Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка имитационной модели с регулярным входным потоком, отсутствующей очередью и естественным отсчетом времени т.е моделирование работы больничной палаты. Основой для разработки модели в данной курсовой работе является метод имитационного моделирования. Так же курсовая работа предполагает создание программы на языке C++, обеспечивающей ввод исходной информации, ее обработку, реализацию алгоритма имитации процесса и выдачу необходимой информации.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Моделирование систем массового обслуживания…………………………5
2.1 Структура и параметры эффективности и качества функционирования СМО………………………………………………………………………………5
2.2 Классификация СМО и их основные элементы………………...…………6
2.3 Процесс имитационного моделирования…………………………………12
3. Описание моделируемой системы……………………………………...…..16
3.1 Модельное время……………………………………………………….…..17
3.2 Используемые классы и объекты……………...………………….……….17
3.3 События и методы………………………………………………….………19
4. Программная реализация на С++…. ………………………………….……21
5. Анализ результатов работы программы……………………………....……35
6. Заключение……………….……………………………………………...…..38
7. Список использованной литературы…………………………………….…39
ФГОУ СПО «Волгоградский технологический коледж»
«Проект защитил
с оценкой »
А.И. Сухинин
30.05.05
Моделирование работы станка
с поломками
Курсовой проект
КП 11. 230105. 51. 0535 ПЗ
Разработчик
17.06.11
Рук.проекта
17.06.11
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Моделирование систем массового обслуживания…………………………5
2.1 Структура и параметры эффективности
и качества функционирования СМО………………………………………………………………………
2.2 Классификация СМО и их основные элементы………………...…………6
2.3 Процесс имитационного моделирования…………………………………12
3. Описание моделируемой системы……………………………………...…..16
3.1 Модельное время……………………………………………………….…..
3.2 Используемые классы и объекты…
3.3 События и методы……………………………………
4. Программная реализация на С++…. ………………………………….……21
5. Анализ результатов работы программы……………………………....……35
6. Заключение……………….…………………………………
7. Список использованной
ЕСЛИ НУЖНА ПРОГРАММА НА С++ ОБРАЩАЙТЕСЬ: saneek93@mail.ru
Оформление и правка возможна
1. Введение
Во многих областях практической деятельности человека мы сталкиваемся с необходимостью пребывания в состоянии ожидания. Подобные ситуации возникают в очередях в билетных кассах, в крупных аэропортах, при ожидании обслуживающим персоналом самолетов разрешения на взлет или посадку, на телефонных станциях в ожидании освобождения линии абонента, в ремонтных цехах в ожидании ремонта станков и оборудования, на складах снабженческо-сбытовых организаций в ожидании разгрузки или погрузки транспортных средств. Во всех перечисленных случаях имеем дело с массовостью и обслуживанием. Изучением таких ситуаций занимается теория массового обслуживания.
В теории систем массового обслуживания (в дальнейшем просто – CMО) обслуживаемый объект называют требованием. В общем случае под требованием обычно понимают запрос на удовлетворение некоторой потребности, например, обслуживание автомобиля на заправочной станции, разговор с абонентом, посадка самолета, покупка билета, получение материалов на складе и т.д
На первичное развитие теории массового обслуживания оказали особое влияние работы датского ученого А.К. Эрланга (1878-1929).
Теория массового обслуживания – область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно, например, на предприятиях бытового обслуживания; в системах приема, переработки и передачи информации; автоматических линиях производства и др.
Задача теории массового обслуживания – установить зависимость результирующих показателей работы системы массового обслуживания (вероятности того, что заявка будет обслужена; математического ожидания числа обслуженных заявок и т.д.) от входных показателей (количества каналов в системе, параметров входящего потока заявок и т.д.). Результирующими показателями или интересующими нас характеристиками СМО являются – показатели эффективности СМО, которые описывают способна ли данная система справляться с потоком заявок.
В теории СМО рассматриваются такие случаи, когда поступление требований происходит через случайные промежутки времени, а продолжительность обслуживания требований не является постоянной, т.е. носит случайный характер. В силу этих причин одним из основных методов математического описания СМО является аппарат теории случайных процессов .
Основной задачей теории СМО
является изучение режима функционирования
обслуживающей системы и
Имитационное моделирование реализуются программно с использованием различных языков, как универсальных - БЕЙСИК, РАСКАЛЬ, С, С++ и т.д., так и специализированных, предназначенных для построения имитационных моделей - СИМСКРИПТ, СТАМ/КЛАСС, GPSS, SLAM, Pilgrim и др.
Целью данной курсовой работы является разработка имитационной модели с регулярным входным потоком, отсутствующей очередью и естественным отсчетом времени т.е моделирование работы больничной палаты. Основой для разработки модели в данной курсовой работе является метод имитационного моделирования. Так же курсовая работа предполагает создание программы на языке C++, обеспечивающей ввод исходной информации, ее обработку, реализацию алгоритма имитации процесса и выдачу необходимой информации.
2. Моделирование систем массового обслуживания
2.1 Структура и параметры эффективности и качества функционирования СМО
Многие экономические задачи связаны с системами массового обслуживания, т.е. такими системами, в которых, с одной стороны, возникают массовые запросы (требования) на выполнение каких-либо услуг, с другой – происходит удовлетворение этих запросов. СМО включает в себя следующие элементы: источник требований, входящий поток требований, очередь, обслуживающие устройства (каналы обслуживания), выходящий поток требований. Исследованием таких систем занимается теория массового обслуживания.
Средства, обслуживающие требования, называются обслуживающими устройствами или каналами обслуживания. Например, к ним относятся заправочные устройства на АЗС, каналы телефонной связи, посадочные полосы, мастера-ремонтники, билетные кассиры, погрузочно-разгрузочные точки на базах и складах.
Методами теории массового обслуживания могут быть решены многие задачи исследования процессов, происходящих в экономике. Так, в организации торговли эти методы позволяют определить оптимальное количество торговых точек данного профиля, численность продавцов, частоту завоза товаров и другие параметры. Другим характерным примером систем массового обслуживания могут служить заправочные станции, и задачи теории массового обслуживания в данном случае сводятся к тому, чтобы установить оптимальное соотношение между числом поступающих на заправочную станцию требований на обслуживание и числом обслуживающих устройств, при котором суммарные расходы на обслуживания и убытки от простоя были бы минимальными. Теория массового обслуживания может найти применение и при расчете площади складских помещений, при этом складская площадь рассматривается как обслуживающее устройство, а прибытие транспортных средств под выгрузку – как требование. Модели теории массового обслуживания применяются также при решении ряда задач организации и нормирования труда, других социально-экономических проблем.
Каждая СМО включает в свою
структуру некоторое число
Из теории известно, чтобы
случайный процесс являлся
Если же в СМО характер потоков отличен от пуассоновского, то ее характеристики эффективности можно определить приближенно с помощью Марковской теории массового обслуживания, причем тем точнее, чем сложнее СМО, чем больше в ней каналов обслуживания. В большинстве случаев для обоснованных рекомендаций по практическому управлению СМО совсем не требует знаний точных ее характеристик, вполне достаточно иметь их приближенные значения.
Каждая СМО в зависимости от своих параметров обладает определенной эффективностью функционирования.
Эффективность функционирования СМО характеризуют три основные группы показателей:
2.2 Классификация СМО и их основные элементы
СМО классифицируются на разные группы в зависимости от состава и от времени пребывания в очереди до начала обслуживания, и от дисциплины обслуживания требований.
По составу СМО бывают одноканальные (с одним обслуживающим устройством) и многоканальные (с большим числом обслуживающих устройств). Многоканальные системы могут состоять из обслуживающих устройств как одинаковой, так и разной производительности.
По времени пребывания требований в очереди до начала обслуживания системы делятся на три группы:
1) с неограниченным временем ожидания (с ожиданием),
2) с отказами;
3) смешанного типа.
В СМО с неограниченным временем ожидания очередное требование, застав все устройства занятыми, становится в очередь и ожидает обслуживания до тех пор, пока одно из устройств не освободится.
В системах с отказами поступившее требование, застав все устройства занятыми, покидает систему. Классическим примером системы с отказами может служить работа автоматической телефонной станции.
В системах смешанного типа поступившее требование, застав все (устройства занятыми, становятся в очередь и ожидают обслуживания в течение ограниченного времени. Не дождавшись обслуживания в установленное время, требование покидает систему.
Кратко рассмотрим особенности функционирования некоторых из этих ситем.
1. СМО с ожиданием
2. СМО с ожиданием
и ограничением на длину
Т.о, многоканальная СМО работает по сути как одноканальная, когда все n каналов работают как один с дисциплиной взаимопомощи, называемой все как один, но с более высокой интенсивностью обслуживания. Граф состояний подобной подобной системы содержит всего два состояния: s0 (s1)- все n каналов свободны (заняты).
Анализ различных видов СМО
с взаимопомощью типа все как
один показывает, что такая взаимопомощь
сокращает среднее время