Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:20, доклад
Модель бизнес-процесса - графическое, табличное, текстовое, символьное описание бизнес-процесса, формализованное по специальной методике и выраженное согласно определенной нотации бизнес-процесса. Модель описывается в виде последовательности работ, реализуемых отдельными элементами организационной структуры. Модель бизнес-процесса связана с информационными, вещественными и/или финансовыми потоками между функциями подпроцесса, как части бизнес-процесса, отражающей процессы управления — в виде алгоритма управления. Существует ряд нотаций бизнес-процесса, который применяется при моделировании бизнес-процессов. Нотации, как правило, отражают концептуальный подход (и методологию) разработчиков нотации к описанию и моделированию бизнес-процессов.
Модели
бизнес-процессов
Модель бизнес-процесса - графическое, табличное, текстовое, символьное описание бизнес-процесса, формализованное по специальной методике и выраженное согласно определенной нотации бизнес-процесса. Модель описывается в виде последовательности работ, реализуемых отдельными элементами организационной структуры. Модель бизнес-процесса связана с информационными, вещественными и/или финансовыми потоками между функциями подпроцесса, как части бизнес-процесса, отражающей процессы управления — в виде алгоритма управления. Существует ряд нотаций бизнес-процесса, который применяется при моделировании бизнес-процессов. Нотации, как правило, отражают концептуальный подход (и методологию) разработчиков нотации к описанию и моделированию бизнес-процессов.
Построение моделей
бизнес-процессов обычно проводится с
целью их анализа и/или реорганизации,
поэтому основной областью применения
подобных моделей является оптимизация и реинжин
Цели
моделирования бизнес-
Важным элементом модели бизнес-процессов являются бизнес-правила или правила предметной области. Типичными бизнес-правилами являются корпоративная политика и государственные законы. Бизнес-правила обычно формулируются в специальном документе и могут отражаться в моделях.
Основу многих современных методологий моделирования бизнес-процессов составили методология SADT (Structured Analysis and Design Technique – метод структурного анализа и проектирования), семейство стандартов IDEF (Icam DEFinition, где Icam - это Integrated Computer-Aided Manufacturing) и алгоритмические языки. Основные типы методологий моделирования и анализа бизнес-процессов:
Построение
полноценной карты бизнес-
Как уже упоминалось ранее, существует несколько методологий построения графических моделей бизнес-процессов. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что с точки зрения построения инфраструктуры корпоративного управления наиболее предпочтительно использовать в качестве основной методологии методологию IDEF0 (хотя другие методологии также имеют свои области применения). Преимущества методологии IDEF0 были признаны и Международной Организацией по Стандартизации, которая включила эту методологию в новую (2000 года) версию своих стандартов.
В методологии IDEF0 (в соответствии с которой разработаны приведенные выше модели бизнес-процессов) каждый бизнес-процесс, а также составляющие его подпроцессы (работы, шаги, действия) представляется в виде прямоугольника («функционального блока»), входами и выходами из которого с четырех сторон являются стрелки. Эти стрелки описывают выходы процесса (т.е., те продукты, которые создаются в процессе и предназначены для внешних или внутренних клиентов бизнес-процесса), входы – что должно быть переработано в процессе, например, сырье, материалы, денежные средства, а также информация (в случае изготовления информационных продуктов). Выходы размещаются с правой стороны прямоугольника, обозначающего действие; входы же – с левой.
Кроме входов и выходов, в методологии IDEF0 существует еще два вида стрелок –управляющие воздействия и механизмы. Управляющие воздействия располагаются в верхней части прямоугольника и представляют собой те директивы, в соответствии с которыми осуществляется бизнес-процесс. Универсальными управляющими воздействиями являются целевые нормативы эффективности, корпоративное законодательство, а также нормы федерального, регионального и местного законодательства.
К механизмам относятся персонал, выполняющий процесс, а также производственное, строительное, складское и иное оборудование, которое используется для выполнения процесса (но не перерабатывается в процессе). Достоинство методологии IDEF0 состоит в том, что она впервые позволяет получить очень четкое представление о том, что на самом деле происходит в компании («как есть»), а также что должно происходить для наиболее эффективного функционирования компании («как должно быть»). Модель, построенная с помощью методологии IDEF0, позволяет четко представить себе как потоки работ, так и информационные потоки в компании, потребность в оборудовании и персонале, включая описание «зон ответственности» сотрудников, а также требования к их образованию и квалификации (включая как профессиональные, так и личностные навыки).
В целом, модели бизнес-процессов помогают эффективно решать следующие задачи: