Модели организации обучения и воспитания: программированное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:52, реферат

Описание работы

Теоретические положения бихевиоризма были реализованы в концепции программированного обучения (programmed instruction), разработанной Б.Ф.Скиннером. На этой основе теории оперантного обусловливания Скиннер предложил основные принципы программированного обучения:
Информация, которую необходимо усвоить, предъявляется постепенно.
Обучающиеся получают немедленную обратную связь относительно правильности своего научения.
Научение происходит в приемлемом для обучающихся темпе

Работа содержит 1 файл

технология програмирования.docx

— 17.81 Кб (Скачать)

Модели  организации обучения и воспитания: программированное  обучение

Теоретические положения бихевиоризма были реализованы  в концепции программированного обучения (programmed instruction), разработанной Б.Ф.Скиннером. На этой основе теории оперантного обусловливания Скиннер предложил основные принципы программированного обучения:

  1. Информация, которую необходимо усвоить, предъявляется постепенно.
  2. Обучающиеся получают немедленную обратную связь относительно правильности своего научения.
  3. Научение происходит в приемлемом для обучающихся темпе

Поначалу для  подачи материала использовалась специальная  машина, работая с которой ученик получал относительно небольшие  порции информации. Эти фрагменты  последовательно предъявлялись  обучающимуся, он знакомился с ними, а затем следовал проверочный вопрос, направленный на оценку того, насколько хорошо ученик усвоил материал. Если учащийся отвечает на этот вопрос правильно, то следует положительное подкрепление. Материал разбивался на достаточно мелкие порции затем, чтобы учащийся получал как можно большее и частое подкрепление. Такая система разбитого на фрагменты материала получила название программы, а сами эти фрагменты название кадров.

Обратим внимание на то обстоятельство, что обратная связь о правильности выполнения задания подавалась учащемуся немедленно. Это принципиальное положение. Когда  формируются новые оперантные поведенческие реакции, считал Скиннер, чтобы довести их до наивысшего уровня, нужно подкреплять их немедленно.

Разбиение программы  на кадры осуществлялось опытным  путем. Эксперт составлял программу - набор кадров, каждый из которых  содержал информацию и задание. Затем  эта программа проверялась на испытуемых. Если более чем в 5% контролирующих заданий испытуемыми допускались  ошибки, то программа перерабатывалась: трудные куски расчленялись на более доступные. В результате программы получались очень большими.

На закрепление  нужных результатов направлено не только положительное подкрепление, но и  многократное повторение материала. Оно  осуществляется в том случае, когда  учащийся неправильно решает контролирующую задачу. В таком случае он возвращается к началу кадра и заново проходит его. При успешном выполнении контрольного задания он переходит к следующему кадру и т.д. При этом ученик сам  задает темп обучения, то есть определяет время, которое он потратит на прохождение  различных разделов программы.

В подобных программах все ученики движутся по одному и  тому же маршруту изучения материала. Поэтому такие программы получили название линейных. Недостатком линейных программ является то, что в них не предусмотрена возможность скорректировать обучение в зависимости от того, какую ошибку при выполнении контрольного задания допустил учащийся.

С целью повышения  эффективности обучающих программ был разработан новый их тип —  разветвленные программы. Разработчик этого типа программирования Норман Аллисон Краудер объединял материал программы в небольшие логически связанные блоки, а затем предлагал проверочные вопросы на понимание. Кроме того, Краудер предложил таким образом строить программу, чтобы в случае неверного ответа учащийся обращался к системе подсказок, содержание которых зависело от того, какая ошибка была совершена. В этих частях программы ученику разъяснялись наиболее трудные места, что позволяло ученику справиться с проверочными вопросами. Такое построение программы позволяет более эффективно реагировать на индивидуальные особенности учащихся, имеющих разную успеваемость.

Позже появились  и более изощренные варианты разветвленных  программ. В них блоки подсказок  и разъяснений в свою очередь  приобрели дополнительные разветвления, в которых еще более тонко  учитывались возможные ошибки и  трудности учащихся. Однако, несмотря на внешнее различие, эти типы программ скорее похожи, чем разнятся друг с  другом.

Главный недостаток разветвленных программ связан с  характером разделения вопросов и ответов. Теоретически на каждый вопрос можно  дать множество альтернативных ответов, а на практике трудно отобразить такое  многообразие. Кроме того, важно, чтобы  неправильные ответы действительно  указывали бы на сущность ошибки и  в соответствии с этим выстраивались  бы кадры с подсказками.

Чтобы преодолеть жесткую заданность как линейных, так и разветвленных программ, было предложено гибкое программирование, в ходе которого учащийся самостоятельно может определить последовательность изучения основного и дополнительного содержания программы.

Своеобразной  разновидностью гибкого программирования можно считать персонализированные системы обучения. В рамках этого подхода к обучению учащимся предлагаются индивидуализированные программы, конструирование которых предполагает ряд шагов. Сначала учитель определяет то, какой материал будет охвачен курсом. Затем он разбивает материал на отдельные самостоятельные блоки и разрабатывает методы оценки качества овладения материалом. Наконец, учащимся предлагается самостоятельно определить темп продвижения в программе. Учитель также может устанавливать разные градации оценок работы учеников. От одних он может требовать полного усвоения материала, другим задавать некоторый минимум необходимых знаний. Если ученик неважно себя чувствует, то может отложить процедуру проверки знаний. Также он не связан временными ограничениями в работе с программой – за исключением сроков окончания учебной четверти или семестра.

Однако подобный тип программирования имеет и  ограничения. Они связаны, в первую очередь, с тем, что учащийся принимает  не самые оптимальные решения  о ходе своего обучения. Чтобы, с  одной стороны, преодолеть этот недостаток, а с другой, учитывать индивидуальные особенности ученика, были разработаны  адаптивные обучающие системы (АОС). Их сущность выражается в двух ключевых положениях:

  • последовательность реализуемых программой обучающих воздействий зависит от истории обучения каждого учащегося;
  • организация обучающей программы предполагает возможность автоматического самоизменения в зависимости от того, насколько эффективные стратегии овладения материалом использует ученик.

На сегодняшний  день программированное обучение осуществляется главным образом с опорой на когнитивные  теории учения. Существуют самые различные  варианты компьютерной реализации программированного обучения. В электронной форме  созданы линейные, разветвленные, гибкие обучающие программы, отражающие самые  разные предметные области и рассчитанные на учащихся самых разных возрастов. Преодолевается главный недостаток программированного обучения: отсутствие коммуникации и взаимодействия с  другими учащимися. Современный  тип компьютерного программированного обучения представляет собой «виртуальный класс», в котором ученики и  программа (а также преподаватель) разделены огромными расстояниями. Однако эти современные варианты программированного обучения в своей  основе опираются не на бихевиористические, а на когнитивные теории.

Информация о работе Модели организации обучения и воспитания: программированное обучение