Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 06:07, курсовая работа
В условиях развития информационного общества, постоянного роста использования информационных технологий все большее значение приобретает способность человека грамотно представлять информацию. Изучение вопросов представления информации становится неотъемлемой частью общеобразовательной подготовки ученика к жизни. Сформированные умения представлять информацию важны в любой области знания, в практической деятельности.
Введение
1. Теория информации.
2. Понятие информации и информационных процессов.
3. Свойства, виды и формы представления информации.
4. Подходы к измерению информации. Формула Хартли и формула Шеннона.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
H = S pi hi = - S pi log2 pi
Значение Н достигает максимума при равновероятных событиях, то есть при равенстве всех pi
pi = 1 / N.
В этом случае формула Шеннона превращается в формулу Хартли.
В теории информации количеством информации называют числовую характеристику сигнала, которая не зависит от его формы и содержания и характеризует неопределенность, которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала. В этом случае количество информации зависит от вероятности получения сообщения о том или ином событии.
Для абсолютно достоверного события (событие обязательно произойдет, поэтому его вероятность равна 1) количество информации в сообщении о нем равно 0. Чем невероятнее событие, тем большее количество информации несет сообщение о нем. Лишь при равновероятных ответах ответ “да” или “нет” несет один бит информации.
Количество информации при вероятностном подходе можно вычислить, пользуясь следующими формулами:
1). Формула Хартли.
I = log2 N или 2I = N,
где N -
количество равновероятных собы
I - количество информации.
2). Модифицированная формула Хартли.
I = log2 (1/p) = - log2 p
где p - вероятность наступления каждого из N возможных равновероятных событий.
3). Формула Шеннона.
H = S pi hi = - S pi log2 pi
где pi - вероятность появления в сообщении i-го символа алфавита;
hi = log2 1/pi = - log2 pi - количество собственной информации, переносимой одним символом;
Н
- среднее значение количества информации.
Заключение.
Увеличение роли и значения информации в современном обществе безусловно велика. Одна из основных особенностей состоит в том, что информация, и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место. Информация в ее обыденном смысле всегда играла решающую роль в жизни человека. В отличие от высших животных, у которых жизненно важная информация вырабатывается, хранится, передается в основном с помощью биофизических структур, человек в своей деятельности регулируется знаниями, т. е. особой небиологической формой информации. По мере усложнения человеческой деятельности объем знаний, требуемых для ее реализации, резко возрастает. С переходом к современной стадии развития, характеризующейся нарастающим темпом технических и технологических инноваций, объем знаний, необходимых для их обоснования, разработки, реализации и распространения, должен расти экспоненциально. В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технического прогресса.
Раздел «Информация и информационные процессы» в различных учебных пособиях освещен по-разному, но, несмотря на это в данной курсовой работе удалось представить необходимый минимум учебного материала, который подлежит обязательному рассмотрению в соответствии с образовательным стандартом и требованиями к знаниям учащихся, заключенными в нем.
В данной курсовой работе были рассмотрены следующие понятия – информация, информационные процессы, свойства и виды информации, формы представления информации, различные подходы к определению количества информации.
Таким
образом, цель в данной курсовой работе
была достигнута и решены все поставленные
задачи.
Список
используемой литературы.
Приложение 1.
Задача №1
В мешке находятся 20 шаров. Из них 15 белых и 5 красных. Какое количество информации несет сообщение о том, что достали: а) белый шар; б) красный шар. Сравните ответы.
Решение:
Ответ: количество информации в сообщении о том, что достали белый шар, равно 1,1547 бит. Количество информации в сообщении о том, что достали красный шар, равно 2 бит.
Задача № 2.
И коробке лежат кубики: 10 красных, 8 зеленых, 5 желтых, 12 синих. Вычислите вероятность доставания кубика каждого цвета и количество информации, которое при этом будет получено.
Решение:
рс= 12/35 ≈ 0,34,
рж = 5/35 ≈ 0,14.
3. Найдем количество информации:
ic = Iog2 ( 1/0,34) = Iog2 2,9 = 1,5360529 бит,
iк = Iog2 ( 1/0,29) = Iog2 3,4 = 1,7655347 бит,
iз = Iog2 ( 1/0,22) = Iog2 4,5 = 2,169925 бит,
iж = Iog2 (l/0,14) = Iog2 7,l = 2,827819 бит.
Ответ: наибольшее количество информации мы получим при доставании желтого кубика по причине качественной связи между вероятностью и количеством информации.
Задача №3
В озере обитает 12500 окуней, 25000 пескарей, а карасей и щук по 6250. Сколько информации мы получим, когда поймаем какую-нибудь рыбу. Решение:
Pк = 25000 /50000 = 0,5,
Pп =6250/50000 = 0,125,
Pщ = 6250/50000 = 0,125.
3. Найдем количество информации:
i = - (0,25*log20,25 + 0,5*log20,5 + 0,125*log20,125 + 0,125*log20,125) = - (0,25*(-2) + 0,5*(-1) + 0,125*(-3) + 0,125*(-3)) =
= -(-0,5-0,5-0,375-0,375)= -(-1,75)= 1,75 бит.
Ответ: 1,75 бит информации.
Задача №4
В классе 30 человек. За контрольную работу по математике получено 15 пятерок, 6 четверок, 8 троек и 1 двойка. Какое количество информации в сообщении о том, что Андреев получил пятерку?
Дано: N =30; К5 = 6; К4 = 15; К3 = 8; К2, = 1.
Найти: i 4 - ?
Решение:
1) Р4 = 15/30 = 1/2 — вероятность получения оценки «5»;
2) i 4 = log2(l/|p4) = log2(l/l/2)=1 бит. Ответ: 1 бит.
Задача №5
В ящике лежат перчатки (белые и черные). Среди них - 2 пары черных. Сообщение о том, что из ящика достали пару черных перчаток, несет 4 бита информации. Сколько пар белых перчаток было в ящике?
Дано: Кч = 2, i ч = 4 бита.
Найти: Кб - ?
Решение:
3) К6
= N - Кч = 32 - 2 = 30 пар белых перчаток.
Ответ: 30 пар белых перчаток.
Задача №6
Для ремонта школы использовали белую, синюю и коричневую краски. Израсходовали одинаковое количество банок белой и синей краски. Сообщение о том, что закончилась банка белой краски, несет 2 бита информации. Синей краски израсходовали 8 банок. Сколько банок коричневой краски израсходовали на ремонт школы?
Дано: Кб = Кс =8, i 6 = 2 бита.
Найти: Кк - ?
Решение:
3) Кк.=
N - К6 - Кс = 32 - 8 - 8 = 16 банок коричневой
краски.
Ответ: 16 банок коричневой краски.
Приложение 2.
Задача № 1.
Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Решение.
20I = 64, I = 6 бит - количество информации, которое несет каждый символ, 20 • 6 = 120 бит = 15 байт.
Задача № 2.
Одно племя имеет 32-символьный алфавит, а второе племя - 64-символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо первого племени содержало 80 символов, а письмо второго племени -70 символов. Сравните объем информации, содержащийся в письмах.
Решение.
Первое племя: 2I = 32, I = 5 бит - количество информации, которое несет каждый символ, 5 • 80 = 400 бит.
Второе племя: 2I = 64, I = 6 бит - количество информации, которое несет каждый символ, 6 • 70 = 420 бит.
Значит, письмо второго племени содержит больше информации.
Задача № 3.
Сколько килобайт составляет сообщение, содержащее 12288 бит?
Решение.
1 килобайт=1024 байт, 1 байт = 8 бит.
12288/8/1024 = 1,5КБ.
Задача № 4.
Можно ли уместить на одну дискету книгу, имеющую 432 страницы, причем на каждой странице этой книги 46 строк, а в каждой строке 62 символа?
Решение.
46 • 62 • 432 =1 232 064 символов в книге = 1 232 064 байт
1232 064 байт =1,17 Мб.
Емкость дискеты 1,44 МБ, значит, книга может поместиться на одну дискету.