Система Delphi позволяет
решать множество задач, в частности:
- Создавать
законченные приложения для Windows самой
различной направленности: от чисто вычислительных
и логических, до графических и мультимедиа.
- Быстро создавать
(даже начинающим программистам) профессионально
выглядящий оконный интерфейс для любых
приложений.
- Создавать
мощные системы работы с локальными и
удаленными базами данных
- Создавать
справочные системы (файлы .hlp) для своих
приложений и мн. др.
Delphi – чрезвычайно
быстро развивающаяся система.
Первая версия – Delphi 1.0 была
выпущена в феврале 1995 г. А
затем новые версии выпускались
ежегодно.
Каждая последующая
версия Delphi дополняла предыдущую.
Большинство версий
Delphi выпускается в нескольких вариантах:
Standart – стандартном, Professional – профессиональном,
Client/Server – клиент/сервер, Enterprise –
разработка баз данных предметных областей.
Различаются варианты в основном разным
уровнем доступа к системам управления
базами данных. Последние варианты - Client/Server
и Enterprise, в этом отношении наиболее мощные.
Delphi - это комбинация
нескольких важнейших технологий:
- Высокопроизводительный
компилятор в машинный код
- Объектно-ориентированная
модель компонент
- Визуальное
(а, следовательно, и скоростное) построение
приложений из программных прототипов
- Масштабируемые
средства для построения баз данных
Структура
экрана в среде Delphi.
После
вызова Delphi в Windows появляются несколько
окон (рис 1.):
- главное окно,
- окно формы,
- окно инспектора
объектов,
- окно дерева
объектов,
- окно кода
программы.
Рассмотрим расположенное
в верхней части экрана графическое меню
системы Delphi, составленное из пиктограмм.
В левой части
графического меню находится панель
инструментов. Инструменты выполняют
некоторые команды главного меню
- такое дублирование часто практикуется
в инструментальных средах.
На этой панели
есть, в частности, кнопка сохранения
проекта на диске, кнопка открытия проекта,
кнопка запуска программы на выполнение.
Следующая часть
графического меню - палитра компонентов,
устроенная в виде наборов пиктограмм.
Совокупность наборов составляет библиотеку
визуальных компонентов (VCL). Имеется несколько
категорий компонентов, каждая из которых
связана со своей закладкой. С помощью
палитры компонентов мы будем создавать
экземпляры компонентов (или объекты)
в форме.
Для того чтобы
разместить объект в форме, нужно "щелкнуть"
на соответствующей кнопке палитры и затем
щелкнуть внутри окна формы: в указанное
место формы будет вставлен объект - экземпляр
компонента выбранного типа.
Окно Object Inspector -
это окно, отображающее свойства либо
формы, либо размещенного на форме объекта.
В нашем случае текущим компонентом является
форма, поэтому на рисунке окно свойств
показывает свойства формы.
Окно свойств
имеет две закладки - Properties и Еvents,
с помощью которых можно получить в окне
строки (поля) для задания, соответственно,
свойств компонента (т. е. объекта или формы)
и его реакции на различные события. Свойство
определяет атрибут компонента, например,
размер кнопки или шрифт метки. Событие
означает, например, такие действия, как
щелчок мыши на кнопке или закрытие окна.
Окно дерева
объектов появилось в версии 6 и
предназначено для наглядного отображения
связей между отдельными объектами,
размещенными на активной форме или
в активном модуле данных.
Окно кода программы
предназначено для создания и
редактирования текста программы. Первоначально
оно содержит минимальный исходный
текст.
Проекты Delphi.
Проект Delphi состоит из
форм, модулей, установок параметров проекта,
ресурсов и т.д. Вся эта информация
размещается в файлах. Многие из этих файлов
автоматически создаются Delphi, когда вы
строите ваше приложение. Ресурсы, такие
как битовые матрицы, пиктограммы и т.д.,
находятся в файлах, которые вы получаете
из других источников или создаете при
помощи многочисленных инструментов и
редакторов ресурсов, имеющихся в вашем
распоряжении. Кроме того, компилятор
также создает файлы.
Создающиеся в
процессе проектирования файлы показаны
в табл. 7.
Главной частью
приложения является файл проекта (.dpr),
содержащий код на языке Object Pascal, с которого
начинается выполнение программы и который
обеспечивает инициализацию других модулей.
Он создается и модифицируется Delphi автоматически
в процессе разработки приложения. Имя,
которое дается файлу проекта в процессе
сохранения, становится именем исполняемого
файла.
Файл
проекта (.dpr) |
Этот текстовый
файл используется для хранения информации
о формах и модулях. В нем содержатся
операторы инициализации и запуска
программ на выполнение |
Файл
модуля (.pas) |
Каждой создаваемой
вами форме соответствует текстовый
файл модуля, используемый для хранения
кода. Можно создавать модули, не
связанные с формами. Многие из функций
и процедур Delphi хранятся в модулях. |
Файл
формы (.dfm) |
Это двоичный или
текстовый файл, который создается
Delphi для хранения информации о формах.
Каждому файлу формы соответствует файл
модуля (.pas) |
Файл
параметров проекта(.dfo) |
В этом файле
хранятся установки параметров проекта |
Файл
ресурсов(.res) |
Этот бинарный
файл содержит используемую проектом
пиктограмму и прочие ресурсы |
Файлы
резервных копий (.~dpr, .~dfm, .~pas) |
Это соответственно
файлы резервных копий для
файлов проекта, формы и модуля. Если
что-то безнадежно испорчено в проекте,
можно соответственно изменить расширения
этих файлов и таким образом вернуться
к предыдущему не испорченному варианту |
Файл
конфигурации окон (.dsk) |
Файл хранит
конфигурацию всех окон среды разработки
|
Исполняемый
файл (.exe) |
Это исполняемый
файл приложения. Он является автономным
исполняемым файлом, для которого больше
ничего не требуется, если только не используются
библиотеки, содержащиеся в DLL, OCX и т.д. |
Объектный
файл модуля (.dcu) |
Это откомпилированный
файл модуля (.pas), который компонуется
в окончательный исполняемый
файл. |
|
Таблица 7. Файлы,
создающиеся в процессе проектирования.
[8]
В настоящее
время вышла уже 7-я версия системы
Delphi. За рекордно короткий срок она стала
одной из самых популярных систем программирования
в мире. Многие разработчики в мире твердо
ориентируются на использование Delphi как
на инструмент, позволяющий создавать
высокоэффективные клиент-серверные приложения.
IV.Заключение
Объектно-ориентированные
системы (ООС), под которыми понимаются
все языки программирования, инструментарии
и методологии, поддерживающие технологию
объектно-ориентированного программирования,
пользуются огромной популярностью в
мире. Это обусловлено рядом их преимуществ:
- ООС
позволяют справляться
со сложностью. Первое важное преимущество
объектно-ориентированных систем вытекает
из природы их связи с реальным миром.
Разработчик может спроектировать физическую
систему в программную, первоначально
задав все важные физические объекты и
соответствующие им программные объекты.
Группы взаимосвязанных физических объектов
отображаются в классы, которые можно
организовать в иерархию, начиная с общих
классов и добавляя к ним специализированные
подклассы. Процедуры, общие для нескольких
классов, находятся в их общем суперклассе
и наследуются ими.
Объектно-ориентированный подход уменьшает
концептуальный разрыв между реальным
миром и компьютерной моделью. Он позволяет
аналитикам и проектировщикам ясно понимать
структуру системы. Поэтому сегодня объектно-ориентированные
системы используются для моделирования
сложных физических систем на производстве,
в телекоммуникациях, а также в военном
и оборонном комплексах.
- ООС
предназначены для
изменений. Второе преимущество объектно-ориентированных
систем обусловлено способом взаимосвязи
объектов через сообщения.
Гибкость объектно-ориентированных систем
является неоспоримым преимуществом для
пользователей в быстро меняющихся средах,
например, в технологии программирования.
Так, Computer Science Corporation использовал объектно-ориентированный
язык Smalltalk для разработки продукта Design
Generator. Компания отмечает, что благодаря
использованию объектно-ориентированной
технологии, разработчики программ имеют
возможность быстро реагировать на новые
течения рынка в условиях возрастающей
конкуренции.
- Объекты
могут использоваться
несколько раз. Третье преимущество
объектно-ориентированных систем заключается
в том, что классы могут наследовать процедуры
от других классов. Компания может составить
библиотеки наиболее часто используемых
классов, содержащих процедуры, предназначенные
для специфических нужд и применяющихся
в последующих прикладных задачах.
В прошлом библиотеками подпрограмм пользовались
разработчики ПО для решения стандартных
задач типа математических вычислений.
Объектно-ориентированные системы дают
более широкий спектр многократного использования
текстов программ.
Библиотеки объектов также можно приобретать
от независимых поставщиков. В настоящее
время наиболее активно покупают такие
библиотеки классов для создания пользовательских
интерфейсов с пиктограммами. Разработка
и написание таких интерфейсов с нуля
- задача нелегкая. Компании типа Apple и
Whitewater Group поставляют инструментарии для
быстрого построения таких интерфейсов
на основе нескольких базовых классов
типа Window, Menu, ScrollBar и Icon. Пользователи могут
использовать как эти классы, так и их
подклассы, добавляющие в интерфейс, например,
специальные пиктограммы.
- ООС
легко поддерживаются.
Четвертое преимущество заключается в
способе комплектования объектно-ориентированных
программных модулей. Традиционное ПО
состоит из данных и процедур, осуществляющих
доступ и изменение данных. Данные и процедуры
комплектуются отдельно, поэтому изменение
структуры данных влияет на различные
модули, написанные разными пользователями.
В объектно-ориентированной системе данные
и процедуры рассматриваются вместе как
часть одного пакета - объекта. При изменении
данных все задействованные процедуры
легко идентифицируются и изменяются
одновременно. Поскольку изменение распространяется
только на одну область системы, его побочное
влияние на всю систему уменьшается.
Вследствие этих
преимуществ, а также еще ряда причин,
ООП является в настоящее время самым
перспективным, распространенным и эффективным
направлением в программировании.
Литература
и ссылки
- Г. Буч «Объектно-ориентированный
анализ и проектирование с примерами приложений
на С++» Пер. с англ. - М.: Бином; СПб.: Невский
диалект, 1999.
- В. Фаронов
«Deiphi 6» - СПб.: Питер, 2002.
- Э. Ишкова
«C++ начала программирования» - М.: Бином,
2001.
- С. Немнюгин,
Л. Перколаб «Изучаем Turbo Pascal» - СПб.: Питер,
2002.
- С. С. Гайсарян
«Объектно-ориентированное проектирование»
(http://www.mista.ru/oop_book/index.htm)
- Объектно-ориентированная
методология программирования (http://www.math.rsu.ru/smalltalk/sml-a.ru.html)
- Принципы
объектно-ориентированного программирования
– ArticlesD Лекции по Delphi (http://blackman.wp-club.net/lection/object.php)
- Система визуального
объектно-ориентированного проектирования
Delphi - ArticlesD Лекции по Delphi (http://blackman.wp-club.net/lection/visualprg.php)
- М.Плискин
«Эволюция языков программирования» (http://ce2.ce.cctpu.edu.ru/edu/df/se/lang/lng_09.html)
- Стили программирования
(http://media.karelia.ru/~ftt/IVK/new2/Inflect/T_1_16.htm)
- А. Жуков
«Изучаем Delphi» - СПб.: Питер, 2003.
- Структура
экрана в среде Delphi (http://textbook.keldysh.ru/distant/delphi/del_2.htm)
- Объектно-ориентированные
системы: состояние и перспективы. Аналитический
обзор по материалам фирмы OVUM. Обзор подготовил
А. Г. Иванов. (http://www.math.rsu.ru/smalltalk/obzornew.ru.html)
- Lections on Computer
Science: Object Oriented Languages. Лекция 1.
Объектно-ориентированные языки программирования.
Сравнение с традиционными языками (http://math.msu.su/~vvb/2course/lect1.html)
- Патрикеев
Ю. Н. «Объектно-ориентированное проектирование»
(http://www.object.newmail.ru/oop1.html)
- Патрикеев
Ю. Н. «Объектно-ориентированное программирование
на Borland C++» (http://www.object.newmail.ru/obj0.html)
- А. Легалов
«Итоги экспансии объектно-ориентированной
парадигмы» (http://www.softcraft.ru/paradigm/process/pr01.shtml)