Методы проведения урока с применением информационных технологий и ресурсов Интернет

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 15:28, реферат

Описание работы

Информационные технологии - совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта). Компьютерные технологии обучения - совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Содержание

Введение
1. Методический аспект применения ИТ и ресурсов Интернет на уроке
2. Приблизительная структура урока с использованием ИТ
3. Пример проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети Интернет
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат. doc.rtf

— 153.90 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ 
Государственное образовательное учреждение 
Высшего профессионального образования  
«Волгоградский Государственный Педагогический Университет» 
Кафедра: «Математики и Информатики» 
Факультет дошкольного и начального образования.
 
 
 
 
 

     Реферат 
По дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии образования» 
Тема: «Методы проведения урока с применением информационных технологий и ресурсов Интернет» 
 
 
 
 

     Выполнила: 
Студентка гр. Сд-21б 
Митряшкина Н.В.. 
 
Проверила: 
Терещенко А.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2010

План 

Введение

  1. Методический аспект применения ИТ и ресурсов Интернет на уроке
  2. Приблизительная структура урока с использованием ИТ
  3. Пример проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети Интернет

Заключение

Список литературы

 

      Введение 

     Информатизация средней общеобразовательной школы - явление неизбежное, вызванное глобальными процессами информатизации общества. Сегодня в России оно наталкивается на труднопреодолимые препятствия, осуществляется в неблагоприятных условиях, развивается стихийно и противоречиво. В различных областях страны в середине 90-х годов начали разрабатывать проблему информатизации. Именно тогда начинались широкие кампании по поставкам компьютерной техники в образовательные учреждения, разрабатывались учебники и пособия для учителей информатики, составлялись программы интегрированных курсов. Информатизация средней школы состоит из нескольких уровней: информатизация управления (администрации), информатизация деятельности учителя-предметника, информатизация деятельности учителя информатики.

     Цель реферата - рассмотреть методику преподавания уроков с использованием информационных технологий и ресурсов Интернет.

 

     1. Методический аспект применения ИТ и ресурсов Интернет на уроке 

     Информационные технологии - совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта). Компьютерные технологии обучения - совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

     Когда речь заходит о применении компьютера на уроке, возникает сразу несколько вопросов:

     1) Целесообразность применения компьютера. Решение о применении техники на каком-то уроке каждый учитель принимает сам. Из каких соображений он делает такой вывод?

  • компьютер применяется там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время для обработки результатов (всевозможные контролирующие, тестирующие программы);
  • компьютер применяется для обучения. Здесь речь идет о применении всевозможных обучающих программ, к выбору которых надо подходить очень ответственно. Не все программные продукты, производимые сейчас, имеют хорошие рекомендации. В Интернет постоянно публикуются рейтинги образовательных ресурсов, отзывы тех, кто пользовался теми или иными программными средствами. Применять или нет обучающие программы, какие применять - принимает решение сам учитель. Сколько применять - в соответствии с санитарными нормами.
  • применяется для демонстрации.

     2) Исходя из целесообразности, формируются подходы к организации уроков с использованием информационных технологий:

  • используется один компьютер, как правило для демонстрации при объяснении нового материала, показа моделей, опытов, которые опасно проводить в реальной жизни. Почему здесь уместно применять компьютер?

      Дело в том, что большинство демонстрационных пособий производится сейчас на компакт-дисках, а видеомагнитофоны такого рода достаточно дорогие. Поэтому здесь уместно использовать компьютер и видеопроектор. Сразу возникает вопрос о создании в образовательном учреждении мультимедийного класса, в котором проводятся уроки учителей-предметников, в котором располагается компьютер и видеопроектор;

  • используется компьютерный класс. Применяется обычно для контроля знаний учащихся, когда за короткое время большое количество учеников проверяют свои знаний. Или же для обучения учащихся. И конечно же, на уроках информатики.

     3) Средства для применения на уроках

     - использование готовых мультимедийных программ;

     - создание собственных разработок с помощью стандартного программного обеспечения. Опять-таки к созданию этих средств надо подходить очень ответственно. К программам такого рода предъявляются определенные требования.

     Итак, компьютер может применяться на следующих этапах урока и учебного процесса в целом:

     1) этап объяснения нового материала;

     2) этап первоначального закрепления материала;

     3) этап контроля и проверки знаний.

 

     Применение компьютера на уроке

     
 Где  Для чего  Что  Как
 На уроке контроля знаний, повторения и закрепления. На этапе первоначального контроля  Для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных  Контролирующие и тестирующие программы  Компьютерный класс, соответствующее ПО
 На уроке объяснения нового материала, повторения и закрепления  Для обучения  Обучающие программы  Компьютерный класс
 На уроке объяснения нового материала, повторения и обобщения  Для демонстрации при объяснении нового материала  Готовые программные средства: показ опытов, моделей, лекций  Один компьютер и видеопроектор
 На внеклассных мероприятиях  Для демонстрации материала  Мультимедийные средства  Один компьютер и видеопроектор
 На внеклассных мероприятиях  Для развития творческих способностей учащихся  Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр  Компьютерный класс
 

     2. Приблизительная структура урока с использованием ИТ 

     Урок объяснения нового материала.

     1) актуализация знаний;

     2) объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и компакт-диск);

     3) первоначальное закрепление;

     4) подведение итогов.

     Урок контроля и проверки знаний.

     1) творческая работа (индивидуально или по группам - написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы - анализ источников, документов) - 20-25 мин.

     2) Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) - 10 мин.

     3) Подведение итогов.

     В том случае, если класс большой, то его делят на подгруппы и схемы урока такова:

     1) Первая группа - творческая работа, вторая группа - тестирование - 15 мин.

     2) Вторая группа - творческая работа, первая группа - тестирование - 15 мин.

     3) Подведение итогов, защита разработанного проекта (один ученик) - 10 мин.

     Урок повторения пройденного материала.

     1) актуализация знаний;

     2) творческие лаборатории (по парам или группам поиск информации на компакт-диске или в Интернет на заданные темы - используется компьютерный класс);

     3) рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и видеопроектор);

     4) подведение итогов.

     Для проведения такого рода уроков требуется класс с хорошей подготовкой в области информационных технологий.

     Всю совокупность педагогических программных средств можно разделить на:

     1) электронные учебники, энциклопедии, базы данных - наборы данных (текстовых, графических, звуковых, видео) и средств для просмотра или прослушивания этих данных, объединенных смысловыми связями. Примеры: Большая энциклопедия К&М, энциклопедии, WWW. Посещение различных тематических сайтов и сайтов ведущих библиотек.

     1) программы, моделирующие процесс или явление;

     2) контролирующие программы;

     3) программы-тренажеры обычно контролируют правильность ответа и время, затраченное учеником;

     4) развивающие игры;

     5) обучающие программы.

     Особый интерес представляют собой ресурсы глобальной сети Интернет: всевозможные банки знаний, сайты, библиотеки. Особого внимания заслуживают работы Федерации Интернет-образования по обучению учителей. 

     3. Пример проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети Интернет

     Пифагор.ru

     Кто же на самом деле открыл "теорему невесты", которая известна большинству как теорема Пифагора? Этим интересным исследованием можно заняться с учащимися 6 класса, что и было сделано в одной из российских школ.

     Ученики прочитали, что на Пифагора как на математика при жизни почти никто не ссылался, а Геродот характеризовал его только как "выдающегося софиста", который был больше известен, выражаясь современным языком, своей педагогической деятельностью. Но вот его математические открытия? Эту проблему была исследована в Интернет-классе. Образовательные цели были поставлены следующие:

    • научить ребят коллективным формам исследовательской работы;
    • произвести опережающее изучение отдельных разделов геометрии;
    • формирование у школьников навыков комплексного мышления;
    • и, конечно, учить применению Интернет в собственной образовательной деятельности.

     Весь класс был разделен на группы, которые исследовали следующие разделы: "Биография Пифагора", "Ссылки современников на его учения", "Пифагор - философ", "Пифагор как педагог", "Его выдающиеся ученики", "Пифагор и теория чисел", "Теорема Пифагора". Через www.yandex.ru сделали запрос по ключевым словам: Пифагор, Древняя Греция, Аристотель и др. Полученные массивы информации систематизировали в виде матрицы следующим образом: по горизонтали записали направления, относящиеся к теме исследования, по вертикали - основные понятия и адреса web-сайтов. На пересечении размещались полученные в Интернете данные. Фактически каждая клетка матрицы сама являлась матрицей со своей структурой. Такой способ классификации базы данных очень удобен своей наглядностью и быстротой использования в работе и спорах.

Информация о работе Методы проведения урока с применением информационных технологий и ресурсов Интернет