Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:49, реферат
Государство – это определенная организация политической, государственной власти в обществе, организация, не совпадающая с самим обществом. Но в обществе кроме государства существуют и другие организации. Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Информация – результат взаимодействия источника, среды передачи и приёмника информации. В большинстве случаев, информацией не является статическое восприятие. Как информация воспринимается объектом потребления, изменение состояния источника информации или среда её передачи – все это имеет значение при ее получении. В узком смысле слова, информацией можно считать результат сравнения одного с другим (дифференцирование).
Федеральное
государственное
профессионального образования
«Астраханский
колледж вычислительной техники»
Реферат
по дисциплине: Информационная безопасность
на тему:
«Нормативно-правовые
основы информационной
безопасности»
Работу
выполнил:
Яколвев
А.Ю.
Работу проверил: Преподователь
Евдошенко
О.И.
2012
Основы информационной безопасности
Государство – это определенная организация политической, государственной власти в обществе, организация, не совпадающая с самим обществом. Но в обществе кроме государства существуют и другие организации. Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Информация – результат взаимодействия источника, среды передачи и приёмника информации. В большинстве случаев, информацией не является статическое восприятие. Как информация воспринимается объектом потребления, изменение состояния источника информации или среда её передачи – все это имеет значение при ее получении. В узком смысле слова, информацией можно считать результат сравнения одного с другим (дифференцирование). Основная функция приёмника данных – фильтрация, игнорирование шума и выявление нового в бесконечном потоке обычного. Информация необходима для объектов, потребляющих её – как средство обеспечения их существования, позволяет реагировать на изменения в окружающем мире. Информация делится на множество типов: достоверная; непротиворечивая; ложная; неправдоподобная. А так же существует и своя охрана информации, называемая информационная безопасность. Тип информации определяет её потребитель, используя различные среды передачи и источники информации.Информационная безопасность государства – это состояние сохранности информационных ресурсов государства и защиты, законных прав личности и общества в информационной сфере. В современном социуме, информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком – мир техники, технологий и т.п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Информационную безопасность можно представить двумя частями: информационно-техническая безопасность и информационно-психологическая (психофизическая) безопасность. Безопасность информации – это состояние защищенности информации (ее данных), при которой обеспечены её конфиденциальность, доступность и целостность. Конфиденциальность информации – это принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам, либо разглашать устно, содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта. За исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Доступность информации – состояние информации (ресурсов автоматизированной информационной системы), при которой субъекты, имеющие право доступа, могут реализовывать их беспрепятственно. Примечание. К правам доступа относятся: право на чтение, изменение, копирование, уничтожение информации, а также права на изменение, использование, уничтожение ресурсов. Целостность информации – является одним из трех основных критериев информационной безопасности объекта. Обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки. Не всегда обязательные категории модели безопасности: невозможность отказа от авторства; подотчётность – обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий; достоверность – свойство соответствия предусмотренному поведению или результату; аутентичность или подлинность – свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным. В Государственном стандарте РФ приводится следующая рекомендация использования терминов «безопасность» и «безопасный»: «безопасность» и «безопасный» следует применять только для выражения уверенности и гарантий риска. Не следует, употреблять эти слова в качестве описательного прилагательного предмета, так как они не передают никакой полезной информации.
Целью
реализации информационной безопасности
какого-либо объекта является построение
Системы обеспечения
Нормативные документы в области информационной безопасности
В
Российской Федерации к нормативно-
Органы, обеспечивающие информационную безопасность
В зависимости от приложения деятельности в области защиты информации (в рамках государственных органов власти или коммерческих организаций), сама деятельность организуется специальными государственными органами (подразделениями), либо отделами (службами) предприятия.
Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации:
-комитет
государственной думы по
–совет безопасности России;
–федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК);
–федеральная служба безопасности России (ФСБ России);
-министерство
внутренних дел Российской
–Защита объектов информационной системы;
–Защита процессов, процедур и программ обработки информации;
–Защита каналов связи;
–Подавление побочных электромагнитных излучений;
–Управление системой защиты.
По каждому из перечисленных выше направлений, политика информационной безопасности должна описывать следующие этапы создания средств защиты информации:
–Определение информационных и технических ресурсов, подлежащих защите;
–Выявление полного множества потенциально возможных угроз и каналов утечки информации;
–Проведение оценки уязвимости и рисков информации при имеющемся множестве угроз и каналов утечки;
–Определение требований к системе защиты;
–Осуществление выбора средств защиты информации и их характеристик;
–Внедрение и организация использования выбранных мер, способов и средств защиты;
–Осуществление контроля целостности и управление системой защиты.
Политика информационной безопасности оформляется в виде документированных требований на информационную систему. Документы обычно разделяют по уровням описания (детализации) процесса защиты. Документы верхнего уровня политики информационной безопасности отражают позицию организации к деятельности в области защиты информации, её стремление соответствовать государственным, международным требованиям и стандартам в этой области. Подобные документы могут называться «Концепция ИБ», «Регламент управления ИБ», «Политика ИБ», «Технический стандарт ИБ» и т.п. Область распространения документов верхнего уровня обычно не ограничивается, однако данные документы могут выпускаться и в двух редакциях – для внешнего и внутреннего использования. Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799–2005, на верхнем уровне политики информационной безопасности должны быть оформлены следующие документы: «Концепция обеспечения ИБ», «Правила допустимого использования ресурсов информационной системы», «План обеспечения непрерывности бизнеса». К среднему уровню относят документы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности. Это требования на создание и эксплуатацию средств защиты информации, организации информационных и бизнес-процессов организации по конкретному направлению защиты информации. Например: безопасность данных, безопасность коммуникаций. Подобные документы обычно издаются в виде внутренних технических и организационных политик (стандартов) организации. Все документы среднего уровня политики информационной безопасности конфиденциальны. В политику информационной безопасности нижнего уровня входят регламенты работ, руководства по администрированию, инструкции по эксплуатации отдельных сервисов информационной безопасности.
Программно-технические способы и средства обеспечения информационной безопасности
Средства защиты от несанкционированного доступа (НСД):
-Средства авторизации;
-Мандатное управление доступом;
-Избирательное управление доступом;
-Управление доступом на основе ролей;
-журналирование (называется еще и аудит).
Системы
анализа и моделирования
Системы мониторинга сетей:
-Системы обнаружения и предотвращения вторжений (IDS/IPS).
Системы предотвращения утечек конфиденциальной информации (DLP системы).
Анализаторы протоколов.
Антивирусные средства.
Межсетевые экраны.
Криптографические средства:
-Шифрование;
-Цифровая подпись.
Системы резервного копирования.
Системы бесперебойного питания:
-Источники бесперебойного питания;
–Резервирование нагрузки;
-Генераторы напряжения.
Системы аутентификации:
-Пароль;
-Сертификат;
-Биометрия.
Средства предотвращения взлома корпусов и краж оборудования.
Средства контроля доступа в помещения.
Инструментальные средства анализа систем защиты:
–Программный мониторинговый продукт.
основа информационной безопасности (в фирме, большой аудитории, бизнесе)
Основа
информационной безопасности в организации
– это внутрифирменный контроль
и достоверность. Система информационной
безопасности (СИБ) является одним из основных
элементов организационного менеджмента.
От эффективности функционирования СИБ
зависит большинство сторон деятельности
и успешность организации в целом. Исходными
условиями создания полноценной основы
системы информационной безопасности
должны быть четкие представления о ее
целях и структуре, о видах угроз и их источниках,
и о возможных мерах противодействия.
Среди перечня угроз безопасности фирмы
наиболее существенной считается утечка
конфиденциальной информации. Изучение
механизма движения информации в организациях
разного профиля показывает, что особое
внимание следует уделять контролю данных,
передаваемых по слаботочным информационным
сетям, в частности телефонным линиям.
Однако, для построения системной работы
необходимы четкие процедуры при работе
с информацией, а эффективность внедряемой
СИБ будет во многом зависеть от соблюдения
сотрудниками установленных в организации
правил защиты информации. Касаясь организационной
структуры, способной воплотить основы
программы информационной безопасности
и донести их до широкого круга общественности,
следует обратить особое внимание на создание
и функционирование региональных центров
общественной информации, как важнейших
элементов непосредственного взаимодействия
с различными целевыми аудиториями.
Информация о работе Нормативно-правовые основы информационной безопасности