Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:03, курсовая работа
Современные информационные системы, основанные на концепции интеграции данных, характеризуются огромными объемами хранимых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей.
В современных базах данных хранятся отнюдь не только данные, но и информация.
Оглавление………………………………………………………………………..2
Введение…..……………………………………………………….……………...3
1. Основные структуры данных ……….………………………………………4
1.1. Классификация баз данных…………………………………….………...8
1.2 Структурные элементы базы данных…………………………………..10
2. Виды моделей данных………………………………………………….…….12
2.1. Иерархическая модель данных………………………………….…...13
2.2. Сетевая модель данных…………………………………………………15
2.3. Реляционная модель данных…………………………………………...17
Практическая часть ………………………...…………………………….……..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Информатика»
на тему «Основные структуры данных»
Смоленск - 2011
Оглавление
Оглавление……………………………………………………
Введение…..…………………………………………………
1. Основные структуры данных ……….………………………………………4
1.1. Классификация баз данных…………………………………….………...8
1.2 Структурные элементы базы данных…………………………………..10
2. Виды моделей данных………………………………………………….…….1
2.1. Иерархическая модель данных………………………………….…...13
2.2. Сетевая модель данных…………………………………………………15
2.3. Реляционная модель данных…………………………………………...17
Практическая часть ………………………...…………………………….……..20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….....
Введение
Современные информационные системы, основанные на концепции интеграции данных, характеризуются огромными объемами хранимых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей.
В современных базах данных хранятся отнюдь не только данные, но и информация.
Это утверждение легко пояснить, если, например, рассмотреть базу данных крупного банка. В ней есть все необходимые сведения о клиентах, об их адресах, кредитной истории, состоянии расчетных счетов, финансовых операциях и т. д. Доступ к этой базе имеется у достаточно большого количества сотрудников банка, но среди них вряд ли найдется такое лицо, которое имеет доступ ко всей базе полностью и при этом способно единолично вносить в нее произвольные изменения. Кроме данных, база содержит методы и средства, позволяющие каждому из сотрудников оперировать только с теми данными, которые входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным сотрудникам, образуется информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактирование данных.
Теоретическая часть работы направлена на формирование представления о базах данных (БД) и их основных видах.
В практической части данной работы будет показана взаимосвязь таблиц, выполнение расчетов на основе табличных данных, графическое построение полученных данных.
1. Основные структуры данных
Цель любой информационной системы — обработка данных об объектах реального мира. В широком смысле слова база данных (БД) — это поименованная совокупность структурированных и взаимосвязанных сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, подлежащего изучению для организации управления и, в конечном счете, автоматизации, например, предприятие, вуз и т.д.
Для поиска данных в базе данных применяется общий управляемый способ. Данные запоминаются так, чтобы они были независимы от программ, использующих эти данные; открыты для добавления новых или модификации существующих данных.
Основные требования к организации баз данных.
1. База данных - это основа для будущего наращивания прикладных программ. Базы данных должны обеспечивать возможность разработки приложений легче, быстрее, дешевле.
2. Многократное использование данных. Пользователи, которые по-разному понимают одни и те же данные, могут использовать их различным образом.
3. Сохранение затрат умственного труда. Существующие программы и логические структуры данных не переделываются при внесении изменений в базу данных.
4. Простота. Пользователи могут легко узнать и понять, какие данные имеются в их распоряжении.
5. Легкость использования. Пользователи имеют простой доступ к данным; сложный доступ к данным осуществляет СУБД.
6. Гибкость использования. Обращение к данным или их поиск осуществляется с помощью различных методов доступа.
7. Быстрая обработка незапланированных запросов на данные. Случайные запросы на данные могут обрабатываться с помощью высокоуровневого языка запросов или языка генерации отчетов, а не прикладными программами.
8. Простота внесения изменений. База данных может увеличиваться и изменяться без нарушения имеющихся способов использования данных.
9. Небольшие затраты. Низкая стоимость хранения и использования данных и минимизация затрат на внесение изменений.
10. Уменьшение избыточности данных. Требования новых приложений удовлетворяются за счет существующих данных, а не путем создания новых файлов.
11. Производительность. Запросы на данные удовлетворяются с такой скоростью, которая требуется для использования данных.
12. Достоверность данных и соответствие одному уровню обновления. Необходимо использовать контроль за достоверностью данных. Система предотвращает наличие различных версий одних и тех же элементов данных, доступных пользователям, на разных стадиях обновления.
13. Секретность. Несанкционированный доступ к данным невозможен. Ограничение доступа к одним и тем же данным для различного их использования может осуществляться разными способами.
14. Защита от искажения и уничтожения. Данные должны быть защищены от сбоев, катастрофических и криминальных ситуаций, некомпетентного или злонамеренного обращения к ним лиц, которые могут ошибочно обновить их.
15. Готовность. Пользователь быстро получает данные всякий раз, когда это ему необходимо.
Создавая базу данных, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков. Сделать это возможно, только если данные структурированы.
Структурирование — это введение соглашений о способах представления данных.
Неструктурированными называют данные, записанные, например, в текстовом файле.
Пример неструктурированных данных:
Личное дело № 16493, Сергеев Петр Михайлович, дата рождения 1 января 1976 г.; Л/д № 16593, Петрова Анна Владимировна, дата рожд. 15 марта 1975 г.; № личн. дела 16693, др. 14.04.76, Анохин Андрей Борисович.
Чтобы автоматизировать поиск и систематизировать эти данные, необходимо выработать определенные соглашения о способах представления данных, т.е. дату рождения нужно записывать одинаково для каждого студента, она должна иметь одинаковую длину и определенное место среди остальной информации. Эти же замечания справедливы и для остальных данных (номер личного дела, фамилия, имя, отчество).
После проведения несложной структуризации с информацией, указанной в примере, она будет выглядеть так:
Таблица 1 Пример структурированных данных
№ личного дела | Фамилия | Имя | Отчество | Дата рождения |
16493 | Сергеев | Петр | Михайлович | 01.01.76 |
16593 | Петрова | Анна | Владимировна | 15.03.75 |
16693 | Анохин | Андрей | Борисович | 14.04.76 |
Пользователями базы данных могут быть различные прикладные программы, программные комплексы, а также специалисты предметной области, выступающие в роли потребителей или источников данных, называемые конечными пользователями.
В современной технологии баз данных предполагается, что создание базы данных, ее поддержка и обеспечение доступа пользователей к ней осуществляются централизованно с помощью специального программного инструментария — системы управления базами данных.
Система управления базами данных (СУБД) — это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.
Централизованный характер управления данными в базе данных предполагает необходимость существования некоторого лица (группы лиц), на которое возлагаются функции администрирования данными, хранимыми в базе.
1.1. Классификация баз данных
По технологии обработки данных базы данных подразделяются на централизованные и распределенные.
Централизованная база данных хранится в памяти одной вычислительной системы. Если эта вычислительная система является компонентом сети ЭВМ, возможен распределенный доступ к такой базе. Такой способ использования баз данных часто применяют в локальных сетях ПК.
Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных ЭВМ вычислительной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД).
По способу доступа к данным базы данных разделяются на базы данных с локальным доступом и базы данных с удаленным (сетевым) доступом.
Системы централизованных баз данных с сетевым доступом предполагают различные архитектуры подобных систем:
- файл-сервер;
- клиент-сервер.
Файл-сервер. Архитектура систем БД с сетевым доступом предполагает выделение одной из машин сети в качестве центральной (сервер файлов). На такой машине хранится совместно используемая централизованная БД. Все другие машины сети выполняют функции рабочих станций, с помощью которых поддерживается доступ пользовательской системы к централизованной базе данных. Файлы базы данных в соответствии с пользовательскими запросами передаются на рабочие станции, где в основном и производится обработка. При большой интенсивности доступа к одним и тем же данным производительность информационной системы падает. Пользователи могут создавать также на рабочих станциях локальные БД, которые используются ими монопольно. Концепция файл-сервер условно отображена на рисунке 1:
Рис.1 Схема обработки информации в БД по принципу файл-сервер
Клиент-сервер. В этой концепции подразумевается, что помимо хранения централизованной базы данных центральная машина (сервер базы данных) должна обеспечивать выполнение основного объема обработки данных. Запрос на данные, выдаваемый клиентом (рабочей станцией), порождает поиск и извлечение данных на сервере. Извлеченные данные (но не файлы) транспортируются по сети от сервера к клиенту. Спецификой архитектуры клиент-сервер является использование языка запросов SQL. Концепция клиент-сервер условно изображена на рисунке 2:
Рис.2 Схема обработки информации в БД по принципу клиент-сервер
1.2.Структурные элементы базы данных
Понятие базы данных тесно связано с такими понятиями структурных элементов, как поле, запись, файл (таблица).
Имя поля 1 | Имя поля 2 | Имя поля 3 | Имя поля 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|