Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:00, реферат
К базовым понятиям, которые используются в экономической информатике, относятся: данные, информация и знания. Эти понятия часто используются как синонимы, однако между этими понятиями существуют принципиальные различия.
Термин данные происходит от слова data - факт, а информация (informatio) означает разъяснение, изложение, т.е. сведения или сообщение.
Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.
• смысл и новизна. Это свойство характеризует перемещение информации в социальных коммуникациях, и выделяет ту ее часть, которая нова для потребителя.
• полезность. Уменьшение неопределенности сведений об объекте. Дезинформация расценивается как отрицательные значения полезной информации.
• ценность. Ценность информации различна для различных потребителей и пользователей.
• кумулятивность . Характеризу
• полнота. Характеризует качес
• достоверность. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются полезными — всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем информационного шума. Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой. При увеличении уровня шумов достоверность информации снижается. В этом случае для передачи того же количества информации требуется использовать либо больше данных, либо более сложные методы.
• адекватность — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.
• доступность (мера возможности получить ту или иную информа-цию ). На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Отсутствие адекватных методов для работы с данными во многих случаях приводит к применению неадекватных методов, в результате чего образуется неполная, неадекватная или недостоверная информация.
• актуальность (степень соответствия информации текущему моменту времени). Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска (или разработки) адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится неактуальной и ненужной. На этом, в частности, основаны многие современные системы шифрования данных с открытым ключом. Лица, не владеющие ключом (методом) для чтения данных, могут заняться поиском ключа, поскольку алгоритм его работы доступен, но продолжительность этого поиска столь велика, что за время работы информация теряет актуальность и, соответственно, связанную с ней практическую ценность.
• объективность и субъективность. Понятие объективности информации является относительным. Это понятно, если учесть, что методы являются субъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Это свойство учитывают, например, в правовых дисциплинах, где по-разному обрабатываются показания лиц, непосредственно наблюдавших события или получивших информацию косвенным путем (посредством умозаключений или со слов третьих лиц).
3. Динамические свойства - это те свойства, которые характеризуют изменение информации во времени.
• рост информации. Движение информации в информационных коммуникациях и постоянное ее распространение и рост определяют свойство многократного распространения или повторяемости. Хотя информация и зависима от конкретного языка и конкретного носителя, она не связана жестко ни с конкретным языком, ни с конкретным носителем. Благодаря этому информация может быть получена и использована несколькими потребителями. Это свойство многократной используемости и проявление свойства рассеивания информации по различным источникам.
• старение. Информация подвержена влиянию времени.
Информационная технология (ИТ) – система методов и способов сбора, передачи, обработки, хранения, предоставления информации на основе применения технических средств.
Цель информационной технологии
- производство информации для ее анализа
человеком и принятия на его основе
решения по выполнению какого-либо
действия. Применяя разные технологии
переработки информации, можно получить
различные результаты. Основными
составляющими информационных технологий
являются:
♦ сбор данных или первичной информации;
♦ обработка данных и получение результатной
информации;
♦ передача результатной информации пользователю
для принятия на ее основе решений.
Информационная технология
является важной составляющей процесса
использования информационных ресурсов
общества. К настоящему времени она
прошла несколько эволюционных этапов,
смена которых определяется главным
образом развитием научно-
Информационная технология
тесно связана с
Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель в информационных технологиях - получение необходимой пользователю информации в результате целенаправленных действий по переработке информации.
Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, технические и программные средства связи и т.д. Основная цель информационной системы - организация хранения и передачи информации.
Реализация функций
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно предложить следующие определения информационной системы и технологии переработки информации средствами компьютерной техники.
Информационные технологии - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явление. Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации, необходимой в процессе принятие решений задач из любой области.
Под информационной технологией
(ИТ) понимается система методов и способов
сбора, накопления, хранения, поиска и
обработки информации на основе применения
средств вычислительной техники.
Упорядоченная последовательность взаимосвязанных
действий, выполняющихся с момента возникновения
информации до получения результата, называется
технологическим процессом.
Очевидно, что технология принятия решений
всегда имела информационную основу, хотя
обработка данных и осуществлялась вручную.
Однако с внедрением средств вычислительной
техники и процесс управления появился
специальный термин автоматизированная
информационная технология.
Чтобы терминологически выделить традиционную
технологию решения экономических и управленческих
задач, введем термин предметная технология,
которая представляем собой последовательность
технологических этапов по модификации
первичной информации в результатную.
Например, технология бухгалтерского
учета предполагает поступление первичной
документации, которая трансформируется
в форму бухгалтерской проводки.
Обеспечивающие ИТ - технологии обработки
информации, которые могут использоваться
как инструментарий в различных предметных
областях для решения различных задач.
Информационные технологии обеспечивающего
типа могут быть классифицированы относительно
классов задач, на которые они ориентированы.
Обеспечивающие технологии базируются
на совершенно разных платформах, что
обусловлено различием видов компьютеров
и программных сред, поэтому при их объединении
на основе предметной технологии возникает
проблема системной интеграции. Она заключается
в необходимости приведения различных
ИТ к единому стандартному интерфейсу,
обмену данными и др.
Функциональная ИТ представляет собой
такую модификацию обеспечивающих ИТ,
при которой реализуется какая-либо из
предметных технологий. Например, работа
сотрудника кредитного отдела банка с
использованием ЭВМ обязательно предполагает
применение совокупности банковских технологий
оценки кредитоспособности ссудозаемщика,
формирования кредитного договора и срочных
обязательств, расчета графика платежей
и других технологий, реализованных в
какой-либо информационной технологии:
СУБД, текстовом процессоре и т.д. Трансформация
обеспечивающей информационной технологии
в чистом виде в функциональную (модификация
некоторого общеупотребительного инструментария
в специальный) может быть сделана как
специалистом-проектировщиком, так и самим
пользователем. Дальнейшее развитие функциональной
ИТ – автоматизированное рабочее место
(АРМ).
Основными свойствами ИТ являются:
- целесообразность,
- наличие компонентов и структуры,
- взаимодействие с внешней средой,
- целостность,
- развитие во времени.
1. Целесообразность – главная цель реализации
ИТ состоит в повышении эффективности
производства на базе использования современных
ЭВМ, распределенной переработке информации,
распределенных баз данных, различных
информационных вычислительных сетей
(ИВС) путем обеспечения циркуляции и переработки
информации.
2. Компоненты и структура:
- функциональные компоненты – это конкретное
содержание процессов циркуляции и переработки
информации;
- структура информационной технологии:
Структура информационной технологии
– это внутренняя организация, представляющая
собой взаимосвязи образующих ее
компонентов, объединенных в две
большие группы: опорную технологию
и базу знаний. Модели предметной области
– совокупность описаний, обеспечивающие
взаимопонимание между
Опорная технология – совокупность аппаратных средств автоматизации, системного и инструментального программного обеспечения, на основе которых реализуются подсистемы хранения и переработки информации.
База знаний представляет собой совокупность знаний, хранящихся в памяти ЭВМ. Базы знаний можно разделить на интенсиональную (т.е. знания о чем-то "вообще") и экстенсиональную, (т.е. знания о чем-то "конкретно"). В интенсиональной базе хранятся оболочки, а в экстенсиональной хранятся оболочки с запоминанием, которые носят название баз данных. Иными словами, база знаний представляет отображение предметной области. Она включает в себя базу данных (директивная информация - плановые задания, научно-техническая информация, учетно-производственная информация, вспомогательная информация, отражающие режимы работы подразделений предприятия).
Результатом технологических
описаний является совокупность реализуемых
в системе информационно-
3. Взаимодействие с внешней средой – взаимодействие
информационной технологии с объектами
управления, взаимодействующими предприятиями
и системами, наукой, промышленностью
программных и технических средств автоматизации.
4. Целостность – информационная технология
является целостной системой, способной
решать задачи, не свойственные ни одному
из ее компонентов.
5. Реализация во времени – обеспечение
динамичности развития информационной
технологии, ее модификация, изменение
структуры, включение новых компонентов.
Классификация по типу интерактивности
Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.
Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующийся операционной системой.
ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной интерактивностью. ИТ с избирательной интерактивностью принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, интернет и т.д. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых.
ИТ с полной интерактивностью содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или каких-либо носителях, что позволяет передавать, изменять и дополнять ее.
Классификация по области применения и по степени использования в них компьютеров
Информационные технологии следует классифицировать прежде всего по области применения и по степени использования в них компьютеров. Различают такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство, военное дело и т. п.
По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают компьютерные и бескомпьютерные технологии. В области образования информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. Соответственно paзличают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения, компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием.
В обучении информационные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные; технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний.
К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электроннотехнические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучения относятся учебники, учебные и учебно-методические пособия; к оптическим - эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков.
Информация о работе Основные понятия данных, информации, знаний