Построение и использование механизмов логистического вывода

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:02, контрольная работа

Описание работы

Механизм логического вывода — неотъемлемая часть СОЗ (ЭС), реализующая функции вывода (формирования) умозаключений (новых суждений) на основе информации из базы знаний (БЗн) и рабочей памяти (РП).

Содержание

1. Механизм логистического вывода в продукционных системах
2. Понятие о механизме логистического вывода в сетевых системах
3. МЛВ во фреймовых системах
4. МЛВ в диагностических системах байесовского типа

Работа содержит 1 файл

Контрольная по инф. техн.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Факультет

(заочное  отделение)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                  Предмет:   Информационные технологии  в УК и защита информации.

          Тема: Построение и использование механизмов логистического вывода.

                                                                           

                                                                                            

Чебоксары, 20     г.

 

     Содержание:

    1. Механизм логистического вывода в продукционных системах.
    2. Понятие о механизме логистического вывода в сетевых системах.
    3. МЛВ во фреймовых системах.
    4. МЛВ в диагностических системах байесовского типа.

 

Основы построения и использования механизмов логического вывода.

     Механизм логического вывода — неотъемлемая часть СОЗ (ЭС), реализующая функции вывода (формирования) умозаключений (новых суждений) на основе информации из базы знаний (БЗн) и рабочей памяти (РП).

     Как следует из определения, для работы МЛВ необходима как "долговременная" информация, содержащаяся в БЗн в выбранном при разработке ЭС виде, так и "текущая", оперативная информация, поступающая в РП после обработки в лингвистическом процессоре запроса пользователя. Таким образом, БЗн отражает основные (долговременные) закономерности, присущие предметной области. Запрос пользователя, как правило, связан с появлением каких-либо новых фактов и/или с возникновением потребности в их толковании.

     Перед рассмотрением конкретных МЛВ подчеркнем несколько важных обстоятельств:

      единого МЛВ для произвольных СОЗ (ЭС) не существует;МЛ В полностью определяется моделью представления знаний, принятой в данной системе;

     ♦  существующие МЛВ не являются строго фиксированными ("узаконенными") для каждого типа СОЗ (ЭС).

     1. Механизм логического вывода в продукционных системах.

     Из  всех известных механизмов вывода данный механизм является наиболее формализованным (предопределенным). Различают два типа логического вывода:

     ♦  прямой вывод (прямая цепочка рассуждений);

     ♦  обратный вывод (обратная цепочка рассуждений).

     Сущность  прямого логического вывода в продукционных ЭС состоит в построении цепочки выводов (продукций или правил), связывающих начальные факты с результатом вывода.

     В терминах "факты — правила" формирование цепочки вывода заключается в многократном повторении элементарных шагов "сопоставить выполнить".

     Рассмотрим  следующий пример .В базе знаний некоторой ЭС содержатся три правила, а в рабочей памяти до начала вывода — пять фактов: В, С, Н, G, Е (см. рис. 1, а). Пусть на вход системы (в РП) поступил факт А. Механизм вывода "просматривает" левые части правил с целью нахождения таких из них, которые позволяют извлечь новые факты (процедура "сопоставить"). В нашем примере на основе третьего правила выводится факт D. Происходит элементарный шаг "выполнить" — данный факт заносится в РП (рис1, б). Процедура "сопоставить" по фактам С и D выявляет факт F. После шага "выполнить" в РП попадает этот факт (рис. 1, в). По фактам F и В выводится факт Z, и дальнейший "просмотр" правил БЗн новой информации не дает.

     Таким образом, прямая цепочка рассуждений  состоит из следующих фактов: А  — D — F — Z. Иными словами, из факта А на основе имеющихся в БЗн правил "получен" факт Z.

     

     

       Рис. 1. Иллюстрация прямой цепочки рассуждений

     Отметим, что, несмотря на очевидную простоту прямого

     вывода  для пользователя ЭС, от которого требуется  лишь сообщить системе о вновь  поступивших или интересующих его  фактах, для БЗн со значительным числом правил могут возникнуть две проблемы:

     ♦  когда завершить вывод;

     ♦  как обеспечить непротиворечивость правил.

     Последнее обстоятельство требует формирования и хранения в ЭС так называемых метаправил — правил "работы с правилами". Кроме того, прямая цепочка рассуждений иногда требует значительного времени.

     Механизм обратного вывода имеет совершенно иной алгоритм. Его идея заключается в проверке справедливости некоторой гипотезы (некоторого суждения, факта), которая выдвигается пользователем и проверяется ЭС. При этом осуществляется проверка истинности не левых, а правых частей продукций, а вопрос формулируется так: "Что нужно, чтобы правая часть данного правила была справедлива, и есть ли необходимые суждения в рабочей памяти?" На рис. 2 показана работа механизма обратного вывода для того же примера, что для прямой цепочки рассуждений (в предположении, что факт А занесен в РП).

     При реализации данного механизма пополнения РП новыми (выведенными) фактами не производится, а лишь проверяется наличие необходимых суждений на очередном шаге алгоритма. Как следует из рис. 2, а, поскольку непосредственно факта Z в РП нет, производится анализ правых частей правил до поиска такого правила, которое обосновывает справедливость суждения Z. Чтобы факт Z был истинным, необходимы факты F и В. Факт В есть, факта F — нет (рис. 2, б). Чтобы факт F был истинным, необходимы факты С и D. Факт С есть, факта D — нет (рис. 2, в). Наконец, чтобы был справедлив факт D, нужно наличие факта А, и так как он в РП имеется, обратный вывод закончен. Окончательный результат — на основании имеющихся в ЭС правил и фактов гипотеза о справедливости факта Z подтверждается.

     Очевидно, что обратная цепочка рассуждений  предъявляет к квалификации пользователя ЭС определенные требования — он должен уметь формулировать "правдоподобные" гипотезы. В противном случае легко представить весьма непродуктивную работу ЭС, проверяющей и отвергающей одну гипотезу за другой (в качестве примера аналогичной ситуации представим себе врача, ставящего один диагноз за другим и пользующего пациента лекарствами от самых разных болезней). Платой за выполнение данного требования служит, как правило, сокращение времени реакции ЭС на запрос пользователя.

       

     Для обеспечения уверенности пользователя в получаемых ЭС суждениях после  обратного вывода часто прибегают к прямой цепочке рассуждений. Совпадение результатов работы обоих механизмов служит гарантией получения истинного вывода.

     На  рис. 3 представлен фрагмент блока "Контроль" ЭС (решающей задачи обучения), позволяющий  оценивать ответы студентов на зачетах и экзаменах по следующей схеме: обучаемый получает три основных вопроса и отвечает на них.

     1.  ЕСЛИ по одному из вопросов  получена оценка 2 ТО итоговая  оценка не может быть выше 3.

     2.  ЕСЛИ по двум и более вопросам  получены оценки 2 ТО итоговая  оценка — 2.

     3.  ЕСЛИ по итогам ответов на основные вопросы обучаемый набрал 14 баллов

     ТО  необходимо задать дополнительный вопрос.

     ЕСЛИ  ответ на дополнительный вопрос оценивается 5

     ТО  итоговая оценка — 5.

     ЕСЛИ  ответ на дополнительный вопрос оценивается 4

     ТО  итоговая оценка — 4.

     ЕСЛИ  ответ на дополнительный вопрос оценивается 3

     ТО  итоговая оценка — 4.

     4.  ЕСЛИ по итогам ответов на  основные вопросы обучаемый набрал 8 баллов

     ТО  необходимо задать дополнительный вопрос

     ЕСЛИ  ответ на дополнительный вопрос оценивается 5

     ТО  итоговая оценка — 3.

     ЕСЛИ ответ на дополнительный вопрос оценивается 4

     ТО  итоговая оценка — 3.

     ЕСЛИ  ответ на дополнительный вопрос оценивается 3

     ТО  итоговая оценка — 3.

     5.  ЕСЛИ по одному из вопросов  получена оценка 3 ТО итоговая  оценка не может быть выше 4.

     6.  ЕСЛИ по итогам ответов на основные вопросы набрано 9—10 баллов

     ТО  итоговая оценка — 3.

     7.  ЕСЛИ по итогам ответов на  основные вопросы набрано 11—13 баллов

     ТО  итоговая оценка — 4.

     Рис. 3. Фрагмент продукционной базы правил блока "Контроль" автоматизированной обучающей системы

     Преподаватель оценивает каждый ответ по четырехбалльной шкале.

     Экспертная  система либо сразу рекомендует  выставить итоговую оценку, либо "советует" задать дополнительный вопрос и уже по результату ответа на него рекомендует итоговую оценку. В ЭС хранятся знания о существующих в институте правилах оценивания уровня подготовленности обучаемых. Так, например, если на экзамене некий студент на "отлично" ответит два вопроса билета, а третий будет оценен на "хорошо", рекомендуется задать ему дополнительный вопрос. Если на него дается отличный ответ, общая оценка — "отлично"; хороший или удовлетворительный ответ — "хорошо"; неудовлетворительный ответ — "удовлетворительно".

     2. Понятие о механизме  логического вывода

     в сетевых системах

     Механизм  логического вывода в сетевых системах основан на использовании двух ведущих принципов:

     ♦  принцип наследования свойств;

     ♦  принцип сопоставления по совпадению.

     Первый  принцип, в свою очередь, базируется на учете важнейших связей, отражаемых в семантической сети. К таким связям относятся:

     ♦  связь "есть", "является" (англ. IS-A);

     ♦  связи "имеет часть", "является частью" (англ. HAS-PART, PART-OF).

     Последовательно переходя от одного узла сети к другому по направлению соответствующих связей, можно выявить (извлечь) новую информацию, характеризующую тот или иной узел. На рис. 4, а показан малый фрагмент некоторой семантической сети и обозначена так называемая ветвь наследования свойств. Из этого фрагмента можно вывести заключения типа "Иван — человек", "у Ивана есть голова", "мужчина имеет голову" и т. п.

     Принцип сопоставления по совпадению основан на представлении вопроса к системе в виде фрагмента семантической сети с использованием тех же названий сущностей (узлов) и связей, что и в основной сети, и реализации процедуры "наложения" вопроса на сеть и поиска такого его положения, которое соответствует ответу на вопрос. На рис. 4, б, помимо уже известной связи "есть", представлено отношение владения (связь "владеет"). Вопрос "Чем владеет Иван?" формализуется с помощью узла "Иван" и отношения "владеет". Далее в простейшем случае осуществляется перебор узлов сети, имеющих имя "Иван" (если они имеются), и поиск такого из них, который имеет связь "владеет". Далее может быть задействован принцип наследования свойств. Ответами на поставленный в примере вопрос будут суждения "Иван владеет автомобилем" и "Иван владеет (автомобилем) ВАЗ 2105". Понятно, что в практике использования ЭС такого типа приходится реализовывать значительно более сложную процедуру поиска, включающую элементы семантического анализа.

       
 

     3.Понятие о механизме логического вывода во фреймовых системах

     Обычно фреймовая модель знаний имеет сложную иерархическую структуру, отражающую реальные объекты (понятия) и отношения (связи) некоторой предметной области. Механизм логического вывода в таких ЭС основан на обмене значениями между одноименными слотами различных фреймов и выполнении присоединенных процедур "если-добавлено"> " если-удалено" и "если-нужно". Условная схема таких действий для простейшего варианта представлена на рис. 5.

Информация о работе Построение и использование механизмов логистического вывода