Проектирование ИС учета деятельности городской телефонной сети

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является проектирование информационной системы учета деятельности городской телефонной сети, анализ всевозможной информации, циркулирующей в этой системе, построение основных моделей, выбор архитектуры и возможных средств реализации.
Для достижения поставим ряд задач:
Выбор метода проектирования и его описание.
Построение необходимых моделей баз данных.
Выбор средств реализации системы.
Составление технического задания на разработку ИС

Содержание

Введение 2
1. Описание предметной области 5
1.1. Постановка задачи 5
1.2. Виды запросов 6
1.3. Описание входной/выходной информации 7
2. Проектирование информационной системы 10
2.1. Выбор методологии проектирования 11
2.2. Моделирование бизнес-процессов 13
2.3. Моделирование функциональных требований к БД 19
2.4. Логическая модель БД 23
3. Реализация информационной системы 28
3.1. Выбор архитектуры системы 28
3.2. Выбор средства реализации 29
Заключение 31
Список используемых источников 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

     Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем (ИС), создаваемых в различных областях. Современные крупные проекты ИС характеризуются, как правило, следующими особенностями:

  • сложность описания (достаточно большое количество функций, процессов, элементов данных и сложные взаимосвязи между ними), требующая тщательного моделирования и анализа данных и процессов;
  • наличие совокупности тесно взаимодействующих компонентов (подсистем), имеющих свои локальные задачи и цели функционирования (например, традиционных приложений, связанных с обработкой транзакций и решением регламентных задач, и приложений аналитической обработки (поддержки принятия решений), использующих нерегламентированные запросы к данным большого объема);
  • отсутствие прямых аналогов, ограничивающее возможность использования каких-либо типовых проектных решений и прикладных систем;
  • необходимость интеграции существующих и вновь разрабатываемых приложений;
  • функционирование в неоднородной среде на нескольких аппаратных платформах;
  • разобщенность и разнородность отдельных групп разработчиков по уровню квалификации и сложившимся традициям использования тех или иных инструментальных средств;
  • существенная временная протяженность проекта, обусловленная, с одной стороны, ограниченными возможностями коллектива разработчиков, и, с другой стороны, масштабами организации-заказчика и различной степенью готовности отдельных ее подразделений к внедрению ИС.

     Для успешной реализации проекта объект проектирования (ИС) должен быть, прежде всего, адекватно описан, должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели ИС. Накопленный к настоящему времени опыт проектирования ИС показывает, что это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов. Однако до недавнего времени проектирование ИС выполнялось в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования ИС. Кроме того, в процессе создания и функционирования ИС информационные потребности пользователей могут изменяться или уточняться, что еще более усложняет разработку и сопровождение таких систем.

      В современном  обществе, которое функционирует  в жестких рыночных условиях, своевременная  обработка информации способствует совершенствованию организации  производства, оперативному и долгосрочному  планированию, прогнозированию и анализу хозяйственной деятельности, что позволяет успешно конкурировать на рынке. Каждая организация стремится минимизировать затраты времени, материальных, трудовых ресурсов в ходе своей деятельности и упростить процесс обработки информации. Эти задачи можно решить с использованием автоматизированных информационных систем.

     Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, CASE-средств автоматизации проектирования и других.

     Целью данного курсового проекта является проектирование информационной системы учета деятельности городской телефонной сети, анализ всевозможной информации, циркулирующей в этой системе, построение основных моделей, выбор архитектуры и возможных средств реализации.

      Для достижения поставим ряд задач:

  1. Выбор метода проектирования и его описание.
  2. Построение необходимых моделей баз данных.
  3. Выбор средств реализации системы.
  4. Составление технического задания на разработку ИС

 

     1 ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

      1.1 Постановка задачи

     ГТС представляет собой разветвленную  сеть локальных АТС. АТС подразделяются на городские, ведомственные и учрежденческие и, возможно, обладают характерным только для этой группы набором атрибутов. У каждой АТС есть свои абоненты. У абонента может стоять телефон одного из трех типов: основной, параллельный или спаренный. За каждым абонентом (у него есть фамилия, имя, отчество, пол, возраст и т.д.) закреплен свой номер телефона, причем у нескольких абонентов может быть один и тот же номер (при параллельном или спаренном телефоне). Каждому номеру телефона соответствует адрес (индекс, район, улица, дом, квартира), причем параллельные или спаренные телефоны обязательно должны находиться в одном доме.

     Все телефоны городской АТС имеют  выход на межгород, но для конкретного абонента он может быть либо открыт, либо закрыт по какой-либо причине (отключен по желанию абонента, за неуплату и т.п.). Ведомственные и учрежденческие АТС имеют свою внутреннюю замкнутую сеть телефонов. Сведения о междугородных переговорах собираются и анализируются на ГТС.

     Абоненты  обязаны платить абонентскую  плату. Плата должна вноситься каждый месяц до 20-го числа. При неуплате после письменного уведомления  в течение двух суток отключается  абонент. При задолженности за междугородние разговоры и неоплате после письменного уведомления производится отключение только возможности выхода на межгород. Включение того и (или) другого производится при оплате стоимости включения, абонентской платы и пени.

     Абонентов любой АТС можно подразделить на простых и льготных. К категории льготников относятся пенсионеры, инвалиды и т.д. Льготники платят только 50% абонентской платы. В соответствии со всем этим (тип телефона, льготник или нет, есть ли выход на межгород) рассчитывается размер абонентской платы.

      На установку  телефона существуют очереди: льготная и обычная. При подходе очередности  рассматривается техническая возможность  установки (наличие кабеля и свободного канала, наличие свободных телефонных номеров).

     В городе также существуют общественные телефоны и таксофоны, расположенные по определенным адресам. 

     1.2 Виды запросов

  1. Получить перечень и общее число абонентов указанной АТС полностью, только льготников, по возрастному признаку, по группе фамилий.
  2. Получить перечень и общее число свободных телефонных номеров на указанной АТС, по всей ГТС, по признаку возможности установки телефона в данном районе.
  3. Получить перечень и общее число должников на указанной АТС, по всей ГТС, по данному району, абонентов, которые имеют задолженность уже больше недели (месяца), по признаку задолженности за межгород и (или) по абонентской плате, по размеру долга.
  4. Определить АТС (любого или конкретного типа), на которой самое большое (маленькое) число должников, самая большая сумма задолженности.
  5. Получить перечень и общее число общественных телефонов и таксофонов во всем городе, принадлежащих указанной АТС, по признаку нахождения в данном районе.
  6. Найти процентное соотношение обычных и льготных абонентов на указанной АТС, по всей ГТС, по данному району, по типам АТС.
  7. Получить перечень и общее число абонентов указанной АТС, по всей ГТС, по данному району, по типам АТС имеющих параллельные телефоны, только льготников имеющих параллельные телефоны.
  8. Определить, есть ли по данному адресу телефон, общее количество телефонов и (или) количество телефонов с выходом на межгород, с открытым выходом на межгород в данном доме, на конкретной улице.
  9. Определить город, с которым происходит большее количество междугородных переговоров.
  10. Получить полную информацию об абонентах с заданным телефонным номером.
  11. Получить перечень спаренных телефонов, для которых есть техническая возможность заменить их на обычные (выделить дополнительный номер).
  12. Получить перечень и общее число внутренних на определенной ведомственной или учрежденческой АТС, с которых за некоторый период времени было произведено менее определенного числа внешних звонков.
  13. Получить перечень и общее число должников на указанной АТС, по всей ГТС, по данному району, которым следует послать письменное уведомление, отключить телефон и(или) выход на межгород.
 

     1.3 Описание входной/выходной  информации

     В ходе анализа информационной системы  городской телефонной сети, в её подсистемах можно выделить следующую  входную и выходную информацию: 

1. Учёт абонентов.

Вход: документация: паспорт (фамилия, имя, отчество абонента, адрес, наименование органа выдачи паспорта, дата выдачи), льготное удостоверение, если таковое имеется (фамилия, имя, отчество, тип льготы, номер удостоверения, подтверждающего наличие льготы), принадлежность определённой АТС, дата регистрации. 

Выход: договор о подключении (фамилия, имя, отчество абонента, присвоенный абоненту телефонный номер, идентификационный номер в базе данных, категория (например, льготники), наименование тарифного плана, дата регистрации, перечень прав и обязанностей абонента). 

2. Учёт телефонных номеров.

Вход: телефонный номер, адрес абонента, название АТС, (ГТС, района), наименование типа телефонного номера (спаренный, параллельный, частный, служебный, общественный, таксофон), заложенные в базе телефонных номеров ГТС. 

Выход: информация об абоненте, которому принадлежит данный номер, если он занят или вообще существует из договора о подключении (фамилия, имя, отчество абонента, присвоенный абоненту телефонный номер, идентификационный номер в базе данных, категория (например, льготники), наименование тарифного плана, дата регистрации), наличие телефона по искомому адресу, перечень свободных и занятых телефонов, количество параллельных, спаренных, частных, служебных телефонов. 

3. Учёт телефонных звонков.

Вход: детализация вызовов (ФИО абонента, адрес, телефонный номер, вызываемый номер, дата и время начала разговора, телефонный код пункта назначения, продолжительность разговора). 

Выход: отчёты с расшифровкой звонков – счета к оплате, имеющие следующие атрибуты:

вызываемый  номер,

название  места назначения звонка,

дата  и время совершения звонка,

продолжительность звонка,

тариф (цена одной  минуты разговора),

сумма к оплате,

общая сумма к оплате.

4. Система регистрации оплаты.

Вход: квитанция об оплате (ФИО абонента, адрес, телефонный номер, название АТС (ГТС, района)). 

Выход: квитанция об оплате (тариф абонента, размер абонентской платы, наличие задолженности, сумма задолженности, вид задолженности, период задолженности), перечень количества должников на искомой АТС (ГТС, искомом районе), имеющий атрибуты: ФИО абонента, адрес, телефонный номер, тариф, сумма задолженности, вид задолженности, период задолженности).

 

     2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ    СИСТЕМЫ

     

     На  этапе проектирования формируется  модель данных. Проектировщики в качестве исходной информации получают результаты анализа. Конечным продуктом этапа проектирования являются:

    • схема базы данных (на основании ER-модели, разработанной на этапе анализа);
    • набор спецификаций модулей системы (они строятся на базе моделей функций).

     Все спецификации должны быть точными. План тестирования системы дорабатывается также на этом этапе разработки. Во многих проектах результаты этапа  проектирования оформляются единым документом, который называют технической спецификацией. В нем также описывают принятый подход к решению каких-либо сложных технических вопросов.

     В основе проектирования ИС лежит моделирование  предметной области. Для того чтобы  получить адекватный предметной области  проект ИС в виде системы правильно работающих программ, необходимо иметь целостное, системное представление модели, которое отражает все аспекты функционирования будущей информационной системы. При этом под моделью предметной области понимается некоторая система, имитирующая структуру или функционирование исследуемой предметной области и отвечающая основному требованию - быть адекватной этой области.

     Предварительное моделирование предметной области  позволяет сократить время и  сроки проведения проектировочных  работ и получить более эффективный и качественный проект. Без проведения моделирования предметной области велика вероятность допущения большого количества ошибок в решении стратегических вопросов, приводящих к экономическим потерям и высоким затратам на последующее перепроектирование системы. Вследствие этого все современные технологии проектирования ИС основываются на использовании методологии моделирования предметной области.

Информация о работе Проектирование ИС учета деятельности городской телефонной сети