Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 18:11, контрольная работа
Для любого PR-специалиста главным профессиональным требованием является эффективное владение коммуникационными навыками, которые включают в себя умение логично и правильно пользоваться как устной, так и письменной речью, грамотно оформлять свои мысли в тексты. С точки зрения коммуникации любой текст является главной коммуникационной единицей, которая не только структурирует форму информационного сообщения, но в то же время стремится вызвать осмысленный ответ, отклик получателя. Можно сказать, что коммуникация заключается в обмене действиями, порождающими и интерпретирующими тексты.
Особенности деятельности спичрайтера
ВВЕДЕНИЕ
Для любого PR-специалиста главным профессиональным требованием является эффективное владение коммуникационными навыками, которые включают в себя умение логично и правильно пользоваться как устной, так и письменной речью, грамотно оформлять свои мысли в тексты. С точки зрения коммуникации любой текст является главной коммуникационной единицей, которая не только структурирует форму информационного сообщения, но в то же время стремится вызвать осмысленный ответ, отклик получателя. Можно сказать, что коммуникация заключается в обмене действиями, порождающими и интерпретирующими тексты. Французский философ Жак Деррида считал, «что «ничего не существует вне текста», а ученица Р. Барта Ю. Кристева предложила термин «интертекстуальность» для обозначения особого метода прочтения любого текста как составной части широкого контекста культуры, т.е. всякий текст представляет собой открытую для интерпретаций структуру, существующую за счет многих предшествующих текстов (культурного опыта)» [Черных, 2008, с. 41]. Деятельность спичрайтера предполагает тщательную и кропотливую работу по подготовке текста публичного выступления. После того, как спичрайтер получил определенный заказ, начинается долгий процесс работы. «Интересно, что, по мнению некоторых специалистов, на каждые пять минут выступления должно приходиться не менее трех часов работы над сценарием» [10].
Этапы деятельности спичрайтера
Наиболее распространенная схема деятельности речеписца состоит в последовательном исполнении следующих этапов:
1)подготовка; 2) интервьюирование; 3) исследование; 4) организация и написание речи [Сайтэл, 2002, с. 333].
Первый, подготовительный этап подразумевает четкий ответ на вопросы о предстоящем выступлении спикера: кто, что, где и когда. Ответы на эти же вопросы укладываются в один смысловой абзац информационного журналистского текста – лид. Но для спичрайтерского текста также важен ответ на вопрос зачем? для чего? Подходит и классическое описание акта коммуникации Г. Лассуэла (Five w's): кто, что говорит, по какому каналу, кому, с каким эффектом? Спичрайтер должен иметь представление о личностных качествах, характере, имидже, общественном положении, манерах говорить и держаться на публике того, для кого он пишет текст. Некоторые спичрайтеры и политические лидеры были не просто коллегами, но и друзьями, единомышленниками. Одной из гарантий успеха является осведомленность в характере аудитории. Знание о ней позволяет удовлетворить потребности, интересы слушателей. Ответ на вопрос «что» является темой публичного выступления. Формулировка темы должна быть четкой, не слишком общей или узконаправленной. Одним из главных приоритетов в подготовительном этапе работы спичрайтера является ответ на вопрос «зачем?», т.е. определение главной задачи публичного выступления. На этом этапе есть очень тесная связь с формулированием основного тезиса речи, или как его называл М.М. Сперанский «царствующей мысли». Если в теме речи предъявляется только предмет выступления, то тезис выступает как стержень высказывания, сохраняющий смысловое единство речи. Наиболее тесно тезис связан с задачей и является по существу одним из возможных ответов на вопрос, заключенный в задаче, ответ, который выступающий предлагает слушателям.
Второй этап подготовки речи заключается в интервьюировании лица, которому придется произносить эту речь. В процессе общения спичрайтеру нужно четко выявить объект разговора, т.е. цель речи, выяснив, чего конкретно хочет добиться от аудитории оратор в результате выступления. После следует определить основные пункты, важные смысловые моменты, на которых будет основываться выступление. Немаловажный момент заключается в необходимости прочувствовать личность оратора, его характер, манеру говорить, чувство юмора. Проанализировав психологический портрет заказчика, опытный спичрайтер может подготовить такой текст, будто будущий спикер написал бы его сам. Так главного спичрайтера Барака Обамы Джона Фавро, сам президент называет своим «чтецом мыслей».
Исследование – это следующий этап, направленный, прежде всего, на разработку темы. В этапе «Исследование» выделяются следующие стратегические установки:
установление степени
изученности явления или
изучение истории явления,
определение степени и
установление степени актуальности, практической важности разрабатываемой темы;
ознакомление с конкретным опытом деятельности, относящимся к разрабатываемой теме;
установление сходств и различий в подходах к явлению или проблеме;
выявление несоответствия новых, обнаруженных спичрайтером фактов принятым мнениям;
сопоставление исследуемого вопроса с его современными аналогами в других областях знаний, регионах и т.п. и проведение возможных аналогий.
После начинается этап работы с различными источниками, сборка материала. В современных условиях спичрайтер может воспользоваться самой различной информацией, которую можно получить из книг, Интернета, интервьюирования специалистов; поможет и обращение к текстам предыдущих выступлений заказчика. Немаловажно продумать то, каким будет так называемый поддерживающий, вспомогательный материал. Это могут быть примеры, цифровые данные и авторитетные мнения. Использование ярких, конкретных примеров в выступлении помогает слушателям не только лучше понять идеи оратора, но и лучше их запомнить. С помощью примеров можно пояснить непонятные, сложные факты, превратить абстрактные идеи в конкретные, проиллюстрировать их. Главная ценность статистических данных в том, что они могут подтвердить ваши идеи цифрами, это особенно важно, если задача выступления состоит в освещении какой-либо проблемы. Примеры могут оживить проблему и заставить слушателей прочувствовать ее, но именно цифры помогут понять, скольких людей затронула эта проблема. Цитаты или высказывания авторитетных людей также придают речи убедительность, подтверждают значимость идей спикера. По завершению процесса подготовки спичрайтер приступает к написанию текста для выступления заказчика.
Спичрайтерский текст – очень хрупкая и сложная конструкция, требующая специфические лингвистические познаний специалиста, таких как знание видов публичной речи, умение определять цели и мотивы публичного выступления, разбираться в методах убеждения (с помощью аргументов и с помощью обоснования) и приемах убеждения слушателя (доверие к выступающему, техника аргументации, обращение к эмоциям). Особое внимание уделяется алгоритму подготовки, написания и выдвижения тезисов публичного выступления. Следует помнить, что существуют различные структуры публичного текста, речевые приемы, контактоустанавливающие средства, методы последовательного изложения основного явного тезиса выступления, средства выразительности публичной речи, роль и объем юмора. Описание этих различных техник и методик может послужить темой для отдельного исследования. Но и этих навыков недостаточно для построения эффективного политического текста, нужно разбираться в психологии, социологии, политологии, наконец. Таким образом,
профессия спичрайтера требует привлечения большого количества ресурсов и навыков.
Алгоритм написания
Везде по-разному отмечается особая роль спичрайтера в политической жизни страны, но бесспорным остается факт, что профессия эта особая. Но заметим, что проанализированные нами источники не рассматривают саму технику работы политического спичрайтера, ее особенности, не содержат четких методических рекомендаций или конкретного алгоритма для подготовки написания спичрайтером именно политического текста. Поэтому проанализировав различные тексты выступлений первых лиц государств и систематизировав определенные общие моменты, мы предлагаем определенный алгоритм и рекомендации по написанию политического текста.
Первым шагом на пути политического спичрайтера должно быть четкое осознание того, что нужно будет отказаться от своего «я», мыслить на языке заказчика, но и не забывать об ответственности за написанное. Качество работы спичрайтера во многом определяет эффективность деятельности политика. Но все же политик является автором будущей речи, а спичрайтеры помогают ему выразить идею такими словами, которые нашли бы отклик у слушателей. Поэтому наиболее продуктивным способом работы над текстом должно быть соавторство с заказчиком.
Следующим этапом является определение основной ролевой функции политика, т.е. в какой роли он себя позиционирует. После этого спичрайтеру будет легче писать тексты для конкретного политика, опираясь на его речевой имидж. «Роль определяется как «стандартизованная единица поведения, локализованная в общей системе действия». Практически то же определение дает и Нейл Смелзер в своем терминологическом словаре: «Роль — поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»[6]. Для начала нужно выбрать доминирующую роль, после чего можно выделить сопутствующие или микророли для конкретной аудитории, ее ожиданий и обстоятельств, при которых будет произнесена речь. Конечно, самопозиционирование политика и то, как его воспринимает общественность – разные вещи, поэтому спичрайтер должен не только по максимуму извлечь важные психологические характеристики заказчика при общении, но и учитывать результаты опросов общественного мнения, различных рейтингов. На наш взгляд, наиболее универсальна типология ролей «вождя», «отца» и «учителя». Ее описание мы находим в брошюре Г. Хазагерова «Партия, власть и риторика». Так, роль «вождя» предполагает не просто правление страной, но и наличие некой большой цели, к которой вождь ведет свой народ, находясь с ним в тесном эмоциональном контакте. Поэтому зачастую в речи такого лидера акцент делается на доводы к чувствам, эмоциям общественности, т.е. к пафосу. Роль «отца» ставит лидера во главе страны, как большой семьи. Политик, как старший в доме, берет на себя всю ответственность за происходящее. Такая роль характерна для авторитарных правителей, которые апеллируют к логосу, т.е. к логическим доводам. Политик в роли «учителя» выступает в качестве идеолога для общественности, используя доводы к этосу, т.е. к морали и этике. Конечно, эти три роли редко встречаются в чистом виде, поэтому для спичрайтера важно определить место заказчика на трехмерной системе координат, где осями являются роли «вождя», «отца» и «учителя». К доминирующей позиции могут прибавляться сопутствующие роли, ориентируемые прежде всего на тип аудитории. На основе этих данных спичрайтер может создать соответствующий речевой имидж заказчика, чтобы в будущем его речь была узнаваемой. Приступая непосредственно к написанию текста, спичрайтер вначале должен четко сформулировать основной явный тезис выступления и усилить эффект выражением этого тезиса в виде базовой метафоры. «Метафоры основаны на переносе
наименования по сходству. Они образуются по принципу олицетворения,
овеществления, отвлечения и т. д. Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать глубже осознать, представить событие или явление» [Введенская, 2001, с. 87]. Этот прием скрытого сравнения позволяет сделать речь более образной, лучше понять главную идею речи. Политическая метафора как зеркало отражает мировосприятие общества, его настроения, отношение к государству. Подобрав подходящую базовую метафору, спичрайтер сможет усилить воздействие на аудиторию. Например, в речи Барака Обамы на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре 2009 года, явный тезис о том, что ситуация в мире достигла исторического момента, ассоциируется с метафорой об открытии новой главы в книге, о том, что наступает новый этап в истории мирового сообщества: «Мы достигли поворотного момента. Соединенные Штаты готовы открыть новую главу международного сотрудничества – главу, в которой признаются права и обязанности всех государств» [12]. Помимо явного тезиса выступления и раскрывающих его суть подтем, существуют еще и неявные тезисы. Все прямые слова спикера, его заявления и рассуждения - словно надстройка к основному фундаменту здания, на котором прочно должна основываться речь. Этот фундамент и состоит из неявных тезисов, отражающих мировоззренческую позицию, скрытые намерения и суждения оратора. Здесь важен прежде всего психологический контакт спичрайтера и его заказчика. Так, грамотно выстроенная предвыборная речь помимо явных призывов голосовать за кандидата, например, будет содержать и неявные тезисы о недостатках соперников, оценочные высказывания по поводу их деятельности. Эти тезисы читаются между строк и формулируются с помощью стилистических, риторических приемов, графических средств, логических посылок. Грамотный спичрайтер сможет оформить неявные тезисы заказчика таким завуалированным образом, чтобы они не только оказали нужное воздействие на адресата, но и содержали как можно меньше поводов для полемики и разоблачения. Приведем небольшой отрывок из речи Президента РФ Дмитрия Медведева на той же 64-й сессии Генеральной Ассамблеи в сентябре 2009: «Нынешняя сессия Генассамблеи ООН проходит в крайне ответственное и непростое время. Мы, безпреувеличения, переживаем один из переломных моментов развития современной истории. Кроме экономического кризиса, первого масштабного кризиса эпохи глобализации, мировому экономическому и мировому развитию в целом продолжают угрожать региональные и локальные конфликты, терроризм, трансграничная преступность, дефицит продовольствия и изменение климата. Последствия кризиса, несмотря на то что он замедлился, продолжает ощущать на себе большинство стран мира. И хотя самого тяжёлого сценария удалось, по-видимому, избежать, по-прежнему открытым остаётся один вопрос: каким образом будут преодолены огромные, накопленные в мировой и национальных экономиках дисбалансы и дефициты – дисбалансы и дефициты, которые измеряются триллионами долларов» [13]. С первого взгляда может показаться, что в данном отрывке идет объективное изложение фактов. С другой стороны, эмоциональный фон отрывка – отрицательный, негативный. Чаще всего президент употребил слова «кризис» и «дефицит» (по три раза), риторический прием повторов акцентирует внимание на этих явлениях. Ощущение неуверенности и нестабильности подчеркивают обстоятельства «по-видимому», «по-прежнему». Несмотря на то, что президент описывает ситуацию как «крайне ответственное время», брать на себя ответственность он не спешит, т.к. помимо кризиса подрывает стабильность терроризм, преступность, изменение климата. Создается образ невинной, беззащитной жертвы, неуверенной в своем будущем. Тем более, что в конце отрывка задается «вопрос», который стилистически оформлен как предложение, т.е. неявно
заявляется, что четкие пути выхода из кризисной ситуации еще не найдены. Конечно, глава государства не мог открыто признаться в своем бессилии и бездействии, поэтому грамотно использованные риторические приемы помогают выразить скрытые посылы спикера и подать их под таким углом, что аудитория эмоционально поддержит говорящего и будет на его стороне. На наш взгляд, в отрывке речи Д. Медведева заложен неявный тезис, что президент не виноват, но благодаря определенному риторическому оформлению аудитория не судит его за это, а сопереживает. Опытный спичрайтер должен написать текст таким образом, чтобы само выступление политика с этим текстом было воспринято как первый позитивный результат, за которым обязательно последуют другие. Поэтому коротко дадим общие рекомендации по написанию текста. Аргументы должны апеллировать как к разуму, так и чувствам. Для подтверждения основной мысли выступления лучше использовать три аргумента, меньше не убедят, больше – забудутся. Предложения лучше строить коротко и просто, избегать громоздких конструкций: сложноподчиненных предложений, длинных причастных и деепричастных оборотов. Нужно избегать двусмысленных выражений, подтверждать главную идею конкретными данными и доказательствами, но при этом нужно не забывать о частностях, которые не менее важны для аудитории, чем основная суть. Образная речь лучше воспринимается и запоминается, поэтому нужно насыщать текст изобразительно-выразительными средствами, но в меру: чересчур сентиментальный фон может произвести негативный эффект. Драматические ноты уместны в определенных текстах, но все же общая подача информации должна быть позитивной, а небольшая доля юмора расположит аудиторию к выступающему. Венец выступления – это концовка речи. Успех выступления во многом зависит от того, на какой ноте оно закончится. Важно сформулировать ожидаемый результат, который нужен политику после произнесения речи, определить эффект, которого он добивается. На основе этого можно закончить речь риторическим вопросом, призывом, повтором основной мысли, связать концовку со вступлением. Главное для спичрайтера всегда помнить, что он должен отразить точку зрения
политика с государственной, политической позиции на освещаемую им проблему или событие. Многое зависит от темы выступления, аудитории, условий. Работа по написанию текста очень индивидуальна, как и заказчик. Иногда спичрайтеру достаточно подготовить только тезисы будущего выступления, иногда приходится писать развернутую речь. Многие навыки и умения приходят с опытом. С опытом приходит и умение реализовать главную цель работы спичрайтера – сделать речь заказчика узнаваемой и убедительной. Тютчев написал строки: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», - профессия спичрайтера заключается в прямо противоположном. В современной политической системе слово является основным оружием политического деятеля. Спичрайтинговая деятельность в будущем будет востребована, поэтому ей нужно уделять больше внимания в наши дни, больше изучать