Организация компьютерных информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 20:12, реферат

Описание работы

В настоящее время история развития систем, предназначенных для хранения и обработки информации с использованием ЭВМ, насчитывает уже более полувека. Еще относительно недавно в ходу были перфораторы в качестве устройств ввода данных, листинги в виде рулонов бумаги длиной порою до нескольких метров - в качестве носителя результатов машинной обработки, недельные, либо месячные временные интервалы - в качестве нормативных сроков обработки информации.

Содержание

Введение………………………………….…………………………...…….3
1. Классификация информационных систем по масштабу.......................5
2. Классификация информационных систем по архитектуре...................8
3. Разработка информационных систем....................................................11
Список литературы………..…………………………………………....…21

Работа содержит 1 файл

реферат1.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Федеральное агентство по образованию 

Тихоокеанский государственный  экономический университет 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 
 
 
 
 
 
 

                        Студент  531-Г А.Б.Королёва

            Преподаватель Е. Н. Сашина 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

    Владивосток – 2010

     Содержание. 

     Введение………………………………….…………………………...…….3

     1. Классификация информационных систем по масштабу.......................5

     2. Классификация информационных систем по архитектуре...................8

     3. Разработка информационных систем....................................................11

     Список  литературы………..…………………………………………....…21

 

      Введение. 

     В настоящее время история развития систем, предназначенных для хранения и обработки информации с использованием ЭВМ, насчитывает уже более полувека. Еще относительно недавно в ходу были перфораторы в качестве устройств ввода данных, листинги в виде рулонов бумаги длиной порою до нескольких метров - в качестве носителя результатов машинной обработки, недельные, либо месячные временные интервалы - в качестве нормативных сроков обработки информации.

     В последнее десятилетие ушедшего века ситуация претерпела качественные изменения. Если попытаться сформулировать "портрет" современной информационной системы масштаба предприятия в виде десятка тезисов, то мы увидим, что она имеет:

     - в основе - методологию управления, направленную на достижении стратегических целей высшего менеджмента предприятия, выраженной в информационной системе в виде системы управляющих воздействий, регламентирующей деятельность пользователей. Возможность доступа к данным для множества пользователей, объединенных в локальную сеть предприятия, а зачастую - и для пользователей, удаленных от центрального офиса на сотни и тысячи километров. Наличие средств коммуникации и элементов корпоративного решения задач коллективом пользователей;

     - развитый, дружественный графический интерфейс конечного пользователя;

     - режимы обработки оперативной информации, близкие к режиму реального времени. Средства аутентификации и разграничения доступа, позволяющие дозировать информацию в соответствии с должностными обязанностями пользователя; высокий уровень защищенности от несанкционированного доступа. Один или более серверов баз данных, суммарный объем которых измеряется в гига- или терабайтах; возможность обработки тысяч и миллионов записей при составлении отчетности, инвариантность (в определенных пределах) к аппаратным и операционным средам функционирования серверных и клиентских приложений. Использование стандартизованных языков и протоколов для представления и манипулирования данными.

     Основу  информационной системы составляют "три кита". Это - база данных, как  правило, реляционного типа, поддерживающая доступ на основе стандарта SQL, программные  средства, обеспечивающие логику обработки данных, интерфейс пользователя.

 

      1. Классификация ИС по масштабу. 

     Информационные  системы могут быть классифицированы по различным признакам.

     Однопользовательские  ИС, как это ясно из названия, предназначены  для использования на одном рабочем месте. В настоящее время на мировом и отечественном рынке представлено множество решений, предназначенных для автоматизации деятельности отдельно взятого пользователя. Как правило, это - решения, ориентированные на специалиста в той или иной области, будь то составление спецификаций для сборки изделий из комплектующих, планирование ремонтов оборудования, учет расходов и доходов частного предпринимателя оптовой торговли, либо составление расписаний занятий в деканате.

     В настоящее время альтернативу таким узкоспециализированным системам составили табличные процессоры, не имеющие проблемной специализации, в первую очередь - MS Excel. Системы этого класса трудно отнести к классу ИС, но зачастую они позволяют непрограммирующему специалисту создать и, что очень важно, самостоятельно развивать собственные решения, заменяющие, а местами и перекрывающие функционал однопользовательских систем образца 90-х годов.

     В основе большинства однопользовательских систем лежит стандарт X-Base (Clipper, FoxPro, dBase). Широко используются также решения на базе систем Paradox, Clarion, MS Access. Каждая из перечисленных конкурирующих систем обладает собственной высокоуровневой инструментальной средой, позволяющей спроектировать базу данных, логику обработки, пользовательский интерфейс, отчеты с помощью "помощников"-построителей. На рубеже тысячелетий появились также и однопользовательские решения на базе промышленных реляционных СУБД. В этом случае ПО сервера инсталлируется непосредственно на рабочую станцию пользователя. Примером может служить Personal Oracle. Данные решения предъявляют значительные требования к ресурсам рабочей станции, однако несут в себе многие преимущества промышленных СУБД.

     Групповые системы предназначены для автоматизации  деятельности в рабочей группе (отделе, кластере, группе проекта и т.д.). В отличие от однопользовательских ИС, групповые системы, как правило, представляют специализированные клиентские решения (их часто называют автоматизированными рабочими местами, АРМ) для различных участников группы. Например, для оптовой фирмы, ИС может представлять набор таких АРМ, как "Менеджер по продажам", "Кладовщик", "Снабженец", "Директор". Для учебного планирования - "Преподаватель", "Работник бюро планирования", "Работник учебного отдела", "Специалист по планированию на кафедре", "Работник деканата".

     Групповое использование решений на базе табличных  процессоров возможно, но имеет существенные ограничения, связанные с разграничением доступа, регламентацией и синхронизацией вносимых изменений. По сути единственный режим их использования, обеспечивающий корректность данных - "файловый сервер, один автор, N читателей".

     При создании групповых ИС в целом  используются те же средства и инструментальные среды, что и при создании однопользовательских ИС. Следует, однако, отметить, что для использования в группе при выборе между системами с файловым и реляционным сервером следует отдавать предпочтение реляционному серверу, причем целесообразно использование выделенного сервера. Это может быть, например, сервер Oracle, DB2, MS SQL, Sybase, Informix.

     Корпоративные ИС (КИС) предназначены для автоматизации  деятельности предприятия. В англоязычной литературе понятие "КИС" неразрывно связано с понятием "ERP" (Enterprise Resource Planning). В основе ERP-систем лежит международный стандарт управления предприятием MRP-II (Manufacture Resource Planning), обеспечивающий возможность учета, анализа и планирования основных ресурсов - финансов, человеческих, материальных. Соответственно, корпоративные ERP-системы - набор интегрированных приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятий: планирование ресурсов (финансовых, человеческих, материальных) для производства товаров (услуг), оперативное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета и анализ результатов хозяйственной деятельности.

     Среди требований, предъявляемым к современным  КИС:

  • централизация данных в единой базе (в основе - всегда промышленная СУБД),
  • близкий к реальному времени режим работы,
  • сохранение общей модели управления для предприятий разных отраслей,
  • поддержка территориально-распределенных структур,
  • работа на широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД.

     Примеры ERP-систем - SAP R3, "Галактика", MS Navision Axapta.

 

      2. Классификация информационных систем по архитектуре. 

     Архитектура "Файл-сервер". Исторически первая архитектура информационных систем. Как исполняемые модули, так и  данные размещаются в отдельных  файлах операционной системы. Доступ к данным осуществляется путем указания пути (path) и использования файловых операций (открыть, считать, записать). Для хранения данных используется выделенный сервер (отдельный компьютер), который и является файловым сервером. Исполняемые модули хранятся либо на рабочих станциях, либо на файловом сервере. В последнем случае упрощается процедура их администрирования, но при этом возрастают требования к надежности сети.

     Архитектура "Клиент-сервер". Клиент-сервер - это  не только архитектура, это - новая парадигма, пришедшая на смену устаревшим концепциям. Суть ее заключается в том, что клиент (исполняемый модуль) запрашивает те или иные сервисы в соответствии с определенным протоколом обмена данными. При этом, в отличие от ситуации с файловым сервером, нет необходимости в использовании прямых путей операционной системы: клиент их "не знает", ему "известны" лишь имя источника данных и другие специальные сведения, используемые для авторизации клиента на сервере. Сервер, который физически может находиться на том же компьютере, а может - на другом конце земного шара, обрабатывает запрос клиента и, произведя соответствующие манипуляции с данными, передает клиенту запрашиваемую порцию данных.

     В рамках направления "клиент-сервер" существуют два основных "диалекта": "тонкий" и "толстый" клиент.

     В системах на основе тонкого клиента  используется мощный сервер баз данных, это - высокопроизводительный компьютер  и библиотека так называемых хранимых процедур, позволяющих производить  вычисления, реализующие основную логику обработки данных, непосредственно на сервере. Клиентское приложение, соответственно, предъявляет невысокие требования к аппаратному обеспечению рабочей станции. Основное достоинство таких систем - относительная дешевизна клиентских станций.

     Системы с толстым клиентом, напротив, реализуют  основную логику обработки на клиенте, а сервер представляет собой в  чистом виде сервер баз данных, обеспечивающий исполнение только стандартизованных  запросов на манипуляцию с данными (как правило - чтение, запись, модификацию данных в таблицах реляционной базы данных). В системах такого класса требования к рабочей станции выше, а к серверу - ниже. Достоинство архитектуры - переносимость серверной компоненты на серверы различных производителей: все промышленные серверы баз данных реляционного типа поддерживают работу со стандартизованным языком манипулирования данными SQL, но внутренний встроенный язык обработки данных, необходимый для реализации логики обработки на сервере у каждого из серверов свой.

     Трехслойная архитектура. Базируется на дальнейшей специализации компонент архитектуры: клиент занимается только организацией интерфейса с пользователем, сервер баз данных - только стандартизованной обработкой данных. Для реализации логики обработки данных архитектура предусматривает отдельный слой - слой бизнес-логики. Этот слой может представлять собой либо выделенный сервер (сервер приложений), либо размещаться на клиенте в качестве динамической библиотеки. Данная архитектура позволила соединить достоинства тонкого и толстого клиентов: хорошая переносимость соединяется в ней с невысокими требованиями к клиенту.

     С развитием интернет-технологий появилась разновидность трехслойной архитектуры на основании использования web-технологий. В этой разновидности роль сервера приложений играет web-сервер, а в качестве клиента используется стандартный web-браузер. Достоинства - в пониженных требованиях к клиенту и в легкой встраиваемости данной архитектуры в мировые информационные сети. Основной недостаток - известные ограничения, накладываемые на интерфейс пользователя web-браузерами.

     С некоторой степенью приближения  все ИС можно разделить на 2 класса: информационно-поисковые и управляющие.

     Конечные  пользователи информационно-поисковых  систем (ИПС), как правило, имеют доступ к хранимым данным только "по чтению" и используют данные системы для поиска ответов на те или иные вопросы. Доступ по модификации данных имеет администратор системы, в функции которого входит обеспечение актуальности информации, устранение ошибок.

     Классические примеры ИПС - системы поиска в библиотеках, на транспорте (справки о наличии билетов). На современном этапе развития информационных технологий классические ИПС постепенно вытесняются поисковыми серверами Интернет - общего назначения и специализированными.

     Альтернатива  ИПС - управляющие системы автоматизируют (полностью или частично) деятельность, связанную с принятием решений. Действия конечных пользователей таких  систем приводят к модификации информации, что, конечно, не исключает возможности  просто получать информацию, как в ИПС.

     Примеры управляющих систем - системы бухгалтерского учета, системы планирования производственных ресурсов и т.п.

 

      3. Разработка информационных  систем. 

Информация о работе Организация компьютерных информационных систем