Метод проектов как одна из форм развития познавательной активности учащихся на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 07:14, реферат

Описание работы

Основной задачей стоящей перед учителем информатики является формирование у учащихся определенных, согласованных с программой, знаний и умений по каждой теме школьного курса информатики. Благодаря использованию метода проектов решить данную задачу возможно на более высоком творческом уровне.

Работа содержит 1 файл

Метод проектов как одна из форм развития познавательной активности учащихся на уроках информатики.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

Метод проектов как одна из форм развития познавательной активности учащихся на уроках информатики 

Швачко Наталья Валериевна, учитель информатики

Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики  

Основной задачей  стоящей перед учителем информатики  является формирование у учащихся определенных, согласованных с программой, знаний и умений по каждой теме школьного  курса информатики. Благодаря использованию метода проектов решить данную задачу возможно на более высоком творческом уровне.

Одна из главных  целей метода проектов – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению  роли и функции педагога. Учитель  при таком подходе выступает  консультантом, партнером, организатором  познавательной деятельности своих  учеников.

В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.

Уже начиная  с 5-6 классов, в рамках пропедевтического  курса, учащиеся выполняют различные  проекты, такие, например, как создание кроссвордов и ребусов. Некоторые работы содержат основные понятия определенной темы. В дальнейшем они используются для проверки знаний остальных учащихся класса по данной теме. Этим достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата. В ходе изучения темы “Компьютерная графика” учащимся предлагается выполнить два проекта: “Поздравительная открытка” и “Дом вашей мечты”. Подготовительным этапом проектной деятельности является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе Paint, подготовка чертежа (открытки) на бумаге. Практическая часть выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе. В заключении учащиеся демонстрируют свои работы, обосновывая выбор методов и форм реализации задач проекта.

В базовом курсе  информатики освоение отдельных  элементов компьютерных технологий происходит с применением проектного метода. Восьмиклассники, изучив на начальном уровне текстовый процессор Word, графический редактор и освоив работу со сканером, создают “Личное досье”: сканируют свои фотографии, с помощью графического редакторов редактируют и объединяют их, пишут свою биографию. Данная работа нацелена на повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личной позиции учащегося в образовательном процессе. В 9 классе в ходе изучения темы “Электронные таблицы” и закрепления темы “Моделирование” реализуется проект “Мой бизнес”. Учащимся было предложено разработать модель своего предприятия и, используя электронные таблицы, провести расчеты, необходимые для его успешного функционирования. В данной работе учеником представлена модель частного предприятия “Вожегасеть”. С помощью электронной таблицы он вычислил общую стоимость товара, заработную плату, прибыль своего предприятия. При защите учащийся обосновал выполненные операции и сделал выводы по своей работе.

Основная цель данной проектной деятельности заключается  в закреплении навыков работы с программой Excel и темой “Моделирование”, а так же развитие творческих способностей учащихся через решение поставленной задачи.

В старших классах, где содержание образования имеет  профильную и углубленную направленность, использование метода проектов принимает  особое значение. Разнообразие учебных проектов велико: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Тематику учебных  проектов предлагает учитель или  сами учащиеся, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные.

Иногда темы проектов определяются необходимостью углубить знания обучающихся по какому-либо разделу программы. Например, при  изучении темы “Программирование”, учащимися были выполнены проекты “Звездный дождь” и “Записная книжка”. Осуществляя работу над данными проектами, учащиеся самостоятельно рассмотрели ряд возможностей изучаемой среды программирования.

“Информационные технологии” - это раздел курса информатики, в котором метод проектов наиболее востребован.

Например, учениками  в разные годы разрабатывались презентации  на темы: “Жизнь и творчество знаменитых людей”, “Развитие русской художественной культуры”, “Моя школьная жизнь”, “Исследование состава воды в районе”, “Музыка во все времена”, “Устройство двигателя”, различные темы по краеведению, биологии, астрономии, литературе. Создание презентации открывает перед учащимися возможность работы не только с текстом, но и с музыкальным оформлением к нему, подбором рисунков и графики и т.д.

“На карте нашей  страны сотни больших и маленьких  кружочков. Но есть одна точка, глянув на которую, я чувствую особую неповторимую теплоту: “Мой город”” - так начала защиту своего творческого проекта  по теме “Такой город в России один…” ученица 11 класса. В своем проекте она выделила несколько основных разделов: прошлое города, улицы города, Вологда военная, архитектура, литературная жизнь, Вологда сегодня.

Очень содержательными  получились мини-проекты с использованием сред MS Word и MS Publisher при изучении темы “Информация и информационные процессы”. (Тематика проектов: “Информационные технологии в гуманитарных областях”, “Человек в информационном обществе”, “Творчество и компьютер” и т.д.) Оформив отобранный материал с использованием текстового редактора, учащиеся создали буклеты для более наглядной презентации своих работ.

Выполнение проектов “Агентство недвижимости”, “Личная  фонотека” в среде MS Access, позволяют  проверить уровень усвоенных  учащимися знаний по данной теме в оригинальной творческой форме. Работа над проектом формирует у учащихся понимание компьютера не только как вычислительной, а универсальной информационной машины.

Проектная деятельность в нашей школе организована не только в учебное, но и во внеурочное время. Подготовка таких проектов, как Web-страницы или Web-сайт потребовала продолжительной работы с литературными, художественными, искусствоведческими источниками в плане поиска и отбора информации. Освоение технологической стороны этого процесса помогает учащимся глубже понять процессы передачи, обработки и хранения информации, мотивирует их на дальнейшее изучение учебного материала. Поддержка творческого проекта “Web-сайт школы” осуществляется и после завершения этапа его разработки.

Творческий проект может использоваться как одна из форм итоговой аттестации учащихся. В  этом случае проекты должны охватывать как можно более широкий круг тем изучаемого курса. Учитывая индивидуальные способности, учащиеся профильных классов разрабатывают итоговые творческие проекты. Работа над ними осуществляется в течении всего учебного года и проводится поэтапно.

Для создания итогового  творческого проекта необходимо, во-первых, наличие значимой в исследовательском  творческом плане задачи или проблемы, а также практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще необходимо приобрести. Во-вторых, самостоятельная деятельность обучающихся. В третьих, необходимо структурировать проект, определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе. В четвертых, это оформление результатов, подведение итогов, их презентация. И, конечно, сделанные выводы помогут определить новые темы для дальнейшей работы.

К основным целям  проекта относятся:

1) выработка  у учащихся следующих навыков:  работа с научно-технической литературой;  планирование своей работы с определенным сроком выполнения; проявление исследовательской творческой активности при выполнении задания; грамотного оформления отчета о проделанной работе; демонстрация знаний полученных при изучении курса.

2) реализация  одного из вариантов решения проблемы с помощью средств ИКТ.

Учащиеся имеют  право выбора, в каких прикладных программах они будут выполнять  проект. Проектные работы учащиеся представляют в виде текстового документа, электронных таблиц, баз данных, презентации, анимационного фильма.

Оценивание работ  осуществляется по следующим критериям: соответствие материала теме проекта; соблюдение авторских прав; графический  дизайн; мультимедийные средства; достоверная  информация; грамматика; изложение  материала; элементы творчества и оригинальность; обоснованные выводы; обсуждение будущего использования.

Проекты охватывают различные сферы деятельности человека:

  • литературно-творческие: проект “Жизнь и творчество Чарльза Диккенса”; проект “Анимационный фильм по мотивам русской народной сказки “Курочка Ряба””;
  • естественнонаучные: проект “Состояние и тенденции развития программного обеспечения” стал наглядным пособием при изучении темы “Программное обеспечение” для учащихся профильного курса “Информационные технологии”; проект “Сравнительная характеристика отдельных фитоценозов в районе с целью выявления редких и охраняемых растений”; проект “Общая характеристика металлов и их применение” используется на уроках химии; проект “Исследование района с точки зрения науки палеонтологии” представляет историю развития жизни на земле и более подробно исследование района на предмет существования форм жизни в разные промежутки времени и их эволюцию;
  • проект “Магазин” ориентирован на социально-трудовую деятельность;
  • исторические и культуроведческие: проект “Развитие русской художественной культуры”;
  • проекты посвященные юбилею нашей школы “Страна эта в сердце всегда”; “Нам вспомнится не раз та добрая планета…” используются для проведения классных часов.

Например, проект учащегося 11 класса “Комплектующие современных ПК”. Свой выбор темы он обосновал следующим: “Сейчас идет XXI век, и невозможно представить себе жизнь без компьютера. Он вошел во многие сферы жизни общества и почти в каждый дом. А между тем рынок компьютеров и разнообразие оборудования быстро растет. Именно поэтому я решил создать проект, в котором отразилась часть этого разнообразия (это основная моя цель). Также я старался сделать проект с удобным доступом к данным.

Основная сфера  применения моего проекта – информатика, но возможно и применение в экономике, например, для анализа рынка комплектующих.

Проект состоит  из 3 разделов:

  1. Общая характеристика комплектующих (предоставляет базовые знания о компьютерном оборудовании);
  2. Каталоги (Отображают многообразие и цены комплектующих);
  3. Сборка компьютера (можно подобрать компьютер по своим потребностям и возможностям)”.

Все творческие работы учащихся интегрированного характера, носят научную и практическую направленность, могут использоваться учителями на уроках, во внеурочной деятельности, а также массовым пользователем.

Учащимися при  подготовке творческих проектов проводится огромная исследовательская работа, изучается дополнительная литература научного и художественно-эстетического  характера. При работе по методу проектов большое внимание уделяется организации оценки выполненных учащимися проектов, мониторингу их эффективности и своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы (содержания) проекта, а также условий его проведения. Если это исследовательский проект, то он включает в себя этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому отслеживается и оценивается деятельность учащихся поэтапно.

Практическая  значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу. Поэтому завершающим этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. При защите учащиеся обосновывают причины и актуальность выбранной темы, доказывают правильность выбранной структуры, ее оригинальность, описывают проблемы, возникшие при создании проекта и пути их реализации, представляют полученный продукт. При оценивании проекта учитываются мнения и рекомендации одноклассников.

Таким образом, главным результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению информатики, развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках информатики позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса.

Информация о работе Метод проектов как одна из форм развития познавательной активности учащихся на уроках информатики