Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:03, отчет по практике
Основной целью прохождения практики является закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в университете.
Так как данная практика является преддипломной, она является этапом выполнения дипломной работы, во время которого осуществляется подбор, накопление и анализ информации по теме дипломной работы.
Задачи практики:
- анализ и обследование предприятия и формализация бизнес-процессов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………....5
1.1.Общая характеристика организации.........................................................5
1.2. Производственно-технический отдел…………………….……………9
1.3.Архив производственно-технического отдела………………………...16
1.4. Описание специализированного прикладного программного обеспечения…………………………………………………………..…23
1.5. Прием технической документации на хранение в производственно-технический отдел…………………………………………………...…28
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 33
2.1. Информационные системы 33
2.2. Основные разработки ИС………………………………………………37
2.2.1. Создание БД Microsoft Access………………………………….........37
2.2.2. Создание приложения Delphi………………………………………...41
2.2.3. Связь Delphi и Access…………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...51
Приложение 1
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
в г. РОСЛАВЛЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. РОСЛАВЛЕ)
Кафедра « Прикладная математики и информационные технологии»
ОТЧЕТ
ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080801
КУРСА5
ГРУППЫ 52
АЛЕКСЕЕВА Е.С
ПРОВЕРИЛ
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ
МАРТЫНЕНКОВА Н.В
Рославль 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………....5
1.1.Общая характеристика организации...................
1.2. Производственно-технический отдел…………………….……………9
1.3.Архив производственно-технического отдела………………………...16
1.4. Описание специализированного прикладного программного обеспечения…………………………………………………
1.5. Прием технической документации на хранение в производственно-технический отдел…………………………………………………...…28
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 33
2.1. Информационные системы 33
2.2. Основные разработки ИС………………………………………………37
2.2.1. Создание БД Microsoft Access………………………………….........37
2.2.2. Создание приложения Delphi………………………………………...41
2.2.3. Связь Delphi и Access…………………………………………………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...51
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ.
Основной целью прохождения практики является закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в университете.
Так как данная практика является преддипломной, она является этапом выполнения дипломной работы, во время которого осуществляется подбор, накопление и анализ информации по теме дипломной работы.
Задачи практики:
- анализ и обследование предприятия и формализация бизнес-процессов.
- построение модели предприятия «как есть»;
- выявление объектов, требующих автоматизации, формирование требований информационной системы.
- всесторонний анализ собранной информации с целью дальнейшего выбора оптимальных и обоснованных проектных решений;
- освоение теоретического материала, необходимого для выполнения и защиты дипломной работы;
- выполнение цикла проектирования и получение проектных решений, пригодных для непосредственной реализации при дальнейшем выполнении дипломной работы.
- проектирование концептуальной модели информационной системы.
Для прохождения практики было выбрано предприятие филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция».
Основная миссия филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция» является производство электрической и тепловой энергии при гарантированном обеспечении безопасности как высшего приоритета деятельности.
(ОАО) является коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу; при этом общество вправе проводить открытую и закрытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Практику проходила в производственно-техническом отделе, под непосредственным руководством начальника технического сектора Красавцевой Н.В. За время практики я ознакомилась с деятельностью отдела, с основными документами, с профессиональными и должностными обязанностями специалистов отдела.
Отчет состоит из двух разделов. В первом разделе дана общая характеристика филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция»; цели и предмет деятельности, организационная структура управления и т.д. В качестве наглядного примера приведена схема структуры управления предприятия. Так же здесь рассматриваются общие положения и основные задачи, организационная структура и функции производственно-технического отдела, а также проанализирована основная документация отдела. Второй раздел посвящен выбору программного продукта.
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.1. Общая характеристика предприятия.
Смоленская АЭС находится в Смоленской области в 3 км от города Десногорск. Смоленская АЭС – крупнейшее энергетическое предприятие Северо-Западного региона. Общая мощность станции 3000 МВт.
Первое упоминание о строительстве Смоленской АЭС было 29 сентября 1966 года Советом Министров СССР. 30 октября 1966 года Министерство Энергетики и Электрификации СССР утвердило задание на проектирование Смоленской АЭС.
В октябре перекрыта Десна. В тело плотины уложено 700 тыс. куб. м. грунта. Началось заполнение водохранилища.
В 1979 году полным ходом идет строительство главного корпуса. Смонтированы подкрановые пути центрального зала и временное перекрытие над реактором. Ведется монтаж теплоизоляции в шахтах реактора и помещениях НВК. Смонтирован фундамент турбогенератора №1. Сентябрь - В Десногорске появились первые польские строительные и вспомогательные организации.
Эксплуатируются реакторы типа РМБК-1000. Первый блок был пущен в промышленную эксплуатацию в декабре 1982 года, второй – в 1985 году, третий – в 1990 году. Первоначально планировалось строительство двух очередей по два блока, однако в 1986 году строительство четвертого блока было прекращено из-за аварии на Чернобыльской АЭС.
Энергоблоки с реакторами РБМК-1000 одноконтурного типа. Это означает, что пар для турбин вырабатывается непосредственно из воды, охлаждающей реактор.
В состав каждого энергоблока входят: один реактор мощностью 3200 МВт (т) и два турбогенератора мощностью по 500 МВт(э) каждый.
Турбогенераторы установлены в общем для всех трех блоков турбинном зале длиной около 600 м, каждый реактор расположен в отдельном здании. Станция работает только в базовом режиме, ее нагрузка не зависит от изменения потребностей энергосистемы.
Все энергоблоки оснащены системами локализации аварий, исключающими выброс радиоактивных веществ в окружающую среду даже при самых тяжелых авариях, предусмотренных проектом. Для нужд технического водоснабжения на реке Десне было создано искусственное водохранилище заполнение которого началось в октябре 1978 года. В 1983 году уровень воды в водохранилище достиг проектной отметки.
С момента создания и по настоящий день водохранилище САЭС эксплуатируется в соответствии с законами, нормами и правилами, действующими в России. Помимо обеспечения технологических нужд САЭС водоем-охладитель используется предприятиями города Десногорска для потребления воды, получения ценной пищевой продукции, для занятий спортом и культурно-оздоровительного отдыха населения. Химический контроль воды осуществляют несколько подразделений САЭС: лаборатория охраны окружающей среды и производственные лаборатории очистных сооружений. Радиационный контроль воды открытых водоемов осуществляется лабораторией внешнего радиационного контроля САЭС.
АЭС имеет цеховую структуру. Все цеха взаимосвязаны между собой. САЭС входит в Единую энергетическую систему (ЕЭС) и находится в подчинении Министерства РФ по атомной энергии и концерна Росэнергоатом (РЭА).
Филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская Атомная Станция» является обособленным подразделение открытого акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях». Организационно-функциональная структура управления филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская Атомная Станция» представлена в Приложении 1. Руководитель Филиала - заместитель Генерального директора Общества - директор Филиала утверждается на должность решением Совета директоров Общества по представлению Генерального директора Общества. Назначение на должность и освобождение от должности Директора Филиала производится приказом Генерального директора Общества. Филиал имеет печати, в том числе круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием и наименованием Общества.
Целью деятельности Филиала является производство электрической энергии и тепловой энергии (мощности) при безусловном обеспечении безопасной, надежной, безаварийной и экономически эффективной работы энергоблоков, оборудования, сооружений, передаточных устройств и систем управления Смоленской атомной станции, сооружение (капитальное строительство) объектов использования атомной энергии и социального назначения.
С 1982 года по запросу правительства принимающей стороны МАГАТЭ проводит трехнедельное углубленное рассмотрение показателей эксплуатационной безопасности АЭС в соответствии с программой OSART.
В 1992 - 1993 гг. САЭС по годовым показателям работы была отмечена как лучшая станция. Эксперты МАГАТЭ международного класса, посетившие АЭС в 1993 и 1997 гг., отметили, что станция работает на высоком уровне.
В 2011 году с 5 по 22 сентября Смоленскую АЭС посетила группа экспертов в области ядерной безопасности под эгидой Международного Агентства по атомной энергии по запросу Правительства Российской Федерации. Группа провела проверку эксплуатационной безопасности (OSART) Смоленской АЭС.
В группу экспертов входили представители МАГАТЭ, Всемирной ассоциации операторов АЭС (WNA), Китая, Индии, Литвы, Словакии, Южной Африки, Швеции, США и Великобритании.
Они провели тщательную проверку эксплуатации, технического обслуживания и ремонта энергоблоков, радиационной и химической защиты, обучения и квалификации персонала, управления Смоленской АЭС, использования эксплуатационного опыта и т.д.
При выполнении миссии состоялся открытый, профессиональный и продуктивный диалог специалистов станции с экспертами OSART. Было подтверждено, что персонал станции мотивирован, прошел необходимое обучение, обладает соответствующими знаниями и опытом
Решение о проведении миссии OSART МАГАТЭ на Смоленской АЭС
в 2011 г. было принято на основании:
- обращения в МАГАТЭ Федерального агентства по атомной энергии от 23.01.2008 г. № 52/F «О командировании группы МАГАТЭ для рассмотрения вопросов эксплуатационной безопасности миссия OSART МАГАТЭ» письма Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 28.07.2008 г. №15 – 0312/1057 «О положительном ответе МАГАТЭ».
OSART: Operational Safety Assessment Review Team - группа по рассмотрению вопросов эксплуатационной безопасности:
О – OPERATIONAL – эксплуатационная
SА – SAFETY – безопасность
R – REVIEW – рассматривать
T – TEAM – группа, команда
Проверка проводится по приглашению правительства Российской Федерации.
Проект OSART сконцентрирован на анализе безопасности и надежности эксплуатации станции.
Базируется на серии стандартов по безопасности МАГАТЭ, которые отражают единство мнений стран-членов МАГАТЭ по ядерной безопасности.
Целями миссии OSART МАГАТЭ является объективно оценить показатели безопасности, передать полезную информацию и возможность улучшения безопасности, содействовать постоянному развитию эксплуатационной безопасности в странах-участницах путем распространения информации о хорошей практике.
Задачи миссии OSART; повысить эксплуатационную безопасность на отдельной станции, объективно оценить работу станции, предоставить полезную информацию по возможностям совершенствования безопасности , предоставить странам-участницам хорошую практику предоставить станции неофициальный совет , расширить опыт членов команды.
Направлениями проверки OSART является управление, организация и администрирование, обучение и аттестация, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт, техническая поддержка, использование эксплуатационного опыта, радиационная защита, химия, противоаварийное планирование и аварийная готовность.
По итогам миссии OSART МАГАТЭ Смоленской атомной электростанции были переданы: техническая записка (предварительная версия), включающая в себя основные выводы и подробные результаты рассмотрения направлений проверки, комментарии команды экспертов МАГАТЭ по культуре безопасности, карточки фактов результатов обходов.
Одним из требований МАГАТЭ в направлении «Управление, организация и администрирование - Архивы. Техническая документация» было создание электронного архива проектной и задовской документации постоянного срока хранения. Для решения поставленной задачи были разработаны мероприятия, которые требовали реализации. Куратором работ назначен производственно-технический отдел.
1.2.Производственно-
Производственно-технический отдел является самостоятельным структурным подразделением Смоленской АЭС.
ПТО осуществляет свою деятельность силами персонала отдела в соответствии с возложенными на него обязанностями и пользуется правами, связанными с этой деятельностью.
В части производственно-технических вопросов, требующих оперативного решения, начальник ПТО непосредственно подчинён главному инженеру Смоленской АЭС.
Начальник ПТО организует и контролирует работу подчиненного персонала отдела и пользуется правами, связанными с этой деятельностью, предоставленными ему действующим законодательством о труде, другими нормативно-правовыми актами.
Заместители начальника ПТО действуют в пределах компетенции, определяемой начальником подразделения, и пользуются правами, связанными с этой деятельностью.
ПТО для выполнения своих задач и функций имеет в своем составе:
• сектор планирования производственно-технической деятельности;
• сектор технологического учета;
• технический сектор;
• группу коммерческого диспетчирования;
• сектор лицензирования.
Структурная схема производственно-технического отдела приведена в Приложении 2.
Численный состав ПТО определяется штатным расписанием, ежегодно
утверждаемым директором САЭС.
Права и обязанности всего персонала ПТО определяются соответствующими должностными инструкциями.
Производственно-технический отдел возглавляет начальник отдела, действующий на основе единоначалия.
ПТО во всей своей деятельности подчинен директору Смоленской АЭС, а в производственно-технической деятельности -заместителю главного инженера по производственно-техническому обеспечению и качеству. В части производственно-технических вопросов, требующих оперативного решения -непосредственно подчинён главному инженеру Смоленской АЭС. ПТО строит свою работу в соответствии с перспективными и текущими производственными планами.
Основные задачи ПТО:
1)Планирование производственно-технической деятельности САЭС. 2)Технический учет и отчетность по тепловой и электрической энергии, энергоресурсам и технико-экономическим показателям САЭС.
3)Управление технической документацией.
4)Коммерческое диспетчирование.
5)Лицензионная деятельность.
Основные функции ПТО:
По задаче «Планирование производственно-технической деятельности АЭС»:
- организация перспективного, годового и текущего планирования производ ственно-технической деятельности САЭС и повышения ее эффективности;
- формирование и контроль выполнения годовых организационно-технических мероприятий САЭС и целевых планов САЭС;
- отчетность о производственно-технической деятельности САЭС;
- участие в разработке и реализации мероприятий, направленных на техническое нормирование работы оборудования САЭС, влияющего на располагаемую мощность и готовность САЭС к электроэнергии планирование количественных показателей готовности САЭС к выработке электроэнергии .
По задаче «Управление технической документацией»:
- организация внедрения (введения в действие) и обеспечение подразделений САЭС технической нормативной документацией;
- организация и координация разработки, обращения и вывода из обращения технической документации САЭС;
- сопровождение технической документации на рабочих местах персонала, закреплённых за ПТО;
- обеспечение учёта и хранения технической документации на САЭС;
- разработка и актуализация Указателя (Перечня) действующих технических документов Смоленской АЭС;
- проведение нормативного контроля проектов технических документов САЭС на соответствие установленным требованиям;
- организация работ по совершенствованию технической документации САЭС. согласование, регистрация и учёт технических решений;
- организация рассмотрения рационализаторских предложений, их регистрация, подготовка приказов на выплату вознаграждения за внедрение рационализаторских предложений.
По задаче «Лицензионная деятельность»:
- проведение анализа правовых и нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня;
- проведение анализа управленческих и технических решений по деятельности САЭС на соответствие требованиям правовых и нормативно-правовых документов в области лицензирования; - выполнение совместно с заинтересованными подразделениями САЭС расчетных обоснований по финансовым затратам в интересах лицензирования видов деятельности, осуществляемых САЭС в планируемый период;
- подготовка организационно-
- методическое сопровождение подготовки подразделениями документов, обосновывающих безопасность лицензируемого вида деятельности; - подготовка полного комплекта документов, входящих в состав лицензионного заявления;
- подготовка и подача лицензионного заявления в сроки согласно графикам лицензионной деятельности; при отказе в выдаче лицензии -проведение анализа причин отказа, организация работ по устранению выявленных причин, подготовка пакетов откорректированных документов и подача нового лицензионного заявления;
- организация хранения подлинников и копий лицензий;
- подготовка приказов САЭС о мерах по выполнению лицензионных условий и требований, устанавливающих ответственность и сроки их выполнения;
- ведение базы данных по лицензиям, лицензионным требованиям и условиям;
контроль выполнения подразделениями САЭС лицензионных требований и условий;
- подготовка отчётной информации о лицензионной деятельности САЭС; - подготовка отчетов о выполнении лицензионных требований и условий.
Основные работы, выполняемые ПТО:
- разработка, месячных, квартальных, годовых и перспективных графиков работы отдельных энергоблоков, АЭС в целом, обеспечивающих выполнение договорных обязательств по отпуску электрической энергии;
- определение основных технико-экономических показателей работы энергоблоков АЭС и доведение их до руководства и подразделений САЭС;
- ежедневный сбор и обработка суточных ведомостей по выработке и отпуску электроэнергии, а также сверка показаний приборов технологических параметров и приборов учета, установленных на технологическом оборудовании в зоне контролируемого доступа с показаниями системы централизованного
контроля;
- ведение учета и планирования по использованию на технические нужды электроэнергии, тепла, охлаждающей воды, определение составляющих потерь и перерасходов энергоресурсов по станции;
- исполнение «Регламента эксплуатации системы коммерческого учета электроэнергии ОАО «Концерн Росэнергоатом»»;
- решение организационных и технических вопросов, обеспечивающих выполнение электростанцией плана балансирующего рынка по выработке электроэнергии и поставки электрической мощности;
- поддержание в актуальном состоянии оперативной информации по выполнению заданного режима работы генерирующего оборудования;
- формирование отчетной информации об исполнении заданного режима работы;
- составление месячной, квартальной и годовой отчетности вышестоящим организациям;
- составление организационно-технических мероприятий общестанционного назначения и подготовка приказа;
- проверка выполнения цехами и отделами месячных, квартальных и годовых планов работ, согласование планов работ;
- контроль выполнения работ на месте их производства (на технологическом оборудовании, производственных зданиях и сооружениях) по мероприятиям приказа, техническим решениям и рационализаторским предложениям;
- рассмотрение и выдача заключений на рационализаторские предложения;
регистрация рационализаторских предложений;
- подготовка приказов на выплату вознаграждения за внедрение рационализа- торских предложений;
- рассмотрение и согласование технических решений;
- регистрация утвержденных технических решений.
Контроль выполнения технических решений;
- работа с информационными источниками научно-технической информации; распространение по САЭС научно-технической информации;
- рассмотрение новых нормативных документов, подготовка приказов по вводу их в действие, внесению изменений и аннулированию;
- организация работы по получению лицензий на виды деятельности Смоленской АЭС;
- рассмотрение и согласование организационной и эксплуатационной технической документации, выпускаемой подразделениями САЭС;
- регистрация утвержденных документов, хранение подлинников; внесение изменений в подлинники по извещениям (за исключением технологических схем);
- передача подлинников на размножение по заявкам подразделений;
- контроль сроков пересмотра технической документации;
постоянный контроль состояния и порядка ведения технической документации на рабочих местах оперативного персонала, расположенных в главном и в архивах структурных подразделений САЭС;
- хранение книжного фонда Смоленской АЭС и его пополнение новыми техническими изданиями, ведение тематического и алфавитного каталогов, с читателями в абонементном режиме, подписка на периодическую печать, составление сметы затрат;
- хранение в архиве пояснительных записок к проекту и исполнительной документации по принятым в эксплуатацию объектам Смоленской АЭС, выполненным работам по реконструкции и модернизации, ведение тематического каталога хранимой документации, с работниками САЭС в абонементном режиме;
- организация передачи подразделениями в технический архив исполнительной документации по сданным в эксплуатацию объектам Смоленской и исполнительной документации по изменениям, выполненным на сданных в эксплуатацию системах и объектах;
- составление справок, отчетов и докладов для руководства АЭС (по указанию главного инженера или заместителя главного инженера по производственно-техническому обеспечению и качеству) по техническим вопросам производственной деятельности Смоленской АЭС;
- разработка новых и периодический пересмотр и переиздание должностных и производственных инструкций для персонала отдела; повышение квалификации персонала путем организации технической учебы, проведения инструктажей;
- обеспечение рабочих мест персонала ПТО необходимым инвентарем, документацией, оргтехникой и канцтоварами;
ведение делопроизводства ПТО по утвержденной номенклатуре дел;
- своевременное и качественное обучение ПТО;
- содержание закрепленных помещений в соответствии с требованиями нормативных и станционных документов.
1.3. Архив производственно-технического отдела
Технический архив входит в состав производственно-технического отдела Смоленской АЭС. Место расположения технического архива: АБК, помещение №4062. Площадь помещений технического архива составляет 57 квадратных метров.
Документы в техническом архиве ПТО размещаются в порядке, обеспечивающем их комплексное хранение в соответствии с учетными документами и оперативный поиск. Порядок расположения документов определяется разделами Рубрикатора технической документации. Рубрикатор – это система кодирования документов, позволяющая осуществлять быстрый поиск документов по его коду и представляющий систематизированный свод наименований объектов, систем, оборудования и другой технической документации организации.
Документы размещаются на стеллажах, в шкафах с использованием первичных средств хранения (короба, папки, специальные футляры и т.д.) в соответствии с видами и форматом документов. Стеллажи установлены перпендикулярно стенам в соответствии с нормами. Не допускается размещение документов на полу, подоконниках, в неразобранных кипах. Технический архив оборудован стационарными и передвижными металлическими стеллажами. Высота стеллажа 2233 мм, размеры полки глубина х ширина составляют 300х1000 мм, количество полок (на стеллаж) 6 штук. Общее количество стеллажей 16 штук. Вместимость технического архива ограничена количеством и размером стеллажей, допустимой нагрузкой на стеллажи и полки. Общая вместимость документации – 15000 единиц хранения. Наполненность технического архива по состоянию на 01.01.2011 год составляет 7490 единиц хранения.
Количество папок в архиве с чертежами составляет 4 925 единиц хранения.
Каждая единица хранения (папка) в среднем содержит в себе 25 листов чертежей различного формата (от А4 до А0). В среднем фонд чертежей технического архива САЭС составляет 123 125 чертежей.
Количество папок с текстовыми документами составляет 2 600 единиц хранения (документов).
Каждая единица хранения (документ) содержит в среднем 55 листов текста формата А4. В среднем количество листов всех текстовых документов составляет 143 000 листов.
Технический архив ПТО комплектуется документами постоянного срока хранения. Комплектование технического архива включает:
определение источников комплектования архива;
организацию передачи/приемки документов в архив;
определение состава документов, подлежащих приему в архив.
Технический архив ПТО осуществляет хранение проектной и исполнительной документации по сданным в эксплуатацию объектам Смоленской АЭС (в т.ч. по выполненной реконструкции), заводской документации на основное оборудование. Технический архив оборудован стационарными и передвижными стеллажами.
Передвижные стеллажи представляют собой систему стационарных стеллажей, установленную и закрепленную на подвижные платформы с механическим самотормозящим приводом колес.
Стеллажи оборудованы механизмом, препятствующим опрокидывание. На торцах стоек установлен эластичный материал, демпфирующий соударение стеллажей при соприкосновении.
Техническая документация в архиве на стеллажах распределяется слева направо:
технические обоснования безопасности Смоленской АЭС, изменения и дополнения к ним;
документы по энергоблоку № 1;
документы по энергоблоку № 2;
документы по энергоблоку № 3;
документы по реконструкции энергоблока № 1;
документы по реконструкции энергоблока № 2;
документы по реконструкции энергоблока № 3;
документы обще станционного значения.
Торцевая сторона каждого стеллажа маркируется в порядке нумерации разделов по Рубрикатору технической документации.
Пример
|
|
|
|
3.2а | Общие работы |
|
|
3.2.1 | Машинный зал |
|
|
Каждая полка стеллажа маркируется в порядке нумерации и наименования разделов по Рубрикатору технической документации слева направо, сверху вниз.
Пример
1.2.1 | Деаэраторная этажерка. Строительная часть |
1.2.а | 1 очередь САЭС. Общие работы |
Сформированные в отдельную папку (короб) документы располагаются на полках стеллажа сверху вниз и слева направо, в соответствии с разделами Рубрикатора технической документации. Папки (короба) ставятся по порядку возрастания присвоенного номера. Документы с пометкой «Для служебного пользования» располагаются в техническом архиве отдельно от других документов в том же порядке.
Право доступа в хранилище технического архива имеют только работники технического архива.
В отдельных случаях, по устному распоряжению руководства, право доступа имеют другие лица в сопровождении работников технического архива. Доступ посторонних лиц строго запрещен.
Контроль доступа в хранилище технического архива осуществляет инженер группы НТИ ПТО.
Двери хранилища технического архива содержатся в закрытом состоянии.
Помещение технического архива имеет огнестойкие двери, оборудовано пожарной сигнализацией. Первичные средства пожаротушения (огнетушитель переносной углекислотный) размещены в помещении технического архива. Документы хранятся в условиях, обеспечивающих их защиту от повреждений, вредных воздействий окружающей среды и исключающих утрату документов, гарантированы от затопления. Помещение технического архива содержится в чистоте, в условиях, исключающих возможность появления плесени, насекомых, грызунов, пыли. При обнаружении биологических вредителей принимаются срочные меры по дезинфекции и дезинсекции помещений силами работников технического архива, санэпидстанции. Для обеспечения сохранности документов в техническом архиве ПТО осуществляется комплекс мер по созданию и соблюдению нормативных условий хранения документов (температурно-влажностный, световой режимы хранения).
Техническая документация применяемая на Смоленской АЭС делится на следующие виды:
1) нормативная документация;
2) эксплуатационная (в т. ч. ремонтная) документация;
3) управленческая техническая документация;
4) справочно-информационная документация;
5) проектно-сметная документация;
6) конструкторская, технологическая и заводская документация;
7) монтажная и наладочная документация.
1.1 Нормативная документация подразделяется на основные группы:
стандарты организации;
руководящие документы эксплуатирующей организации;
национальные стандарты;
нормативные документы Государственных органов контроля и надзора;
федеральные нормы в области использования атомной энергии;
технические регламенты.
1.2 Эксплуатационная (в т.ч. ремонтная) документация подразделяется на основные группы;
документы по ведению технологических процессов;
документы по эксплуатации оборудования, зданий и сооружений;
документы по подтверждению проектных характеристик;
документы по обеспечению исправного состояния;
документы по аварийной готовности.
1.3 Управленческая техническая документация подразделяется на основные группы:
документы по планированию;
документы по осуществлению производственной деятельности;
документы по обеспечению производственной деятельности;
документы по производственному контролю;
учетная, отчетная и статистическая документация.
1.4 Управленческая техническая документация подразделяется на основные группы:
документы по планированию;
документы по осуществлению производственной деятельности;
документы по обеспечению производственной деятельности;
документы по производственному контролю;
учетная, отчетная и статистическая документация.
1.5 Справочно-информационная документация подразделяется на основные группы:
научная документация;
документы МАГАТЭ, ВАО АЭС;
книжные и периодические издания;
видео, фото, кино, фоно документы (материалы);
патенты, изобретения, рационализаторские предложения;
непериодические издания.
1.6 Проектно-сметная документация подразделяется на основные группы:
предпроектная документация;
проектная документация;
рабочая документация.
1.7 Конструкторская, технологическая и заводская документация подразделяется на основные группы:
конструкторская проектная документация;
конструкторская рабочая документация;
технологическая документация;
заводская документация и документация на изготовление;
документация на хранение и транспортировку.
1.8 Монтажная и наладочная документация подразделяется на основные группы:
монтажная документация;
наладочная документация;
документация демонтаж, утилизацию и захоронение.
Для подготовки Смоленской АЭС к миссии OSART (подтверждение соответствия требования МАГАТЭ), а также на основании требований:
Федеральной целевой программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» (постановление Правительства РФ от 28.02.1996 № 65);
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" с изм. от 29.07.10 (№ 227-ФЗ);
необходимо - cоздание электронной базы фонда технической и проектной документации, технического архива Смоленской АЭС.
Целью работ является создание электронного архива и электронной картотеки технической документации на Смоленской АЭС для обеспечения условий доступности и быстрого поиска необходимой информации, идентификации бумажной копии и документа в электронном виде, создание обновлённой бумажной картотеки технического архива САЭС.
Электронный архив - это единое структурированное хранилище документов, которое не заменяет бумажный архив, а функционально его дополняет, позволяя принципиально решать следующие задачи:
оперативный доступ к имеющимся документам;
одновременная работа нескольких пользователей с одними и теми же документами;
разграничение прав доступа к информации;
быстрый подбор документов по заданному признаку;
быстрое создание новых документов на основе имеющихся;
хранение электронных документов сколь угодно долго без потери качества.
Исходными данными для проведения работ является весь фонд технической документации технического архива Смоленской АЭС.
1.4. Описание специализированного прикладного программного обеспечения
Программное обеспечение - это совокупность программ, позволяющая организовывать решение задач на ЭВМ.
Прикладное программное обеспечение предназначено для программ пользователей.
В филиале «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная стация» установлен стандартный пакет Microsoft Office 2007 (Ms Word,Ms Excel, Ms Access, Microsoft Power Point и т.д.), архиватор WinRAR, Adobe Reader, ABBYY FineReader. AutoCAD.
Наиболее распространенными в данной организации являются Microsoft Word, Microsoft Ехсеl, Microsoft Access, Adobe Reader, ABBYY FineReader.
С помощью текстового редактора Word 2007 можно создавать письма, уведомления, счета, доклады, бланки, Web-страницы и практически любые печатные или электронные документы (на данном предприятии в основном применяется для этого). Программа Word позволяет распечатывать текст, вставлять в него рисунки или отсканированные фотографии, форматировать текст и графические изображения.
Существует возможность создавать сложные документы с верхним и нижним колонтитулами, примечаниями с перекрестными ссылками, номерами страниц, таблицами и индексами. Создание простых документов в Word значительно облегчается благодаря использованию шаблона. Программа Word взаимодействует c другими приложениями Microsoft Office: можно просматривать табличные данные из Ехсеl и Access или слайды из PowerPoint.
С помощью программы Excel 2007 пакета Microsoft Office 2007, предназначенной для работы с таблицами, можно производить математические расчеты и анализировать полученные данные. Допускается создание диаграмм для наглядного показа результатов обработки информации. Программа производит стандартные математические функции: сложение, вычитание, умножение и деление, а также допускается использование разнообразных функций: среднее арифметическое, максимум, минимум и т.п. В Excel допускается даже выполнение статических расчетов и предусмотрены простые способы работы с БД. Можно вводить туда данные разного типа (текст или число), а затем сортировать, проводить их поиск и извлекать из базы. Для графического представления информации на экране лучше создавать диаграмму.
Кроме того, удобно использовать другие средства отображения данных: сводные таблицы и диаграммы. Ехсеl используется здесь в основном во время принятия отчетов, создаются таблицы и заполняются данные, по которым в последствии делают различные своды.
Программа Access предназначена для работы с базами данных. Она позволяет сохранять и обрабатывать большие объемы данных, которые организуются в массив, называемые записями. Использование разнообразных мастеров упрощает создание таблиц, форм, страниц доступа к данным, а также отчетов и запросов. Access обеспечивает рассылку информации по электронной почте: можно отправлять письма по адресам указанным в БД. Интерфейс и инструментарий Access рассчитаны на создание и редактирование БД большого объема (для этого используется на данном предприятии).
ABBYY FineReader – интеллектуальная система оптического распознавания текста, или OCR (от англ. Optical Character Recognition), которая позволяет преобразовывать различные типы документов (например, бумажные документы, PDF-файлы или фотографии текстов, полученные при помощи цифровой фотокамеры) в редактируемый вид с возможностью полнотекстового поиска. Полученные результаты можно редактировать в программах Microsoft Office, сохранять в разных форматах, отправлять по электронной почте и публиковать в Интернете.
Adobe Reader - программа, предназначенная для просмотра сжатых файлов формата pdf. Документы такого формата могут содержать как текст так и рисунки, причём степень сжатия поддерживается на высоком уровне благодаря прогрессивным технологиям сжатия.
WinRAR - это32-разрядная версия архиватора RAR для Windows мощного средства создания и управления архивами. В управлении образования и молодежи применяется в основном для обмена большими объемами данных, которые упаковываются в архивы.
Некоторые отличительные особенности WinRAR: полная поддержка архивов rar и zip, оригинальный высокоэффективный алгоритмgсжатияhданных,
Антивирусный сканер Kaspersky Internet Security - это программа для проверки компьютера на присутствие вирусов по запросу пользователя, и удаления вирусов в случае их обнаружения.
В процессе работы антивирусный сканер выполняет следующие функции: обнаруживает и удаляет вирусы всех типов в файлах на указанных для проверки секторов и оперативной памяти; обнаруживает и удаляет вирусы из файлов, упакованных утилитами сжатия; обнаруживает вирусы в локальных почтовых ящиках наиболее распространенных почтовых систем; использует усовершенствованный эвристический механизм поиска неизвестных вирусов.
AutoCAD-система автоматизированного проектирования, конструирования и разработки технологической документации с использованием ПЭВМ являются важнейшими современными средствами информатизации конструкторской и технологической деятельности. Автокад является мощным инструментальным средством, обеспечивающим автоматизацию графических работ на базе персональных ЭВМ. Причем данное средство предоставляет пользователю возможности, которые ранее могли быть реализованы только на больших и дорогих вычислительных системах. С помощью Автокада может быть построен любой чертеж, если только его можно начертить вручную. Другими словами, Автокад способен выполнять практически любые виды графических работ. При этом обеспечиваются высокая скорость и простота создания чертежа и его модификаций, что в свою очередь позволяет существенно сократить время, необходимое для выполнения подобных процессов, по сравнению с черчением вручную. Автокад позволяет создать нечто большее, чем обычный чертеж. Логически связанные фрагменты чертежа можно разместить на выделенных слоях или сгруппировать в составные объекты и рассматривать их как единое целое. Автокад "помнит" положение, размер и цвет построенных объектов и записывает эти сведения во внутреннюю базу данных для последующего их поиска, анализа и обработки. Для работы с Автокадом необходимо основное и дополнительное оборудование. Помимо базовой ПЭВМ, включающей процессор, память, клавиатуру, текстовый монитор и дисководы, для работы Автокада требуется графический монитор с высокой разрешающей способностью. К достоинствам Автокада можно отнести хорошую его настройку на работу.
Прохождение практики в филиале ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция» было непосредственно связано с работой на компьютере. При работе с данным компьютером была изучена его характеристика (которая приведена ниже). В основном данный компьютер подходит для работы в данной сфере, так как на них в основном работа идет со стандартным пакетом Microsoft Office (чаще всего MS Word и MS Excel). Также на данных компьютерах нет специализированного или иного программного обеспечения не удовлетворяющих характеристике этого компьютера и не требующего больших ресурсов.
Имя компьютера 302 - 1-9.
Операционная система Microsoft Windows XP Professional SP 2 ЯзыкRussian (стандарты: Russian)
Процессор Intel Inside Pentium 4
Память 512 MB RAM
Версия DirectX DirectX 9.0
Текущий режим экрана 1024x768 (32bit)
Фирма LG Disk 3,5(A:) Есть
Disk (D:) Для CD-RW
Емкость Disk (C:) 80 ГБ
Видео карта VGA Tech Graphics. Controller
Клавиатура Стандартная клавиатура 101/102 фирма Genius
Мышь Оптическая.
Высокое качество выполняемых работ обеспечивается наличием высокопрофессионального персонала, современными технологиями выполнения работ, высокой культурой производства, приоритетом принцип в культуры безопасности, а также действующей сертифицированной системой управления качеством в соответствии с международным стандартом ISOо9001-2000.
1.5. Прием технической документации на хранение в производственно-технический отдел
Техническая документация Смоленской АЭС всех видов состоит из внешних и внутренних документов, которые подлежат регистрации в соответствии с требованиями. Порядок приема технической документации на хранение в технический архив выполняется в соответствии с «Инструкция. Передача технической документации на хранение в технический архив Смоленской АЭС».
Учет и регистрация документов в техническом архиве ПТО является одним из средств обеспечения их сохранности и контроля. Учету подлежат все хранящиеся документы в техническом архиве. Документы поступившие в технический архив регистрируются в «Журнале учета и регистрации технической документации» Приложение (Рис.1.3). Все записи в журнале учета-регистрации технической документации выполняет работник технического архива, ответственный за хранение данного типа документов. В журнале указывается: Приложение (Рис.1.4);
В графе 1:
– номер папки (раздел Рубрикатора технической документации порядковый номер сформированной папки с документацией) по данному журналу, номер должен совпадать с номером, проставляемым на документе;
– порядковый номер учитываемого листа.
В графе 2
– инвентарный номер чертежа, номер паспорта, ведомости и т.д., если у документа нет номера, необходимо ставить прочерк.
В графе 3
– наименование чертежа, паспорта, ведомости и т.д. каждого листа документа в соответствии с самим документом, если у документа нет названия, пишется краткое содержание документа.
В графе 4
– дополнительные сведения.
Для учета и регистрации в технический архив передается один экземпляр всей проектной документации, заводской документации на основное оборудование и изменений к ней. Учет и регистрация осуществляется после ввода в эксплуатацию соответствующей системы, оборудования и оформления исполнительной документации.
Учету и регистрации подлежит каждый лист передаваемой технической документации. При передаче документов в технический архив штамп регистрации ставится на всех экземплярах, в том числе на экземплярах, остающихся в подразделении. В техническом архиве учитывается общее количество зарегистрированных экземпляров документов.
Прием документов на хранение в технический архив производится сотрудниками технического архива Смоленской АЭС.
При приеме документов на хранение необходимо проверить:
– комплектность документов (соответствие фактически представленной документации перечню, прилагаемому к акту передачи/приемке технической документации);
– наличие установленных подписей;
– полноту документов в бумажном виде;
– фактическое наличие всех листов сдаточной документации в соответствии с приложением к акту передачи/приемки технической документации;
– пригодность документов для хранения (физическое состояние, контрастно отпечатаны, хорошо читаемы, без механических повреждений и т.д.).
При отсутствии замечаний к качеству технической документации оформить приемку передаваемых документов на хранение в технический архив:
– подписать акт передачи/приемки технической документации заместителем начальника ПТО и заведующим техническим архивом;
– зарегистрировать акт передачи/приемки технической документации в журнале регистрации актов приемки-передачи технической документации(Приложение. Рис (1.3)). Акт регистрируется проставлением штампа, в котором указывается регистрационный номер акта и дата регистрации. Один экземпляр акта передать в подразделение, передающее комплект документов на хранение;
– зарегистрировать передаваемую на хранение в технический архив документацию в журнале учета-регистрации технической документации, проставлением штампа , в котором указывается:
номер раздела по Рубрикатору, регистрируемого документа;
номер регистрируемого листа документа;
порядковый номер папки по журналу регистрации (Приложение (Рис.1.4));
– оформить техническую документацию с приложением описи содержимого папки в соответствии с разделом Рубрикатора технической документации. В описи содержимого папки указывается количество листов, индекс, наименование технического документа.
Инженер ПТО осуществляет выдачу документов из фонда технического архива ответственным лицам, назначенным распоряжением начальника подразделения. Руководители подразделений своим распоряжением назначают ответственных лиц (не более трех человек) ответственных за сохранность технической документации, получаемой из технического архива. Копию распоряжения направляют в ПТО.
Запрещается выдача подлинников документов лицам, не несущим ответственность за их сохранность (комиссиям, подрядчикам, прочим заинтересованным лицам).
Документы выдаются из технического архива для:
– временного пользования на рабочем месте работникам Смоленской атомной станции;
– работы в читальном зале работникам Смоленской атомной станции.
Выдаваемая документация на рабочее место во временное пользование фиксируется:
– в Журнале учета выданной документации технического архива (Приложение (Рис.1.5));
Все записи в Журнале учета выданной документации технического архива выполняет работник, ответственный за ведение данного журнала.
В графе 1 указывается порядковый номер пользователя технической документацией.
В графе 2 указывается фамилия, имя, отчество пользователя технического архива.
В графе 3 указывается место работы – цех/подразделение пользователя.
В графе 4 указывается номер рабочего телефона пользователя.
В графе 5 указывается номер папки документа, выданного во временное пользование на рабочее место.
В графе 6 указывается номер отдельно взятого листа из комплекта документов, выданного во временное пользование на рабочее место.
В графе 7 проставляется дата выдачи технической документации.
В графе 8 указывается дополнительная информация.
Документы во временное пользование выдаются на срок до одной недели.
Вывод. Недостатками функционирования системы на данный момент является, то что вся техническая документация храниться в бумажном виде. Бумага имеет свойства выцветать, протираться от многократных прикосновений, рваться. Информация на поврежденных бумажных носителях может быть частично или полностью утеряна. Учет информации бумажного архива при помощи журналов довольно громоздок, не говоря о поиске необходимой документации. Для реализации и устранения недостатков я создам информационную систему которая:
– обеспечит надежность хранения информации;
– сведет к минимуму потери информации;
– сократит время на поиск;
– обеспечит достоверность информации и предоставляют сведения о том, кто является автором последних изменений;
– позволит знать о местонахождении оригинала документа;
– позволит проводить анализ востребованности различных документов каждым сотрудником.
При современном развитии производственных и технологических процессов , бессмысленно говорить о полностью "безбумажной" технологии. В любом случае, придется содержать бумажный архив, ведь пока электронный документ не имеет полной юридической силы. Однако, создание электронного архива существенно облегчает и ускоряет работу с документами. При этом существенно уменьшается вероятность потери ценной информации.
2
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Информационные системы
Информационные системы в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, в частности: степени охвата задач управления, классам реализуемых технологических операций, типу пользовательского интерфейса, вариантам использования сети ЭВМ, обслуживаемой предметной области.
Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Рассмотрим, что такое информационные системы и как они связаны с информационными технологиями.
Управление – важнейшая функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой социально-экономической, организационно-
Систему, реализующую функции управления, называют системой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми этой системой, являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.
Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также системы с окружающей средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.
Таким образом любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой.
Экономическая информационная система – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.
Автоматизированная информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.
Таким образом, информационная система может быть определена с технической точки зрения как набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решений и управление в организации. В дополнение к поддержке принятия решений, координации и управлению информационные системы могут также помогать менеджерам проводить анализ проблемы, делают видимыми комплексные объекты и создают новые изделия.
Информационные системы содержат информацию о значительных людях, местах и объектах внутри организации или в окружающей среде. Информацией мы называем данные, преобразованные в форму, которая является значимой и полезной для пользователей. Данные, напротив, являются потоками сырых фактов, представляющих результаты, встречающиеся в организациях или в физической среде прежде, чем они были организованы и преобразованы в форму, которую пользователи могут понимать и использовать.
По источникам поступления информацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация состоит из директивных указаний вышестоящих органов, различных материалов центральных и местных органов управления, документов, поступающих от других организаций и предприятий-смежников. Внутренняя информация отражает данные о ходе производства на предприятии, о выполнении плана, о работе цехов, участков служб, о сбыте производства.
Все виды информации, необходимой для управления на предприятии, представляют собой информационную систему. Система управления и система информации на любом уровне управления образует единство. Управление без информации невозможно.
Три процесса в информационной системе производят информацию, в которой нуждаются организации для принятия решений, управления, анализа проблем и создания новых изделий или услуг, - это ввод, обработка и вывод. В процессе ввода фиксируются или собираются непроверенные сведения внутри организации или из внешнего окружения. В процессе обработки этот сырой материал преобразуется в более значимую форму. На стадии вывода обработанные данные передаются персоналу или процессам, где они будут использоваться. Информационные системы также нуждаются в обратной связи, которая является возвращаемыми обработанными данными, нужными для того, чтобы приспособить элементы организации для помощи в оценке или исправлении обработанных данных.
Существуют формальные и неформальные организационные компьютерные информационные системы. Формальные системы опираются на принятые и упорядоченные данные и процедуры сбора, хранения, изготовления, распространения и использования этих данных.
Неформальные информационные системы (типа сплетен) основаны на неявных соглашениях и неписаных правилах поведения. Нет никаких правил, что является информацией или как она будет накапливаться и обрабатываться. Такие систе6мы необходимы для жизни организации. К информационным технологиям они имеют весьма отдаленное отношение.
Хотя компьютерные информационные системы используют компьютерные технологии, чтобы переработать непроверенные сведения в значимую информацию, существует ощутимое различие между компьютером и компьютерной программой, с одной стороны, и информационной системой – с другой. Электронные вычислительные машины и программы для них – техническое основание, инструментальные средства и материалы современных информационных систем. Компьютеры обеспечивают оборудование для хранения и изготовления информации. Компьютерные программы, или программное обеспечение, являются наборами руководств по обслуживанию, которые управляют работой компьютеров. Но компьютеры – только часть информационной системы.
С позиции делового видения информационная система представляет собой организационные и управленческие решения, основанные на информационных технологиях, в ответ на вызов, посылаемый окружающей средой. Рассмотрим это выражение, потому что оно подчеркивает организационную сторону и природу управляющих информационных систем. Понимать информационные системы – это не означает быть грамотным в использовании компьютеров, менеджер должен более широко понимать сущность организации, управления и технологий информационных систем и их возможность обеспечить решение проблем в деловой окружающей среде.
С ростом технической мощи ИТ компьютеры начали не просто облегчать работу человека, а позволяют выполнять то, что без ИТ было невозможным. В связи с тем, что менеджеру приходится принимать решения в условиях большой неопределенности и риска, новые возможности информационных систем очень быстро начинают находить применение в бизнесе. Говоря о «новых» возможностях ИС, более справедливо называть некоторые из них новыми только для нас. Например, системы поддержки принятия решений уже более двух десятилетий используются в развитых странах, но пока еще не получили широкого распространения в нашей стране.
2.2. Основные разработки ИС
Исходя из определения, разработка информационной системы будет осуществляться по следующим направления:
создание БД;
создание приложения Delphi;
связь БД и Delphi;
2.2.1 Создание БД Microsoft Access
База данных (БД) - это поименованная совокупность данных, относящихся к определенной предметной области.
Задача базы данных состоит в хранении всех представляющих интерес данных в одном или нескольких местах, причем таким способом, который заведомо исключает ненужную избыточность. Создание баз данных преследует две основные цели: понизить избыточность данных и повысить их надежность.
С БД связано такое понятие как СУБД(система управления базами данных) – это программа, которая управляет данными, осуществляет хранение, поиск, извлечение, редактирование информации, хранимой в БД.
Microsoft Access является настольной СУБД реляционного типа. Достоинством Access является то, что она имеет очень простой графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственную базу данных, но и разрабатывать приложения, используя встроенные средства.
В отличие от других настольных СУБД, Access хранит все данные в одном файле, хотя и распределяет их по разным таблицам, как и положено реляционной СУБД. К этим данным относится не только информация в таблицах, но и другие объекты базы данных.
Для выполнения почти всех основных операций Access предлагает большое количество Мастеров (Wizards), которые делают основную работу за пользователя при работе с данными и разработке приложений, помогают избежать рутинных действий и облегчают работу неискушенному в программировании пользователю.
Особенности MS Access, отличающиеся от представления об «идеальной» реляционной СУБД.
Создание многопользовательской БД Access и получение одновременного доступа нескольких пользователей к общей базе данных возможно в локальной одноранговой сети или в сети с файловым сервером. Сеть обеспечивает аппаратную и программную поддержку обмена данными между компьютерами. Access следит за разграничением доступа разных пользователей к БД и обеспечивает защиту данных. При одновременной работе.
Как и другие продукты этой категории, она предназначена для хранения и поиска данных, представления информации в удобном виде и автоматизации часто повторяющихся операций. С помощью Access можно разрабатывать простые и удобные формы для ввода данных, а также осуществлять обработку данных и выдачу сложных отчетов.
Access – мощное приложение к Windows; впервые производительность СУБД органично сочетается с теми удобствами, которые имеются в распоряжении пользователей Microsoft Windows. Поскольку оба эти продукта – детища компании Microsoft, они прекрасно взаимодействуют между собой. Система Access работает под управлением Windows 95, Windows 98 или Windows NT, так что при работе с ней пользователю доступны все преимущества Windows. Можно вырезать, копировать и вставлять данные из любого приложения Windows в Access и наоборот; можно создавать проект формы в Access и сохранить его как отчет.
Access обладает широкими возможностями по импорту / экспорту данных в различные форматы, от таблиц Excel и текстовых файлов. Еще одно немаловажное преимущество MS Access заключается в развитых встроенных средствах разработки приложений. Большинство приложений, распространяемых среди пользователей, содержит тот или иной объем кода VBA (Visual Basic for Applications). Поскольку VBA является единственным средством для выполнения многих стандартных задач для создания более-менее сложных приложений необходимо его знание и знание объектной модели MS Access.
Одним из средств программирования в Access является язык макрокоманд. Программы, созданные на этом языке, называются макросами и позволяют легко связывать отдельные действия, реализуемые с помощью форм, запросов, отчетов. Макросы управляются событиями, которые вызываются действиями пользователями при диалоговой работе с данными через формы или системными событиями.
Получается что Access, обладая всеми чертами СУБД, предоставляет и дополнительные возможности. Это не только гибкая и простая в использовании СУБД, но и система для разработки работающих с базами данных приложений.
В Access база данных обозначает файл, содержащий набор информации. База данных в Access 2007 может содержать следующие типы объектов таблица, запрос, форма, отчёт, страница, макрос.
Access может работать одновременно только с одной базой данных. Но одна БД Access может включать множество таблиц, форм, запросов, отчётов, макросов и модулей, которые хранятся в одном файле с расширением mdb.
Таблица – это объект, соответствующий понятию «таблица» в теории реляционных баз данных. Для каждой таблицы в Access можно определить первичный ключ и один или несколько индексов с целью увеличения скорости доступа к данным.
Access позволяет создавать структуру таблицы в трех режимах – в режиме конструктора, с помощью мастера и путем ввода данных. Разница предполагает использование этих средств пользователями с разным уровнем подготовки, разными целями и перспективами использования данных. Естественно имеется возможность просматривать, редактировать, удалять и добавлять записи, осуществлять поиск, замену, сортировку данных, изменять вид таблицы. Связи между таблицами определяются специальным средством, которое называется «Схема данных».
Это удобный графический инструмент, позволяющий создавать связи между определенными полями таблиц, задавать различные типы отношений, устанавливать ограничения ссылочной целостности. При этом изменения сразу применяются в базе данных (естественно, если содержащиеся данные удовлетворяют всем условиям) Полученную диаграмму таблиц и связей можно распечатать, что, несомненно, удобно для разработчика.
Запрос – объект, содержащий текст SQL запроса, имеющий уникальное имя в определенной базе данных. Создать запрос можно с помощью мастера и в режиме конструктора. В первом случае пользователю в интерактивном режиме предлагается выбрать имя таблицы и поля для выборки. Во втором случае можно выбрать несколько таблиц или запросов, связать их графическим способом и определить поля выборки. Также можно задать дополнительные условия для каждого поля и параметры сортировки.
Есть еще один способ создания запроса, который встроен в конструктор, – это написание запроса вручную на языке SQL. Однако текстовый редактор, предназначенный для этого имеет явно скудные возможности в плане удобства и наглядности оформления кода. Видимо этот способ не позиционировался разработчиками как основной.
Форма – это специальный объект-контейнер для других интерфейсных компонентов, таких как поля ввода и отображения данных, кнопки и др. На форме разработчик располагает компоненты для ввода, корректировки, просмотра и группировки данных, в зависимости от специфики приложения. Форму также можно создать двумя способами – в режиме конструктора и с помощью мастера. В первом случае разработчик располагает набором компонентов, которые свободно размещает на форме и задает их параметры. В режиме мастера пользователь просто выбирает таблицу, поля и стиль оформления, а форма генерируется автоматически.
Отчёт – объект, предназначенный для создания документа, который впоследствии может быть распечатан либо включён в документ другого приложения. Этот документ содержит результаты выборки из базы данных в виде структурированной информации (например в виде таблицы или списка). MS Access обладает богатыми возможностями по оформлению и форматированию отчетов. Те же два режима создания есть и у отчета. В режиме мастера у пользователя имеется возможность задать множество параметров, практически полностью определяющих желаемый внешний вид отчета. Для создания нестандартных отчетов лучше пользоваться конструктором.
Макрос – это объект, представляющий собой последовательность макрокоманд для автоматизации наиболее часто выполняемых действий при работе с базой. Макрокоманды выбираются из имеющего списка, а параметры задаются разработчиком. Выполнить макрос можно по нажатию на кнопку и программным методом в коде.
Система Access – это набор инструментов конечного пользователя для управления базами данных. В ее состав входят конструкторы таблиц, форм, запросов, отчетов и страниц доступа к данным. Эту систему можно рассматривать и как среду разработки приложений. Используя макросы или модули для автоматизации решения задач, можно создавать ориентированные на пользователя приложения такими же мощными, как и приложения, написанные непосредственно на языках программирования. При этом они будут включать кнопки, меню и диалоговые окна.
2.2.2.Создание приложения Delphi
Для создания электронного архива технической документации я использовала программный продукт Borland Delphi 7.0 версии.
Данный язык программирования отличается простотой синтаксиса, легкой возможностью связки с другими прикладными программными продуктами.
Из всех известных сред разработки программных продуктов Delphi является одной из самых лучших по следующим причинам:
пакет Delphi совместно с включенными в него дополнительными программами предоставляет разработчику большой объем возможностей по созданию программ, предназначенных для работы с базами данных;
в пакете Delphi есть возможность вывода информации из баз данных на принтер с использованием встроенного генератора отчетов;
в Delphi реализован язык SQL, который используется при работе с локальными и сетевыми базами данных;
Delphi имеет большую производительность и относительно небольшие размеры;
Delphi предоставляет разработчику приложения широкие возможности быстрого и качественного проектирования графического интерфейса пользователя – различных окон, кнопок, меню и т.д.
Кроме того, Delphi - это комбинация нескольких важнейших технологий:
высокопроизводительный компилятор в машинный код;
объектно-ориентированная модель компонент;
визуальное (а, следовательно, и скоростное) построение приложений из программных прототипов;
масштабируемые средства для построения баз данных.
Процессе построения приложения разработчик выбирает из палитры компонент готовые компоненты как художник, делающий крупные мазки кистью. Еще до компиляции он видит результаты своей работы - после подключения к источнику данных их можно видеть отображенными на форме, можно перемещаться по данным, представлять их в том или ином виде. В этом смысле проектирование в Delphi мало чем отличается от проектирования в интерпретирующей среде, однако после выполнения компиляции мы получаем код, который исполняется в 10-20 раз быстрее, чем то же самое, сделанное при помощи интерпретатора. Кроме того, компилятор компилятору рознь, в Delphi компиляция производится непосредственно в родной машинный код, в то время как существуют компиляторы, превращающие программу в так называемый p-код, который затем интерпретируется виртуальной p-машиной. Это не может не сказаться на фактическом быстродействии готового приложения.
Основной упор этой модели в Delphi делается на максимальном реиспользовании кода. Это позволяет разработчикам строить приложения весьма быстро из заранее подготовленных объектов, а также дает им возможность создавать свои собственные объекты для среды Delphi. Никаких ограничений по типам объектов, которые могут создавать разработчики, не существует. Действительно, все в Delphi написано на нем же, поэтому разработчики имеют доступ к тем же объектам и инструментам, которые использовались для создания среды разработки. В результате нет никакой разницы между объектами, поставляемыми Borland или третьими фирмами, и объектами, которые вы можете создать.
Масштабируемые средства для построения баз данных
Объекты БД в Delphi основаны на SQL и включают в себя полную мощь Borland Database Engine. В состав Delphi также включен Borland SQL Link, поэтому доступ к СУБД Oracle, Sybase, Informix и InterBase происходит с высокой эффективностью. Кроме того, Delphi включает в себя локальный сервер Interbase для того, чтобы можно было разработать расширяемые на любые внешние SQL-сервера приложения в офлайновом режиме. Разработчик в среде Delphi, проектирующий информационную систему для локальной машины (к примеру, небольшую систему учета медицинских карточек для одного компьютера), может использовать для хранения информации файлы формата .dbf (как в dBase или Clipper) или .db (Paradox). Если же он будет использовать локальный InterBase for Windows 4.0 (это локальный SQL-сервер, входящий в поставку), то его приложение безо всяких изменений будет работать и в составе большой системы с архитектурой клиент-сервер.
Основной упор в Delphi делается на максимальном реиспользовании кода. Это позволяет строить приложения весьма быстро из заранее подготовленных объектов, а также дает возможность создавать свои собственные объекты для среды Delphi. Никаких ограничений по типам объектов, которые могут создаватья, не существует. Действительно, все в Delphi написано на нем же, поэтому имеется доступ к тем же объектам и инструментам, которые использовались для создания среды разработки.
СУБД Microsoft Access и язык программирования Borland Delphi 7.0. идеально подходят для реализации программного продукта. Наличие установленного языка программирования Borland Delphi 7.0 на компьютерах, где предполагается использование программного продукта после окончания разработки не является необходимым.
2.2.3 Связь Delphi и Access
Среда программирования Delphi позвол
Важной задачей при разработке программного обеспечения является создание и поддержка в среде Delphi БД, которая является информационной основой для работы автоматизированной системы в целом. Поэтому простота доступа к таблицам БД и широкие возможности их редактирования являются непременным условием при разработке программного обеспечения Delphi содержит ряд компонентов, имеющих отношение к БД.
Наиболее простой способ доступа к данным в Delphi заключается в использование компонента Table. Объект Table просто ссылается на таблицу БД. При этом необходимо указать имя БД в его свойстве Database Name. Можно ввести само имя, псевдоним или путь к каталогу с файлами таблицы ObjectInspector перечи
Работа с набором данных (таблица или запрос) может выполняться при разных состояниях, определяемых свойством State, которое может принимать несколько различных значений:
- dsBrowse обеспечивает обычный просмотр, используемый для поиска данных и предварительного просмотра записей;
- dsEdit используется для режима редактирования. Вход в это состояние происходит при вызове метода Еdit или свойства AvtoEdit компонентаDa
- dsInsert применяется, если в набор данных нужно добавить новую запись. Это происходит при вызове метода Insert, перемещение к последней строке компонента DB Navigator;
- dsInactive является состоянием закрытого набора данных;
- SetKey указывает на поиск в наборе данных. Это состояние имеет место между вызовом метода SetKey;
- dsCals Fieds является состоянием набора данных во времени вычисления поля (вызов обработки события On Cals Fields).
В большинстве случаев переходы между этими состояниями выполняются автоматически, однако следует иметь ввиду , сто существует много событий, относящихся к переходам между состояниями.
Отображение данных в среде Delphi осуществляется с помощью компонентов, которые похожи на обычные управляющие элементы Windows, но знают, как обращаться с данными. Все эти компоненты находятся на странице Data Controls палитры Delphi C
DBGrid представляют собой сетку, способную отразить таблицу как одно целое. Он обеспечивает прокрутку и навигацию, а также редактирование содержимого сетки;
DB Navigator представляет собой набор кнопок, и используется для навигации и выполнения действий над БД;
DBLabel используется для отображения содержимого поля, которое нельзя модифицировать;
DBEdit позволяет редактировать поле (изменять текущие значения);
DBMemo используется для просмотра и модификации большого текстового поля, которое будет сохранено в памяти.
Мощность и гибкость Delphi при работе с базами данных основана на
низкоуровневом ядре - процессоре баз данных Borland Database Engine (BDE).
Его интерфейс с прикладными программами называется Integrated Database Application Programming Interface (IDAPI). В принципе, сейчас не различают эти два названия (BDE и IDAPI) и считают их синонимами. BDE позволяет осуществлять доступ к данным как с использованием традиционного record-ориентированного (навигационного) подхода, так и с использованием set-ориентированного подхода, используемого в SQL-серверах баз данных. Кроме BDE, Delphi позволяет осуществлять доступ к базам данных, используя технологию (и, соответственно, драйверы) Open DataBase Connectivity (ODBC) фирмы Microsoft. Но, как показывает практика, производительность систем с использованием BDE гораздо выше, чем оных при использовании ODBC. Все инструментальные средства баз данных Borland - Paradox, dBase, Database Desktop - используют BDE. Все особенности, имеющиеся в Paradox или dBase, “наследуются” BDE, и поэтому этими же особенностями обладает и Delphi. Некоторые СУБД сохраняют базуданных в виде нескольких отдельных файлов, представляющих собой таблицы (в основном, все локальные СУБД), в то время как другие состоят из одного файла, который содержит в себе все таблицы и индексы (InterBase). Например, таблицы dBase и Paradox всегда сохраняются в отдельных файлах на диске. Каталог, содержащий dBase .DBF файлы или Paradox .DB файлы, рассматривается как база данных. Другими словами, любой каталог, содержащий файлы в формате Paradox или dBase, рассматривается Delphi как единая база данных. Для переключения на
другую базу данных нужно просто переключиться на другой каталог. Как уже было указано выше, InterBase сохраняет все таблицы в одном файле, имеющем расширение . GDB, поэтому этот файл и есть база данных InterBase. Удобно не просто указывать путь доступа к таблицам базы данных, а использовать для этого некий заменитель- псевдоним, называемый алиасом. Он сохраняется в отдельном конфигурационном файле в произвольном месте на диске и позволяет исключить из программы прямое указание пути доступа к базе данных.
Вывод. Плюсами программного продукта Delphi является то ,что пакет Delphi совместно с включенными в него дополнительными программами предоставляет большой объем возможностей по созданию программ, предназначенных для работы с базами данных, в Delphi реализован язык SQL, который используется при работе с локальными и сетевыми базами данных. Так же в пакете Delphi есть возможность вывода информации из баз данных на принтер с использованием встроенного генератора отчетов.
Среди достоинств средств Access выделим следующие.
– СУБД Access полностью совместима с такими компонентами пакета Microsoft Office, как электронные таблицы Excel и текстовый процессор Word.
– Access обеспечивает возможность динамического обмена данными DDE (Dynamic Data Exchange) с любым приложением Windows, поддерживающим DDE.
– Access поддерживает также механизм OLE, обеспечивающий связь и внедрение объектов различных приложений, т.е. установление связи с объектами другого приложения и внедрение объекта в данное приложение БД. Причем достоинством внедренного объекта является то, что при его активизации открывается программа, которая его создала, поэтому новый пользователь имеет возможность изменить объект по своему усмотрению. Внедряемыми или связываемыми объектами могут быть документы различных приложений Windows — рисунки, графики, электронные таблицы или звуковые файлы.
– Access может использовать все файлы СУБД, поддерживающие стандарт открытого доступа к данным ODBC (Open Database Connectivity) — Oracle, Microsoft SQL Server, Sybase SQL Server.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализа деятельности производственно-технического отдела филиала была выявлена необходимость внедрения информационной системы по автоматизации учета технической документации архива производственно-технического отдела филиала «ОАО «Концерн Росэнергоатом» Смоленская атомная станция. Было установлено, что внедрение информационной системы позволит существенно сократить затраты времени на ведение журналов регистрации и выдачи документов в архиве, оформление отчётов, а также поможет осуществлять удобный и оперативный поиск информации о документе в архиве, обеспечит сохранность и достоверность информации.
В ходе работы над отчетом посредством поэтапного моделирования база данных была реализована средствами Microsoft Access и SQL, а пользовательский интерфейс программы средствами среды программирования Borland Delphi7.
Создание информационной системы позволит автоматизировать деятельность производственно-технического отдела филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» Смоленская атомная станция. Назначение информационной системы – автоматизация учета технической документации архива производственно-технического отдела филиала «ОАО «Концерн Росэнергоатом» Смоленская атомная станция.
В результате внедрения информационной системы произойдет снижение трудовых и временных затрат на обработку информации, улучшение качества и достоверности получаемой информации, повышение оперативности ее обработки.
Возможно расширение функциональных возможностей информационной системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гофман В.Э., Хомоненко А.Д. Delphi 6. – СПб.: «Издательство БХВ-Петербург», 2009.
3. Вескес Д.Л., Гандерлоу М., Чипмен М. Access и SQL Serve. – М.: «Издательство Лори», 2008.
4. Джен Л. Харрингтон. Проектирование реляционных баз данных. Просто и доступно. – М.: «Издательство Лори», 2007.
5. Коннолли Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. – М.: «Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008.
6. Архангельский А.Я. Программирование в Delphi 7. – М.: «Издательство БИНОМ», 2007.
7. Ахаян Р. Эффективная работа с СУБД. – СПб.: «Издательство Питер», 2009.
8. Петров В.Н. Информационные системы. – СПб.: «Издательство Питер», 2008.
9. Чекалов А. Базы данных: от проектирования до разработки приложений. – СПб.: «Издательство БХВ-Петербург», 2007.
10. Устав филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» Смоленская атомная станция.
11. Устав ОАО «Концерн Росэнергоатом».
12. Положение о производственно-техническом отделе.
2
Приложение
Рис. 1.1
Рис. 1.2
Рис.1.3
ТЕХ.АРХИВ САЭС | |
Рубрикатор |
|
№ папки |
|
Лист |
|
Рис. 1.4
Рис.1.5
2
Приложение 1
2
Приложение 2
Структурная схема производственно-технического отдела
Начальник ПТО
2
2
2
2
2
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Концерн Росэнергоатом»