Основы языка Turbo Pascal

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 22:00, творческая работа

Описание работы

Работа содержит презентацию по дисциплине "Информатика"

Содержание

Алгоритмы
Условие
Ветвления: Инструкция IF
Инструкция CASE
Инструкция FOR
Циклы:
Инструкция WHILE
Инструкция REPEAT
Массивы: Объявление массива
Сортировка массива
- сортировка методом прямого выбора
- сортировка методом прямого обмена
Поиск в массиве
Многомерные массивы
Ошибки при использовании массива
Выход
разработка: Крутченко Т. И.

Работа содержит 1 файл

Информатика.ppt

— 2.23 Мб (Скачать)

                   end.

 

 

Назад

 

Меню

разработка: Крутченко Т. И.

 

При решении многих задач некоторую  последовательность действий приходится выполнять несколько раз. Например программа контроля знаний выводит  вопрос, принимает ответ, добавляет  оценку за ответ к сумме баллов, затем повторяет это действие ещё раз, и ещё до тех пор, пока не будут выведены все вопросы.

Такие повторяющиеся действия называются циклами и реализуются в программе  с использованием инструкций циклов.

В языке Pascal циклические вычисления реализуются при помощи инструкций FOR, WHILE и REPEAT.

 

 

ЦИКЛЫ

 

Далее

 

Назад

 

Меню

разработка: Крутченко Т. И.

 

Инструкция FOR используется, если надо выполнить некоторую последовательность действий несколько раз, причём число  повторений заранее известно. Например вычислить значения функции в  нескольких различных, отстоящих на равном расстоянии друг от друга точках, то есть построить таблицу значений функции. такие задачи решаются с  использованием цикла с фиксированным  числом повторений, который в языке Pascal реализуется при помощи инструкции FOR.

В общем виде инструкция выглядит так:

 

for счётчик_цикла:= начальное_значение_счётчика

to конечное_ значение_счётчика do

begin

      {последовательность операторов}

end

Примечание:

Если между begin и end находится только одна

инструкция, то begin и end можно не писать.

 

Инструкция FOR

 

Далее

 

Назад

 

Меню

 

Пример

разработка: Крутченко Т. И.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
Счетчик_цикла - имя переменной-счетчика  циклов;  
 
 
Начальное_значение_счетчика - выражение, определяющее начальной значение переменной-счетчика циклов; 
 
 
Конечное_значение_счетчика -выражение, определяющее конечное значение переменной-счетчика циклов; 

 

Назад

разработка: Крутченко Т. И.

 

Пример:

 

1. for i:= 1 to 10 do

begin

       write (‘-’);

end;

 

2. for j:= i+1 to n  do

begin

       y:= 2*x*x - 10;

       x:= x + 0.5;

end;

 

Назад

 

Меню

разработка: Крутченко Т. И.

 

Обычно в качестве выражений, определяющих значения начального и конечного  состояния счётчика циклов используют переменные или константы. В этом случае последовательность операторов, находящаяся между begin и end, будет выполнена (начальное_ значение_ счётчика - конечное_значение_счётчика + 1) раз.

Значение переменной_счётчика можно  использовать

 в последовательности операторов между begin и end.

 Например, в результате выполнения инструкции

for i:= 1 to 5 do

begin

      writeln (i);

end;

на экран будут выведены числа 1, 2, 3, 4 и 5 - каждое число на отдельной  строке.

Если в инструкции FOR вместо слова to записать downto, то после очередного цикла значение счётчика будет не увеличиваться, а уменьшаться. Например, инструкция

for j:= 10 downto 0 do

        writeln (i);

выводит на экран числа от 10 до 0.

 

Блок-схема

 

Далее

 

Назад

 

Меню

разработка: Крутченко Т. И.

 

Блок-схема, соответствующая  инструкции FOR

 

счётчик:=нач.значение

 

Счётчик

больше конечного

значения

 

Инструкции между

begin и end

 

счётчик:= счётчик + 1

 

Да

 

Нет

 

Обратите внимание, что в случае, если начальное значение счётчика превышает конечное значение счётчика, то последовательность операторов между begin и end ни разу не будет выполнена.

 

Назад

 

счётчик:=нач.значение

 

Счётчик

больше конечного

значения

 

Инструкции между

begin и end

 

счётчик:= счётчик + 1

 

Да

 

Нет

 

счётчик:=нач.значение

 

Счётчик

больше конечного

значения

 

Инструкции между

begin и end

 

счётчик:= счётчик + 1

 

Да

 

Нет

 

счётчик:=нач.значение

 

Счётчик

больше конечного

значения

 

Инструкции между

begin и end

 

счётчик:= счётчик + 1

 

Да

 

Нет

 

счётчик:=нач.значение

 

Счётчик

больше конечного

значения

 

Инструкции между

begin и end

 

счётчик:= счётчик + 1

 

Да

 

Нет

разработка: Крутченко Т. И.

 

Инструкция WHILE используется в программе, если надо провести некоторые повторные вычисления (цикл), однако число повторов заранее неизвестно и определяется самим ходом вычисления. Типичными примерами использования цикла WHILE являются вычисления с заданной точностью, поиск в массиве или в файле.

В общем виде инструкция выглядит:

while условие do

begin

{последовательность  инструкций}

end;

где условие - выражение логического типа.

Инструкции, находящиеся между begin и end, выполняются до тех пор, пока условие истинно (значение выражения условие равно TRUE).

Обратите внимание:

  • для того, чтобы последовательность инструкций между begin и end была выполнена хотя бы один раз, необходимо, чтобы перед выполнением инструкции WHILE условие было истинно;
  • для того, чтобы цикл завершился, необходимо, чтобы последовательность инструкций между begin и end изменяла значения переменных, входящих в выражение условие.

 

Инструкция WHILE

 

Назад

 

Далее

 

Меню

 

Блок-схема

 

Пример

разработка: Крутченко Т. И.

 

 
 
Блок-схема, соответствующая инструкции WHILE

 

Условие

выполняется

(TRUE)

 

Инструкции

между

begin и end

 

Нет

 

Да

 

Назад

 

Меню

разработка: Крутченко Т. И.

 

Пример:

 

С клавиатуры вводится непустая последовательность различных натуральных чисел, завершающаяся 0. Определить порядковый номер наименьшего  из них.

Обозначим через x очередное число, через i - его номер, через min - минимальное  из введённых чисел и через k - его номер.

       program nomer (input, output);

       var x, i, min, k: integer;

       begin

             write (‘Введите произвольные два числа:’); readln (min, x);

             k:= 1; i:= 2;

             while x < > 0 do

                  begin

                       if x < min then

              begin min:= x; k:= 1 end;

                       write (‘Введите очередное число:’);

                       readln (x); i:= i + 1;

                  end; {конец цикла while}

             write (‘Номер минимального числа’, k);

end. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назад

 

Меню

разработка: Крутченко Т. И.

 

Инструкция REPEAT, как и инструкция WHILE, используется в программе, если надо провести некоторые повторяющиеся вычисления (цикл), однако число повторов заранее не известно и определяется самим ходом вычисления.

В общем виде инструкция выглядит так:

repeat 

       {последовательность инструкций}

until условие

где условие - выражение логического  типа.

Инструкция выполняется следующим  образом:

1. Выполняются инструкции, следующие  за словом repeat.

2. Вычисляется значение условия.  Если условие ложно (значение  выражения условие равно FALSE),  то повторно выполняются инструкции  цикла. Если условие истинно  (значение выражения условие равно  TRUE), то выполнение цикла прекращается.

Таким образом, инструкции, находящиеся  между repeat и until, выполняются до тех пор, пока условие ложно (значение выражения условие равно FALSE).

 

Инструкция REPEAT

 

Далее

 

Назад

 

Меню

 

Пример

 

Блок-схема

разработка: Крутченко Т. И.

 

Пример:

 

        1. repeat

      writeln (i);

      i:= i + 1;

until i = 10;

 

        2. repeat

      read (n);

      if n < > then summ:= summ + n;

until n = 0;

 

Назад

 

Меню

разработка: Крутченко Т. И.

 

Блок-схема, соответствующая  инструкции REPEAT

 

Обратите внимание:

  • последовательность инструкций между repeat и until всегда будет выполнена хотя бы один раз;
  • для того, чтобы цикл завершился, необходимо, чтобы последовательность операторов между repeat и until изменяла значения переменных, входящих в выражение условие.

 

Инструкции

между

repeat и until

 

Условие

выполняется

(TRUE)

 

Да

 

Нет

 

Назад

 

Меню

разработка: Крутченко Т. И.

 

Инструкция полезна при разработке программ, обрабатывающих ввод с клавиатуры или из файла.

Пример программы, вычисляющий  сумму положительных чисел, вводимых с клавиатуры:

  var

      numb: integer; число, введённое с клавиатуры

      summ: integer; сумма введённых чисел

  begin

       writeln (‘Вычисление суммы положительных целых чисел.’);

       summ:= 0;

       repeat

write (‘-->’);

readln (numb);

if numb > 0 then summ:=  summ + numb;

       until numb <= 0;

       writeln (‘Сумма введённых чисел’, summ);

  end.

Программа заканчивает работу, как  только вводиться неположительное  число.

 

 

 

Назад

 

Далее

 

Меню

разработка: Крутченко Т. И.

 

Массив - это структура данных, которую можно рассматривать как набор переменных одинакового типа, имеющих общее имя. Массивы удобно использовать для хранения однородной по составу информации, например, элементов таблиц, коэффициентов уравнений, матриц.

 

Перед использованием массив, как  и любая переменная, должен быть объявлен в разделе объявления переменных. В общем виде объявление массива  выглядит так:

Имя: array [нижний_индекс .. верхний_индекс] of тип

где

  • Имя - имя переменной-массива;
  • array - ключевое слово, обозначающее, что переменная является массивом;
  • нижний_индекс и верхний_индекс - целые числа, определяющие диапазон изменения индексов (номеров) элементов массива и, неявно, количество элементов (размер) массива;
  • тип - тип элементов массива.

 

МАССИВЫ

 

Назад

 

Меню

 

Далее

 

Объявление массива

разработка: Крутченко Т. И.

 

Примеры объявления массивов:

temper: array [1..31] of real;

Информация о работе Основы языка Turbo Pascal