Основные виды информационных ресурсов и их носители

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Современный этап развития человечества характери­зуется стремительным ростом социального и экономичес­кого значения информации. Согласно статистическим дан­ным, процесс перераспределения трудовых ресурсов из сферы материального производства и обслуживания в ин­формационную сферу привел к тому, что уже сейчас в информационной сфере развитых стран работает более 50% занятого населения.

Работа содержит 1 файл

1 глава.doc

— 64.50 Кб (Скачать)


Глава 1. Основные виды информационных ресурсов и их носители.

1.1               Основные понятия.

Современный этап развития человечества характери­зуется стремительным ростом социального и экономичес­кого значения информации. Согласно статистическим дан­ным, процесс перераспределения трудовых ресурсов из сферы материального производства и обслуживания в ин­формационную сферу привел к тому, что уже сейчас в информационной сфере развитых стран работает более 50% занятого населения.

Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» — разъяснение, осведомление, изложение. Информацию передают устно и письменно, с помощью электрических сигналов и радиоволн; получают с помощью органов чувств, электрических датчиков фото и видеокамер.

В настоящее время можно выделить два основных показателя, каждый из которых убедительно свидетельствует о начале перехода промышленно развитых стран на качественно новый этап технологического развития, который принято называть веком информации:

1) время удвоения объема накопленных научных знаний составляет уже 3—4 года;

2) материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.

В широком смысле информация – общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо учитывать источник информации и ее потребителей, так как информация – это новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечными потребителями как полезные. Информация, представленная на недоступном для понимания языке является бесполезной. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя об окружающем мире. Часто информацию сравнивают со словом «данные», но это не одно и то же. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Когда появляется возможность использовать данные, они превращаются в информацию.

Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая. Ее отличительная черта – связь с процессами управления, коллективами людей, организациями. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. Значительная часть информации связана с общественным производством и может быть названа производственной информацией.

Экономическая информация – это совокупность сведений, отражающих социальные и экономические процессы, и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.

К мировым информационным ресурсам имеет отношение информация, характеризующая производственные отношения в обществе. К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе.

Экономическая мощь государства измерялась по материальным ресурсам. В 70-х годах начала разрабатываться программа по формированию политики в области информационных ресурсов. Этим занимался А. Осттингер. Он писал, что «наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен и возможно ли его коммерческое использование».

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

Информация, зафиксированная на материальных носителях и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы. Под информационной системой понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. В настоящее время термин "информационная технология" употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи, и, отчасти, — бытовую электронику, телевидение и радиовещание. Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам. Народы развитых стран осознают, что совершенствование информационных технологий представляет самую важную, хотя дорогостоящую и трудную задачу. В настоящее время создание крупномасштабных информационно-технологических систем является экономически возможным, и это обусловливает появление национальных исследовательских и образовательных программ, призванных стимулировать их разработку.

1.2               Виды информационных ресурсов

Информационные ресурсы могут быть различных видов. Это средства массовой информации, библиотеки, Интернет. К примеру, через Интернет могут успешно продаваться следующие информационные ресурсы:

- новостные ленты (online-новости). Достаточно широкому кругу менеджеров компаний различного профиля необходимо узнавать о происходящих в мире событиях незамедлительно. Например, лента финансовых и политических новостей жизненно необходима трейдерам для принятия решений о продажах и покупках на биржах;

- подписки на электронные копии периодических изданий. Некоторые газеты и журналы выпускают свои полные электронные копии и предоставляют к ним доступ.

- доступ к электронным архивам и базам данных, содержащим информацию по самым разным вопросам.

- аналитические отчеты и исследования.

- собственные аналитические материалы и прогнозы

Мировые информационные ресурсы обычно подразделяются на три сектора:

- сектор деловой информации;

- сектор научно-технической и специальной информации;

- сектор массовой потребительской информации.

Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на следующие группы:

- биржевая и финансовая информация — информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;

- статистическая информация — числовая, экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;

- коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;

- деловые новости в области экономики и бизнеса.

Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно. Следовательно, и предоставление ее потребителю должно осуществляться в реальном масштабе времени.

Требования к оперативности предоставления потребителю коммерческой информации ниже, чем требования к предоставлению биржевой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно.

Важность коммерческой информации в условиях рынка и конкуренции весьма высока. Эта информация используется непосредственно бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач:

- выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;

- выход на рынок с новым товаром;

- поиск покупателей;

- слияние и приобретение компаний;

- маркетинговые исследования по анализу рынка.

Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инженеров и т. д.

Сектор массовой потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).

Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Товаром в сфере информационной индустрии является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, используемые в информационных технологиях.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.

Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг:

- непосредственный доступ к базам данных — режим on-line;

- пакетный доступ к базам данных — режим off-line;

- базы данных на дискетах и компакт-дисках;

- консультации, оказываемые специалистами в области информационных ресурсов;

- обучение доступу к мировым информационным ресурсам.

Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.

В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.

Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.

Классификация пользователей может проводиться по различным основаниям. К примеру, пользователи могут быть разделены на следующие группы:

- специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;

- специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств;

- работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;

- работники государственных учреждений;

- работники общественных организаций;

- индивидуальные пользователи.

1.3.              Мировые информационные ресурсы и их использование

1.3.1.                            Базы данных как информационный ресурс

База данных (БД) - это данные, организованные в виде набора записей определенной структуры и храня­щиеся в файлах, где, помимо самих данных, содержится описание их структуры. Система управления базами данных (СУБД) - это система, обеспечивающая ввод данных в БД, их хранение и восстановление в случае сбоев, манипулирование данными, поиск и вывод данных по запросу пользователя.

По функциональному назначению базы данных делят на:

- системы оперативной обработки транзакций (OLTP-системы, Online Transaction Processing);

- системы делового анализа / хранилища данных (OLAP-системы, Online Analysis Processing).

Базы данных, ориентированные на оперативную обработку транзакций, и базы данных, предназначенные для делового анализа, используются совершенно по-разному и служат разным целям. Базы данных оперативной обработки транзакций — это основа каждодневного функционирования предприятия: принятие заказов клиентов, учет сырья, складской учет, учет оплаты продукции, т.е. главным образом учетные функции. Базы данных делового анализа используются для принятия решений на основе сбора и анализа большого объема информации. Их главные пользователи — это менеджеры, служащие планового отдела и отдела маркетинга. Если в базах данных оперативной обработки транзакций основные операции — это небольшие по объему транзакции, состоящие из простых запросов на как на выборку, так и на вставку и обновление небольшого количества строк, то в базах данных делового анализа практически 100% операций являются операциями выборки (чтения) строк, причем количество отбираемых (анализируемых) строк может достигать нескольких миллионов.

1.3.2.                             Сетевые технологии как мировой информационный ресурс.

Обмен информацией производится по каналам передачи информации. Каналы передачи информации могут использовать различные физические принципы. Так, при непосредственном общении людей информация передается с помощью звуковых волн, а при разговоре по телефону - с помощью электрических сигналов, которые распространяются по линиям связи. Компьютеры могут обмениваться информацией с использованием каналов связи различной физической природы: кабельных, оптоволоконных, радиоканалов и др.

Информация о работе Основные виды информационных ресурсов и их носители