Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:41, реферат
Применение глобальных коммуникаций в коммерческой деятельности и повседневной жизни привело к появлению принципиально новой области юридических отношений, связанных с электронным обменом данными. В таком обмене участвуют производители товаров и услуг, оптовые и розничные торговцы, дистрибьюторы, перевозчики, банки, страхователи, органы государственной власти и их организации, а также физические лица в своих деловых и личных отношениях.
Министерство
общего и профессионального
Российский
Государственный Университет
Р Е Ф Е Р А Т
По дисциплине: Информационное право
На
тему:
«ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ
Проверил:
__________________
Выполнила:
Пашкевич А. В.
Юридический факультет
IV- ый курс
Гр.
ЮР-98-2
Москва
2002
Применение
глобальных коммуникаций в коммерческой
деятельности и повседневной жизни
привело к появлению
Неразвитость существующих правовых норма, относящихся к указанной сфере, а также значительные противоречия между соответствующим законодательством разных стран являются препятствием для развития электронного бизнеса, электронного документооборота в сфере государственного управления, обеспечения информационных прав граждан, а также для успешного международного обмена электронными данными.
Электронные документы способны найти широкое применение в коммерческих и управленческих процессах лишь при условии, что достоверность содержащейся в них информации не вызывает сомнений.
Процесс обмена электронными документами существенным образом отличается от обычной формы обмена документами на бумажных носителях. При широком внедрении в деловую и административную практику обмена электронными документами необходимо решить проблему подтверждения подлинности содержащейся в них информации и ее соответствия смыслу волеизъявления человека. Технически эта проблема решается путем использования средств электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Электронная цифровая подпись – это криптографическое средство, которое позволяет удостовериться в отсутствие искажений в тексте электронного документа, а в соответствующих случаях – идентифицировать лицо, создавшее такую подпись.
В развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации, электронная цифровая подпись широко используется в хозяйственном обороте. Банк России и другие банки Российской Федерации эффективно используют ЭЦП для осуществления своих операций путем пересылки банковских электронных документов по корпоративным и общедоступным телекоммуникационным сетям.
Для преодоления всех существующих в данной области отношений препятствий необходимо создание унифицированных правил, при помощи которых страны могут в национальном законодательстве решить основные проблемы, связанные с юридической значимостью записей в памяти ЭВМ, письменной формой электронных данных (в том числе и документов), подписью под такими данными, оригиналом и копиями электронных данных, а также признанием в качестве судебных доказательств электронных данных, заверенных электронной подписью.
10 января 2002 года был принят Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи», вступивший в силу с 22 января текущего года, который закладывает основы решения проблемы обеспечения правовых условий для использования электронной цифровой подписи в процессах обмена электронными документами, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается юридически равнозначной собственноручной подписи человека в документе на бумажном носителе.
Необходимость
принятия такого закона обусловлена
тем, что при использовании ЭЦП
возникают новые права и
Ряд развитых стран, в частности США, Канада, Германия и другие европейские страны, тоже приняли соответствующие законодательные акты. Например, Закон Германии «Об электронной цифровой подписи» 1997 года, Закон Штата Юта (США) «Об электронной цифровой подписи» 1996 года, Постановления Штата Флорида «Об электронной цифровой подписи» 1996 года. Аналогичные законопроекты существую в Великобритании, Швеции, Франции, Испании, Дании, Австрии, Финляндии и др. Европейским Союзом в июне 1999 года принята Директива «Об общих условиях использования электронных подписей».
Для использования ЭЦП в России частично правовую базу создают отдельные немногочисленные положения, содержащиеся в ГК РФ (ст. 160, 434, 847) и федеральных законах («Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене»).
Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи» определяет условия использования ЭЦП в электронных документах органами государственной власти и государственными организациями, а также юридическими и физическими лицами, при соблюдении которых:
В Законе устанавливаются права и обязанности обладателя электронной цифровой подписи.
В соответствии с законом владельцем сертификата ключа подписи (обладателем электронной цифровой подписи) является физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись электронных документах (подписывать электронные документы).
Владелец
сертификата ключа подписи
При
несоблюдении требований, возмещение
причиненных убытков
Определены требования к сертификату ключа подписи, выдаваемому удостоверяющим центром для обеспечения возможности подтверждения подлинности ЭЦП. Устанавливается состав сведений, содержащихся в сертификате ключа подписи, срок и порядок его хранения, а также порядок ведения реестров сертификатов.
Согласно ст. 6 данного Закона сертификат ключа подписи должен содержать следующие сведения:
В Законе устанавливаются правовой статус удостоверяющих центров, их функции. В частности, удостоверяющий центр обязан вести реестр сертификатов ключей подписей и обеспечивать участникам информационной системы свободный доступ к содержащимся в нем сведениям. По обращениям пользователей сертификатов ключей подписей удостоверяющий центр должен подтверждать подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе в отношении выданных им сертификатов ключей подписей. Определяются отношения этих центров с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который координирует деятельность удостоверяющих центров и также ведет единый государственный реестр сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров.
Затраты
федеральных органов
Закон устанавливает, что удостоверяющим центром для информационных систем общего пользования (для использования неограниченным кругом лиц) может быть организация, обладающая признаками юридического лица и способная нести гражданскую ответственность перед пользователями сертификатов ключей подписи. При этом конкретные требования, предъявляемые к материальным и финансовым возможностям таких центров, будут установлены Правительством Российской Федерации. В корпоративной информационной системе по соглашению участников системы функции удостоверяющего центра могут выполняться одним из участников.
Закон исходит из того, что деятельность удостоверяющего центра по выдаче сертификатов ключей подписи в информационных системах общего пользования подлежит лицензированию. При оформлении лицензии организация, претендующая на ее получение, должна представить обоснование своей способности нести гражданскую ответственность в размере, не менее чем в 1000 раз превышающим предел цены сделки, который данный центр может указывать в сертификате ключа подписи.
Срок хранения сертификата ключа подписи в форме электронного документа в удостоверяющем центре определяется договором между удостоверяющим центром и владельцем сертификата ключа подписи. При этом обеспечивается доступ участников информационной системы в удостоверяющий центр для получения сертификата ключа подписи.
По
истечении срок хранения сертификат
ключа подписи исключается из
реестра сертификатов ключей подписей
и переводится в режим
Удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа подписи, обязан аннулировать его (статья 14 Федерального закона):
Информация о работе Правовое регулирование электронной цифровой подписи в России