Основные проблемы информационной безопасности и методика их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить основные угрозы безопасности информации, выделить основные проблемы информационной безопасности архивов.
В связи с этим были сформулированы следующие задачи:
Определить понятия «информации», «информационной безопасности»;
Провести анализ угроз для правильного проектирования схем информационной безопасности;
Установить основные проблемы информационной безопасности архивов и определить перспективы совершенствования системы информационной безопасности архивных учреждений.

Содержание

Введение.
Глава 1. Основные формы использования информации и угрозы ее безопасности.
Формы и сферы использования информации.
Виды угроз в системе информационной безопасности.
Регулирование ограничения использования информации.
Глава 2. Основные проблемы информационной безопасности и методика их решения.
2.1. Основное содержание проблем безопасности архивных учреждений.
2.2. Создание и использование страхового фонда в архивах.
2.3. Перспективы совершенствования системы информационной безопасности архивных учреждений.
Заключение.
Список источников и литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Вахитовой Лилии.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

      За  единицу учета страхового фонда  документов на бумажной основе на микрофишах принимается одна или несколько  микрофиш, отснятых с одного дела и  помещенных в один конверт, за единицу хранения – микрофиша.

      По  книге учета поступлений страхового фонда и фонда пользования  на микрофишах каждому поступлению  присваивается порядковый номер. Количественные показатели вносятся с учетом фондовой принадлежности отснятых копий по каждому архивному фонду и описи дел, документов отдельно.

      Описи страхового фонда на микрофишах составляются раздельно на страховые копии  каждого архивного фонда, одну или  несколько его описей.

      Учетным номером единицы учета страхового фонда и фонда пользования документов на бумажной основе, изготовленного на микрофишах, является учетный номер отснятого дела, архивным шифром – соответственно архивный шифр отснятого дела с добавлением индекса «СФ» – для страхового фонда и «П» (Позитив), «Д» (Диазокопия) - для фонда пользования78.

      Единицы хранения/единицы учета страхового фонда и фонда пользования  аудиовизуальных документов идентичны  единицам хранения/единицам учета аудиовизуальных  документов.

      Страховые копии кино- и фотодокументов учитываются  независимо от вида кино- и фотодокументов в книгах учета поступлений и описях страхового фонда и фонда пользования.

      Страховые копии фонодокументов на магнитной  ленте и граморигиналов из-за их обособленного хранения учитываются  в разных книгах учета поступлений  и описях79.

      В итоговых записях книг учета поступлений и описей страхового фонда и фонда пользования кинофотодокументов и фонодокументов на металлических дисках дополнительно может указываться количество единиц хранения соответственно промежуточных позитивов и контратипов; позитивов и дубльнегативов; нечетных (I) и четных (II) граморигиналов80.

      В итоговых записях к описям страховых  копий кинофотофонодокументов указывается  также их объем в метрах, кадрах, часах звучания.

      Номер единицы учета страхового фонда  кинофотофонодокументов переносится в опись из книги учета поступлений. Архивным шифром единицы учета страхового фонда кинофотофонодокумента является название архива, номер единицы учета страхового фонда с добавлением индекса «СФ».

      Учет  копий архивных документов, созданных  в процессе их использования и включенных в фонд пользования, ведется в архиве в отдельной книге учета копий этих документов.

      Основным  носителем ЕСФ РФ является 35-миллиметровая  пленка (рулонный микрофильм). Микрофильм, как правило, использует МЧС. Можно  использовать и лазерные диски с 50-летним сроком хранения (срок хранения самого диска) или 16- и 70-миллиметровую пленку, хотя использование последней в силу ряда причин не совсем эффективно.

      В РФ достаточно объектов для хранения страхового фонда, заполнены они примерно 50-60% и расположены в основном за Уралом. К сожалению, многие лаборатории самоликвидировались, однако возможность действующих составляет 140 – 200 тысяч кадров в год81.

      В архиве организации, где документы  интенсивно используются в различны целях, рекомендуется создавать фонд пользования, который может быть создан путем микрофильмирования, ксерокопирования, с применением электронных носителей, обеспечивающих идентичность копии и подлинника документа.

     Страховой фонд создается на случай утраты или повреждения оригинала документа, так как любой документ может быть поврежден или потерян.

 

§ 2.3. Перспективы совершенствования  системы информационной безопасности архивных учреждений.

     В Доктрине информационной безопасности 82 обозначаются в качестве угрозы информационной безопасности Российской Федерации, представляющей наибольшую опасность в сфере духовной жизни общества, ухудшения состояния и постепенный упадок объектов российского культурного наследия, включая архивы, музейные фонды, библиотеки, памятники архитектуры ввиду недостаточного финансирования.

     Для реализации государственной политики информационной безопасности Российской Федерации разрабатывается ряд  федеральных программ, где архивы займут свое место.

     Защита  информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

     1) обеспечение защиты информации  от неправомерного доступа, уничтожения,  модифицирования, блокирования, копирования,  предоставления, распространения, а  также от иных неправомерных  действий в отношении такой информации;

     2) соблюдение конфиденциальности  информации ограниченного доступа,

    3) реализацию  права на доступ к информации.

     Государственное регулирование отношений в сфере  защиты информации осуществляется путем  установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

     1) предотвращение несанкционированного  доступа к информации и (или)  передачи ее лицам, не имеющим  права на доступ к информации;

     2) своевременное обнаружение фактов  несанкционированного доступа к  информации;

     3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

     4) недопущение воздействия на технические  средства обработки информации, в результате которого нарушается  их функционирование;

     5) возможность незамедлительного  восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

     6) постоянный контроль за обеспечением  уровня защищенности информации.

     Требования  о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.83

     Самой влиятельной и представительной международной неправительственной  организацией в области архивного  дела, объединяющей специалистов более 140 стран мира, является Международный совет архивов (МСА). К числу основных его целей и задач относятся: развитие всех аспектов управления архивами и документацией, профессиональная подготовка архивистов, совершенствование исследований в области архивной теории и практики, разработка и внедрение стандартов.84

     Росархив  действует в контакте с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями. К примеру плодотворным является его сотрудничество с органами стандартизации, метрологии и сертификации, осуществляющими государственное управление стандартизацией в РФ, в том числе в области документации. Росархив, в частности, осуществляет экспертизу проектов национальных стандартов а области архивного дела и ДОУ.

     Росархив  ведет подготовку проекта постановления  Правительства РФ «О неотложных мерах  по сохранению Архивного фонда Российской Федерации и улучшению использования архивных документов», которое находится на согласовании в соответствующих министерствах и ведомствах. Рассмотрение этого вопроса на правительственном уровне во многом должно помочь и в решении проблем развития архивного дела в регионах.85

     Обеспечение информационной безопасности в архивах, в т.ч. режима секретности для закрытых документов, может быть значительно повышено при условии решения вопроса о снятии необоснованных ограничений на использование документов, их рассекречивание в соответствии с российским законодательством. Высвободившиеся при этом средства могли бы быть использованы для повышения уровня обеспечения безопасности тех документов, которые в настоящее время действительно содержат информацию, относящуюся к государственной тайне.

      Экономия  средств на обеспечение режима закрытого хранения документов, расширение возможностей использования рассекреченных документов позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства и для соблюдения условий хранения документов, и для поддержания в рабочем состоянии старого и приобретения нового оборудования, обеспечения физической сохранности документов.86

     В целях сдерживания негативных тенденций  и дальнейшей адаптации архивных учреждений к условиям и объективным  трудностям Росархива совместно  с архивными учреждениями наметил и реализует комплекс мер по максимальной экономии и снижению расходования бюджетных ассигнований, привлечению дополнительных внебюджетных источников финансирования.

      Проведено совершенствование сети и структуры  федеральных архивов, принимаются меры по расширению платных работ и услуг, заключению соглашений с зарубежными партнерами по совместной разработке открытых архивных фондов.87

     Начато  внедрение новых примерных положений  об архивохранилище государственного архива и примерных должностных  инструкций главного хранителя фондов и заведующего архивохранилищем.

     Опыт  развития этой работы в федеральных  архивах проанализирован и обобщен  сотрудниками отдела в специальном  информационно-методическом письме Росархива. Все это будет способствовать совершенствованию деятельности служб сохранности госархивов, а, следовательно, и повышению информационной безопасности Архивного фонда Российской Федерации.88

Значительно активизировалась разработка региональных программ.

 

      Заключение.

     Информация  является важным объектом правоотношений в современном обществе. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

      Доступ  к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным  договором Российской Федерации, законодательством  Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

      Ограничение доступа к информации устанавливается  федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Документированная информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

      Для того чтобы организовать безопасное хранение данных, первым делом нужно провести анализ угроз, для правильного проектирование схем информационной безопасности.

     Угрозы  информационной безопасности делятся  на два основных типа – это естественные и искусственные угрозы. К естественным угрозам относятся пожары, наводнения, ураганы, удары молний и другие стихийные бедствия и явления, которые не зависят от человека. Наиболее частыми среди этих угроз являются пожары.

      Следующим видом угроз являются искусственные  угрозы, которые в свою очередь, делятся на непреднамеренные и преднамеренные угрозы. Непреднамеренные угрозы – это действия, которые совершают люди по неосторожности, незнанию, невнимательности или из любопытства.

Информация о работе Основные проблемы информационной безопасности и методика их решения