Контрольная работа по "Правовые основы информатики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:59, контрольная работа

Описание работы

Разъясните понятие «Информационные системы», «Информационные технологии и средства их обеспечения» с точки зрения информационного права. Охарактеризуйте их правовой режим.
К объектам в области создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения относятся: информационные системы и информационные технологи, средства их обеспечения.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по Правовым основам информатики.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет» 

Институт  социологии и права 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

Правовые  основы информатики

Вариант №5 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

    Екатеринбург

    2011г.

 

ВАРИАНТ №5

1. Разъясните понятие  «Информационные  системы», «Информационные  технологии и средства  их обеспечения»  с точки зрения  информационного права. Охарактеризуйте их правовой режим.

     К объектам в области создания и  применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения  относятся: информационные системы  и информационные технологи, средства их обеспечения.

     Информационная  система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

     Средства  обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации.

     К информационным системам относятся  и автоматизированные информационные системы разного вида. В первую очередь это Интернет, а также  автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки  данных (АСОД), автоматизированные системы научно-технической информации (АСНТИ) и т.п., банки данных, базы знаний, экспертные системы, информационно-вычислительные системы, информационно-телекоммуникационные системы и сети, системы связи и телекоммуникации, а также средства обеспечения этих систем и технологий.

     Основные  технические средства - средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи и телекоммуникаций и др. Программные средства - операционные системы, прикладные программы, программные средства телекоммуникации, другие программные средства. Лингвистические средства - словари, тезаурусы, классификаторы, другие лингвистические средства. Организационно-правовые средства - нормативные правовые и правовые акты, нормативно-технические документы, положения, уставы, должностные инструкции.

     Основными источниками правового регулирования  отношений в области создания и применения автоматизированных информационных систем, информационных технологий средств  связи и телекоммуникаций являются Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (гл. 4 «Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения»), Гражданский кодекс РФ, а также Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», федеральные законы «О связи», «О федеральной фельдъегерской связи», «О почтовой связи».

     Собственником информационной системы, технологии и  средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты  произведены, приобретены или получены в порядке наследования, дарения или иным законным способом.

     Информационные  системы, технологии и средства их обеспечения  включаются в состав имущества субъекта, осуществляющего права собственника или владельца этих объектов. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения выступают в качестве товара (продукции) при соблюдении исключительных прав их разработчиков.

     Собственник информационной системы, технологии и  средств их обеспечения определяет условия использования этой продукции.

     Право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам.

     Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с законодательством РФ.

     Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом РФ «О сертификации продукции и услуг».

     Субъектов в области информационных технологий и средств их обеспечения можно разделить на две группы: субъекты, организующие и осуществляющие разработку информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, и субъекты, эксплуатирующие перечисленные объекты.

     В качестве субъектов, организующих и выполняющих разработку информационных систем, выступают заказчики и разработчики. Это - органы государственной власти, юридические и физические лица - организации и предприятия, специалисты. Субъектами, эксплуатирующими информационные системы, информационные технологии, являются органы государственной власти, их подразделения, юридические и физические лица.

     Одним из важнейших направлений деятельности субъектов в этой области должны быть формирование и развитие программно-технической  части информационной инфраструктуры современного информационного общества.

     Информационная  инфраструктура - организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также массовой информации и информационных ресурсов, обеспечивающая эффективную и качественную реализацию информационных процессов - процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации для удовлетворения потребностей личности, общества, государства.

 

2. Какие сведения  не могут составлять государственную тайну?

     Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в  сфере его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Таким образом, государственная тайна включает с себя и военную тайну. Причем последняя в значительной степени определяет содержание остальных составляющих государственной тайны.

     К государственной тайне может быть отнесен весьма широкий круг сведений, касающихся практически всех сфер общественной и государственной жизни. Однако при решении вопроса об отнесении тех или иных сведений к государственной тайне, должностные лица, наделенные таким правом, должны учитывать, что определенные сведения не могут являться государственной тайной. Это сведения:

     • о чрезвычайных происшествиях и  катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

     • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также  о состоянии преступности;

     • о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

     • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

     • о размерах золотого запаса и государственных  валютных резервах РФ;

     • о состоянии здоровья высших должностных  лиц РФ;

     • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

     Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении  их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. При этом гражданам предоставляется право обжаловать такие решения в суд.

     Приведенный выше перечень позволяет определить, правильно ли отнесены сведения к государственной тайне или нет. В какой-то степени он является основным, так как те перечни сведений, относимые к государственной тайне, которые на основании критериев, указанных в законе, утверждаются Президентом и составляются в конкретных ведомствах, ни при каких обстоятельствах не могут включать перечисленные в статье 7 Закона "О государственной тайне" сведения, не подлежащие засекречиванию, даже если последние относятся к тем сферам деятельности, в которых закон допускает установление государственной тайны.

 

Задача 1. Директор сельской школы Сорокоумова, историк по образованию, купила по безналичному расчету для своих учеников 10 компьютеров ЭВМ-586. При этом, слабо разбираясь в технике, она не смотрела машины, а поверила на слово продавцу, который расхваливал компьютеры и не предоставил ей возможность получить соответствующую информацию о товаре.

     При установке техники в школе  специалисты выявили, что 2 машины разукомплектованы, в двух компьютерах разбиты экраны мониторов, а в трех не работают манипуляторы.

     Сорокоумова обратилась в магазин с просьбой заменить бракованные компьютеры, но там с ней отказались разговаривать. Она собрала необходимые документы  и обратилась в суд с иском, утверждая, что при покупке компьютеров продавец не предоставил ей всю информацию о товаре.

     Правомерны  ли действия Сорокоумовой и продавца компьютерной техники?

Решение: Действия Сорокоумовой считаются правомерными, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей»:

     Глава 1, Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге).

     1. Если потребителю не предоставлена  возможность незамедлительно получить  при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

     При отказе от исполнения договора потребитель  обязан возвратить товар (результат  работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

     2. Продавец (исполнитель), не предоставивший  покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

     3. При причинении вреда жизни,  здоровью и имуществу потребителя  вследствие непредоставления ему  полной и достоверной информации  о товаре (работе, услуге) потребитель  вправе потребовать возмещения  такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

     4. При рассмотрении требований  потребителя о возмещении убытков,  причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

     Действия магазина и продавца компьютерной техники считаются не правомерными в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей»:

     Глава 2, Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества.

     1. В случае обнаружения потребителем  недостатков товара и предъявления  требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Информация о работе Контрольная работа по "Правовые основы информатики"