Определение и классификация информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:38, лекция

Описание работы

Основой управления любым объектом народного хозяйства служит информация о его деятельности. Являясь предметом труда в управленческой деятельности и одним из видов ресурсов наряду с материальными, трудовыми, финансовыми, она имеет свои особенности: смысловую ценность, определенные формы представления и потребления, сроки действия и т.п. Все виды работы с информацией - это деятельность по ее сбору, пополнению, передаче, хранению, преобразованию и обработке. Все эти процессы требуют организации технологии обработки информации. Решение проблем управления связано с необходимостью эффективно использовать информационные ресурсы в условиях применения ЭВМ и других технических средств.

Работа содержит 1 файл

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

1.Определение  и классификация  информационных технологий.  

    Определение информационных технологий. Основой управления любым объектом народного хозяйства служит информация о его деятельности. Являясь предметом труда в управленческой деятельности и одним из видов ресурсов наряду с материальными, трудовыми, финансовыми, она имеет свои особенности: смысловую ценность, определенные формы представления и потребления, сроки действия и т.п. Все виды работы с информацией - это деятельность по ее сбору, пополнению, передаче, хранению, преобразованию и обработке. Все эти процессы требуют организации технологии обработки информации. Решение проблем управления связано с необходимостью эффективно использовать информационные ресурсы в условиях применения ЭВМ и других технических средств.

     Информационная  технология (ИТ)-это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в единую технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку и использование информации. Совокупность методов и производственных процессов экономических информационных систем определяет принципы, приемы, методы и мероприятия, регламентирующие проектирование и использование программно-технических средств для обработки данных в прикладной области. Цель применения информационных технологий – снижение трудоемкости использования информационных ресурсов. Под информационными ресурсами понимается совокупность данных, представляющих ценность для организации (предприятия) и являющиеся отображением других видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и др.). К ним относятся базы данных, базы знаний, система документации, тексты, графики, аудио-, видеоинформация, позволяющие изобразить на экране ПК объекты реального мира.

    Организация информационных машинных технологий зависит от состава решаемых задач, их сложности, объемно-временных характеристик, применяемых технических средств и т.д., поэтому ее схемы (состав и последовательность операций) могут быть весьма разнообразными. Они определяются конкретными условиями и приоритетностью указанных факторов.

     Развитие  ИТ непосредственно  связано с развитием  технических и  программных средств. С момента появления первой ЭВМ информационная технология прошла несколько этапов.

     Первый  этап продолжался до начала 60-х годов. Технической базой на этом этапе были ЭВМ первого и второго поколения. Мощность существующих ЭВМ была незначительной. Поэтому основным критерием создания ИТ на этом этапе являлась экономия машинных ресурсов и  максимальная загрузка вычислительного оборудования. Программирование осуществлялось с использование машинных кодов (машинных команд), в символьных адресах, с использованием автокодов, машиноориентированных языков и Ассемблера. Достижением в технологии программировании явилось появление первых алгоритмических языков (Алгол, Кобол, Фортран), разработка оптимизирующих трансляторов и первых управляющих программ (операционных систем) реального времени и пакетного режима. На первом этапе началась разработка библиотек стандартных программ.

     Второй  этап длился до начала 80-х годов. Технической базой ИТ на этом этапе стали ЭВМ и мини-ЭВМ третьего поколения. Основным критерием создания ИТ стала экономия труда программиста. Для этого разрабатываются различные инструментальные средства программиста - отладчики (Debugger), интегрированные среды программирования (Turbo, Quick, Visual); новые технологии программирования – модульное, структурное; появились языки высокого уровня (PL/1, Pascal, C и др.). Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах: реального времени, разделения времени и в пакетном режиме. Появились пакеты прикладных программ (ППП): системы управления базами данных (СУБД), системы автоматизации проектирования (САПР), диалоговые средства общения с ЭВМ, глобальные сети ЭВМ. Для автоматизации управления экономическими объектами разрабатываются автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы управления производством (АСУП), автоматизированные системы обработки данных (АСОД), автоматизированные системы обработки экономической информации (АСОЭИ).

     Третий  этап продолжался до начала 90-х г. Появился персональный компьютер, который стал рабочим инструментом широкого круга специалистов непрограммистов. Основной критерий на этом этапе – создание ИТ для формализации знаний и проникновение информационных технологий во все сферы деятельности человека. Широкое распространение получили диалоговые операционные системы, обеспечивающие многопрограммный и многопользовательский режимы (Unix, OS/2), автоматизированные рабочие места (АРМ), экспертные системы, базы знаний, локальные вычислительные сети, распределенная обработка данных. Появились новые технологии программирования - объектно-ориентированное, функциональное, логическое и др. Персональный компьютер позволил организовать работу с информацией специалистов в предметной области непосредственно на своем рабочем месте. Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией, капиталом. Появилась новая экономическая категория – национальные информационные ресурсы. Значительно повысилась роль профессиональных знаний в наукоемких изделиях на базе ПК (до 70% себестоимости), увеличивается число занятых в сфере обработки информации (70-75% трудового населения развитых стран).

     Четвертый этап – последнее десятилетие двадцатого века. В этот период разрабатываются информационные технологии для автоформализации знаний, цель – информатизация всего общества. Технической базой ИТ стали компьютеры с большими объемами памяти, с параллельной обработкой данных, со встроенными телекоммуникационными устройствами, скоростными модемами, устройствами ввода/вывода изображений, распознавания голоса и текста, серверы. Значительно повысилось быстродействие ЭВМ. Широкое распространение получили графические операционные системы (Windows, Unix). Появились новые технологии – гипертекст, мультимедиа, CASE – технология, Intranet - технология; появились новые технологии программирования - визуальное программирование (Delphi, Visual Basic). Появилась всемирная сеть ЭВМ – Internet. Телекоммуникации являются средствами общения между людьми. Появилась индустрия информационных услуг. Идет формирование баз знаний по всем направлениям человеческой деятельности.

     Применение  ИТ позволило представить  научные знания в  формализованном виде, пригодном для практического использования, для реализации и организации социальных процессов. При этом предполагается экономия труда, времени, энергии, материальных ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. ИТ играют важную стратегическую роль, которая быстро возрастает. Это объясняется рядом их свойств:

  • ИТ позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, что экономит другие виды ресурсов – сырье, энергию, материалы, труд, финансы и др.;
  • ИТ обеспечивают информационное взаимодействие людей. Это способствует распространению массовой информации, расширению внутренних и международных экономических и культурных связей.
  • ИТ играют важную роль в развитии системы образования, культуры, новых форм искусства (экранных), в популяризации науки и истории развития человечества;
  • ИТ играют ключевую роль в процессах получения, накопления и распространения новых знаний. Во-первых, информационное моделирование позволяет проводить «вычислительный эксперимент» в условиях, которые невозможны в натуральном эксперименте из-за опасности, сложности и дороговизны. Во-вторых, реализация методов искусственного интеллекта позволяет находить решения плохо формализуемых задач, задач с неполной информацией, с нечеткими исходными данными и алгоритмами их обработки.

     Классификацию ИТ можно выполнить по нескольким признакам.

     1.В зависимости от степени автоматизации управленческих задач различают ИТ ручные, автоматизированные, автоматические.

  • Ручные характеризуются тем, что операции по переработке информации выполняются человеком;
  • Автоматизированные характеризуются тем, что ряд функций управления и обработки информации осуществляются человеком с использованием вычислительных средств. При этом задача представляется двумя видами работ – формализуемыми и плохо формализуемыми. Формализуемая часть выполняется ЭВМ, а не формализуемые функции выполняются человеком;
  • Автоматические это когда все функции управления и обработки данных осуществляются средствами вычислительной техники без участия человека.

     2.В зависимости от режима обработки информации различают ИТ пакетные, диалоговые, сетевые, АРМ-технологии.

  • Пакетная технология характеризуется тем, что пользователь готовит задания и передает их на ВЦ, которые по ряду признаков объединяются в пакет и выполняются на ЭВМ без участия пользователя. Задание это единица работы определяемая пользователем и представляющая собой последовательность операций по обработке данных;
  • Диалоговая технология обеспечивает непосредственное участие пользователя в процессе обработки данных в интерактивном режиме – в режиме обмена сообщениями между пользователем и информационной системой;
  • Сетевые технологии предполагают объединение вычислительных средств с помощью каналов связи в единую систему. Сети ЭВМ обеспечивают удаленную обработку данных как в пакетном, так и диалоговом режимах;
  • АРМ – технология предполагает размещение всех обеспечивающих подсистем на рабочем столе специалиста в предметной области и непосредственное его участие в обработке данных.

     3.По сфере применения различают ИТ:

  • Информационные технологии общего назначения – работа с текстом, работа с графическими объектами, работа с таблицами;
  • Инструментальные ИТ – CASE – технология, гипертекст, мультимедиа, телекоммуникации;
  • Прикладные ИТ – банковские, биржевые технологии; технологии менеджмента, технологии маркетинга, инженерные технологии и др.

   По  способу обработки  данных. По мере развития вычислительной техники совершенствуются и формы ее использования. Основным требованием при выборе формы использования вычислительной техники и средств подготовки данных является эффективность ее функционирования, т.е. минимальные трудовые и материальные затраты. В зависимости от размещения средств ВТ различают централизованную и децентрализованную формы использования.

    Централизованная  форма использования предполагает сосредоточенность ВТ и средств подготовки данных в одном пункте обработки информации, называемом вычислительным центром или ВЦ. По способу доступа различают ВЦ индивидуального (ВЦИП) и ВЦ коллективного пользования (ВЦКП). ВЦИП входит в организационную структуру одного предприятия и служит для обработки информации только этого предприятия.

    ВЦКП  обычно являются самостоятельными организациями с  правами юридического лица. В этом случае ВЦКП оказывается  своеобразным предприятием, технологический  процесс которого направлен на обработку информации. Такие ВЦ обслуживают коллектив пользователей, выбор которых может осуществляться либо по отраслевому, либо по территориальному признаку. Последние обслуживают пользователей независимо от их ведомственной принадлежности.

    Деятельность  ВЦ характеризуется обработкой больших объемов информации, использованием нескольких средних и больших ЭВМ, более квалифицированным персоналом для обслуживания техники и разработки программ. Все это снижает стоимостные затраты на организацию централизованных форм использования ВТ.

    ВЦ  выполняют разнообразные  функции:

    - ведение информационного  и программного  обеспечения пользователей;

    - обслуживание технических  средств;

    - выполнение работ  по постановке  и разработке типовых  задач пользователей;

    - представление пользователям  алгоритмов и программ  из собственных  фондов.

    Децентрализованные  формы предполагают размещение ВТ непосредственно в местах возникновения и потребления информации, т.е. в подразделениях предприятия. Децентрализованные формы получили распространение с появлением микро- и мини-ЭВМ, персональных ЭВМ. Мини- и микро-ЭВМ могут работать не только автономно, но и подключаться к центральной ЭВМ. В этом случае они выступают как удаленные терминалы и используются для сбора, регистрации и передачи информации на обработку. Они позволяют приблизить первичные операции по подготовке информации к местам ее возникновения и потребления.

    На  базе мини и персональных ЭВМ создаются  автоматизированные рабочие места  специалистов (АРМ-бухгалтера, АРМ-финансиста, АРМ-управленца т.д.). Организуются они на рабочих местах пользователей при непосредственном доступе пользователей к вычислительным ресурсам.

    Дальнейшее  развитие организационных  форм использования  ВТ - это сети ЭВМ. Сети предполагают объединение вычислительных средств с помощью каналов связи в единую систему. Сетями могут охватываться различные формы использования ЭВМ. В сетях каждый пользователь имеет возможность доступа к вычислительным, информационным и программным ресурсам всех остальных пользователей.

Информация о работе Определение и классификация информационных технологий