится в первую ячейку следующей строки и Access автоматически сохранит только что введённую запись. Таким образом, после заполнения таблицы данными сохранять их не надо – Access все введённые данные сохраняет автоматически. Однако если при работе с таблицей происходит изменение её структуры (например, менялась ширина столбцов), то Access попросит подтвердить эти изменения.
При открытии уже заполненной таблицы пользователь может добавить в неё записи, удалить или исправить их. Для удаления записей их предварительно необходимо промаркировать с помощью селекторной колонки, а затем нажать на клавишу [Delete] или выполнить команду Правка ® Удалить (команда Удалить из меню Правка). Данные, занесённые в таблицу, можно копировать в буфер обмена, сортировать по возрастанию или убыванию, проверять орфографию всех текстовых значений полей таблицы и т. д. Эти операции можно выполнить, используя кнопки инструментальной панели Таблица, в режиме таблицы.
Рисунок 5.2 – Заполненная таблица «STUD»
Рисунок 5.3 – Заполненная таблица «PREPOD»
Рисунок 5.4 – Заполненная таблица «RESULT»
Приложение «Тестер» предназначено для автоматизации контроля знаний методом тестирования. Система позволяет обеспечить многопользовательский доступ к единой базе данных, при этом возможна одновременная работа нескольких пользователей с информацией (регистрация новых пользователей, создания и изменение тестов, изменение информации о преподавателях, формирование отчетов и прочее).
При работе в многопользовательском режиме пользователям назначаются права доступа к информации (например: преподаватель имеет право изменять только тот тест, который сам создал, но не имеет возможность изменить тестовые вопросы, созданные другим преподавателем). Однако система не исключает возможность работы и в локальном варианте – на одном рабочем месте.
Программа состоит из двух модулей: «Tester» и «Test». С помощью первого модуля, который предназначен для пользователей с правами администратора и преподавателя, создаются и редактируются тестовые задания, а также осуществляется доступ к самой базе данных, в которой хранится информация о студентах, преподавателях, а также о результатах тестирования. Авторизация пользователей происходит при попытке изменения тестовых заданий, а также при попытке открытия данных:
Рисунок 5.5 – Окно авторизации пользователя
Созданный таким образом тест сохраняется в едином файле с расширением «.tst», что облегчает перенос тестовых заданий с одного компьютера на другой.
Второй модуль предназначен для проведения тестирования и пересылки полученных результатов в базу данных.
Следует отметить, интерфейс программы представлен таким образом, что работа с программой осуществляется в диалоговом режиме, что максимально упрощает работу. Программа не требует дополнительных знаний или умений, пользователю достаточно владеть базовыми навыками работы с ПК.
Для создания теста, запускается программа Tester. При попытке создания нового теста, программа запросит определить основные настройки теста: Фамилия Имя Отчество автора, предмет, тема, выдача результата тестирования (общий бал, средний бал), количество вопросов в тесте, возможность одиночного или множественного выбора правильного ответа, а также пароль, для защиты теста от не санкционированного изменения.
Рисунок 5.6 – Настройка теста
После определения основных настроек переходим непосредственно к созданию теста.
Рисунок 5.6 – Создание теста
Следует отметить возможность выбора количества вариантов ответов, а также присоединения рисунка к вопросу.
С помощью пункта меню «Доступ к данным», переходим к просмотру и редактированию данных. Поиск нужной записи в базе данных осуществляется с помощью сортировки по разным категориям (доступ, должность). Существует также быстрый поиск по фамилии.
На рисунке 5.7 показан пример поиска необходимой записи с помощью сортировок и быстрого поиска. Вкладки «Студенты» и «Результаты» и аналогичный вид.
Рисунок 5.7 – Просмотр и редактирование данных
После запуска программы «Test», пользователю предлагается выбрать тест, а также ввести свои личные данные (фамилию, имя, отчество, группу, пароль), причем при выборе из списка конкретной группы, отображается список студентов только этой группы, что предотвращает ввод ошибочных данных.
Рисунок 5.8 – Ввод личных данных
Если все введенные денные совпадают с данными, хранящимися в базе данных, переходят непосредственно к процессу тестирования.
Рисунок 5.9 – Процесс тестирования
По завершении тестирования пользователю сообщается его оценка, а по нажатии кнопки ОК, осуществляется пересылка результатов тестирования (фамилия, имя, отчество, группа, название теста, оценка) в базу данных.
Рисунок 5.9 – Результат тестирования
Для нормальной работы данной программы требуется IBM-совместимый персональный компьютер со следующими параметрами:
процессор Pentium с тактовой частотой не менее 233MHz;
ОЗУ 64 Мбайт;
дисковое пространство 200 Мбайт;
операционная система Windows 2000/ХР.
ВЫВОДЫ
В данном дипломном проекте разработана информационная система для тестирования учащихся.
В пояснительной записке проведен анализ обобщенной структуры объекта автоматизации.
Для реализации поставленной задачи были разработаны информационное и программное обеспечение. При проектировании использовалась среда визуальной разработки приложений Borland Builder 6.
Разработанный программный продукт позволяет значительно уменьшить время контроля уровня знаний учащихся; с его помощью преподаватель может создавать тестовые задания; программа сама производит пересылку полученных данных в базу данных, что позволяет предотвратить потерю информации и подделку результатов тестирования; имеется разный уровень доступа к данным;
При создании тестовых заданий к каждому вопросу можно прикрепить рисунок или любой другой графический материал, что позволяет применять данную программу, не зависимо от изучаемого предмета.
В базе данных хранится информация не только о результатах тестирования, но и данных о студентах и преподавателях, что исключает возможность использование программы посторонними пользователями.
Имеется возможность тестирования, без записи данных в базу, что дает возможность оценить работу программы, а также отследить возможные ошибки.
Внедрение данной программы позволит объективно оценивать уровень знаний методом тестирования, что значительно экономит время, как студентов, так и преподавателей.
На основании проделанной работы можно заключить, что разрабатываемый программный продукт можно применять в любых учебных заведениях.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1. Грушевская С.Г. Новые информационные технологии в преподавании психологии в вузе, - М.: Мысль 1995
2. Селезнева Н.А. др. Комплексная оценка качества подготовки выпускников и студентов высшей школы на базе компьютерных технологий. Проблемы оценки качества подготовки специалистов на базе компьютерных технологий. – М.: Наука 1995
3. Бойко В.В., Савинков В.М. Проектирование баз данных информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 352с.
4. Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных. - К.: Диалектика, 1998. — 784с.
5. Хаббард Дж. Автоматизированное проектирование баз данных. - М.: Мир, 1984. – 532с.
6. Архангельский А.Я. Программирование в C++ Builder 5. –М.: Бином 2002.–1152с.