Мотивация в использовании информационных технологий в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:45, доклад

Описание работы

Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет преподавателям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а студентам дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний.

Работа содержит 1 файл

Мотивация в обучении.docx

— 26.31 Кб (Скачать)

ФГОУ  СПО КАСТ 
 
 
 

Самостоятельная работа студента на тему:

«Мотивация  в использовании информационных технологий в процессе обучения» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Выполнила

                    Студентка гр. 229 «СЭЗС»

                    Жигарева  Любава

                    Преподаватель

                    Воронова  Н.Д. 
                     

    Краснодар 2010 г.

    Известно, что образование - один из главных  институтов социализации личности. Главная  цель образования - формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной  к дальнейшему саморазвитию.

    Использование новых информационных технологий в  учебно-воспитательном процессе позволяет  преподавателям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а студентам дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования - выработка индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.

    В современных условиях требуется подготовить школьника или студента к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использовать. Конечным результатом внедрения информационных технологий в процесс обучения любого предмета, является овладение учащимися компьютером и получение знаний, необходимых для дальнейшей практической и профессиональной деятельности.

    Задача  преподавателя состоит в том, чтобы информационно-коммуникативные технологии органично вплетались в деятельность учителя, чтобы информационные технологии стали неотъемлемой органичной частью любого урока.

    Повышению активности обучаемых в процессе открытого и дистанционного образования  и более эффективному процессу усвоения новых знаний и технологических  приемов способствует использование  в мультимедийных средствах обучения различных проблемных ситуаций. Дело в том, что перед пользователями, работающими в реальных компьютерных сетях, проблемные ситуации возникают  достаточно часто. Так, например, обучаемые  могут осознавать, что перед ними открыт огромный объем мультимедийной информации, но при ознакомлении с ним они могут не уложиться в то время, которое отведено для информационного взаимодействия. При этом, имеющихся у обучаемых умений поиска и переработки информации оказывается недостаточно, возникает проблемная ситуация и, как следствие, потребность совершенствовать подобные навыки и умения, прибегая к помощи преподавателя.

       Современные компьютерные средства привлекают большинство  обучаемых богатством красок, мультимедийными  возможностями, оперативным поиском  интересующей их информации о любимых  музыкальных группах, музыкантах, футбольных командах, различных городах и  странах, о домашних животных, о жизни  других людей. Разброс поиска очень  велик, информация ищется довольно спонтанно (вошел-передумал).

         Достаточно сложная структура  мотивации, побуждающая учащегося  к обучению, обусловлена относительно постоянным и независящим от конкретной ситуации мотивом - изучить определенную область науки, приобрести специальность, окончить учебное заведение. Такие мотивы относительно постоянны, и, следовательно, при определенных внешних воздействиях они могут изменяться. Подобные факторы имеют непосредственное отношение к процессам реализации и использования мультимедийных средств обучения, поскольку уровень овладения техническими средствами для работы с информацией и использования образовательного потенциала мультимедийных информационных ресурсов дает подросткам возможность в будущем продолжить свое образование и получить престижную профессию.

              Наличие и потребность в решении проблемных ситуаций также является одним из мотивов работы обучаемых с мультимедийными средствами обучения. Проблемность ситуации заключается в том, что учащиеся заинтересованы в получении необходимой мультимедийной информации за как можно более короткий временной отрезок. Для этого преподавателю необходимо научить обучаемых планировать время работы, обучить различным способам решения одной и той же задачи, приемам работы с поисковыми системами и каталогами, умению критически оценивать получаемую мультимедийную информацию.

              Существует достаточно много  вполне естественных мотивационных  аспектов при работе с мультимедийными  ресурсами. Практически у каждого  обучаемого существует желание  иметь свой собственный мультимедийный  сайт в мировой сети. Кроме  того, обучаемые с удовольствием используют электронную почту и чат. Такие сервисы Интернет обеспечивают учащихся особыми способами коммуникативного общения, дают возможность обрести новых друзей, самовыразиться, заявить о себе, используя для этих целей элементы мультимедиа-технологий.

              Вместе с тем, телекоммуникационное  общение обучаемых между собой  отнимает у них много полезного  времени и, как правило, представляет  собой пустую болтовню, не имеющую  ничего общего ни с одной  из полезных с точки зрения  открытого образования тем. В  связи с этим возрастает роль  обучения в области информатики,  содержательного наполнения средств  телекоммуникаций и преподавателя,  который должен научить обучаемых  рациональным приемам разрешения  проблемных ситуаций, направляя  и стимулируя познавательную  активность начинающих пользователей.

    В настоящее время  получили широкое  применение следующие  направления использования  информационных технологий: 

       1. Компьютерные программы и обучающие  системы, представляющие собой:

        • компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;
        • диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений;
      • тренажеры и имитационные программы, представляющие тот или иной аспект реальности, отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков;
      • лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;
      • экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам принятия решений на основе накопленного опыта и знаний;
      • базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;
      • прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (об работку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и др.).

     

      2. Системы на базе мультимедиа-технологии, построенные с применением видеотехники, накопителей на CD-ROM.

       3. Интеллектуальные обучающие экспертные  системы, которые специализируются  по конкретным областям применения  и имеют практическое значение как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях.

       4. Информационные среды на основе  баз данных и баз знаний, позволяющие  осуществить как прямой, так и  удаленный доступ к информационным  ресурсам.

       5. Телекоммуникационные системы,  реализующие электронную почту,  телеконференции и т.д. и позволяющие  осуществить выход в мировые  коммуникационные сети.

       6. Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном  режиме  с  высокой  скоростью   осуществить  выпуск учебных  пособий и документов на различных  носителях.

       7. Электронные библиотеки как  распределенного, так и централизованного  характера, позволяющие по-новому  реализовать доступ учащихся  к мировым информационным ресурсам.

       8. Геоинформационные системы, которые  базируются на технологии объединения  компьютерной картографии и систем  управления базами данных. В итоге  удается создать многослойные  электронные карты, опорный слой  которых описывает базовые явления  или ситуации, а каждый последующий  - задает один из аспектов, процессов  или явлений.

       9. Системы защиты информации различной  ориентации (от несанкционированного  доступа при хранении, от искажений  при передаче, от подслушивания  и т.д.).

    Положительным при использовании  информационных технологий в образовании  является повышение  качества обучения за счет: 

    • большей адаптации  обучаемого к учебному материалу  с учетом собственных возможностей и способностей;
    • возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;
    • регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
    • самоконтроля;
    • доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;
    • поддержки активных методов обучения;
    • образной наглядной формы представления изучаемого материала;
    • модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;
    • развития самостоятельного обучения.

Какова  эффективность использования  в массовой практике электронно-методических материалов? 

1.       Реализуются новые цели образования: 

организация самостоятельной  продуктивной деятельности; 

формирование  информационной грамотности и компетентности; 

индивидуализация  процесса; 

ценностно-смысловое  определение учащихся. 

2.       Повышается эффективность познавательной  деятельности учащихся за счет 

  

 

      расширения возможностей доступа  к образовательной информации;

   

      совершенствования организационных  форм и методов обучения, воспитания;

   

  • формирования умения самостоятельно приобретать знания;
 
  • визуализации  представленной информации;
 
  • ориентации  на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;
 
  • развития  творческого потенциала учащихся;
 
  • незамедлительной  обратной связи;
 
  • одновременного  использования нескольких каналов  восприятия учащихся.
 

3.       Педагоги, использующие наработанные  материалы, освобождаются от выполнения  трудоемкой рутинной работы при  подготовке к занятию и проверке  учащихся. 

    Таким образом, применение информационных технологий дает возможность сделать процессы обучения и управления процессами обучения более эффективными и интенсивными.

Информация о работе Мотивация в использовании информационных технологий в процессе обучения