Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:52, реферат
Теоретические положения бихевиоризма были реализованы в концепции программированного обучения (programmed instruction), разработанной Б.Ф.Скиннером. На этой основе теории оперантного обусловливания Скиннер предложил основные принципы программированного обучения:
Информация, которую необходимо усвоить, предъявляется постепенно.
Обучающиеся получают немедленную обратную связь относительно правильности своего научения.
Научение происходит в приемлемом для обучающихся темпе
Модели организации обучения и воспитания: программированное обучение
Теоретические положения бихевиоризма были реализованы в концепции программированного обучения (programmed instruction), разработанной Б.Ф.Скиннером. На этой основе теории оперантного обусловливания Скиннер предложил основные принципы программированного обучения:
Поначалу для подачи материала использовалась специальная машина, работая с которой ученик получал относительно небольшие порции информации. Эти фрагменты последовательно предъявлялись обучающимуся, он знакомился с ними, а затем следовал проверочный вопрос, направленный на оценку того, насколько хорошо ученик усвоил материал. Если учащийся отвечает на этот вопрос правильно, то следует положительное подкрепление. Материал разбивался на достаточно мелкие порции затем, чтобы учащийся получал как можно большее и частое подкрепление. Такая система разбитого на фрагменты материала получила название программы, а сами эти фрагменты название кадров.
Обратим внимание на то обстоятельство, что обратная связь о правильности выполнения задания подавалась учащемуся немедленно. Это принципиальное положение. Когда формируются новые оперантные поведенческие реакции, считал Скиннер, чтобы довести их до наивысшего уровня, нужно подкреплять их немедленно.
Разбиение программы
на кадры осуществлялось опытным
путем. Эксперт составлял программу
- набор кадров, каждый из которых
содержал информацию и задание. Затем
эта программа проверялась на
испытуемых. Если более чем в 5% контролирующих
заданий испытуемыми
На закрепление нужных результатов направлено не только положительное подкрепление, но и многократное повторение материала. Оно осуществляется в том случае, когда учащийся неправильно решает контролирующую задачу. В таком случае он возвращается к началу кадра и заново проходит его. При успешном выполнении контрольного задания он переходит к следующему кадру и т.д. При этом ученик сам задает темп обучения, то есть определяет время, которое он потратит на прохождение различных разделов программы.
В подобных программах
все ученики движутся по одному и
тому же маршруту изучения материала.
Поэтому такие программы
С целью повышения
эффективности обучающих
Позже появились и более изощренные варианты разветвленных программ. В них блоки подсказок и разъяснений в свою очередь приобрели дополнительные разветвления, в которых еще более тонко учитывались возможные ошибки и трудности учащихся. Однако, несмотря на внешнее различие, эти типы программ скорее похожи, чем разнятся друг с другом.
Главный недостаток разветвленных программ связан с характером разделения вопросов и ответов. Теоретически на каждый вопрос можно дать множество альтернативных ответов, а на практике трудно отобразить такое многообразие. Кроме того, важно, чтобы неправильные ответы действительно указывали бы на сущность ошибки и в соответствии с этим выстраивались бы кадры с подсказками.
Чтобы преодолеть жесткую заданность как линейных, так и разветвленных программ, было предложено гибкое программирование, в ходе которого учащийся самостоятельно может определить последовательность изучения основного и дополнительного содержания программы.
Своеобразной
разновидностью гибкого программирования
можно считать персонализирован
Однако подобный тип программирования имеет и ограничения. Они связаны, в первую очередь, с тем, что учащийся принимает не самые оптимальные решения о ходе своего обучения. Чтобы, с одной стороны, преодолеть этот недостаток, а с другой, учитывать индивидуальные особенности ученика, были разработаны адаптивные обучающие системы (АОС). Их сущность выражается в двух ключевых положениях:
На сегодняшний
день программированное обучение осуществляется
главным образом с опорой на когнитивные
теории учения. Существуют самые различные
варианты компьютерной реализации программированного
обучения. В электронной форме
созданы линейные, разветвленные, гибкие
обучающие программы, отражающие самые
разные предметные области и рассчитанные
на учащихся самых разных возрастов.
Преодолевается главный недостаток
программированного обучения: отсутствие
коммуникации и взаимодействия с
другими учащимися. Современный
тип компьютерного
Информация о работе Модели организации обучения и воспитания: программированное обучение