Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:28, реферат
В настоящее время информационная безопасность (ИБ) является неотъемлемым аспектом существования коммерческих, государственных и частных организаций. Защита информации имеет серьезные причины, ведь в случае утечки информации организации могут понести не поправимый ущерб, а именно, финансовые потери, которые в конечном итоге могут привнести к деструкции организации. Но наиболее серьезны последствия в случае утечки информации, собственником которой является государство. Так как в результате данной угрозы будут затронуты интересы государства.
Введение……………………………………………………………………………
7
1. Задача построения системы информационной безопасности для ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»…………………………………...
9
1.1 Характеристика информационных технологий и информационной вычислительной системы ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»…………………………………………………………………………….......
9
1.2 Классификация и характеристика угроз информационной безопасности ФГУП……………………………………………………………………………….
16
1.3 Характеристика возможного ущерба ФГУП от реализации угроз информационной безопасности ФГУП…………………………………………………..
21
1.4 Определение общих требований к системе защиты информации для ФГУП……………………………………………………………………………….
28
1.5 Постановка задачи…………………………………………………………......
30
2. Исследование существующей системы информационной безопасности ФГУП и определение подхода к её модернизации……………………………..
31
2.1 Определение требуемого класса защищенности автоматизированной системы обработки данных (АСОД) в ФГУП………………………………………..
31
2.2 Определение требуемого класса защищенности средств вычислительной техники (СВТ) АСОД ФГУП………………………………...................................
39
2.3 Классификация и характеристика современных средств защиты информации, используемых в системе ФГУП………………………………….............
42
2.4 Определение требований по защите информации от несанкционированного доступа для АСОД ФГУП………………………….......................................
55
2.5 Определение подхода к повышению уровня защиты АСОД ФГУП на основе модернизации ПО разграничения доступа…………………………………
57
3. Модернизация программных СЗИ ФГУП для разграничения доступа……...
59
3.1 Разработка модели разграничения доступа………………………………......
59
3.2 Определение требований к программе разграничения доступа…………….
66
3.3 Разработка алгоритма программы…………………………………………….
67
3.4 Выбор среды программирования……………………………………………..
72
3.5 Характеристика разработанной программы для разграничения доступа…..
74
3.6 Интеграция разработанной программы в систему ПО АСОД ФГУП……...
77
3.7 Разработка инструкции программиста и пользователя……………………...
77
4 Безопасность труда…………………………………………………………........
82
4.1 Анализ и обеспечение безопасных условий труда………………………......
82
4.2 Расчет одного из мероприятий по улучшению условий труда……………...
87
Возможные чрезвычайные ситуации………………………………………….
94
5 Оценка экономического эффекта от модернизации системы информационной безопасности ФГУП…………………………………………………………..
102
5.1 Технико-экономическое обоснование работы……………………………….
102
5.2 Определение трудоемкости разработки программного продукта………….
102
5.3 Расчет себестоимости программного продукта……………………………..
108
5.4 Расчет экономического эффекта от внедрения программного продукта.....
110
Заключение…………………………………………………………………………
113
Список использованных источников………………………………………….....
114
Приложение А Листинг программы…………………………………
Ресурсы, на предприятиях использующих АСОД, можно разделить на два типа:
К первому типу относятся СВТ, ко второму - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)/7/.
Так же согласно Федеральному закону № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации», информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.
Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
Исходя из Федерального закона № 24-ФЗ, все информационных ресурсов можно классифицировать следующим образом (рисунок 1.7/7/):
Рисунок 1.7 – Виды ресурсов предприятия
К ресурсам подлежащим защите относятся информационные и технические ресурсы.
В ФГУП к техническим ресурсам можно отнести следующие.
Среди информационных выделяют следующие.
На твердом носителе (в данном случае бумага).
1. Копии документов,
удостоверяющих личность
2. Технические паспорта на объекты недвижимости.
3. Свидетельства о праве на земельные участки (акт об отводе земельного участка, государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, кадастровые дела на земельные участки с присвоенными кадастровыми номерами).
4. Справки о
балансовой стоимости с
5. Проектная, исполнительная документация. Материалы геосъемки земельного участка и находящихся на нем зданий и сооружений, подземных сетей, выполненные специализированной организацией, представленная на бумажных носителях.
6. Адресная справка,
выданная уполномоченной
7. Акт госкомиссии, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию.
8. Договор купли – продажи.
9. Договор мены, дарения.
10. Выписка из реестра федерального имущества.
11. Бухгалтерские отчетности.
Электронные.
Исходя из вышеперечисленного,
необходимо отметить, что электронные
ресурсы относятся к
Таким образом,
выделенные ресурсы подвержены угрозам
ИБ, и в случае реализации угроз
предприятие может понести
Рисунок 1.8 – Виды возможного ущерба
Проявления возможного ущерба могут быть различны и иметь смешанный характер:
Так же ущерб можно рассмотреть по степени тяжести последствия от угроз ИБ. На рисунке 1.9 представлена классификация ущерба по степени тяжести.
Рисунок 1.9 – Степени тяжести последствий от угроз ИБ
Высокая тяжесть означает, что в результате реализация угроз может привести к резкому ухудшению всех финансово-экономических показателей деятельности субъекта предпринимательства, что вызывает немедленное прекращение его деятельности либо наносят такой непоправимый вред, который приведет к этим же последствиям позднее. В этом случае происходит ликвидация фирмы.
Значительная степень тяжести последствий реализации угроз предполагает возможность нанесения фирме таких финансовых потерь, которые окажут негативное воздействие на основные финансово-экономические показатели фирмы, на ее деятельность в будущем и преодолеваются в течение длительных сроков времени.
Средняя степень тяжести означает, что преодоление последствий осуществления угроз требует затрат (наносит потери), сопоставимые с текущими затратами фирмы и не требует значительного времени.
Низкая степень тяжести последствий, не оказывают какого-либо существенного воздействия ни на стратегические позиции фирмы, ни даже на ее текущую деятельность/6/.
Исходя из описанного выше, в ФГУП можно выделить ряд возможных последствий от реализации угроз ИБ. В первую очередь необходимо отметить, что ущерб в основном будет являть материальным. Основной ущерб будет приходиться на технические ресурсы ФГУП, т.к. данный вид ресурсов предполагает использование и хранение цифровых информационных ресурсов. Но нельзя опустить тот факт что на предприятии используются и не цифровые информационные ресурсы, хотя большая их часть имеет цифровые копии, но данные ресурсы имеют не меньшую ценность.
Если оценивать ущерб по степени тяжести последствий наибольшие потери возникнут в случае вывода из строя технических ресурсов ФГУП, т.к. произойдет приостановка производственного документооборота и возможна потеря цифровых информационных ресурсов, что в свою очередь по данной классификации определяется как значительная тяжесть последствия. В случае если реализация угроз ИБ затронет лишь цифровые информационные ресурсы, тяжесть последствия может характеризоваться как средняя, в крайнем случае, например, стихийные бедствия, тяжесть может перейти в категорию значительной тяжести последствий или даже высокой. Тяжесть всех этих последствий в первую очередь зависит от конкретных угроз. Исходя из этого принципа, была составлена таблица степени тяжести последствий от конкретных угроз ИБ в ФГУП.
Таблица 1.5 – Степень тяжести последствий от угроз ИБ в ФГУП
Угроза ИБ |
Степень тяжести последствий (ущерб) |
Ошибки пользователей и системных администраторов |
средняя - низкая |
Нарушения сотрудниками
фирмы установленных |
средняя |
Ошибки в работе программного обеспечения |
низкая |
Отказы и сбои в работе компьютерного оборудования |
средняя |
Заражение компьютеров вирусами или вредоносными программами |
средняя |
Несанкционированный доступ (НСД) к корпоративной информации |
средняя - значительная |
Информационный мониторинг со стороны конкурирующих структур, разведывательных и специальных служб |
средняя |
Действия государственных структур и служб, сопровождающиеся сбором, модификацией, изъятием и уничтожением информации |
средняя - значительная |
Аварии, пожары, техногенные катастрофы |
значительная - высокая |
1.4 Определение
общих требований к системе
защиты информации для ФГУП
«Ростехинвентаризация –
Вне зависимости от конкретных видов угроз, АСОД удовлетворяет потребности организации, если обеспечиваются следующие свойства информации и систем ее обработки:
Конфиденциальность информации - субъективно определяемая (приписываемая) характеристика (свойство) информации, указывающая на необходимость введения ограничений на круг субъектов, имеющих доступ к данной информации, и обеспечиваемая способностью системы (среды) сохранять указанную информацию втайне от субъектов, не имеющих полномочий доступа к ней. Объективные предпосылки подобного ограничения доступности информации для одних субъектов заключены в необходимости защиты их законных интересов от других субъектов информационных отношений.
Целостность информации - существование информации в неискаженном виде (неизменном по отношению к некоторому фиксированному ее состоянию). Точнее говоря, субъектов интересует обеспечение более широкого свойства достоверности информации, которое складывается из адекватности (полноты и точности) отображения состояния предметной области и непосредственно целостности информации, т.е. ее неискаженности.
Доступность информации - свойство системы (среды, средств и технологии обработки), в которой циркулирует информация, характеризующееся способностью обеспечивать своевременный беспрепятственный доступ субъектов к интересующей их информации и готовность соответствующих автоматизированных служб к обслуживанию поступающих от субъектов запросов всегда, когда в обращении к ним возникает необходимость.
Таким образом, информационная безопасность АСОД обеспечена в случае, если для любых информационных ресурсов в системе поддерживается определенный уровень:
Но также независимо от нарушения свойств информации, система информационной безопасности должна обеспечивать перекрытие всех возможных угроз ИБ. А угрозы ИБ влияют не только на свойства информации, но и на технические ресурсы предприятия. Таким образом, система защиты информации безопасности должна отвечать следующим требованиям:
Так же система защиты информации должна выполнять следующие функции:
1.5 Постановка задачи
Информация о работе Модернизация системы информационной безопасности БТИ