Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:11, доклад
Современная система общего среднего образования, все входящие в нее учебные направления, так или иначе, нацелены на формирование у школьников умений работать с информацией. Неслучайно в большинстве государственных программ, определяющих приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, особое внимание уделяется формированию общеучебных и общекультурных навыков работы учащихся с информацией и средствами ее обработки, что становится основным стержнем профессиональной деятельности выпускников учебных заведений в условиях информационного общества, необходимым компонентом информационной культуры.
Современная
система общего среднего образования,
все входящие в нее учебные
направления, так или иначе, нацелены
на формирование у школьников умений
работать с информацией. Неслучайно
в большинстве государственных
программ, определяющих приоритетные
направления развития образования
в Российской Федерации, особое внимание
уделяется формированию общеучебных
и общекультурных навыков работы
учащихся с информацией и средствами
ее обработки, что становится основным
стержнем профессиональной деятельности
выпускников учебных заведений
в условиях информационного общества,
необходимым компонентом
Телекоммуникационные системы имеют первостепенное
значение не только в системе общего среднего
образования, а играют основополагающую
роль практически во всех сферах жизни
общества. На уровне развития телекоммуникационного
информационного пространства наиболее
существенный отпечаток накладывают уровень
развития первичных сетей связи и уровень
развития сетевых информационных технологий,
которые по праву можно рассматривать
в качестве технологий передачи
информации.
Под сетью связи понимают совокупность
проводных, радио-, оптических и иных каналов
связи, специализированной каналообразующей
аппаратуры, а также центров и узлов связи,
обеспечивающих функционирование данной
сети. Практически во всех современных
сетях связи, используемых при создании
информационных телекоммуникационных
систем, одновременно присутствуют и работают
совместно несколько различных по своим
характеристикам участков сети. Эти обстоятельства
в значительной степени определяют стратегию
и тактику создания и использования сетевых
информационных технологий.
Сетевые информационные технологии развивались
одновременно с развитием каналов связи.
В начале прошлого века основу телеграфных
и телефонных сетей связи составляли аналоговые
проводные и радиоканалы электросвязи,
которые затем с развитием микроэлектроники
стали все больше заменяться цифровыми
волоконно-оптическими линиями связи,
обладающими существенно более высокими
характеристиками по качеству и скорости
передачи информации. Возникло понятие
телекоммуникационные технологии, которое
объединяет способы рациональной организации
работы телекоммуникационных систем.
Телекоммуникационные системы, используемые
сегодня в системе общего среднего образования,
как правило, основаны на различных соединениях
компьютеров между собой. Связанные между
собой компьютеры можно рассматривать
с разных точек зрения. С одной стороны,
объединение компьютеров - это компьютерная
сеть. С другой стороны, - это средство
передачи информации в пространстве, средство
организации общения людей. Именно благодаря
этому свойству компьютерные сети все
чаще называют телекоммуникационными
сетями, подчеркивая, тем самым, их предназначение,
а не особенности их устройства.
Различают
· локальные
и глобальные телекоммуникационные сети.
Как правило, локальной называют сеть,
связывающую компьютеры, находящиеся
в одном здании, одной организации, в пределах
района, города, страны. Иными словами
чаще всего локальной является сеть, ограниченная
в пространстве. Локальные сети распространены
в сфере образования. Большинство школ
и других учебных заведений имеет компьютеры,
связанные в локальную сеть. В тоже время
современные технологии позволяют связывать
отдельные компьютеры, находящиеся не
только в разных помещениях или зданиях,
но находящиеся на разных континентах.
Неслучайно можно встретить учебные заведения,
имеющие филиалы в разных странах, компьютеры
которых объединены в локальные сети.
Более того, локальные сети могут объединять
и компьютеры разных учебных заведений,
что позволяет говорить о существовании
локальных сетей сферы образования.
В отличие от локальных, глобальные сети
не имеют пространственных ограничений.
К глобальной сети может быть подключен
любой компьютер. Любой человек может
получить доступ к информации, размещенной
в этой сети. Наиболее известным примером
глобальной телекоммуникационной сети
является сеть Интернет (INTERNET), доступ
к которой появляется у всё большего числа
средних школ. Интернет не является единственной
глобальной телекоммуникационной сетью.
Существуют и другие, такие как сеть FIDO
или сеть SPRINT.
Таким образом, большинство школ и других
учебных заведений системы общего среднего
образования обладают как локальными
сетями, так и возможностью использования
глобальных сетей.
При всем многообразии информационных
и телекоммуникационных технологий, а
также способов организации данных при
их пересылке по каналам связи всемирная
информационная компьютерная сеть Интернет
занимает центральное место. Более того,
на сегодняшний день, это практически
единственная глобальная телекоммуникационная
сеть, повсеместно используемая в системе
общего среднего образования. Этому во
многом способствуют высокая скорость
и надежность передачи через Интернет
данных различных форматов (текст, графические
изображения, звук, видео и пр.). Сеть Интернет
предоставляет возможность коллективного
доступа к учебным материалам, которые
могут быть представлены как в виде простейших
учебников (электронных текстов), так и
в виде сложных интерактивных систем,
компьютерных моделей, виртуальных учебных
сред и т.д.
Количество пользователей и источников
информации сети Интернет непрерывно
увеличивается. Кроме того, происходит
постоянное улучшение качества предоставляемых
телекоммуникационных услуг. Благодаря
этому, высококачественный доступ к Интернет
получают не только предприятия и организации,
работающие в экономической и других сферах,
но и учреждения общего среднего образования.
Современный Интернет характеризуется
наличием серьезной проблемы организации
глобального поиска информации. Разработаны,
так называемые, поисковые системы, которые
по нужному слову или сочетанию слов находят
ссылки на те страницы в сети, в которых
представлено это слово или сочетание.
Вместе с тем, несмотря на наличие существующих
поисковых систем, пользователю приходится
тратить большое количество времени как
на процесс поиска информации, так и на
обработку и систематизацию полученных
данных.
В образовании данная проблема ощущается
особенно остро: образовательные информационные
ресурсы если и представлены в сети, то,
как правило, представлены несистемно.
Отсутствие системного подхода к размещению
подобных ресурсов, а также отсутствие
единообразия в решении психолого-педагогических,
технологических, эстетических, эргономических
и ряда других проблем при разработке
и эксплуатации образовательных ресурсов
сети Интернет приводит к практическому
неиспользованию преимуществ телекоммуникационных
средств в целях повышения качества образовательного
процесса.
Наиболее распространенной коммуникационной
технологией и соответствующим сервисом
в компьютерных сетях стала технология
компьютерного способа пересылки и обработки
информационных сообщений, обеспечивающая
оперативную связь между людьми. Электронная
почта (E-mail) - система для хранения
и пересылки сообщений между людьми, имеющими
доступ к компьютерной сети. Посредством
электронной почты можно передавать по
компьютерным сетям любую информацию
(текстовые документов, изображения, цифровые
данные, звукозаписи и т.д.). Такая сервисная
служба реализует:
Электронная
почта может быть использована для
общения участников учебного процесса
и пересылки учебно-
Электронная почта
может использоваться педагогами для
консультации, отправки контрольных
работ и профессионального
Отличительной особенностью и удобством
электронной почты является возможность
рассылать одно и то же сообщение сразу
большому числу адресатов.
Подобный принцип рассылки используется
другой службой сети Интернет под названием списки
рассылки. Данный сервис работает
в режиме подписки. Подписавшись на список
рассылки, абонент с определенной периодичностью
получает на свой почтовый ящик подборку
электронных сообщений по выбранной теме.
Списки рассылки выполняют в сети Интернет
функции периодических изданий.
В системе общего образования с помощью
списков рассылки можно организовать
так называемые "виртуальные
учебные классы". В созданной учебной
группе школьников объясняются правила
и способы подписки, и она приступает к
работе. Каждое сообщение, адресованное
группе любым ее участником, автоматически
рассылается всем членом группы. Одним
из участников такой группы может быть
учитель.
Основными дидактическими возможностями
использования списков рассылки являются
автоматическая рассылка учебно-методических
материалов и организация виртуальных
учебных классов.
Другим популярным сервисом, предоставляемым
современными телекоммуникационными
сетями и реализующим обмен информацией
между людьми, объединенными общими интересами,
являются телеконференции.
Телеконференция представл
Телеконференция позволяют публиковать
сообщения по интересам на специальных
компьютерах в сети. Сообщения можно читать,
подключившись к компьютеру и выбрав тему
для дискуссии. Далее, по желанию, возможен
ответ автору статьи или отправка собственного
сообщения. Таким образом, организовывается
сетевая дискуссия, носящая новостной
характер, поскольку сообщения хранятся
небольшой период времени.
Наличие аудио- и видеооборудования (микрофон,
цифровая видеокамера и др.), подключенного
к компьютеру, позволяет организовать
компьютерные аудио и видеоконференции,
все более широко распространяемые в системе
общего среднего образования.
В отличие от списков рассылки, основанных
на применении электронной почты, некоторые
телеконференции и группы новостей работают
в режиме реального времени. Разница заключается
в том, что в случае со списком рассылки
обмен информацией осуществляется в режиме
off-line путем автоматической рассылки электронных
писем. Сервер новостей публикует все
сообщения на общей доске немедленно,
и сохраняет их в течение некоторого времени.
Таким образом, телеконференции позволяют
организовать дискуссию как в режиме on-line,
так и в отложенном режиме. При организации
учебных занятий целесообразно использование
групп новостей, модерируемых учителем.
С развитием технических средств компьютерных
сетей увеличивается скорость передачи
данных. Это позволяет пользователям,
подключенным к сети, не только обмениваться
текстовыми сообщениями, но и передавать
на значительное расстояние звук и видеоизображение.
Одним из представителей программ, реализующих
общение через сеть, является программа
NetMeeting, входящая в состав комплекта Internet
Explorer. MS NetMeeting является средством информатизации,
реализующим возможности прямой связи
через Интернет.
Следует отметить, что для реализации
звуковой связи необходимо соответствующее
техническое оборудование: звуковая карта,
микрофон и акустические системы. Для
передачи видеоизображения нужно видеоплата
и камера, или только камера, поддерживающая
стандарт Video for Windows.
Основными направления использования
MS NetMeeting в учебном процессе являются:
Одной
из важнейших телекоммуникационных
технологий является распределенная
обработка данных. В этом случае персональные
компьютеры используются на местах возникновения
и применения информации. Если они соединены
каналами связи, то это дает возможность
распределить их ресурсы по отдельным
функциональным сферам деятельности и
изменить технологию обработки данных
в направлении децентрализации.
В наиболее сложных системах распределенной
обработки данных осуществляется подключение
к различным информационным службам и
системам общего назначения (службам новостей,
национальным и глобальным информационно-поисковым
системам, базам данных и банкам знаний
и т.д.).
Чрезвычайно важным для общего среднего
образования сервисом, реализованным
в компьютерных сетях, является автоматизированный
поиск информации. Используя специализированные
средства - информационно-поисковые системы,
можно в кратчайшие сроки найти интересующие
сведения в мировых информационных источниках.
Основными дидактическими целями использования
подобных ресурсов, получаемых по телекоммуникационным
каналам, в обучении школьников являются
сообщение сведений, формирование и закрепление
знаний, формирование и совершенствование
умений и навыков, контроль усвоения и
обобщение.
Использование имеющихся на сегодняшний
день образовательных информационных
ресурсов, большинство из которых опубликовано
в сети Интернет, позволяет:
Таким
образом, компьютерные телекоммуникации
- это не только мощное средство обучения,
позволяющее обучать работе с
информацией, но, с другой стороны, компьютерные
телекоммуникации - это особая среда
общения людей друг с другом, среда
интерактивного взаимодействия представителей
различных национальных, возрастных,
профессиональных и других групп
пользователей независимо от их места
нахождения.
К сожалению, многие существующие методики
эффективного использования телекоммуникационных
технологий в процессе обучения школьников
до сих пор не в полной мере используются
учителями. Современный учитель должен
помимо умения работать с новейшими компьютерными
технологиями иметь представление о возможных
способах их использования в учебном процессе.
Опыт теоретического и практического
освоения учителями различных методик
использования телекоммуникационных
технологий в процессе обучения мог бы
стать основой для повышения эффективности
и качества обучения, формирования и дальнейшего
совершенствования своего профессионального
мастерства.