Разработка модели оценки знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:56, дипломная работа

Описание работы

Для современных условий характерно применение на предприятиях, в учреждениях и организациях высокоэффективной информационной системы, основанной на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации на базе компьютеров, объединенных в единую локальную вычислительную сеть.
Особое значение имеет развитие автоматизированных систем разного уровня. Одним из глобальных вопросов в автоматизации является связка между собой звеньев автоматизированной системы учреждения и дальнейшая интеграция различных автоматизированных систем в единый комплекс.

Содержание

1 Описание предметной области
2 Постановка задачи
3 Обзор возможных средств решения поставленной задачи
3.1 Концепция баз данных
3.2 Архитектура субд
3.3 Инфологическая модель данных "сущность-связь"
3.4 Построение инфологической модели предметной области методом ER–диаграммы
3.5 Описание диаграммы «сущность-связь»
3.6 Реляционная структура данных
4 Разработка схемы базы данных и ее нормализация
4.1 О нормализации, функциональных и многозначных зависимостях
4.2 Потенциальные ключи
4.3 Ссылочная целостность
4.4 Первичные и внешние ключи
4.5 Потенциальные ключи и null – значения
4.6 Ограничение целостности
4.7 Описание логической схемы базы данных
5 Инструментальные средства и алгоритм реализации ИС
5.1 Обоснование выбора средств реализации
5.2 Разработка интерфейса пользователя
5.3 Описание данных БД «тестер»
5.4 Заполнение базы данных
5.5 Назначение ис «тестер»
5.6 Руководство пользователя для работы с программой «Тестер»
5.6.1 Создание тестовых заданий
5.6.2 Поиск и редактирование данных.
5.6.3 Процесс тестирования.
5.7 Описание характеристик программного продукта
Выводы

Работа содержит 1 файл

Пояснительная записка к диплому.doc

— 613.50 Кб (Скачать)

 

 

5.2 Разработка интерфейса пользователя

 

Интерфейс пользователя был разработан с помощью среды визуальной разработки Borland Builder 6.

В С++ Builder 6 есть возможность работы с базами данных посредством разработанной в Microsoft технологии ActiveX Data Objects (ADO). ADO – это пользовательский интерфейс к любым типам данных, включая реляционные и не реляционные базы данных, электронную почту, системные, текстовые и графические файлы [6].

Для работы с ADO в Builder 6 предусмотрены компоненты, расположенные на основной странице библиотеки – ADO. Это обеспечивается компонентами ADOConection и ADODataSet. Связь с базой данных в технологии ADO осуществляется обычной цепочкой: набор данных => источник данных (DBGrid, или DBEdit).

ADOConection – используется для связи с набором данных ADO. Может работать с несколькими компонентами набора данных как диспетчер выполнения их команд.

ADODataSet – универсальный компонент связи с набором данных, который может работать в различных режимах. Может связываться с одной или множеством таблиц. Связь осуществляется непосредственно или через ADOConection.

ADOTable – используется для работы с одной таблицей. Может связываться с ней непосредственно или через ADOConection.

 

 

5.3 Описание данных БД «Тестер»

 

Таблица 5.1– Описание данных базы данных «Тестер»

Элемент данных

Описание

Объект

Тип данных

Условие на значение

FIO_stud

ФИО студента

STUD

Текстовый 50

Ключевое поле

Gruppa

Группа

STUD

Текстовый 10

Обязательное

Parol

Пароль

STUD

Текстовый 20

обязательное

Gruppa

группа

GRUPPA

Текстовый 10

Ключевле поле

Kurator

куратор

GRUPPA

Текстовый 50

обязательное

FIO_Prep

ФИО преподавателя

PREPOD

Текстовый 50

Ключевое поле

Dostup

Доступ

PREPOD

Текстовый 20

Обязательное

Dolgnost

Должность

PREPOD

Текстовый 20

Не обязательное

Parol

пароль

PREPOD

Текстовый 20

Обязательное

Dolgnost

Должность

DOLGNOST

Текстовый 20

Ключевое поле

Dostup

Доступ

DOSTUP

Текстовый 20

Ключевое поле

 

Продолжение таблици 5.1

Opisanie

описание

DOSTUP

Текстовый 50

Не обязательное

FIO_stud

ФИО студента

RESULT

Текстовый 50

Ключевое поле

Test

Название теста

RESULT

Текстовый 50

Ключевое поле

Gruppa

группа

RESULT

Текстовый 10

обязательное

Totall_Ball

оценка

RESULT

Числовой

обязательное

 

 

5.4 Заполнение базы данных

 

Таблицы БД являются физическими объектами. Для операции с данными, содержащимися в таблице, используются наборы данных. В терминах системы SQL набор данных представляет собой совокупность записей, взятых из одной или нескольких таблиц. Набор данных является логической таблицей, с которой можно работать при выполнении приложений. Взаимодействие таблицы и набора данных напоминает взаимодействие физического файла и файловой переменной.

Таблицы заполняются соответственно их полям и ограничениям, которые мы установили. Если мы установили маску ввода, то наши данные будут вводиться соответственно с этой маской, а если мы установили, что повторяющихся записей не должно быть, то при их наличии будет выдаваться ошибка. Таблицы данной БД были заполнены соответствующим образом, с учетом всех ограничений.

На рисунке 5.1  приведена схема данных базы данных «Тестер»

 

Рисунок 5.1  – Схема данных базы данных «Тестер»

 

После определения структуры таблицы можно приступать ко второму этапу создания таблицы – вводу в неё данных. Непосредственно ввод данных осуществляется в режиме таблицы. Переход в этот режим осуществляется из окна базы данных щелчком на кнопке Открыть при выделенном имени таблицы или двойным щелчком непосредственно на значке таблицы.

Новая таблица не имеет записей, а содержит только наименования столбцов (полей). Для заполнения таблицы данными курсор устанавливается в требуемую ячейку указателем мыши. После заполнения последней ячейки и нажатия клавиши [Tab] курсор переместится в первую ячейку следующей строки и Access автоматически сохранит только что введённую запись. Таким образом, после заполнения таблицы данными сохранять их не надо – Access все введённые данные сохраняет автоматически. Однако если при работе с таблицей происходит изменение её структуры (например, менялась ширина столбцов), то Access попросит подтвердить эти изменения.

При открытии уже заполненной таблицы пользователь может добавить в неё записи, удалить или исправить их. Для удаления записей их предварительно необходимо промаркировать с помощью селекторной колонки, а затем нажать на клавишу [Delete] или выполнить команду Правка ® Удалить (команда Удалить из меню Правка). Данные, занесённые в таблицу, можно копировать в буфер обмена, сортировать по возрастанию или убыванию, проверять орфографию всех текстовых значений полей таблицы и т. д. Эти операции можно выполнить, используя кнопки инструментальной панели Таблица, в режиме таблицы.

Рисунок 5.2 – Заполненная таблица «STUD»

 

Рисунок 5.3 – Заполненная таблица «PREPOD»

 

Рисунок 5.4 – Заполненная таблица «RESULT»

5.5  Назначение ИС «Тестер»

             

              Приложение «Тестер» предназначено для автоматизации контроля знаний методом тестирования. Система позволяет обеспечить многопользовательский доступ к единой базе данных, при этом возможна одновременная работа нескольких пользователей с информацией (регистрация новых пользователей, создания и изменение тестов, изменение информации о преподавателях, формирование отчетов и прочее).

При работе в многопользовательском режиме пользователям назначаются права доступа к информации (например: преподаватель имеет право изменять только тот тест, который сам создал, но не имеет возможность изменить тестовые вопросы, созданные другим преподавателем). Однако система не исключает возможность работы и в локальном варианте – на одном рабочем месте.

Программа состоит из двух модулей: «Tester» и «Test». С помощью первого модуля, который предназначен для пользователей с правами администратора и преподавателя, создаются и редактируются тестовые задания, а также осуществляется доступ к самой базе данных, в которой хранится информация о студентах, преподавателях, а также о результатах тестирования. Авторизация пользователей происходит при попытке изменения тестовых заданий, а также при попытке открытия данных:

 

Рисунок 5.5 – Окно авторизации пользователя

 

Созданный таким образом тест сохраняется в едином файле с расширением «.tst», что облегчает перенос тестовых заданий с одного компьютера на другой.

Второй модуль предназначен для проведения тестирования и пересылки полученных результатов в базу данных.

Следует отметить, интерфейс программы представлен таким образом, что работа с программой осуществляется в диалоговом режиме, что максимально упрощает работу. Программа не требует дополнительных знаний или умений, пользователю достаточно владеть базовыми навыками работы с ПК.

 

 

5.6 Руководство пользователя для работы с программой   «Тестер»

5.6.1 Создание тестовых заданий

 

Для создания теста, запускается программа Tester. При попытке создания нового теста, программа запросит определить основные настройки теста: Фамилия Имя Отчество автора, предмет, тема, выдача результата тестирования (общий бал, средний бал), количество вопросов в тесте, возможность одиночного или множественного выбора правильного ответа, а также пароль, для защиты теста от не санкционированного изменения.

Рисунок 5.6 – Настройка теста

              После определения основных настроек переходим непосредственно к созданию теста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5.6 – Создание теста

Следует отметить возможность выбора количества вариантов ответов, а также присоединения рисунка к вопросу.

5.6.2 Поиск и редактирование данных.

 

С помощью пункта меню «Доступ к данным», переходим к просмотру и редактированию данных. Поиск нужной записи в базе данных осуществляется с помощью сортировки по разным категориям (доступ, должность). Существует также быстрый поиск по фамилии.

На рисунке 5.7 показан пример поиска необходимой записи с помощью сортировок и быстрого поиска. Вкладки «Студенты» и «Результаты» и аналогичный вид.

Рисунок 5.7 – Просмотр и редактирование данных

 

 

5.6.3 Процесс тестирования.

 

После запуска программы «Test», пользователю предлагается выбрать тест, а также ввести свои личные данные (фамилию, имя, отчество, группу, пароль), причем при выборе из списка конкретной группы, отображается список студентов только этой группы, что предотвращает ввод ошибочных данных.

 

 

             

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5.8 – Ввод личных данных

 

              Если все введенные денные совпадают с данными, хранящимися в базе данных, переходят непосредственно к процессу тестирования.

Рисунок 5.9 – Процесс тестирования

              По завершении тестирования пользователю сообщается его оценка, а по нажатии кнопки ОК, осуществляется пересылка результатов тестирования (фамилия, имя, отчество, группа, название теста, оценка) в базу данных.

Рисунок 5.9 – Результат тестирования

 

 

5.7 Описание характеристик программного продукта

 

Для нормальной работы данной программы требуется IBM-совместимый персональный компьютер со следующими параметрами:

      процессор Pentium с тактовой частотой не менее 233MHz;

      ОЗУ 64 Мбайт;

      дисковое пространство 200  Мбайт;

      операционная система Windows 2000/ХР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВЫВОДЫ

 

В данном дипломном проекте разработана информационная система для тестирования учащихся.

В пояснительной записке проведен анализ обобщенной структуры объекта автоматизации.

Для реализации поставленной задачи были разработаны информационное и программное обеспечение. При проектировании использовалась среда визуальной разработки приложений Borland Builder 6.

Разработанный программный продукт позволяет значительно уменьшить время контроля уровня знаний учащихся; с его помощью преподаватель может создавать тестовые задания; программа сама производит пересылку полученных данных в базу данных, что позволяет предотвратить потерю информации  и подделку результатов тестирования; имеется разный уровень доступа к данным;

При создании тестовых заданий к каждому вопросу можно прикрепить рисунок или любой другой графический материал, что позволяет применять данную программу, не зависимо от изучаемого предмета.

В базе данных хранится информация не только о результатах тестирования, но и данных о студентах и преподавателях, что исключает возможность использование программы посторонними пользователями.

Имеется возможность тестирования, без записи данных в базу, что дает возможность оценить работу программы, а также отследить возможные ошибки.

Внедрение данной программы позволит объективно оценивать уровень знаний методом тестирования, что значительно экономит время, как студентов, так и преподавателей.

На основании проделанной работы можно заключить, что разрабатываемый   программный   продукт можно применять в любых учебных заведениях.

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

 

1.            Грушевская С.Г. Новые информационные технологии в преподавании психологии в вузе, - М.: Мысль 1995

2.            Селезнева Н.А. др. Комплексная оценка качества подготовки выпускников и студентов высшей школы на базе компьютерных технологий. Проблемы оценки качества подготовки специалистов на базе компьютерных технологий. – М.: Наука 1995

3.            Бойко В.В., Савинков В.М. Проектирование баз данных информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 352с.

4.            Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных. - К.: Диалектика, 1998. — 784с.

5.            Хаббард Дж. Автоматизированное проектирование баз данных. - М.: Мир, 1984. – 532с.

6.      Архангельский А.Я. Программирование в C++ Builder 5. –М.: Бином 2002.–1152с.

Информация о работе Разработка модели оценки знаний