Обзор наиболее распространенных методов "взлома"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Последнее время сообщения об атаках на информацию, о хакерах и компьютерных взломах наполнили все средства массовой информации. Что же такое "атака на информацию"? Дать определение этому действию на самом деле очень сложно, поскольку информация, особенно в электронном виде, представлена сотнями различных видов. Информацией можно считать и отдельный файл, и базу данных, и одну запись в ней, и целиком программный комплекс.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Категории информационной безопасности…………………………….6
2. Абстрактные модели защиты информации……………………………7
3. Обзор наиболее распространенных методов "взлома"………………..9
3.1. Комплексный поиск возможных методов доступа……………...9
3.2. Терминалы защищенной информационной системы……….....10
3.3 Получение пароля на основе ошибок администратора и пользователей…………………………………………………………………….13
3.4. Получение пароля на основе ошибок в реализации…………...15
3.5. Социальная психология и иные способы получения паролей...20
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

БИКС реферат.docx

— 77.76 Кб (Скачать)

При использовании терминалов с физическим доступом необходимо соблюдать  следующие требования:

  1. Защищенность терминала должна соответствовать защищенности помещения: терминалы без пароля могут присутствовать только в тех помещениях, куда имеют доступ лица соответствующего или более высокого уровня доступа. Отсутствие имени регистрации возможно только в том случае, если к терминалу имеет доступ только один человек, либо если на группу лиц, имеющих к нему доступ, распространяются общие меры ответственности. Терминалы, установленные в публичных местах должны всегда запрашивать имя регистрации и пароль.
  2. Системы контроля за доступом в помещение с установленным терминалом должны работать полноценно и в соответствии с общей схемой доступа к информации.
  3. В случае установки терминала в местах с широким скоплением народа клавиатура, а если необходимо, то и дисплей должны быть оборудованы устройствами, позволяющими видеть их только работающему в данный момент клиенту (непрозрачные стеклянные или пластмассовые ограждения, шторки, "утопленная" модель клавиатуры).

При использовании удаленных  терминалов необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Любой удаленный терминал должен запрашивать имя регистрации и пароль. Того, что якобы никто не знает шестизначного номера вашего служебного модема, отнюдь не достаточно для конфиденциальности вашей системы. Все дело в том, что при наличии программного обеспечения, которое не составит труда найти в сети Интернет, и тонового набора для одного звонка достаточно 4 секунд. Это означает, что за 1 минуту можно перебрать около 15 номеров телефонной станции с тем, чтобы узнать существует ли на этом телефонном номере модем. За час таким образом можно перебрать 1000 номеров, а за рабочий день с повтором в ночное время (это стандартная методика) – всю АТС (10.000 номеров).
  2. Вторым требованием является своевременное отключение всех модемов, не требующихся в данный момент фирме (например, по вечерам, либо во время обеденного перерыва), либо не контролируемых в данный момент Вашими сотрудниками.
  3. По возможности рекомендуется использовать схему возвратного звонка от модема, поскольку она гарантирует с уровнем надежности АТС то, что удаленный клиент получил доступ с определенного телефонного номера.
  4. Из log-in запроса терминала рекомендуется убрать все непосредственные упоминания имени фирмы, ее логотипы и т.п. – это не позволит компьютерным вандалам, просто перебирающим номера с модемами, узнать log-in экран какой фирмы они обнаружили. Для проверки правильности соединения вместо имени фирмы можно использовать неординарную приветственную фразу, какой-либо афоризм либо просто фиксированную последовательность букв и цифр, которые будут запоминаться у постоянных операторов этого терминала.
  5. Также на входе в систему рекомендуется выводить на экран предупреждение о том, что вход в систему без полномочий на это преследуется по закону. Во-первых, это послужит еще одним предостережением начинающим злоумышленникам, а во-вторых, будет надежным аргументом в пользу атакованной фирмы в судебном разбирательстве, если таковое будет производиться.

Безотносительно от физического  или коммутируемого доступа к  терминалу, линия, соединяющая терминал (коммутируемый, либо установленный  в публичном месте) с зоной  ядра информационной системы должна быть защищена от прослушивания, либо же весь обмен информацией должен вестись по конфиденциальной схеме  идентификации и надежной схеме  аутентификации клиента – этим занимаются криптосистемы.

 

 

 

3.3 Получение пароля на основе ошибок администратора и пользователей

Перебор паролей по словарю  являлся некоторое время одной  из самых распространенных техник подбора  паролей. В настоящее время, как  хоть самый малый результат пропаганды информационной безопасности, он стал сдавать свои позиции. Хотя развитие быстродействия вычислительной техники  и все более сложные алгоритмы  составления слов-паролей не дают "погибнуть" этому методу. Технология перебора паролей родилась в то время, когда самым сложным паролем  было скажем слово "brilliant", а в  русифицированных ЭВМ оно же, но для "хитрости" набранное в  латинском режиме, но глядя на русские  буквы (эта тактика к сожалению  до сих пор чрезвычайно распространена, хотя и увеличивает информационную насыщенность пароля всего на 1 бит). В то время простенькая программа  со словарем в 5000 существительных давала положительный результат в 60% случаев. Огромное число инцидентов со взломами систем заставило пользователей  добавлять к словам 1-2 цифры с  конца, записывать первую и/или последнюю  букву в верхнем регистре, но это  увеличило время на перебор вариантов  с учетом роста быстродействия ЭВМ  всего в несколько раз. Так  в 1998 году было официально заявлено, что  даже составление двух совершенно не связанных осмысленных слов подряд, не дает сколь либо реальной надежности паролю. К этому же времени получили широкое распространение языки  составления паролей, записывающие в абстрактной форме основные принципы составления паролей среднестатистическими  пользователями ЭВМ.

Следующей модификацией подбора  паролей является проверка паролей, устанавливаемых в системах по умолчанию. В некоторых случаях администратор  программного обеспечения, проинсталлировав или получив новый продукт  от разработчика, не удосуживается  проверить, из чего состоит система  безопасности. Как следствие, пароль, установленный в фирме разработчике по умолчанию, остается основным паролем  в системе. В сети Интернет можно найти огромные списки паролей по умолчанию практически ко всем версиям программного обеспечения, если они устанавливаются на нем производителем.

Основные требования к  информационной безопасности, основанные на анализе данного метода, следующие:

  1. Вход всех пользователей в систему должен подтверждаться вводом уникального для клиента пароля.
  2. Пароль должен тщательно подбираться так, чтобы его информационная емкость соответствовала времени полного перебора пароля. Для этого необходимо детально инструктировать клиентов о понятии "простой к подбору пароль", либо передать операцию выбора пароля в ведение инженера по безопасности.
  3. Пароли по умолчанию должны быть сменены до официального запуска системы и даже до сколь либо публичных испытаний программного комплекса. Особенно это относится к сетевому программному обеспечению.
  4. Все ошибочные попытки войти в систему должны учитываться, записываться в файл журнала событий и анализироваться через "разумный" промежуток времени. Если в системе предусмотрена возможность блокирования клиента либо всей системы после определенного количества неудачных попыток входа, этой возможностью необходимо воспользоваться. Если же Вы являетесь разработчиком системы безопасности, данную возможность несомненно необходимо предусмотреть, так как она является основным барьером к подбору паролей полным перебором. Разумно блокировать клиента после 3-ей подряд неправильной попытки набора пароля, и, соответственно, блокировать систему после K=max( int(N*0.1*3)+1 , 3 ) неудачных попыток входа за некоторый период (час, смену, сутки). В данной формуле N – среднее количество подключающихся за этот период к системе клиентов, 0.1 – 10%-ный предел "забывчивости пароля", 3 – те же самые три попытки на вспоминание пароля. Естественно, информация о блокировании клиента или системы должна автоматически поступать на пульт контроля за системой.
  5. В момент отправки пакета подтверждения или отвержения пароля в системе должна быть установлена разумная задержка (2-5 секунд). Это не позволит злоумышленнику, попав на линию с хорошей связью до объекта атаки перебирать по сотне тысяч паролей за секунду.
  6. Все действительные в системе пароли желательно проверять современными программами подбора паролей, либо оценивать лично администратору системы.
  7. Через определенные промежутки времени необходима принудительная смена пароля у клиентов. Наиболее часто используемыми интервалами смены пароля являются год, месяц и неделя (в зависимости от уровня конфиденциальности информации и частоты входа в систему).
  8. Все неиспользуемые в течение долгого времени имена регистрации должны переводиться в закрытое (недоступное для регистрации) состояние. Это относится к сотрудникам, находящимся в отпуске, на больничном, в командировке, а также к именам регистрации, созданным для тестов, испытаний системы и т.п.
  9. От сотрудников и всех операторов терминала необходимо требовать строгое неразглашение паролей, отсутствие каких-либо взаимосвязей пароля с широкоизвестными фактами и данными, и отсутствие бумажных записей пароля "из-за плохой памяти".

 

 

3.4. Получение пароля на основе ошибок в реализации

Следующей по частоте использования  является методика получения паролей  из самой системы. Однако, здесь уже  нет возможности дать какие-либо общие рекомендации, поскольку все  методы атаки зависят только от программной  и аппаратной реализации конкретной системы. Основными двумя возможностями  выяснения пароля являются несанкционированный  доступ к носителю, содержащему их, либо использование недокументированных возможностей и ошибок в реализации системы.

Первая группа методов  основана на том, что любой системе  приходится где-либо хранить подлинники паролей всех клиентов для того, чтобы сверять их в момент регистрации. При этом пароли могут храниться  как в открытом текстовом виде, как это имеет место во многих клонах UNIX, так и представленные в виде малозначащих контрольных  сумм (хеш-значений), как это реализовано  в ОС Windows, Novell NetWare и многих других. Проблема в том, что в данном случае для хранения паролей на носителе не может быть использована основная методика защиты – шифрование. Действительно, если все пароли зашифрованы каким-либо ключом, то этот ключ тоже должен храниться  в самой системе для того, чтобы  она работала автоматически, не спрашивая  каждый раз у администратора разрешение "Пускать или не пускать пользователя Anton, Larisa, Victor и т.д.?". Поэтому, получив  доступ к подобной информации, злоумышленник  может либо восстановить пароль в  читабельном виде (что бывает довольно редко), либо отправлять запросы, подтвержденные данным хеш-значением, не раскодируя его. Все рекомендации по предотвращению хищений паролей состоят в  проверке не доступен ли файл с паролями, либо таблица в базе данных, хранящая эти пароли, кому-либо еще кроме  администраторов системы, не создается  ли системой резервных файлов, в  местах доступных другим пользователям  и т.п. . В принципе, поскольку кража  паролей является самым грубым вторжением в систему, разработчики уделяют  ей довольно пристальное внимание, и соблюдения всех рекомендаций по использованию системы обычно достаточно для предотвращения подобных ситуаций.

Получение доступа к паролям  благодаря недокументированным  возможностям систем встречается в  настоящее время крайне редко. Ранее  эта методика использовалась разработчиками намного чаще в основном в целях  отладки, либо для экстренного восстановления работоспособности системы. Но постепенно с развитием как технологий обратной компиляции, так и информационной связанности мира она постепенно стала исчезать. Любые недокументированные возможности рано или поздно становятся известными, после чего новость об этом с головокружительной быстротой облетает мир и разработчикам приходится рассылать всем пользователям скомпрометированной системы "программные заплатки" либо новые версии программного продукта. Единственной мерой профилактики данного метода является постоянный поиск на серверах, посвященных компьютерной безопасности, объявлений обо всех неприятностях с программным обеспечением, установленным в Вашем учреждении. Для разработчиков же необходимо помнить, что любая подобная встроенная возможность может на порядок снизить общую безопасность системы, как бы хорошо она не была завуалирована в коде программного продукта.

Следующей распространенной технологией получения паролей  является копирование буфера клавиатуры в момент набора пароля на терминале. Этот метод используется редко, так  для него необходим доступ к терминальной машине с возможностью запуска программ. Но если злоумышленник все-таки получает подобный доступ, действенность данного  метода очень высока:

  1. Работа программы-перехватчика паролей (так называемого "троянского коня") на рабочей станции незаметна.
  2. Подобная программа сама может отправлять результаты работы на заранее заданные сервера или анонимным пользователям, что резко упрощает саму процедуру получения паролей хакером, и затрудняет поиск и доказательство его вины. Двумя основными методами борьбы с копированием паролей являются:
  3. адекватная защита рабочих станций от запуска сторонних программ: 
    а) отключение сменных носителей информации (гибких дисков), 
    б) специальные драйвера, блокирующие запуск исполнимых файлов без ведома оператора, либо администратора, 
    в) мониторы, уведомляющие о любых изменениях системных настроек и списка автоматически запускаемых программ,
  4. очень мощная, но неудобная мера – система единовременных паролей (при каждой регистрации в системе клиентам с очень высоким уровнем ответственности самой системой генерируется новый пароль).

Сканирование современными антивирусными программами также  может помочь в обнаружении "троянских" программ, но только тех из них, которые  получили широкое распространение  по стране. А следовательно, программы, написанные злоумышленниками специально для атаки на Вашу систему, будут  пропущены антивирусными программами  без каких-либо сигналов.

Следующий метод получения  паролей относится только к сетевому программному обеспечению. Проблема заключается  в том, что во многих программах не учитывается возможность перехвата  любой информации, идущей по сети –  так называемого сетевого трафика. Первоначально, с внедрением локальных  компьютерных сетей так оно и  было. Сеть располагалась в пределах 2-3 кабинетов, либо здания с ограниченным физическим доступом к кабелям. Однако, стремительное развитие глобальных сетей затребовало на общий рынок  те же версии программного обеспечения  без какого-либо промедления для  усиления безопасности. Теперь мы пожинаем плоды этой тенденции. Более половины протоколов сети Интернет передают пароли в нешифрованном виде – открытым текстом. К ним относятся протоколы  передачи электронной почты SMTP и POP3, протокол передачи файлов FTP, одна из схем авторизации на WWW-серверах.

Информация о работе Обзор наиболее распространенных методов "взлома"