Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:09, контрольная работа
Время функционирования системы разделяется на достаточно большое количество подинтервалов (единиц времени, в течение которых не может возникнуть более одной заявки или завершиться выполнение более одной заявки). Для каждого такого подинтервала последовательно моделируется факт появления новой заявки (да/нет), проверяется наличие свободного канала (закончено ли обслуживание какой-то заявки) и загрузка его заявкой из очереди, проверяется наличие мест в очереди с последующим выводом (принять в очередь/отказать в обслуживании) и т.д. При этом фиксируется число отказов, время ожидания заявок в очереди и в системе вообще, число заявок в очереди в каждый момент и другие значения, которые позволяют найти вероятность отказа, распределение времени ожидания и среднее время, вероятность простоя каналов и т.п.
Контрольная работа
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОиЭС
Время функционирования системы разделяется на достаточно большое количество подинтервалов (единиц времени, в течение которых не может возникнуть более одной заявки или завершиться выполнение более одной заявки). Для каждого такого подинтервала последовательно моделируется факт появления новой заявки (да/нет), проверяется наличие свободного канала (закончено ли обслуживание какой-то заявки) и загрузка его заявкой из очереди, проверяется наличие мест в очереди с последующим выводом (принять в очередь/отказать в обслуживании) и т.д. При этом фиксируется число отказов, время ожидания заявок в очереди и в системе вообще, число заявок в очереди в каждый момент и другие значения, которые позволяют найти вероятность отказа, распределение времени ожидания и среднее время, вероятность простоя каналов и т.п. Для надежности выводов такое разовое моделирование повторяется достаточно много раз.
Очевидно, что ни о
каком ручном моделировании не может
быть речи (объем работы здесь слишком
велик для нормального
В процессе моделирования
возникает необходимость
Пусть R - случайные числа
с равномерным законом
Так для показательного распределения p(X)=lexp(-lx) для X>0 легко установить, что X= -ln(1-R)/l. Для равномерного распределения в [a,b] c очевидностью X=a+(b-a)R. Получение дискретных случайных чисел сводится к поиску наименьшего значения X, при котором
Если взятие интеграла и представление X через R составит затруднение, можно воспользоваться методом Неймана. Здесь при неограниченности области значений X усекаем ее до некоторого интервала [a,b]; например для нормального распределения концы интервала берем отстоящими от среднего на 3-4 стандартных отклонения. Затем генерируется пара случайных чисел R1 и R2; если то берем X=a+(b-a)R2 и в противном случае берем следующую пару случайных чисел.
Таким путем мы можем моделировать интервалы времени между заявками входного потока, продолжительность обслуживания заявки, вероятность выхода канала из строя и т.п.
Вопрос о числе N отдельных реализаций системы решается на основе закона больших чисел [30] и вывода о том, что погрешность оценок имеет порядок
Cуществуют многочисленные примеры успешного моделирования вполне реальных СМО.
Описанный подход к поиску характеристик сложной системы называют методом статистических испытаний (методом Монте-Карло), который обычно используют там, где другие методы терпят фиаско (моделирование сложных систем, вычисление интегралов кратности 10 и выше, поиск экстремумов функций с очень большим числом переменных и др.). Примерами систем массового обслуживания могут служить:
1. посты технического обслуживания автомобилей;
2. посты ремонта автомобилей;
3. персональные компьютеры,
обслуживающие поступающие
4. станции технического обслуживания автомобилей;
5. аудиторские фирмы;
6. отделы налоговых инспекций, занимающиеся приемкой и проверкой текущей отчетности предприятий;
7. телефонные станции и т. д.
Основными компонентами системы массового обслуживания любого вида являются:
- входной поток поступающих требований или заявок на обслуживание;
- дисциплина очереди;
- механизм обслуживания.
1 |
0 |
10 |
7 |
0 |
2 |
3 |
8 |
3 |
3 |
9 |
3 |
3 |
7 |
3 |
Определение 1. Матрица, составленная из величин , , ,
называется платежной матрицей, или матрицей игры.
Каждый элемент платежной матрицы , , равен выигрышу А (проигрышу В), если он выбрал стратегию , , а игрок В выбирал стратегию , .
Задача каждого из игроков —
найти наилучшую стратегию
Найдем наилучшую стратегию первого игрока. Если игрок А выбрал стратегию , , то в худшем случае (например, если его ход известен В) он получит выигрыш . Предвидя такую возможность, игрок А должен выбрать такую стратегию, чтобы максимизировать свой минимальный выигрыш:
Определение 2. Величина - гарантированный выигрыш игрока А называется нижней ценой игры. Стратегия обеспечивающая получение выигрыша , называется максиминной.
Определение 3. Величина - гарантированный проигрыш игрока В называется верхней ценой игры. Стратегия , обеспечивающая получение проигрыша Д называется минимаксной.
Фактический выигрыш игрока А (проигрыш игрока В) при разумных действиях партнеров ограничен верхней и нижней ценой игры. Для матричной игры справедливо неравенство
Определение 4. Если , т.е.
то выигрыш игрока А (проигрыш игрока В) определяется числом v. Оно называется ценой игры.
Определение 5. Если , то такая игра называется игрой с седловой точкой, элемент матрицы , соответствующий паре оптимальных стратегий называется седловой точкой матрицы. Этот элемент является ценой игры.
Таким образом, получаем:
нижняя цена игры
верхняя цена игры
Следовательно, , т.е. матрица игры имеет седловую точку.
Составить план выпуска изделий, обеспечивающий максимальную прибыль.
Решение:
Составим модель задачи.
Введем обозначения:
х1– количество изделий И1;
х2– количество изделий И2;
Целевая функция имеет вид:
f(x) = 600x1 + 850x2 → max
Выведем систему ограничений:
300x1 + 400x2 ≤ 12400;
200x1 + 100x2 ≤ 4400;
40x1 + 70x2 ≤ 980;
20x1 + 50x2 ≤ 640;
Преобразуем полученные неравенства к виду:
.
-300x1 - 400x2 ≥ -12400;
-200x1 - 100x2 ≥ -4400;
-40x1 - 70x2 ≥ -980;
-20x1 - 50x2 ≥ -640;
Решаем задачу в Mathcad.
Зададим целевую функцию:
F(x) = 600x0 + 850x1 (т.к. в пакете Machсad индексация начинается с 0).
Зададим матрицу
коэффициентов системы
Задаем начальные значения:
С помощью оператора Given и встроенной функции Maximize находим значения ограничений:
Given
A · x ≥ v
x ≥ 0
F(x) = 14300
Ответ: Таким образом, оптимальный план выпуска изделий И1 х1 =21 шт; и И2 х2 = 2 шт. обеспечивающий максимальную прибыль, которая равна 14300 д.е.
L = 2x1 + 3x2®min
x1 + x2 £ 4
3x1 + x2 ³ 4
x1 + 5x2 ³ 4
0 £ x1 £ 3
0 £ x2 £ 3
Таким образом минимальное значение целевой функции достигается в т. (1.14;0.57), следовательно L (1.14;0.57) = 3.99 оптимальное решение задачи.
5. Задача 3. Почтовое отделение имеет два обслуживающих окна и 4 кресла для ожидания. Клиенты прибывают на почтовое отделение с интенсивностью λ = 30 клиентов в час. Время обслуживания одного клиента минут. Дайте классификацию этой системы массового обслуживания. Найти все возможные ее функциональные характеристики. Сделайте выводы и дайте рекомендации.
Решение:
Для данной задачи
Определяем вероятность простоя по формуле:
Вероятность отказа в обслуживании определим по формуле:
Относительная пропускная способность, т.е. вероятность обслуживания:
Абсолютная пропускная способность (среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени):
Среднее число занятых обслуживанием каналов:
Среднее число заявок в очереди (средняя длина очереди)
Среднее время ожидания обслуживания в очереди
ч.
Среднее число заявок в системе
.
Среднее время пребывания заявки в системе
ч.
Вывод: Данная система массового обслуживания является системой с ожиданием и ограниченной длиной очереди, в которых время ожидания ограниченно какими – либо условиями или существуют ограничения на число заявок, стоящих в очереди.
Из расчетов, приведенных в таблице видно, что данная система будет работать более эффективно при n равное 3.
N –канальная СМО |
P0 – вероятность простоя |
Ротк – вероятность отказа |
L- среднее число заявок в очереди |
t – среднее время ожидания |
М- среднее число заявок в системе |
Т- среднее время пребыв. заявки в системе |
1 |
0,006169 |
0,602 |
3,364 |
0,112 |
4,358 |
0,145 |
2 |
0,034 |
0,262 |
0,238 |
0,007942 |
2,084 |
0,069 |
3 |
0,063 |
0,079 |
0,00568 |
0,0001893 |
2,309 |
0,077 |
4 |
0,076 |
0,019 |
0,004199 |
0,00014 |
2,457 |
0,082 |
Дополнительное задание.
Построение модели типа «черный ящик» для исследуемой системы.
Описание организации: компания «E’llips» работает с 1991 года. Сейчас уже нет сомнений, где купить косметику в Томске по доступным ценам и отличного качества. «E’llips» является первопроходцем среди компаний, предлагающих купить парфюмерию в Томске т.к. первые открыли магазин, с косметикой и парфюмерией в открытом доступе.
При формировании ассортимента, представленного в пространстве 20 магазинов, делается ставка на три важных момента в своей работе: действенность, доступность и качество.
Вектор выходов: компания является официальным представителем таких марок, как L'oreal, Garnier, Lumene, Nivea, Schwarzkopf, Maybelline и др. В магазинах сети вы найдете самый полный ассортимент указанных фирм.