Обзор наиболее популярных СУБД

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - ознакомиться с наиболее популярными на сегодняшний день системами управления базами данных, такими как Microsoft Access и Microsoft Visual FoxPro, используемых для обработки экономической информации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Базы данных и СУБД 4
1.1. Понятие банка данных, базы данных и СУБД 4
1.2. Функции СУБД 7
1.3. Модели данных, поддерживаемые СУБД 8
1.4. Области применения баз данных в экономике 10
2. Обзор наиболее популярных СУБД 12
2.1. Microsoft Access 12
2.2. Visual FoxPro 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 47.09 Кб (Скачать)

     Сетевая модель данных подобна иерархической, но является более общей моделью, в том смысле, что между записями присутствуют связи “много ко многим”  и “много к одному”, а так же здесь нет корневого узла, т. е. любая запись может быть корневой.

Сетевая модель:

Где КЛИЕНТ, ЗАКАЗ, ТОРГОВЫЙ АГЕНТ являются записями, НОМЕР, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО - поля записи КЛИЕНТ, линиями показаны связи.

     Реляционная модель данных является одним из самых  простых видов представления  информации и самой легкой концепцией для понимания. Эта модель представляет собой данные упорядоченные в  таблицы, чаше всего двухмерные. Таблицы  такого вида называются отношениями (реляциями) и каждая таблица представляет собой  отдельный файл.

Реляционная модель:

Номер-клиента 

Фамилия-клиента 

Имя-клиента 

Отчество-клиента  

Поле

Номер - заказа 

Название - заказа

Торговый - агент    

Номер- торгового агента

Фамилия

Имя

Отчество

Поставляемый товар     

     Каждая  таблица состоит из столбцов и  строк, каждому столбцу присвоено  однозначное имя, один элемент столбца  называется полем, а строка называется записью. Данный пример показывает, что  и сетевая модель, и иерархическая  могут быть приведены к реляционной.  

1.4. Области применения  баз данных в  экономике 

     Автоматизированные  информационные системы (АИС), основу которых  составляют базы данных, появились  в 60-х годах в военной промышленности и в бизнесе - там, где были накоплены  значительные объемы полезных данных. Первоначально автоматизированные информационные системы были ориентированы  лишь на работу с информацией фактического характера - числовыми или текстовыми характеристиками объектов. Затем, по мере развития техники, появилась возможность  обрабатывать текстовую информацию на естественном языке.

Принципы  хранения разных видов информации в  АИС сходны, но алгоритмы ее обработки  определяются характером информационных ресурсов. Соответственно были выделены два класса АИС: документальные и  фактографические.

     Документальные  АИС служат для работы с документами  на естественном языке. Наиболее распространенный тип документальной АИС - информационно-поисковые  системы, предназначенные для накопления и подбора документов, удовлетворяющих  заданным критериям. Они могут выполнять  просмотр и подборку монографий, публикаций в периодике, сообщений пресс-агентств, текстов законодательных актов  и т.д.

     Фактографические  АИС оперируют фактическими сведениями, представленными в формализованном  виде. Фактографические АИС используют для решения задач обработки  данных.

     Обработка данных - специальный класс решаемых на ЭВМ задач, связанных с вводом, хранением, сортировкой, отбором и  группировкой записей данных однородной структуры. Задачи этого класса решаются при учете товаров в магазинах  и на складах, начислении заработной платы, управлении производством, финансами, телекоммуникациями.

     Различают фактографические АИС оперативной  обработки данных, подразумевающие  быстрое обслуживание относительно простых запросов от большого числа  пользователей, и фактографические АИС аналитической обработки, ориентированные  на выполнение сложных запросов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Обзор наиболее  популярных СУБД

2.1. Microsoft Access 

     Microsoft Access - это интерактивная реляционная СУБД (relational database management system - RDBMS) для WINDOWS. Это программа, которую вы можете использовать для хранения и извлечения данных в зависимости от отношений, которые вы установили. Работа с ней упрощена посредством манипулятора мыши. Графические возможности оболочки производят большое впечатление при изготовлении высококачественных отчетов и распечаток. Все это благодаря поддержки True-type шрифтов и встраивания OLE-объектов (Object Linking and Embeding) в рамках среды WINDOWS. OLE - объект представляет собой ссылку на определенную информацию, которая остается в своей первоначальной форме. OLE-объектом может быть EXCEL - таблица, Paintbrush - иллюстрация или Sound - файл.

     Новинкой  программы Access является Cue Cards - Система  суфлирования. Это обучающая система, предоставляющая пользователю рекомендации по выходу из реальных ситуаций при  решении прикладных задач. При знании английского языка пользователь всегда сможет получить подсказку о  том, что следует делать далее.

     Access также предоставляет в распоряжение  пользователя механизмы работы  с базами данных различных  форматов. К примеру, можно прямо  обращаться к базам данных dBASE, Paradox или Btrieve без конвертирования  их в формат, используемый Access. В  состав пакета Access также входит  язык Access Basic (встроенный диалект  языка Visual Basic), дающий возможность  формирования специализированных  систем управления базами данных.

     Теперь  перейдем к более подробному рассмотрению системы Access. Основными понятиями  или объектами этой системы являются: таблицы, запросы, формуляры, отчеты, макросы  и модули. И, конечно же, главным  понятием будет база данных (database).

Для создания базы данных необходимо выполнить следующие  шаги:

Активизируйте окно Microsoft Access и выберите в меню File директиву New Database (или щелкните кнопкой New Database в строке пиктограмм). Microsoft Access высвечивает диалоговое окно New Database и автоматически дает имя вашей  базе данных, которое вы можете заменить.

В строке File Name, напечатайте ваш вариант  имени базы данных. Оно может содержать  до 8 символов без пробелов. Microsoft Access автоматически добавляет расширение. MDB к имени вашей базы данных, если Вы этого не сделали.

     Если  вы хотите хранить базу данных в  определенном месте, выберите соответствующую  директорию в списке директорий Directories list.

Нажмите на кнопку OK.

Microsoft Access создает пустой файл базы данных  и открывает окно базы данных Database window.

     Базу  данных можно наполнить объектами  различного рода и выполнять операции с ними. Но с базой данных можно  выполнять операции как с неделимым  образованием. Все операции такого рода - операции управления базой данных - сосредоточены в меню File прикладного  окна Access или в окне базы данных.

     При открытии базы данных можно ограничить возможные операции с базой данных только чтением и ограничить круг пользователей, имеющих доступ к  базе данных только собственной персоной. Если необходимо только просмотреть  базу данных и содержащиеся в ней  объекты, но не изменять их, то при открытии базы данных необходимо активизировать контрольный индикатор Read Only. Если необходимо предотвратить изменения данных и объектов данной базы данных со стороны  других пользователей, то при открытии базы данных необходимо установить опцию Exlusive.

     Если  пользователь закончил работу с базой  данных, то ее следует закрыть при  помощи директивы Close Database в меню File, с помощью двойного щелчка мышью на кнопке вызова управляющего меню окна базы данных или нажатием клавиш (Ctrl + F4).

Таблицы.

     Следующим шагом в построении базы данных будет  ее заполнение, т. е. создание объектов и присвоение последним необходимых  свойств. Какого бы типа ни были ваши данные, вам придется хранить их в одной  или нескольких таблицах.

     Таблицы являются основной формой представления  информации, содержащейся в базе данных. Без таблицы нельзя спроектировать формуляр, на базе таблиц составляются запросы и отчеты.

     Каждому полю, включаемому в запись, приписывается  тип данных, определяющий вид информации, которая будет храниться в  данном поле. Тип данных вносится в  колонку Data Type, причем его можно выбрать  из списка доступных типов.

     В готовую спецификацию можно вносить  изменения. Но при этом следует постараться  внести все исправления в спецификацию до начала заполнения базы данных, т. к. попытка изменить параметры полей, заполненной базы может повлечь  за собой потерю или искажение  данных.

     В Access-таблицы можно встроить объекты  из других поддерживающих интерфейс OLE прикладных программ и связать эти  объекты с их родительскими программами.

     При встраивании объекта Access сохраняет  объект в таблице. Двойным щелчком  мышью на объекте запускается  прикладная программа, с помощью  которой он был изготовлен - в  ней можно произвести изменения  в объекте. После завершения работы с родительской программой объект в  измененной форме будет сохранен в таблице.

     Таблицы, находящиеся в базе данных, созданной  другой программой, можно импортировать  в Access, также можно и экспортировать Access-таблицы, сохраняя их в форматах, понятных другим прикладным программам управления базами данных. Но прежде чем  непосредственно приступить к импорту или экспорту, необходимо совершить соответствующие установки импорта или экспорта.

Запросы.

     Запросы служат для селекции и фильтрации набора данных. Они позволяют выбрать  из базы только необходимую информацию, т. е. ту, которая соответствует определенному  критерию(условию) и нужна для  решения конкретной задачи. Например, вам может понадобиться информация о поставщиках и поставляемых ими товарах. Вы можете создать запрос типа "Какие товары поставляют московские поставщики" или "Кто из петербургских  поставщиков сигарет продал за последний  квартал наибольшую партию". Результат  обработки программой Access такого запроса  представляет собой таблицу называемую Dynaset. В эту таблицу включены выбранные  из основной таблицы(или нескольких таблиц) блоки данных, которые удовлетворяют  критериям запроса. Dynaset - динамический, временный набор данных, поэтому  при каждом выполнении запроса он строится вновь на основе "свежих" табличных данных.

Выделяют  два типа запросов:

     QBE-запросы  (Query by Example - Запрос по образцу). Пользователь  дает им определения, специфицируя  отдельные параметры в окне  проектирования с использованием  подсказок(образцов).

SQL - запросы  (Structured Query Language - Структурированный  язык запросов). Пользователь формулирует  их с использованием инструкций  и функций, выстраивая описание. QBE-запрос Access легко транслирует  в соответствующий SQL-запрос. Обратная  операция тоже не составляет  труда. Вообще для Access безразлично,  с каким типом запроса работает  пользователь.

     Запросы можно создавать с помощью  Конструктора запросов, а также без  помощи Конструктора запросов. Однако первый способ ускоряет проектирование нескольких специальных типов запросов.

     Критерии  отбора - это инструкции, посредством  которых пользователь сообщает Access, какие блоки данных должны отбираться по запросу и индицироваться в Dynaset. Критерии могут задаваться для одного или нескольких полей запроса.

     Пользователь  может воспользоваться запросом для проведения вычислений с блоками  данных. Он может задать в каждом поле некоторую функцию, обрабатывающую содержимое этого поля. Результат  обработки выдается в Dynaset. Функция  обработки задается в строке Total, которая появляется после нажатия  в пиктографическом меню кнопки с  греческой литерой "сигма". Саму функцию можно выбрать в этой строке, развернув список возможных  значений.

     После того как запрос спроектирован, его  можно выполнить, щелкнув мышью  в строке пиктограмм на кнопке с  восклицательным знаком или вызывая  в меню Query директиву Run. Access индицирует отобранные по запросу в Dynaset блоки  в виде таблицы.

     С помощью структурированного языка  запросов SQL в рамках Access пользователь может сформулировать сколь угодно сложные по структуре критериев  и вычислений запросы. Этот же язык позволяет управлять обработкой запросов. SQL-запрос представляет собой  последовательность инструкций, в которую  могут включаться выражения и  вызовы агрегатных функций.

     Если  пользователь хочет иметь разработанный  проект запроса в своем распоряжении и во время следующих сеансов  работы, то он должен его сохранить  с помощью директивы Save в меню File. Если проект сохраняется впервые, то после обращения к этой директиве  появится диалоговое окно Save As. В нем  следует назначить запросу имя, под которым он будет сохранен и включен в список запросов в  окне банка данных. Имя запроса  не должно совпадать с именем таблицы.

Информация о работе Обзор наиболее популярных СУБД