Комплексный правовой режим защиты персональных данных

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Целью этой работы является рассмотрение комплексно - правового режима защиты персональных данных .
В данной работе мной были поставлены следующие задачи :
1. Дать определение понятию "персональные данные " и рассмотреть основные этапы формирования данного понятия.
2. Изучить статьи, которые устанавливают юридическую ответственность за нарушение норм о персональных данных
3. Изучить процесс распространения персональных данных.
4. Изучить механизм конституционно-правового регулирования защиты персональных данных в настоящее время.
5. Рассмотреть актуальные проблемы правового регулирования персональных данных в настоящее время.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3

1. Понятие "персональные данные" .
Классификация персональных данных ...............................................5

2. Механизм конституционно- правового регулирования защиты
персональных данных в РФ...................................................................7

3. Актуальные проблемы правового регулирования персональных
данных в РФ............................................................................................12

Заключение…………………………………………………………… 18

Список литературы…………………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Komplexnyy_pravovoy_rezhim_zaschity_personalnykh.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

 Несмотря на требования к режиму конфиденциальности, все чаще и чаще происходит "утечка данных " через автоматизированные системы управления персональными данными. Специалисты объясняют это тем, что в связи с переходом от традиционной ( неавтоматизированной) к компьютерной системе управления персональными данными, злоумышленникам стало легче добыть нужные данные.

Для того, чтобы получить нужную информацию, порой достаточно сделать официальный  запрос. Но никто не гарантирует, что  полученные данные не будут использованы сотрудниками для личной выгоды. Не будем забывать также и о так называемых киберпреступниках, для которых не так уж и сложно взломать пароли и войти в систему.

В свете последних изменений, внесенных  в Закон о персональных данных, было установлено следующее требование: к 1 июля 2011 года все юридические и физические лица, использующие в своей деятельности персональные данные в электронном виде, должны осуществить необходимые мероприятия по их защите в соответствии с Законом о персональных данных9.Тем не менее некоторые государственные и частные структуры до сих пор не задаются вопросом о проведении необходимых мероприятий для повышения качества защиты персональных данных.

Неисполнение требований Закона о персональных данных уже с 1 июля 2011 года чревато довольно серьезными неприятностями, т. к. в нем четко определено, что лица, виновные в его нарушении, несут гражданскую, административную (вплоть до уголовной!) ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В соответствии с выше сказанным, можно надеяться на то, что ситуация начнет меняться в лучшую сторону.

Кроме того, в ст. 86 ТК РФ предусмотрены требования, которые  необходимо соблюдать при обработке  персональных данных работника и  гарантии их защиты. Обработка персональных данных работника должна осуществляться исключительно в целях содействия в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества, а так же в целях выполнения требований законов.10 Все персональные данные работника следует получать только у него самого. Если персональные данные работника возможно получить лишь у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее, и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель же должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.

 

3. Актуальные  проблемы правового регулирования персональных данных .

Объективные сложности  правового регулирования в сфере  защиты персональных данных обусловлены  необходимостью сбалансировать в законе противоречивые интересы нескольких групп субъектов: людей, чьи персональные данные собираются и обрабатываются (субъекты персональных данных); государственных органов, обязанных обрабатывать персональные данные в связи с исполнением своих полномочий; негосударственных организаций, заинтересованных в обработке персональных данных в соответствии с целями своей деятельности, в том числе в интересах бизнеса.

 

Законодательное регулирование  сбора и обработки персональных данных обусловлено защитой неприкосновенности частной жизни как базового конституционного принципа, поэтому приоритет в  регулировании имеют интересы субъектов персональных данных, но механизмы регулирования не должны парализовать работу государственных органов или деятельность негосударственных субъектов.

Например, правоохранительными службами могут собираться и вестись собственные базы данных. В качестве примера можно привести базы данных лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Да и другие спецслужбы также занимаются сбором и систематизацией информации о гражданах РФ. Периодически возникает вопрос  о вероятности  использования этих баз данных для давления и шантажа, но здесь действуют общие нормы Конституции РФ о недопустимости незаконного вмешательства в частную жизнь лица. Кроме этого, все вопросы, связанные с шантажом, вымогательством, незаконным привлечением к уголовной или какой-то иной ответственности, находят отражение в Уголовном кодексе

ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации11” (п. 1 ст. 11) отнес персональные данные к категории конфиденциальной информации. Структура конфиденциальной информации установлена Указом Президента РФ “Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера” №188 от 06.03.1997 г12. и персональные данные есть в этом перечне Но не все персональные данные являются конфиденциальными. Многочисленные энциклопедии персоналий, профессиональные персональные справочники, адресные книги и т.п. – это персональные данные, которые обнародуются по согласию субъекта. Однако эффективность защиты персональных данных не определяется только качеством правового регулирования. Немаловажную роль играет активность и квалифицированность правоприменителя, а также потенциал саморегулирования и формирование культуры кибербезопасности, понимаемой как уважение права каждого на неприкосновенность частной жизни, включая деликатное отношение к информации о частной жизни человека (персональных данных, в условиях использования информационных и коммуникационных технологий при получении, хранении, передаче и иной обработке этих данных.

С 1996 г. в России увеличилось количество различных баз данных, содержащих информацию персонального характера (персональные данные), держателями которой являются как государственные, так и частные, коммерческие структуры.

Тем не менее, вопросы, касающиеся сбора, обработки, хранения и передачи персональных данных не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения.

Вызывает опасение негативная тенденция к проникновению преступности в информационную сферу. Получение  криминальными структурами доступа  к конфиденциальной информации, усиление степени их влияния на жизнь общества, неразвитость институтов гражданского общества – препятствуют реализации прав граждан в информационной сфере и создают угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Необходимо отметить активное нарушение права на неприкосновенность частной жизни граждан со стороны средств массовой информации, распространяющих персональные данные, о чем свидетельствуют многочисленные скандальные “разоблачения”, герои которых вынуждены затем защищать свою честь и достоинство в суде.

На сегодняшний день в России сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, несмотря на закрепление гарантий права граждан на доступ к информации в основополагающих международно-правовых документах, Конституции РФ и в целом ряде иных нормативных актов, реальный механизм реализации права граждан на доступ к информации, в том числе информации о них в России отсутствует, реализации данного права препятствует социально-экономический кризис; низкая правовая культура должностных лиц и граждан; недостаточный уровень компьютеризации; принятые законы не обеспечивают реальных действий по получению необходимой информации; отсутствует нормативно закрепленный механизм ответственности должностных лиц за нарушение данного права. Вместе с тем, информацию, содержащую персональные данные о гражданах, в том числе базы данных различных органов государственной власти любой желающий может практически свободно приобрести за небольшие деньги.

 

При этом российские граждане в полной мере не владеют информацией  о том, в каких базах данных о них накапливается информация, и совершенно точно практически не имеют возможности по своему первому требованию получить эту информацию, изменить или исключить ее из свободного доступа.

В последние годы в  России создано так называемое управление “Р”, в задачи которого входят:

 

  • Борьба с преступлениями в сфере телекоммуникаций, доступ к услугам и ресурсам связи, в том числе сотовой, международной и междугородной.

 

 

  • Борьба с компьютерными преступлениями (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, создание и использование вредоносных программ для ЭВМ, нарушение эксплуатации ЭВМ); борьба с незаконным оборотом радиоэлектронных и специальных технических средств).

 

 

  • Борьба с распространением контрафактной продукции и нарушениями действующего законодательства в области авторских прав

 

 

К сожалению, состояние  защищенности информации , содержащих персональные данные, оставляет желать лучшего.  В качестве примера можно привести тот факт, что почти в каждом городе до сих пор  можно приобрести  базы данных различных тематик ( сведения по юридическим лицам и частным предпринимателям , включая банковский счета, инн, адрес, номера телефонов, паспортные реквизиты и многое другое.)

В условиях новых глобальных угроз, даже демократические государства, имеющие четкие правовые регуляторы защиты персональных данных, все чаще прибегают к различным способам предотвращения и выявления возможной опасности, которые, тем не менее, напрямую связаны с доступом к персональным данным граждан - прослушивают разговоры по мобильным телефонам, читают переписку граждан ( в 2000 году в Великобритании был принят закон, дающий право соответствующим государственным органам при определенных условиях требовать у провайдеров предоставления журналов сетевого трафика и перехватывать пересылаемые сообщения.)

проблема защиты персональных данных связана со степенью развитости институтов гражданского общества.

Закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки пока не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Необходимо дальнейшее совершенствование механизмов защиты персональных данных, находящихся в распоряжении федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и др.Информация, содержащая персональные данные, должна иметь гарантированный уровень правовой, организационно-технической защиты независимо от того в базе данных государственной или частной организации она находится.

 К сожалению, в  России низкий уровень развития  подобных институтов, низкая правовая  культура граждан, даже в определенной  степени правовой нигилизм, а  также недостаточный уровень  активности граждан и большая  степень закрытости власти. Именно поэтому вопросы защиты персональных данных, как впрочем, и многие другие, обсуждаются и прорабатываются сравнительно небольшой группой специалистов и правозащитных организаций, при этом сами граждане либо не считают эти вопросы значимыми, либо, чаще всего, просто не знают о наличии своих прав, их нарушениях и о том, как можно их защитить. При этом ущерб при неправомерном доступе и распространении информации о персональных данных наносится, в первую очередь, интересам самих граждан.

 

Таким образом, наряду с  правовыми и организационно-техническими мероприятиями, необходимо повышать степень  открытости власти и уровень информированности  граждан о своих правах, законных интересах и о методах их защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение :

 

Управление обществом  на современном этапе невозможно без использования высокотехнологичных  способов обработки информации. При  этом информация все чаще становится товаром, от сохранности которого зависит как благополучие отдельных граждан, так и всего общества в целом. Отсюда неизбежно возникает проблема обеспечения информационной безопасности с целью предотвращения хищения или искажения информации, блокирования процесса ее получения, противодействия попыткам внедрения ложной информации. В ходе написания данной работы было выяснено, что в настоящее время как во всем мире, так и в России существует большое количество законов и нормативных актов, количество законов и нормативных актов, регулирующих вопрос защиты персональных данных . К сожалению, в России пока еще не разработан четкий механизм функционирования этих законов, что приводит к фактическому отсутствию гарантий защиты персональных данных . Кроме этого,  граждане РФ зачастую не осведомлены о свих правах в области защиты персональных данных и не прилагают никаких усилий для решения данной проблемы. Тем не менее, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже изданные законы. направленные на решение данной проблемы в условиях информатизации общества.

В данной работе были рассмотрены  такие понятия , как "персональные данные" , "оператор персональных данных".Я ознакомилась   с основными , наиболее значимыми этапами формирования понятия персональных данных. Были изучены законы и нормативные акты, регулирующие защиту персональных данных человека. Был кратко  рассмотрен процесс распространения персональных данных и механизм конституционно-правового регулирования защиты персональных данных в настоящее время,  а также актуальные проблемы правового регулирования персональных данных в России. 

Таким образом, можно  сделать вывод о том. задачи, поставленные мной во введении, выполнены полностью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Список литературы :

 

Законы и  нормативные акты :

Информация о работе Комплексный правовой режим защиты персональных данных