Проектирование информационных баз данных

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 02:02, курсовая работа

Описание работы

Предметной областью автоматизации являются процессы документооборота планового отдела малого производственного предприятия. В функции экономиста предприятия входят:
Оформление и учет договоров на поставку товара.
Формирование плана выпуска по цехам предприятия
Контроль:

Содержание

Оглавление.
1. Анализ предметной области. 3
1.1. Описание предметной области, процессов и функций оператора, подлежащих реализации в системе документооборота. 3
1.2 Перечень входных (первичных) документов. 3
1.3 Ограничения предметноЙ области. 4
2. Постановка задачи. 5
2.1 Организационно-экономическая сущность Решаемой задачи. 5
2.2 Описание входной информации. 5
2.3 Описание выходной информации. 7
3. Разработка информационного обеспечения. 7
3.1 Анализ входной информации предметной области и выделение информационных обьектов. 7
3.2 Определение связей информацонных обьектов и построение информационно-логической модели. 10
3.3 Логическая структура базы данных. 12
3.4 Физическая структура базы данных. 12
3.5 Контрольный пример. 16
4. Реализация системы (базы данных). Структура таблиц и схема данных. 19

Работа содержит 1 файл

Report.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный

Университет экономики и финансов 

кафедра информатики

заочный факультет

Курсовая  работа

 
 
 
 

По дисциплине: «Информатика» 

Тема: Проектирование информационных баз данных 

Задание №2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление. 

      Приложения

1. Анализ предметной области.

1.1. Описание предметной области, процессов и функций оператора, подлежащих реализации в системе документооборота.

Предметной областью автоматизации являются процессы документооборота планового отдела малого производственного предприятия. В функции экономиста предприятия входят:

  • Оформление и учет договоров на поставку товара.
  • Формирование плана выпуска по цехам предприятия
  • Контроль:
    1. обеспеченности заказов производством
    2. огрузки готовых товаров по договорам.
    3. оплаты отгруженных заказчику товаров.
 

Неформально предметную область можно показать, описав ее процессы: В плановый отдел из других подразделений предприятия поступают: справочник заказчиков, списки цехов и складов предприятия, список выпускаемых предприятием изделий. Стартовой точкой документооборота отдела является поступление заказа на поставку товара. По факту заказа оформляется договор. Далее формируется план выпуска изделий. В нем специфицируется, какой цех, какое количество определенных изделий должен выпустить в тот или иной месяц. Из цехов периодически поступают цеховые накладные. Тем самым плановый отдел извещается о том, сколько и каких изделий в цехах произведено. Это позволяет контролировать выполнение плана выпуска. Далее отделом оформляется товарнотранспортная накладная, и по указанной в ней дате осуществляется отгрузка изделий заказчику. Цепочка документооборота по определенному заказу заканчивается получением отделом платежного поручения от заказчика. 

Целью автоматизации  является:

  • Хранение данных (документов), связанных с реализацией перечисленных выше функций.
  • Обеспечение выполнения ограничений предметной области и целостности данных (см. 1.3).
  • Упрощение контрольных функций экономиста.
 

Из всего комплекса  задач автоматизации реализуются две. Основная: элементарные функции хранения и обеспечения целостности данных в соответствии с ограничениями предметной области (см. 1.3). Вторичная (в соответствии с индивидуальным заданием): функция помесячного контроля обеспеченности договоров планами выпуска заданного изделия. 

1.2 Перечень входных (первичных) документов.

Исходя из описания предметной области, можно выделить два типа входных документов: постоянные и динамические.

К постоянным входным  документом оносятся документы справочного  характера: «Список заказчиков», «Спискок цехов», «Список складов», «Список выпускаемых изделий».

Динамические  же документы необходимы собственно для реализации документооборота и  контрольных функций отдела. Эти  документы: «Договор», «Цеховая накладная», «Товарнотранспортная накладная», «Платежное поручение». 
 
 

Реквизиты входных  документов:

Наименование  документа Реквизиты Тип
Список  выпускаемых изделий Наименование

Еденица измерения

Цена

Склад

постоянный
Договор Номер договора

Месяц отгрузки

Изделие

Количество изделий

динамический
Цеховая накладная Номер цеховой  накладной

Цех

Дата сдачи  изделий на склад

Изделие

Количество изделий

динамический

1.3 Ограничения предметноЙ области.

  • На предприятии  имеется несколько цехов.
  • Предприятие выпускает несколько видов изделий.
  • У изделия только одна единица измерения
  • Каждое наименование изделия может выпускаться разными цехами.
  • Один цех может выпускать несколько наименований изделий.
  • Номера цехов и складов не меняются.
  • Номер договора неизменен и уникален для предприятия.
  • В каждом договоре может быть указано несколько наименований изделий.
  • Одно и то же изделие может быть указано в одном договоре несколько раз в разные месяцы.
  • Выпуск изделий цехами планируется помесячно.
  • Одно и то же изделие может быть запланировано к выпуску в разные месяцы.
  • Номер цеховой накладной уникален для каждого цеха.
  • Цеховая накладная отправляется на один склад и может включать несколько наименований изделий.
  • По одному договору может быть несколько отгрузок.
  • В одном документе об оплате может быть несколько изделий.
  • Все цены указываются в рублях.

2. Постановка задачи.

2.1 Организационно-экономическая сущность Решаемой задачи.

Одна из основных функций планового отдела предприятия является помесячный контроль выполнения заказа на всех этапах производственного цикла. Несвоевременная или неполная оплата закзчиком отгруженного товара, необеспеченность договоров выпуском изделий, несвоевременная отгрузка могут привести к серьезным финансовым потерям. С другой стороны, автоматизированный учет и хранение документов, участвующих в работе предприятия, автоматическое обеспечение ограничений предметной области может снизить непроизводственные издержки. Поэтому представляется экономически обоснованным реализовать систему организации документооборота в соответствии с описанием предметной области, данном в параграфе 2. 

Индивидуальное  задание: реализовать анализ обеспеченности договоров планами выпуска заданного изделия по месяцам. 

Экономическая сущность задачи, сформулированной в индивидуальном задании, заключается в устранении издержек, возникающих при необеспеченности договоров производством.

2.2 Описание входной информации.

Входную информацию делят на условно-постоянную (соответствует  постоянным входным документам) и  оперативно-учетную (соответствует  динамическим входным документам): 

Наименование  документа Источник Действие  по факту получения Срок  выполонения действия Тип
Список цехов Производственный отдел предприятия Внести данные в условно-постоянную часть базы данных По факту  получения условно-постоянная
Список выпускаемых изделий Производствен-ный  отдел предприятия Внести данные в условно-постоянную часть базы данных По факту  получения условно-постоянная
Список  договоров Оператор-операционист по заключению договоров 1.Внести данные в оперативно-учетную часть базы данных. По факту  получения оперативно-учетная
2. Верифицировать план выпуска  изделий В начале каждого  месяца
Список  цеховых накладных Производствен-ный  отдел предприятия Внести данные в оперативно-учетную часть базы данных. По факту  получения оперативно-учетная
Список  платежных поручений Банк Внести данные в оперативно-учетную часть базы данных. По факту  получения оперативно-учетная
План  выпуска Формируется отделом в начале каждого месяца Передать плана  на производство изделий в цеха * По факту формирования плана (начало месяца) см. **

 

Оперативно-учетная  информация здесь уже представлена списками входных документов.

* Система упрощена и многие элементы бизнес-логики (передача плана на производство изделий в цеха, генерация цеховых планов в соответствии с текущими списками договоров и складских накладных, автоматическое погашение договора по факту отгрузки и оплаты, собственно механизмы контроля оплаты) опущены в соответствии с заданием.

** План выпуска формируется внутри подразделения на основе входных документов. В нем помесячно указывается кокой цех какие изделия и в каком количестве должен производить. Кроме того он необходим для выполнения индивидуального задания.

 

2.3 Описание выходной информации.

Выходная информация будет представлена в виде отчетов. Вид отчета, соответствующего индивидуальному заданию, представлен ниже:

Отчет формируется  на основе входной информации.

3. Разработка информационного обеспечения.

3.1 Анализ входной информации предметной области и выделение информационных обьектов.

Первичная задача при разработке информационной модели некоторой предметной области состоит  в выделении и описании информационных обьектов (ИО) и их реквизитов. Всем перечисленным в предыдущих пунктах  отчета документам (входным и выходным) соответствуют  определенные ИО. Однотипные динамичесие входные документы обьединяются в списки. Каждый такой список соответствует одному ИО. Это продиктовано реляционностью проектируемой базы данных. По этой же причине крайне важно корректно определить для каждого ИО ключевой реквизит, однозначно определяющий конкретного представителя информационного обьекта. 

Кроме того, к  списку ИО добавятся такие обьекты, которые не представлены в явном  виде в списке документов предметной области. Их существование обусловлено реализуемыми в системе функциями. Так ИО «План выпуска» выделен для реализации функций контроля и анализа предметной области.  

Список выделенных ИО с реквизитами:

Наименование  документа Реквизиты
Цеха Номер цеха

Наименование  цеха

Изделия Код изделия

Наименование изделия

Еденица измерения

Цена

Номер склада

Договора Номер договора

Код заказчика

Месяц отгрузки

Код изделия

Количество изделий

Цеховые накладные Номер цеховой  накладной

Номер цеха

Дата сдачи  изделий на склад

Код изделия

Количество изделий

План выпуска Номер цеха

Код изделия

Количество изделий

Месяц


 

Для уменьшения избыточности данных, которые могли бы возникнуть при дальнейшей разработке системы, ИО «Договора»,  «Платежные поручения» придется каждый разделить на 2 части: список, содержащий минимальную информацию о входном документе, и спецификации.

Из ИО «Изделия»  выделим ИО «Единицы измерения» так как эту информацию удобнее хранить в специальном справочнике.

На более позднем  этапе проектирования (реализация базы данных на базе СУБД Microsoft Access) пришлось ввести новый ИО – «Календарь». Это обусловлено невозможностью сортровки в запросах по именам месяцев.

Исходя из ограничений  предметной области, определяются ключевые реквизиты.

 

Окончательный список выделенных ИО с реквизитами и описанием ключей:

Наименование  документа Реквизиты
Цеха Номер цеха

Наименование  цеха

Изделия Код изделия

Наименование  изделия

Код еденицы  измерения*

Цена

Номер склада

Еденицы измерения* Код еденицы измерения

Наименование  еденицы измерения

Договора Номер договора

Код заказчика

Месяц отгрузки

Код изделия

Количество  изделий

Спецификации  договоров* Номер договора

Месяц отгрузки

Код изделия

Количество изделий

Цеховые накладные Номер цеховой накладной

Номер цеха

Дата сдачи  изделий на склад

Код изделия

Количество  изделий

Спецификации  цеховых накладных* Номер цеховой накладной

Номер цеха

Код изделия

Количество изделий

План  выпуска Номер цеха

Код изделия

Месяц

Количество изделий

Календарь Номер месяца

Имя месяца

Информация о работе Проектирование информационных баз данных